background image
четверг
k
95, 25 августа 2011 г.
К ЮБИЛЕЮ РКК ЭНЕРГИЯ
(Продолжение. Начало на с.1)
А вот реальный спускаемый аппарат, в котором
на Землю возвратился Ю.А. Гагарин, на МАКС не
привезли, поскольку есть определнные ограни
чения на его вывоз с постоянной экспозиции му
зея РКК Энергия, где он сейчас находится. Дело
в том, что, несмотря на многократные попытки
оценить страховую стоимость аппарата, ни одна
страховая компания не смогла е определить.
Сегодняшний день космонавтики был представ
лен в экспозиции РКК Энергия реальным, побы
вавшим на околоземной орбите спускаемым аппа
ратом пилотируемого корабля Союз ТМА 13 и
моделью Международной орбитальной станции.
Составители экспозиции уделили большое
внимание и дню завтрашнему. Получить пред
ставление о нм посетителям помогали модели
коммерческой орбитальной станции и коммер
ческого космического комплекса для облта Луны.
Впрочем, по всеобщему мнению, ключевым
элементом экспозиции была полномасштабная
концепт модель возвращаемого аппарата пило
тируемого транспортного корабля нового поко
ления. Этот корабль одна из составных частей
перспективной пилотируемой транспортной си
стемы, над техническим проектом которой се
годня работают РКК Энергия и ряд смежных
организаций. Проработки конструкции нового
пилотируемого корабля капсульного типа, кото
рый предназначен для доставки на орбиту эки
пажа из шести человек, а также не менее 500 кг
полезного груза, начались в 2009 году с выпол
нения эскизного проекта. Тогда же корабль
получил рабочее название Русь. В начале июня
прошлого года эскизный проект был завершн,
началось создание технического проекта. На этой
стадии специалисты выявили ряд проблемных
вопросов, которые теперь дорабатываются. Ме
нее чем через год, в июле 2012 го, материалы
технического проекта должны быть представле
ны на экспертизу. Выпуск рабочей документации
начнтся после принятия технического проекта
заказчиком и заключения им с корпорацией
Энергия соответствующего договора.
В перспективе намечено создание нескольких
модификаций корабля, которые будут выходить
на околоземную и окололунную орбиту. За счт
применения парашютно реактивной системы по
садки разработанный пилотируемый космичес
кий корабль будет приземляться в 10 раз точнее
Союза. Кроме повышенной точности призем
ления и большего размера, есть ещ одно, более
существенное, отличие Руси от Союза: она
будет многоразовым кораблм и сможет летать в
космос до десяти раз.
Неудивительно, что полноразмерный макет
возвращаемого аппарата нового корабля привлк
повышенное внимание не только специалистов
космической отрасли, но и других гостей МАКСа.
Так, 17 августа, посещая салон, с Русью ознако
мился Премьер министр В.В. Путин и, как гово
рят, проявил к концепт модели особый интерес.
Многие иностранные гости тоже очень заинте
ресованно осматривали этот экспонат и даже стре
мились посидеть в креслах, предназначенных для
космонавтов.
Над новыми проектами
работать молодым
Поздравление
от первого лица
Мы им это разрешали, если они соглашались
снимать обувь, рассказывает дежуривший на
экспозиции молодой сотрудник корпорации Игорь
Фролов, потому что мы соблюдаем традицию,
начало которой положил Гагарин. Как известно,
когда была первая примерка космического ко
рабля Восток, Юрий Алексеевич подошл к нему,
снял ботинки и так прошл внутрь спускаемого
аппарата. На новый корабль мы возлагаем боль
шие надежды, подчеркнул мой собеседник.
Разговаривая с ним, я обратила внимание на то,
что большинство специалистов, работающих на
экспозиции, это молодые инженеры. В год 65
летия Энергии на предприятии продолжается
смена поколений, и этот факт говорит о том, что
перспективные проекты, способные привлечь ув
лечнную, талантливую молоджь, набирают силу.
В некоторых подразделениях корпорации сред
ний возраст сотрудников снизился с 60 до 35 лет,
то есть это уже не стечение обстоятельств, а
устойчивая тенденция.
Несколько лет назад был период, когда мно
гие думали, что российского космоса не будет,
продолжает Фролов, но сейчас мы можем
чтко сказать, что мы уверенно развиваемся по
всем направлениям как в области пилотируе
мого космоса, так и в области автоматических
аппаратов. В общем, мы живы, у нас есть много
интересной работы и хорошие перспективы.
Из за плотного графика работы на МАКСе, пре
дусматривающего целый ряд встреч руководства
и ведущих специалистов РКК Энергия с пред
ставителями зарубежных и российских предпри
ятий и организаций, журналистам было очень
сложно подступиться к первым лицам корпора
ции для интервью. Однако
президент, генераль
ный конструктор РКК Энергия Виталий Лопота
согласился сказать несколько слов для читателей
нашей газеты, многие из которых работают в
Энергии и имеют самое непосредственное от
ношение к е предстоящему юбилею:
За последние годы в деятельности корпора
ции произошло немало событий. Мы смогли осу
ществить техническое перевооружение по ключе
вым производственным позициям, и оно продол
65 лет
время
строить планы
жается до сих пор. При этом мы рассчитываем
только на свои силы, ведм политику независи
мости как нормальное акционерное общество,
автономное на рынке, ориентирующееся в значи
тельной части на государственные и междуна
родные заказы.
