background image
вторник
k
88, 9 августа 2011 г.
НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ГОРОДА
C
M
Y
K
И
стория отечественной авиации это,
прежде всего, история борьбы руково
дителей различных КБ за заказы, и на этом
пути, по мнению многих из них, все примы
были хороши, вплоть до откровенной грызни и
сведения счтов.
Один пример я уже приводил
это Курчевский. Настала очередь рассказать ещ
об одном человеке, которого жизнь забросила
в Подлипки, и которого таким же путм сначала
вознесли, а потом уничтожили борцы за место
под солнцем и их покровители. Речь пойдт о
Павле Игнатьевиче Гроховском.
Будучи военным лтчиком, Гроховский ув
лкся парашютизмом, а изобретательская жил
ка и стремление к творчеству превратили его в
одного из пионеров отечественных воздушно
десантных войск.
В 1930 году из 5 го отдела Научно испыта
тельного института ВВС была выделена группа
конструкторов во главе с Гроховским, которой
поручили разработку парашютно десантной
техники в рамках темы Воздушная пехота.
Здесь следует отметить низкий образователь
ный уровень изобретателя, имевшего за пле
чами начальную общеобразовательную и лт
ную школы, тем не менее возглавившего Осо
бое конструкторское бюро ВВС. Впрочем, та
кие как Гроховский составляли основу руково
дящих кадров страны. Несмотря на свою мало
численность, за три года существования Осо
бого конструкторского бюро ВВС под руковод
ством Павла Игнатьевича был создан первый
отечественный парашют из хлопчатобумаж
ной ткани. Это позволило сделать парашю
тизм одним из самых массовых видов спорта в
СССР. Помимо этого были разработаны под
крыльевые люльки самолтов для транспор
тировки и десантирования парашютистов и
грузов, парашютно десантные мешки для ору
жия, боеприпасов и продовольствия весом до
100 кг и парашютно десантные бензиновые
баки. Это значительно расширило функцио
нальные возможности самолтов тех лет. Вви
ду отсутствия в нашей стране специализиро
ванных транспортных самолтов их широко
использовали в годы войны. Для десантников
разработали специальные комбинезоны. Лишь
одного этого перечня достаточно, чтобы кон
статировать полезность деятельности Грохов
ского.
Надо сказать, что в стенах Особого конст
рукторского бюро ВВС прорабатывались и воп
росы транспортировки и десантирования ар
тиллерийских орудий, автомобилей и броне
техники. Естественно, что в те годы взоры
руководства ВВС были обращены на Гроховс
кого. Его поддерживали начальники ВВС П.И.
Баранов, Я.И. Алкснис и нар
ком вооружений РККА М.Н.
Тухачевский. Но ВВС это
н е п р о м ы ш л е н н о с т ь , п о
скольку их задачей является
эксплуатация авиатехники.
Поэтому с 1 сентября 1933 го
в соответствии с приказом
РВС СССР 0024 от 16 авгу
ста того же года на базе расформированного
Особого конструкторского бюро ВВС был со
здан парашютно десантный отдел во главе с
П.И. Гроховским.
Но в этом качестве Павел Игнатьевич про
служил недолго, и в марте 1934 года под его
руководством в Наркомате тяжлого машино
строения был создан Экспериментальный ин
ститут, подчиннный Главному военно моби
ЦИКЛ АВИАГРАД
Экспериментальный институт
Как наш город не стал авиационной столицей страны
лизационному управлению с дислокацией в
Москве на Центральном аэродроме. Тематика
этого института была очень обширна от
парашютных систем до летательных аппара
тов, причм таких, за которые авиационная
промышленность не бралась.
На Центральном аэродроме в Москве Экспе
риментальный институт нахо
дился недолго и ровно два
года спустя, на основании
приказа НКТП 021 от 17
марта 1936 года, был переве
дн в Подлипки на террито
рию Центрального испыта
тельного аэродрома (ЦИА)
имени Л.М. Кагановича. Этот
аэродром несколько раз пе
реходил из рук в руки, чис
лившись за Наркоматом тяжлой промышлен
ности (НКТП) и Наркоматом боеприпасов, а
затем и авиационной промышленности (НКАП).
Одновременно с этим гарнизон ЦИА возглавил
начальник авиагруппы В.М. Ремезюк.
В Подлипках в институте продолжили рабо
ты по расширению транспортных возможнос
тей самолта Р 5, сконструировав подкрылье
вые кассеты для перевозки людей и грузов. В
итоге самолт, созданный как разведчик, пре
вращался в транспортный, способный доста
вить за сотни километров до 14 десантников. 8
декабря 1936 года П.И. Гроховский сам испы
тал самолт с такой нагрузкой.
