background image
Буранный полустанок
вторник
k
94, 23 августа 2011 г.
C
M
Y
K
КОСМОНАВТИКА И МЫ
Прошло пять лет, и сейчас начина
ются реальные работы по реконструк
ции парка. В частности, в соответствии
с соглашением 27 04/1 от 27 апреля
2011 года между ЦПКиО и ЗАО Чудо
град должны быть демонтированы
вс принадлежащее последнему иму
щество и оборудование, включая
объекты на Пушкинской набережной.
Следует обратить внимание на то, что
к их числу отнесн также макет косми
ческого корабля Буран, являющий
ся объектом научно технического и
культурно исторического наследия
страны.
Буран был разработан в 70 80 х
годах прошлого века как многоразо
вый орбитальный корабль. 15 ноября
1988 года он в автоматическом режиме
совершил двухвитковый полт и по
садку, точность которой измерялась
метрами. Вспомним, что американцы
отправляли свои челноки только в пи
лотируемом варианте при точности
посадки до километра.
Объект, находящийся на
Пушкинской набережной,
это технологический обра
зец БТС 001, на котором от
рабатывались нагрузки, ис
пытываемые в реальном по
лте при старте с Земли и
возвращении с орбиты, ког
да при входе в плотные слои
атмосферы весь корабль
подвергался значительным
термомеханическим нагруз
кам.
В 1993 году было решено
установить данный макет на
территории набережной с
целью организации на его
базе наземной космической
станции Космос Земля,
президентом которой стал
космонавт 2 Г.С. Титов.
Идея создания познаватель
но развлекательного комп
лекса на основе использова
ния выработавших ресурс
образцов техники была выд
винута и реализовывалась
рядом предприятий косми
ческой отрасли, обществен
ных организаций и специа
листов энтузиастов. В арсе
нале станции, кроме челнока, имелись
космическая оранжерея, салон косми
ческой медицины, космический ресто
ран, планетарий и др.
К 1996 году за счт внешних инвес
тиций была реализована увлекатель
ная программа Космическое путеше
ствие, позволявшая наиболее полно
из доступных на Земле способов реа
лизовать имитацию полта в около
земном космическом пространстве. В
соответствии с принципом атрибутив
ной реальности достоверность ощуще
ния космического полта обеспечива
лась путм использования реальных
объектов и передовых технологий.
Теперь уже мало кто знает, что пред
ставляло собой такое путешествие. Со
шлмся на воспоминания одного из
организаторов проекта Сергея Жар
кова:
В сентябре 2006 года на заседании Правительства Москвы был утверждн
проект реконструкции ЦПКиО им. Горького. В основу нового видения терри
тории парка положена идея, озвученная тогда главным архитектором Моск
вы Александром Кузьминым: в процессе обновления парка Горького са
мое главное сохранить в неприкосновенности то, что москвичи привыкли
видеть (Российская газета. Столичный выпуск 4163 от 06.09.2006 г.).
Каждый сеанс продолжался ровно
два часа. Сначала его участники соби
рались в небольшом накопителе, где
на циферблате часов стремительно
бежал отсчт обратного времени до
старта осталось 1500 секунд 1499
1498 После краткого инструктажа о
предстоящем космическом полте и
подстерегающих в нм опасностях все
проходили внутрь Бурана и занима
ли свои места в салоне
Наступало время старта. Специ
альное устройство покачивало и тряс
ло корабль, на мониторах, которые за
меняли иллюминаторы, шла картинка
бегущей мимо Пушкинской набереж
ной, потом тряска прекращалась это
Буран отрывался от земли, и мож
но было видеть сначала стремительно
уменьшающуюся панораму Москвы,
потом Московской области, затем Рос
сии Корабль выходил в открытый
космос В иллюминаторах появлял
ся вид Земли из космоса, яркие звз
ды, рядом пролетал метеорит
А затем наступала кульминация
настоящий космический обед из тех
самых продуктов, какие использова
лись на реальных космических кораб
лях Первые блюда упаковывались в
специальные двойные полиэтиленовые
пакеты с клапаном, чтобы не пролить,
в них через трубочку заливалась горя
чая (70 градусов) вода, несколько ми
нут и вот вам, пожалуйста, суп, как
будто бы приготовленный дома, толь
ко что с плиты. Есть или, правильнее,
пить его приходилось прямо из па
кета, но в этом и заключался особый
интерес: вс по настоящему, по кос
мически
Виды Земли из космоса в наших ил
люминаторах мониторах сменялись
научно популярными фильмами о кос
мосе, о достижениях отечественной
космонавтики
(см. Московская на
ука и промышленность 3, 2008 г.,
с. 22, 23).
В течение двух последующих лет та
кое путешествие совершили десятки
тысяч граждан России и зарубежья
разного возраста, что практически до
казывает интерес к теме широких сло
в населения и правильность выбран
ного пути. Имея неоценимое просвети
тельское и культурное значение и яв
ляясь неотъемлемой основой патрио
тического воспитания, комплекс назем
ной станции успешно работал и не толь
ко окупал расходы на сво содержа
ние, но был экономически прибыль
ным.
К сожалению, в 1997 2000 годах
дальнейшее развитие комплекса при
остановилось в связи с внутренними
конфликтами и кризисной ситуацией,
а к моменту выхода из кризиса комп
лекс лишился своего президента,
идейного руководителя и вдохновите
ля не стало Германа Степановича
Титова.
