background image
четверг
k
89, 11 августа 2011 г.
ДАЛКОЕ БЛИЗКОЕ
C
M
Y
K
болшевцы
Анатолий Шепелюк. Бердянский дворик. 1935 год.
была скорее обратной сначала в
изостудии коммуны, а затем в ИЖСА.
Да и в указанные годы Костино не
имело статуса города.
В изданном в 1936 году каталоге
Выставка картин и рисунков худож
ников членов Болшевской и
Люберецкой трудовых коммун
НКВД есть и работы И. Дрон
кина. В книге Болшевцы по
мещены репродукции с его кар
тин Из домзака в коммуну,
Коммунарка.
Он преподавал в изостудиях
в Костине (1931 1941) и
Грозном (1946 1953), где
жил и работал в послевоенные
годы, участвовал в республи
канских художественных выс
тавках. Среди его работ: Ав
топортрет (1935), Нефтяной
фонтан (1946), Пионерла
герь (1949), Юные туристы
(1957), Портрет свинарки М.А.
Наумкиной (1958), В.И. Ле
нин в кабинете (1963), а так
же ряд натюрмортов (цветы),
пейзажей г. Грозного и его
окрестностей. Работы худож
ника включены в альбом Ху
дожники Чечено Ингушетии
(Л., 1965) и каталоги выставок.
В городском историко крае
ведческом музее находится написан
ная маслом картина И. Дронкина Дом,
в котором жил В.И. Ленин в Костине
зимой 1922 г.. Имя Ивана Ивановича
Дронкина включено в Реестр худож
ников Российской империи, СССР,
русского зарубежья, РФ и республик
бывшего Советского Союза (XVIII
XXI вв.).
* * *
Анатолий Павлович Шепелюк ро
дился в 1908 году (по другим данным
в 1906 г., по спискам Всероссий
ской академии художеств в 1912 г.)
в Стерлитамаке, умер в 1971 году (по
другим данным в 1972 г.). Посещал
изостудию Болшевской трудовой ком
муны. В книге Болшевцы помещены
репродукции с его картин Г.Г. Ягода у
болшевцев, Перед судом товари
щей. В 1933 1939 годах А. Шепе
люк учился во Всероссийской акаде
мии художеств у И.И. Бродского и В.Н.
Яковлева. В 1930 х годах на живопис
ном факультете ленинградского ИЖСА
Иван Дронкин. Домик Ленина.
Исаак Бродский. Ленин в Смольном.
Анатолий Шепелюк. Перед судом товарищей.
существовала практика: студентам
давалось задание написать автопорт
рет. Написал его в 1935 году и Анато
лий Шепелюк. Эта работа художника
была представлена на состоявшейся в
2009 году выставке Автопортрет и
портрет художника, ядром которой
являлось замечательное собрание
портретов Научно исследовательско
го музея Российской академии худо
жеств.
Иосиф Бродский в книге Исаак Из
раилевич Бродский (М.: Изобрази
тельное искусство, 1973) писал: Ле
том 1935 года с группой учеников Иса
ак Израилевич поехал в Бердянск, а
затем в крупные промышленные цен
тры УССР Днепропетровск, Днеп
родзержинск, Запорожье. Студенты
старшекурсники А. Лактионов, Ю. Не
принцев, А. Яр Кравченко, П. Бело
усов, Н. Тимков, М. Копейкин, А. Ше
пелюк работали на бердянских рыб
ных промыслах, принимали участие в
общественной жизни района. На выс
тавке их работ в Бердянске экспони
ровались портреты передовиков про
изводства, этюды, композиции на
темы колхозной деревни, судострои
тельной верфи, завода сельскохозяй
ственных машин
.
А. Лактионов в Воспоминаниях об
учителе писал: Летом мы все разъез
жались по разным городам, но тут слу
чилось так, что Исаак Израилевич пред
ложил нам поехать с ним на летнюю
практику к нему на родину.
Мы сделали громадное количество
работ: портретов рыбаков, рабочих;
писали этюды на заводах, на море, на
рыбацкой косе. У Исаака Израилевича
появилась мысль показать наши
работы на выставке. Он представил нас
зрителям. Выставка имела большой
успех. Мы были на заводах, в колхозах,
и всюду встречали нас с необычайной
благожелательностью. На нас это про
извело окрыляющее впечатление. Уез
жая, мы чувствовали себя выросшими,
самостоятельными художниками. Пос
ле этого Исаак Израилевич повз нас в
Днепропетровск, на Днепрогэс, а затем
в Днепродзержинск. Надо сказать, что
все расходы по этим поездкам взял
Анатолий Шепелюк. Автопортрет. 1935 г.
Исаак Израилевич на себя, нам они
ничего не стоили
.
Пятью годами раньше (8 ноября
1930 г.) в родном городе Исаака Брод
ского Бердянске был открыт ху
дожественный музей. Он возник
на основе коллекции, доставлен
ной в город Бродским и его уче
никами Лактионовым, Яр Крав
ченко, Козеллом, Шепелюком и
другими. В постановлении Днеп
ропетровского областного Сове
та по этому поводу отмечалось,
что созданный большой худо
жественный музей из произве
дений выдающихся русских ху
дожников в количестве 250 кар
тин, преподнеснных в дар род
ному городу художником И.И.