В феврале 1935 года Гроховский отобрал из
воспитанников Болшевской
трудкоммуны НКВД четырх
ребят в возрасте 12 15 лет
(Егоров, Гречихин, Осипов и
Рубцов), организовав специ
альную опытную лтную груп
пу. Соответствие их к лтно
подъмной службе было ус
тановлено Московской гарни
зонной комиссией, и для них
была составлена специальная
программа по теоретической
и практической лтной под
готовке.
Одновременно программой была предусмот
рена политическая и общеобразовательная
подготовка учлтов по курсу средней шко
лы, и вся группа находилась под системати
ческим наблюдением врачей и руководством
отдельного воспитателя.
В результате правильно организованной под
готовки с начала мая 1935 года учлты выпол
нили от 109 до 135 полтов (в
зависимости от индивидуаль
ных особенностей каждого
курсанта) с инструктором, на
летав свыше 15 часов каж
дый, а 16 летний Н.Н. Рубцов
даже выполнил два самосто
ятельных полта.
Николай Николаевич Руб
цов родился в 1919 году в Ленинграде и после
смерти матери сбежал из дома, два года ски
тался по всей стране. В 1934 году попал в
Болшевскую трудкоммуну и оттуда 7 февраля
1935 года в Экспериментальный институт.
Но дальнейшая судьба этого юноши не извес
тна.
В 1935 году на работу в институт после окон
чания МГУ был направлен Алексей Иванович
(Продолжение. Начало в номерах от 11 декабря
2010 года и от 22 февраля 2011 года)
Устройство для транспортировки автомобиля ГАЗ М1 под фюзеляжем бомбардировщика ТБ 3, созданное
в Подлипках.
П.И. Гроховский.
Николай Николаевич Рубцов родился в 1919 году в
Ленинграде и после смерти матери сбежал из
дома, два года скитался по всей стране. В 1934
году попал в Болшевскую трудкоммуну и оттуда
7 февраля 1935 года в Экспериментальный
институт. Но дальнейшая судьба этого юноши не
известна.
Привалов, начавший свою карьеру с должнос
ти инженера расчтчика. С этого момента на
чался закат звезды Павла Гроховского, имев
шего, несмотря на свой талант изобретателя,
лишь начальное образование.
В 1937 году под его руководством в Подлип
ках модернизировали мост ПГ 12, предназна
чавшийся для перевозки под
самолтом ТБ 3М 34Р авто
мобилей ГАЗ А, ГАЗ АА, лг
кого танка Т 37А и пушек об
разца 1927 года.
1937 й это год разобла
чения врагов народа. Попал
в их число и Гроховский. На
чалось вс с ликвидации Эк
спериментального институ
та. При этом конструкторс
кую бригаду Д А.И. Привалова (19 человек)
ввели в состав КБ 29, а Гроховского назначи
ли сначала главным конструктором НИИ ГВФ,
а затем начальником Хозяйственного уп
равления ОСОАВИАХИМа, понизив в должно
сти с комдива до полковника. Но и здесь
Гроховский многим не давал спокойно жить.
После появления правительственного сооб
щения об исчезновении экспедиции С.А. Ле
ваневского, отправившегося в первый в мире
трансполярный почтово грузовой рейс из
Москвы в США, Гроховский предложил ис
пользовать самолт Р 5 с грузовыми кассета
ми под крылом, изобретнными в Подлипках.
Но правительство не спешило с выдачей за
каза опальному конструкто
ру и дало разрешение, когда
к Арктике вплотную подошла
зима. А ведь это был реаль
ный шанс детально обследо
вать ледяные поля Северно
го Ледовитого океана.
В январе 1938 года некто
Соловьв (военинженер 2 го
ранга) в докладе Военному
совету ВВС РККА предложил
разделить КБ 29 на две орга
низации для продолжения
разработки самолта звена
Вахмистрова и парашютно десантной техни
ки. В Подлипках уже не было Гроховского, но
его тень и имя кое кому мешали продвигаться
по служебной лестнице, и Павла Игнатьевича
продолжали добивать.
Знаю Гроховского с 1929 г., говорилось
в докладе, его необычная наглость, а равно
и покровительство разоблачнных теперь вра
гов народа позволили ему совершать уголовно
наказуемые поступки, которых имеется беско
нечное множество
.
Надо сказать, что в архивах сохранились
документы, свидетельствующие о том, что При
валов не приветствовал инициативы Гроховс
кого, что в итоге и привело к отстранению
Гроховского от создания авиадесантной тех
ники. По большому счту, руководителю тако
го ранга требовалось и фундаментальное об
разование, которого Гроховскому так не хва
тало.