Вспомнив об этом уникальном ком
плексе, позволю себе небольшой экс
курс в историю того места, где стоит
корабль.
В начале 20 х годов прошлого сто
летия на месте городской свалки, кото
рую впоследствии засыпали песком,
организовали первую Всероссийскую
сельскохозяйственную и кустарно про
мышленную выставку. Она располага
лась в 255 павильонах и постройках.
Под выставку отвели обширную пус
тынную местность, включавшую в себя
отдельные участки территории Голи
цынской больницы, Нескучного сада и
Воробьвых гор. Советские павильоны
выстроили с одной стороны Москвы
реки, иностранные с другой.
Первая общенациональная выстав
ка (после революции и гражданской
войны) стала ещ и крупнейшим меж
дународным смотром в ней участво
вало более 600 фирм из 18 стран Евро
пы, Азии и Америки.
Советская власть рассматривала выс
тавку как событие историческое и на
сущно нужное стране, высококультур
ное и животворящее по своим послед
ствиям предприятие именно так го
ворится в Постановлении ВЦИК Советов
об е открытии от 15 августа 1923 года.
Практически единственным в парке
архитектурным свидетельством этого
события является павильон шести
гранник, возведнный по проекту ар
хитектора Желтковского к открытию
выставки. В 1928 году на месте совет
ских павильонов начал работать Цент
ральный парк культуры и
отдыха, получивший в
1932 году имя М. Горько
го. Примерно тогда же на
Пушкинской набережной,
следуя примеру Московс
кого аэропорта, размести
лась выставка авиацион
ной и воздухоплаватель
ной техники, где демонст
рировались самолты
того времени, дирижабли,
аэростаты и др. Можно
было даже за отдельную
плату совершить экскур
сионный полт на пасса
жирском гидросамолте
вдоль Москвы реки.
К слову сказать, сосед
ство авиационной выстав
ки с парком Горького было
органичным настолько,
что в среде коренных мос
квичей сохранилась ле
генда о связи между име
нем ЦПКиО и названием
крупнейшего для 1930 х
годов пассажирского са
молта АНТ 20 Максим
Горький. Легенда, прав
да, не совпадает с реаль
ными фактами, но наглядно свидетель
ствует о восприятии москвичами
неотъемлемого присутствия самолтов
в данной части Москвы.
В годы Великой Отечественной вой
ны на этой же территории располага
лась выставка немецкого трофейного
оружия. Она тянулась на целый кило
метр вдоль реки, здесь были представ
лены различные образцы военной тех
ники от гаубиц и танков до самол
тов, например, Дорнье, Мессерш
митт Bf.109, Мессершмитт Bf.110,
Мессершмитт 262, Фокке вульф
FW 200, Хейнкель He 111, Хен
шель Hs 129, Юнкерс Ju 52, Юн
керс Ju 87, Юнкерс Ju 88...
Теперь здесь уже почти два десятка
лет стоит Буран. За прошедшие годы
вид космоплана на берегу Москвы реки
удачно вписался в облик этой части
города. Для отдыхающих москвичей и
гостей столицы он является своего рода
визитной карточкой ЦПКиО им. Горь
кого. В 1997 году макет космического
корабля Буран на Пушкинской набе
режной был внесн в Перечень досто
примечательностей столицы.
На основании всего изложенного
хочется спросить архитектора Алексан
дра Кузьмина, упомянутого в начале
статьи: что же, по его мнению, москви
чи привыкли видеть на Пушкинской
набережной? Что, как не лучшие об
разцы техники и, в первую очередь,
именно авиационной? А теперь уже и
космической
Продолжателем традиций наземной
космической станции на сегодняшний
день является Некоммерческое парт
нрство Земля и космос Германа Ти
това, работающее при поддержке Рос
космоса, Академии космонавтики им.
К.Э. Циолковского, Федерации космо
навтики России, Всероссийского мо
лоджного аэрокосмического обще
ства Союз, Академии государствен
ной безопасности и других заинтере
сованных организаций и предприятий.
Президент партнрства лтчик кос
монавт СССР Игорь Петрович Волк.
Главная цель партнрства пропа
ганда национальной космической дея
тельности, разработка и реализация
целевых научно технических, инфор
мационно образовательных проектов и
программ по аэрокосмической темати
ке, осуществление музейного, экскур
сионного, лекционного и консультаци
онного обслуживания на территории
Российской Федерации и за рубежом,
международное научно техническое и
культурное сотрудничество.
Если говорить о конкретной площадке
на Пушкинской набережной, то партнр
ство готово в любой момент возродить
зарекомендовавший себя в 1990 е годы
проект, а также дополнить его другими,
не менее интересными и актуальными
программами. Для этого есть вс спе
циалисты, материальная часть, финан
сирование. Не хватает лишь политичес
кой воли руководящих структур, не могу
щих (или не хотящих) увидеть перспек
тивы развития данного комплекса.
Остатся надеяться, что руководство
парка, а также Правительство Москвы
вс же не будут принимать поспешных
решений, касающихся данной площад
ки, и успеют разобраться в ситуации
раньше, чем к Бурану придут гастар
байтеры с автогеном и кувалдой. И тог
да полустанок на Пушкинской набе
режной превратится в вечную стоянку
самого умного космического корабля
мира, а гражданам страны не придтся
зажигать поминальные свечи на месте
очередного загубленного шедевра тех
нической мысли.
Любовь ВЕРШИНИНА, ЦНИИмаш
Буранный полустанок