Бродским, дат яркую картину
развития русского искусства и
является ценным вкладом в
культурное строительство г. Бер
дянска и в то же время разреша
ет задачу приближения искусст
ва в массы
.
Директор Бердянского худо
жественного музея имени И.И.
Б р о д с к о г о
Марина Бу
ч а к ч и й с к а я
сообщила мне, что
приезжавший в Бер
дянск в 1935 году
вместе с другими
студентами Анато
лий Шепелюк пода
рил музею 20 своих
работ (Бердянский
дворик и др.).
Он учился на жи
вописном факуль
тете, но не завершил
обучение, получив
справку об оконча
нии 5 курсов. Его
отчислили как не
предоставившего
дипломную работу.
Трудно поверить в
истинность этой
причины, ведь в те
годы художник мно
го и плодотворно работал. Он входил в
Объединение молоджи Ассоциации
художников революционной России
(ОМАХРР), с 1939 года участвовал в
художественных выставках.
Художник А. Яр Кравченко вспоми
нал, как, приехав из Ленинграда в Моск
ву сдавать картину, он 21 июня 1941 года
праздновал с друзьями сво тридцати
летие: Веслые, с песней мы шли по
улицам ночной Москвы. Не забыть ту
мягкую, тплую, летнюю ночь, буйный
ливень, листву, изнемогающую под круп
ными каплями Взяв машину, мы по
ехали на дачу к моему товарищу худож
нику Анатолию Шепелюку. С каким удо
вольствием в последождевой свежести
мы садились за стол на веранде. Приро
да, умытая дождм, под лучами восходя
щего солнца казалась особенно прекрас
ной. Лгкий ветерок колыхал белоснеж
ную, свеженакрахмаленную скатерть.
Был провозглашн тост за первые часы
моего четвртого десятилетия, но подня
тые руки застыли Радио сообщило,
что началась война
К сожалению,
Яр Кравченко не назвал место нахожде
ния дачи и не указал, принадлежала ли
она Шепелюку или он е снимал.
В 1944 году проживавший в то время
во Владимире известный московский
живописец А.П. Шепелюк был избран
председателем правления созданного
владимирского областного Союза со
ветских художников. В послевоенные
годы он вернулся в столицу.
Основные произведения Анатолия
Шепелюка: Портрет старого колхоз
ника (1948), Л.Н. Толстой и И.С. Тур
генев (1958), серия портретов деяте
лей культуры (1960 е годы). Одной из
наиболее известных картин художника
является Кутузов на Бородинском
поле. Он не был баталистом, поэтому
изобразил полководца не во время сра
жения. На переднем плане Кутузов си
дит в окружении генералов Раевского,
Ермолова и Кутайсова и указывает ру
кой на поле, распоряжаясь, куда дви
гаться войскам. Для изображения свет
лого образа Кутузова художник выб
рал яркие и сочные краски. Знатоки
считают, что художник допустил в кар
тине историческую ошибку. Ведь Раев
ский с утра руководил обороной бата
реи на кургане и не мог находиться на
командном пункте Кутузова. Если до
пустить, что он приехал туда после того,
как его разгромленный корпус смени
ла дивизия Лихачва, но тогда бы он не
мог бы встретить Кутайсова, который к
тому времени был уже убит. Есть у
историков и претензии к изображн
ным наградам военачальников, кото
рыми они были отмечены позже или не
имели вовсе. Конечно, картина не пре
тендует на исторический документ. В
ней важнее мотив: военачальники оду
хотворены и настроены только на по
беду.
Теперь внимание: Анатолий Шепе
люк создал несколько работ, относя
щихся к лениниане. В творческом со
дружестве со своим однокурсником
Николаем Бендриком он написал кар
тину В.И. Ленин беседует с крестьяна
ми. Его кисти также принадлежит кар
тина В.И. Ленин в деревне Кашино 14
ноября 1920 года, которая была укра
дена из разрушенного в Кашине музея
Лампочка Ильича. Напомним, что 14
ноября 1920 года была пущена первая
сельская электростанция, положившая
начало электрификации Подмосковья.
Таким образом, у А. Шепелюка был
опыт работы над ленинианой. Вполне
естественно напрашивается вывод, что
из всех художников болшевцев репро
дукцию с картины Бродского Ленин в
Смольном, подаренную Д.И. Ульяно
ву, мог сделать скорее всего именно
Анатолий Шепелюк. Искусствоведам не
составило бы труда определить это. Но
Центральный музей В.И. Ленина, в
фондах которого находилась репро
дукция, в 1993 году был закрыт, и ме
стонахождение картины неизвестно
Остатся добавить, что имя А.П.Ше
пелюка включено в Единый художе
ственный рейтинг 1000 лучших ху
дожников мира (XVIII XXI вв.).
Вот такие замечательные художни
ки жили и работали в Болшеве, творче
ством которых королвцы могут по
праву гордиться.
Леонид ГОРОВОЙ