background image
четверг
k
89, 11 августа 2011 г.
ДАЛКОЕ БЛИЗКОЕ
И
з Болшевской трудовой комму
ны вышло немало творческих
людей, в том числе художников. Это
му способствовала работавшая при
коммуне студия, в которой занима
лись одарнные воспитанники. Созда
на она была после того, как в начале
1933 года творческая комиссия в со
ставе С.Н. Бубновой, А.И. Скворцова и
П.П. Саурова ознакомилась с работа
ми художников коммуны Маслова,
Переца, Крестова, Дронкина и Держа
вина. Было отмечено, что в продол
жение двух лет с ними занимался ху
дожник В.Н. Новожилов, в настоящее
время занятия прерваны, и все пятеро
продолжают работать по собственной
инициативе. Кратко охарактеризовав
творчество каждого из пяти художни
ков, комиссия рекомендовала со
здать общую студию при коммуне, где
они могли бы работать совместно под
руководством опытных художника
живописца и художника рисовальщи
ка, которые направляли бы и руково
дили общей студийной работой. Сту
дией, по утверждению исследователь
ницы творчества художника Василия
Художники
Изданная 75 лет назад, книга Болшевцы (М.: ОГИЗ, 1936) была
иллюстрирована фотографиями и репродукциями с картин, как
значилось в подписях к ним, художников болшевцев И. Дронки
на, М. Секулера, А. Шепелюка, а также шаржами В. Державина.
Воспитанниками коммуны были и ставшие членами Союза
художников П. Гольцев, В. Маслов.
Маслова М.И. Киселвой, руководи
ли профессор Академии художеств
В.Н. Яковлев и П.М. Шухмин. Это ут
верждение, на наш взгляд, вызывает
сомнения. Как мог профессор Акаде
мии художеств, находившейся в Ле
нинграде, руководить студией в Бол
шеве?
Любопытная информация содер
жится в статье В. Молчанова О чм
напомнил альбом, опубликованной 4
января 1976 года в газете Правда.
Эту публикацию разыскала и любезно
предоставила нам заведующая секто
ром периодических изданий Москов
ской областной научной библиотеки
имени Н.К. Крупской Елена Артмова,
за что автор выражает ей благодар
ность.
В статье В. Молчанов писал о се
мейных реликвиях, которые долгие
годы бережно хранила Ольга Дмитри
евна Ульянова, дочь младшего брата
вождя Д.И. Ульянова, и передала их
в Центральный музей В.И. Ленина.
Среди них знаменитая картина Ле
нин в Смольном Исаака Бродского.
Это копия, пояснила Ольга Дмит
риевна и рассказала историю полот
на: Автор е молодой художник,
бывший беспризорник. Он по
дарил отцу портрет Владимира
Ильича в тридцатых годах. С тех
пор картина стала нашей семей
ной реликвией. Фамилия худож
ника осталась неизвестной
(Запомним эти слова, чтобы
позже вернуться к ним.)
Журналист позвонил в Ле
нинград искусствоведу Иосифу
Анатольевичу Бродскому (пле
мяннику художника), который
сказал: Копия картины, испол
ненная бывшим беспризорни
ком, вызывает в памяти знаме
нитую Болшевскую коммуну,
где воспитывались дети сиро
ты
(так в тексте. Л.Г.). В ком
муне была создана художе
ственная студия.
Над ней шеф
ствовал И.И. Бродский (выделе
но мной.
Л.Г.). Работой сту
дийцев интересовался А.М.
Горький. Он помог многим спо
собным ребятам поступить
учиться в Академию художеств,
в Московский художественный
институт. Многие из них стали
затем известными живописца
ми, графиками.
Для художественного воспи
тания бывших беспризорников
многое сделала Н.К. Крупская.
Вспоминаю встречу Надежды Констан
тиновны и И.И. Бродского в Наркомп
росе, на которой я присутствовал бу
дучи помощником директора Всерос
сийской академии художеств. Она
высказала тогда сво мнение о карти
не Ленин в Смольном: Народ при
нял е. Ильич в ней живой
Ни О.Д. Ульянова, ни И.А. Бродский
не смогли назвать фамилию автора
копии картины Ленин в Смольном,
но оба сошлись в одном: сделал е
бывший беспризорник. Кроме того,
Иосиф Анатольевич предположил, что
он из Болшевской трудовой коммуны.
Не менее, если не более важными
представляются его слова о том, что
над художественной студией комму
ны шефствовал Исаак Израилевич
Бродский. Сведения об этом нам не
встречались нигде, кроме как в дан
ной статье. Но как, каким образом
шефствовал над болшевцами И.И.
Бродский, живший и работавший в
Ленинграде? Этот вопрос я адресовал
директору музея квартиры художни
ка в Петербурге, но ответа не дождал
ся до сих пор
Если связи И.И. Бродского с воспи
танниками коммуны, где была созда
на художественная студия, над кото
рой он, по словам его племянника,
шефствовал, ещ предстоит устанав
ливать и изучать, то достоверно изве
стно, что в ИЖСА (Институте живопи
си, скульптуры, архитектуры) у И.И.
Бродского и в возглавляемой им Все
российской академии художеств учи
лись художники болшевцы Пимен
Гольцев, Иван Дронкин и Анатолий
Шепелюк. Последний был учени
ком самого И.И. Бродского.
Об этих трх художниках хочет
ся рассказать подробнее. Почему
только о них? Мы не ставим своей
целью рассказать обо всех худож
никах, занимавшихся в изостудии
Болшевской трудовой коммуны.