В результате мы сумели, сконцентрировав все
наши внутренние резервы, в два раза увеличить
объмы производства кораблей, в настоящее вре
мя выпускаем десять кораблей в год. И сегодня
РКК Энергия монополист в транспортном
обеспечении космической деятельности, я
имею в виду пилотируемую космонавтику для
всего мира.
Корпорация аккуратно, аргументированно и про
думанно делает каждый очередной шаг. К приме
ру, на МАКСе 2011 мы представили облик нового
корабля, и это, я считаю, шаг эволюционный. Мы
не забыли крылатые схемы, которые были предло
жены Ю.П. Семновым. Просто они были пред
ставлены раньше, чем заказчики оказались к этому
готовы. А дальше, наверное, это вс пытались
продвинуть излишне суетливо, хотя надо было
побольше поработать над компоновкой и аэроди
намикой. Но, повторю, этот опыт прошл не зря, и
мы прорабатываем целый ряд схем космических
кораблей будущего. Уже рисуются на бумаге те
космические аппараты, которые будут воплощать
ся в жизнь лет через 20, поскольку мы должны
семь раз измерить, прежде чем один раз отрезать,
ведь у нас нет права на ошибку: за кораблями
человеческие жизни. Продолжаем мы деятельность
и по другим направлениям, в которых корпорация
имеет уникальные наработки.
Хотя, вс таки, самое уникальное и самое боль
шое богатство РКК Энергия это е коллек
тив. Прекрасно помню первый день, который я
здесь проработал. Не могу сказать, что я тогда
сильно волновался, потому что было такое ощу
щение, будто пришл к хорошо знакомым людям,
единомышленникам. Мне хочется всех их пригла
сить 9 сентября во Дворец спорта в Мытищах, где
мы будем праздновать наш юбилей. Будет вели
колепный концерт и представление всей истории
корпорации, думаю, места на зрительских трибу
нах хватит всем сотрудникам. Поздравляя с праз
дником, я хочу пожелать им крепче держаться за
наше предприятие, а также здоровья, неиссякае
мой энергии, буйства мысли и действия.
Подготовила Нина ИВАНОВА
дир части приказал мне написать заяв
ление на рационализаторское предло
жение. За него я получил аж пятнад
цать рублей, и это при трх рублях
оклада!
А в цехе в течение первых двух трх
лет мне удалось расшить не одно
узкое место, и по второму рационали
заторскому предложению получить 170
рублей при окладе 70 руб. Потом
ещ Видимо, оценив мои техничес
кие возможности, руководство цеха
предложило мне быть мастером на уча
стке настройки. А я отказался... Не знаю,
какой бы вырос из меня начальник, что
я лично успел бы сделать, но я не го
рюю по упущенной перспективе, по
скольку сейчас практически во всех
изделиях предприятия есть мои разра
ботки и изобретения.
Полт Гагарина ошеломил всех.
Думали, что человек полетит в космос
не ранее чем через 10 лет. И вдруг
такое! Я тогда был студентом 5 го кур
са МАИ и делал курсовой проект гро
мадного двигателя с использованием
выбранного мною сжиженного метана
в качестве горючего. Мне было инте
ресно попробовать в ракетной технике
дешвый природный газ. Удивитель
но, но учные заговорили о его перс
пективности только недавно. С интере
сом работал над проектом, и вдруг по
радио: на борту космического ко
рабля Восток гражданин Советского
Союза майор Юрий Гагарин. Это была
сногсшибательная новость
По распределению я и несколько
моих друзей попали в Подлипки в п/я
651 секретную космическую орга
низацию, в комплекс М. В. Мельнико
ва, где проектировали плазменный дви
гатель для марсианской экспедиции.
Но постепенно марсианская тема стала
тормозиться в пользу лунной, и в ок
тябре 1964 года Сергей Павлович Ко
ролв издал приказ о создании 33 го
отдела, куда направил большинство
молодых специалистов, предваритель
но собрав всех нас в свом большом
кабинете. Многие были недовольны,
так как увлеклись марсианской темой.
Вы что? сказал Королв.
Или хотите, чтобы американе были пер
выми на Луне? (Он так и говорил
американе). Ну хорошо, если через год
кому то станет невмоготу, приходите
ко мне, я вас направлю, куда захотите.
К сожалению, через год Королва не
стало. А мы продолжали заниматься
лунной программой. Нашей группе
выпала задача обеспечить многократ
ный запуск ракетного двигателя в ус
ловиях невесомости. Задача была со
вершенно новой. Но нам удалось раз
работать способ гидродинамического
моделирования в наземных условиях,
позволяющий имитировать условия
запуска двигателя в невесомости.