В феврале 1938 года на Гроховского обру
шился и Привалов: Враги народа <> Алкс
нис, Базенков, Хрусталв из УВВС, Туполев и
Чернышв из ПГУ (1 е Главное управление Нар
комата оборонной промышленности) развали
ли десантное дело.
В 1936 г. был ликвидирован Эксперимен
тальный институт <> (а ликвидировать
надо было одного Гроховского). УВВС не инте
ресовалось и не руководило десантным де
лом.
Туполев и Чернышв на 1937 г. предложили
начальнику КБ 29 свернуть десантное дело.
Вахмистров моментально уволил 40 человек.
На 1938 г. десантная бригада не имеет зада
ний необходимо реорганизовать КБ 29 в
опытный завод.
Для работ т. Чижевского производственная
база КБ 29 совершенно не приспособлена: нет
цехов дюралюминиевого, термических, кле
пального, сборочного, нет кадров медни
ков, слесарей, сварщиков, монтажников и нет
их поблизости, кроме как в Москве.
В том же месяце заместитель начальника
ВВС Я.В. Смушкевич обратился к начальнику
1 го Главного управления НКОП С.В. Ильюши
ну с просьбой организовать в Подлипках на
базе КБ 29 завод десантного оборудования.
Вслед за ним, 2 марта 1938 года, 1 й замес
титель наркома обороны И.Ф. Федько не толь
ко прошлся по А.Н. Туполеву, но и задел
С.В. Ильюшина, обвинив их в развале десант
ной организации и передаче КБ 29 В.А. Чижев
скому. При этом он предложил организовать
на базе КБ 29 и завода 38 новое предприя
тие десантного оборудования.
Но вс было тщетно. КБ 29 возглавил В.А.
Чижевский, а Привалов остался в нм в каче
стве начальника бригады. Но это не помешало
в 1939 году разработать и испытать комплект
для подвески лгкого танка Т 38 (ДПТ 2) под
самолт ТБ 3. Такие же опыты проводились и
на самолте ТБ 7, но в серийное производство
запустили комплекты подвесок для более со
вершенной машины ТБ 3М 34.
Согласно июльскому 1939 года постановле
нию правительства и последовавшему за ним
приказу НКАП, бригаде Привалова поручили
разработать десантно транспортную кабину
ДК 20, рассчитанную на десять десантников с
личным оружием для подвески под фюзеля
жем дальнего бомбардировщика ДБ 3. Кабину
изготовили летом 1940 года и осенью она ус
пешно выдержала испытания. Эта кабина, прав
да, изготовленная из древесины, нашла при
менение в годы войны для доставки людей и
грузов в партизанские отряды.
Кроме этого в бригаде Привалова были со
зданы мосты для наружной подвески противо
танковых ружей и 45 миллиметровых орудий,
120 мм миномтов, мотоциклов с колясками и
другого вооружения. Это был ещ один вклад
жителей Калининграда в Победу.
В начале 1940 года в КБ 29 был предложен
вариант десантирования лгкого танка, спуска
его на тросах с самолта, летящего на сверх
малой высоте (бреющий полт), но реализо
вать эту идею не удалось.
Группа Привалова проработала в Подлипках
до октября 1940 года, когда в соответствии с
постановлением СНК СССР был организован в
Москве завод 468 НКАП (с 1966 года агре
гатный завод Универсал). Главным конст
руктором и директором нового предприятия
назначили А.И. Привалова.
Николай ЯКУБОВИЧ
На Центральном аэродроме в
Москве Экспериментальный инсти
тут находился недолго и ровно два
года спустя, на основании приказа
НКТП 021 от 17 марта 1936 года,
был переведн в Подлипки на тер
риторию Центрального испыта
тельного аэродрома (ЦИА) имени
Л.М. Кагановича.
В феврале 1935 года Грохов
ский отобрал из воспитанников
Болшевской трудкоммуны НКВД
четырх ребят в возрасте 12 15
лет (Егоров, Гречихин, Осипов и
Рубцов), организовав специаль
ную опытную лтную группу.
Десантно транспортная кабина
нашла применение в годы войны
для доставки людей и грузов в
партизанские отряды.
Кроме этого в бригаде Привало
ва были созданы мосты для на
ружной подвески противотанковых
ружей и 45 миллиметровых ору
дий, 120 мм миномтов, мотоцик
лов с колясками и другого воору
жения. Это был ещ один вклад
жителей Калининграда в Победу.