Одни из них, чьи фамилии названы
выше, видимо, не оставили замет
ного следа в изобразительном ис
кусстве, и имена их растворились
во времени. Другие (к примеру,
Владимир Державин) избрали
иную творческую стезю. А ведь
Державин подавал большие надеж
ды. Творческая комиссия отмеча
ла: Работает над карикатурами на
местную жизнь коммуны и, судя по
ним, умело владеет рисунком. Ка
рикатуры острые и, очевидно, име
ют большое сходство. Тов. Держа
вин, судя по одному живописному
портрету, может работать и крас
ками, но ввиду недостаточности
этого рода работ трудно опреде
лить его возможности как живо
писца. В тов. Державине нужно
развивать его способности к кари
катуре и попробовать его испытать
в качестве живописца. Но Владимир
Державин стал оригинальным поэтом
и блестящим переводчиком. О заме
чательном живописце Василии Мас
лове уже не раз писали (см. очерк
М.И. Киселвой Возвращение и ме
муары А.Г. Двейрина в третьем номе
ре альманаха Болшево за 1994 год,
статью Светланы Гладыш И вместо
кличек нам вернули имена во втором
номере альманаха Лубянка за 2006
год, статью Марии Мироновой Две
подписи художника в газете Кали
нинградская правда от 30 ноября 2010
года, статью о В. Маслове и репродук
ции его работ из собрания Королв
ского исторического музея и архива
дочери художника Н.В. Масловой в
Интернете на сайте ГеоКоролв).
Имена же художников П. Гольцева,
И. Дронкина и А. Шепелюка вспомина
ют несправедливо крайне редко.
* * *
Пимен Семнович Гольцев родился
9 сентября 1910 года в городе Глазове
Калужской губернии. Учился на рабфа
ке искусств в Москве (1927 1931 гг.),
в Институте живописи, скульптуры, ар
хитектуры (ИЖСА) Всероссийской ака
демии художеств в Ленинграде (1934
1938 гг.).
Заведовавший в сво время музы
кальной частью в Болшевской трудо
вой коммуне, А.Г. Двейрин в воспоми
наниях Искусство в коммуне, опуб
ликованных в альманахе Болшево
(3, 1994 г.), писал: Картины Пимена
Гольцева были выставлены в Акаде
мии художеств. На этой выставке был
представлен и написанный им мой пор
трет. Выставка была устроена в связи с
принятием его в члены Союза худож
ников. Профессора живописи и худож
ники дали высокую оценку воспитан
нику Болшевской трудкоммуны
.
С 1949 года Пимен Гольцев прини
мал участие во всесоюзных и москов
ских выставках художников. В частно
сти, участвовал в состоявшейся в 1955
году в Москве в Центральном парке
культуры и отдыха им. А.М. Горького
большой выставке живописи, скульп
туры, графики и работ художников
театра и кино Москвы и Ленинграда (в
ней приняли участие почти 500 худож
ников, экспонировались 1000 произ
ведений, был издан каталог).
Среди произведений художника
полотна Изучение миномта (1947),
Женский портрет (1952), Первые
успехи (1954), На балконе молодые
москвичи (1957). Он также иллюст
рировал и оформлял книги для изда
тельств Москвы (Рассказы Джека
Лондона и др.), работал в жанре пла
ката. Произведения художника вос
производились в ряде каталогов выс
тавок.
Жил и творил Пимен Гольцев в
нашем городе, где преждевременно и
умер 10 февраля 1960 года, не до
стигнув полувекового рубежа.
Заме
чу, что в третьем томе биобиблиогра
фического словаря Художники на
родов СССР (М.: Искусство, 1976)
ошибочно указано место его смерти
с. Костино (Московская обл.). По
слок Костино стал городом в 1940
году, а в 1960 году вошл в состав
Калининграда.
В историко краеведческом музее
города Королва можно увидеть Пор
трет композитора А.Г. Двейрина, на
писанный П. Гольцевым в 1930 е годы.
В 1992 году Двейрин подарил его му
зею. В фондах музея также находится
работа Пимена Гольцева Пейзаж в
окрестностях Болшева, который се
годня увидеть, увы, невозможно, так
как он не представлен для обозрения.
* * *
Иван Иванович Дронкин родился
11 (24) февраля 1906 года в селе
Мокрая Ольховка Царицынской гу
бернии. Он писал историку М.И. Ки
селвой: В коммуне я оказался в
1930 г. Работал на заводе и учился в
изокружке, которым руководили И.
Лавров и Н. Жуков (автор лениниа
ны). В 1932 г. в коммуне была органи
зована выставка работ учеников
кружка
. Творческая комиссия в на
чале 1933 года в заключении о рабо
те художников трудкоммуны отмеча
ла о Дронкине: Немногочисленные
образцы его работ дают представле
ние о нм как о типичном самоучке.
Последняя его работа Женщина с
ребнком уже носит на себе следы
учения. Тов. Дронкину, в отличие от
прочих, необходимо учение, а не толь
ко художественное руководство
.
В биобиблиографическом справоч
нике Художники народов СССР
ошибочно, на наш взгляд, указано:
Учился в ИЖСА (1932 1934) у
И.И. Бродского, изостудии при отде
лении НКВД в г. Костине Московской
обл. (1934 1938) у В.М. Новожило
ва. Последовательность обучения
Пимен Гольцев.
Из домзака в коммуну. Картина художника болшевца Ивана Дронкина.
Анатолий Шепелюк. Г.Г. Ягода у болшевцев.
Плакат работы Пимена Гольцева.