Этот способ дал экономический эф
фект в 20 миллионов рублей. Тех, со
ветских рублей, когда рубль был доро
же доллара. Нас было пять авторов
этого изобретения, стало быть, на од
ного приходилось по 4 миллиона руб
лей. Годовой фонд зарплаты большин
ства из нас составлял в то время при
мерно 2000 рублей. Получается, что
мы отработали свою зарплату на 2000
лет вперд!
Сейчас от лунной программы остал
ся лишь разгонный блок Д (ДМ), кото
рый успешно летает уже 40 лет, и ни
разу не было в нм отказа по вине
системы обеспечения запуска.
Середина 50 х годов, я трудился
инженером конструктором в конструк
торском отделе 04, который возглав
лял Эдуард Иванович Корженевский.
Мы работали над созданием ракеты
носителя Р 7. Великолепная семр
ка создавалась в атмосфере безудер
жного энтузиазма, царившего в кол
лективе, которым руководил Сергей
Павлович Королв. Будучи признанным
локомотивом, он увлекал за собой
Русь в центре
внимания
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
Вс это было, было
Вспоминают ветераны предприятия
На работу в Энергию я посту
пил после трх лет службы в армии на
полигоне Капустин Яр, который, как
потом оказалось, стал началом моего
пути, связанного с ракетной темати
кой. И очень полезным началом.
Между днм демобилизации и пер
вым моим рабочим днм прошло боль
ше трх месяцев. В этот период был
запущен первый спутник. И без моего
участия... Но за последующие годы я
наверстал упущенное. Начинал работу
в цехе, где изготовлялись и настраива
лись приборы для следующих спутни
ков и кораблей и, как оказалось, для
гагаринского тоже.
К моменту начала работы на пред
приятии у меня уже был опыт радио
любителя. А после окончания технику
ма и распределения в институт связи я
приобрл опыт разработчика и настрой
щика достаточно сложной аппарату
ры. И наконец, служба в армии, где
сразу стал радиомастером. После
усовершенствования схемы управле
ния мобильной радиостанцией коман
А.А. Федосов на предприятии
с 1957 года, прошл путь от регули
ровщика аппаратуры до начальника
группы. Ныне Алексей Александро
вич ведущий инженер отдела 240.
Заслуженный изобретатель РФ (ав
тор более 100 изобретений).
всех. Никто не считался со своим лич
ным временем, работая допоздна.
Вспоминается эпизод из того дал
кого времени, когда шла работа над
головным обтекателем. На этом при
мере видно, как С.П. Королв умел
сжимать события и размещать их в
единицу времени. Такое умение не сни
лось многим руководителям и до него
и после него.
В апреле 1958 года в моей рабочей
тетради появились исходные данные,
нарисованные моей рукой: схема сбро
са и крутящий момент для створок (по
ловинок) головного обтекателя, зави
зированные проектантами С. Ф. Пар
музиным и П. И. Ермолаевым. А в сен
тябре того же года опытный образец
головного обтекателя стоял на ракете,
стартующей в сторону Луны. Пуск ока
зался неудачным из за начавшихся
резонансных автоколебаний в системе
подачи топлива, но факт остатся фак
том: за такое короткое время были
выполнены проектные разработки;
выпущены рабочие чертежи, изготов
лена материальная часть весом более
200 кг, проведены конструкторско до
водочные испытания отдельных узлов
и испытания конструкции в целом в
наземных условиях.
Эпизод, о котором я хочу расска
зать, связан с тем моментом, когда
полностью изготовленный обтекатель
лежал на технологической подставке
в горизонтальном положении. Техно
лог, проектирующий эту оснастку, со
вершенно не учл неустойчивость та
кого положения. Нижний край торце
вого шпангоута находился в полумет
ре от пола. Я решил осмотреть замки
и тяги продольного стыка головного
обтекателя. Но стоило мне только кос
нуться его края, как он с грохотом
опрокинулся, и я оказался внутри его
конуса. Вытирая со лба холодный пот,
я ощупал себя: вроде цел, ни одной
царапины. Край обтекателя лежал на
подставке, а противоположный с раз
битым кронштейном оси вращения
на полу, образовав треугольную щель.
Через эту щель я вылез на свет Божий
ни живой ни мртвый. Коленки дро
жали в течение получаса. Эпизод за
мяли. Обтекатель и подставку срочно
доработали и вперд, к новым свер
шениям!
Подготовил Валерий СОКОЛОВ
Е.А. Селуянов работает на пред
приятии с 1961 года, прошл трудо
вой путь от инженера до ведущего
инженера, сменного руководителя
группы целевых нагрузок ГОГУ (глав
ной оперативной группы управления).
Ныне Евгений Алексеевич инженер
второй категории отдела 323. Имеет
восемь правительственных наград
.
С.В. Денисов проработал на пред
приятии с 1953 по 2000 год, прошл
путь от техника до начальника кон
структорского сектора отделения 2.
Заслуженный изобретатель РКК
Энергия, автор более 200 изобре
тений, из них более 150 внедрено.
Имеет пять государственных наград.
В настоящее время Сталь Викторо
вич преподаватель КККМТ, читает
курс механики, является заведую
щим лабораторией гидравлики, аэро
динамики и испытаний космических
аппаратов.