background image
четверг
k
95, 25 августа 2011 г.
К ЮБИЛЕЮ РКК ЭНЕРГИЯ
В космической технике, в частности
кораблях Союз и Прогресс, раке
тах носителях, широко используются
высокопрочные цветные сплавы, про
вода и кабели с медной жилой, нержа
веющие, жаростойкие стали, благород
ные и редкоземельные металлы. На
пример, для электрических контактов
применяют золото, палладий и их спла
вы; высокоэнергетические постоянные
магниты изготавливают из редкозе
мельных металлов: самария, неодима,
гадолиния и других. Медь, никель, цинк,
кобальт и практически вся таблица
Менделеева добываются и выплавля
ются в Норильском промышленном
районе, аналогов которому нет в мире.
О наличии здесь полезных ископаемых
людям было известно ещ в бронзо
вом веке (III I век до н. э.). В конце XV
века поморы организовали Мангазей
ский морской ход от устья Северной
Двины через пролив Югорский шар к
полуострову Ямал и по рекам Мудрой и
Зелной в Обскую губу, далее по реке
Таз до златокипящей Мангазеи, в
1603 году ставшей городом Российс
кого государства. В Мангазее имелись
литейные мастерские, где выплавляли
медь, золото и другие металлы. В куз
ницах изготавливали изделия из меди
и е сплавов. А руду возили из района
теперешнего Норильска по Енисею и
его притоку реке Турухан. Мангазея
существовала менее века в 1676
году был построен город Новая Манга
зея (ныне Туруханск) на реке Турухан.
В 1990 х годах финансирование РКК
Энергия, которая разрабатывала,
изготавливала и выводила на орбиты
пилотируемые и грузовые космичес
кие корабли, стало резко снижаться.
Руководство призвало все подразде
ления, используя свой опыт, искать
заказы на разработку техники для дру
гих отраслей. К нам приезжали специ
алисты из сырьевых отраслей страны с
целью ознакомления и возможности
поставки необходимых им приборов и
агрегатов. Пожалуй, самой представи
тельной делегацией была группа спе
циалистов из горно металлургической
компании (ГМК) Норильский никель
во главе с генеральным директором
Д.Т. Хагажеевым. В начале 2001 года
был подписан протокол с перечнем тем,
по которым требовались разработка и
поставка оборудования для нужд ком
пании. Участвовали основные отделе
ния и ЗЭМ. Нашему отделению запла
нировали разработку автоматизирован
ной фурмы для металлургической печи
Ванюкова. Фурма это устройство
для подачи дутья в металлургические и
плавильные печи. Агрегат сравнитель
но сложный по конструкции, работаю
щий при высоких температурах и тре
бующий автоматического управления.
Также предложили разработку и по
ставку прибора для подключения и от
ключения самоходной бурильной ус
тановки (СБУ) в условиях рудника, где
добывалась никелевая руда. Специа
листы ГМК рассмотрели возможность
использования взрывобезопасных дат
чиков перемещений, разработанных
нами для космического комплекса
Энергия Буран.
За исполнением тем, включнных в
согласованный протокол, следил лич
но Ю.П. Семнов генеральный кон
структор и президент предприятия. К
разработке фурмы сразу же были под
ключены опытные конструкторы во
главе с Евгением Бобровым и группа
специалистов по автоматике под руко
водством Владимира Брыкова. Бобров
и Брыков вылетели в Норильск для
ознакомления с требованиями и усло
виями эксплуатации фурмы.
Вторая разработка была поручена
нашему сектору, имеющему опыт про
ектирования ручных электросоедините
лей для космических станций Мир и
МКС. Я позвонил главному энергетику
Заполярного филиала ОАО ГМК Но
рильский никель В.К. Мальцеву по во
просу технического задания на прибор.
Виктор Кириллович пригласил меня к
ним, посмотреть рудник Таймырский
и оборудование. Здесь же, на руднике,
вы вместе с главным энергетиком со
ставите техническое задание, пред
ложил он. По его вызову в Норильск
были направлены Е.Н. Рябко и я.
15 мая 2001 года. Наша делегация в
составе более двадцати специалистов
летит в Норильск. В первом салоне са
молта Д.Т. Хагажеев с помощника
ми и охраной, второй салон занимаем
мы. Взлетаем, когда на Москву опуска
ется прозрачный вечер. В Норильске
разница по времени с Москвой плюс
4 часа. Самолт заходит на посадку. В
аэропорту Алыкель уже утро, ярко све
тит солнце. Спускаемся по трапу
холод обжигает лицо! Минус 15 граду
сов, а в Москве было плюс 22! Кругом
сверкающий алмазами белый белый
бесконечный снег. Мы находимся на
широте 69 градусов 30 минут и 7 се
кунд. Заполярная тундра я первый
раз вижу этот заснеженный, суровый
край! Вдали поднимаются высокие бе
лые холмы, залитые солнцем.
Садимся в комфортабельный авто
бус и едем в город. Скоро появляются
промышленные здания, густо дымя
щие высокими и низкими трубами. Это
металлургические заводы и тепловые
электростанции, работающие на камен
ном угле.
Нас ждут в Учебном центре Горно
металлургической компании, находя
щемся недалеко от гостиницы. Идм
через большой заснеженный двор. Во
дворе через слежавшийся снежный
покров высотой около трх метров
проделаны открытые проходы к до
мам параллельной улицы. Сверху
слышны крики детей, катающихся на
санках и лыжах. Снег не проваливает
ся, скольжение хорошее как на
льду! Такого снега у нас в Подмоско
вье не увидишь!
На встречу пришли ответственные
специалисты заводов и рудников. Глав
ный инженер ГМК поблагодарил нашу
делегацию за приезд, кратко познако
мил с нуждами компании, пожелал
специалистам плодотворной работы.
После этого начались встречи. Евгению
Рябко передали, что главный энергетик
рудника Таймырский ушл в отпуск,
но на руднике нас ждт завтра в девять
часов его заместитель Александр Нико
лаевич Зудин. Рудник Таймырский
находится в Талнахе. Туда нас отвезт
служебный автобус. Остальные наши
специалисты также должны поехать на
соответствующие предприятия. Было
объявлено, что в последний день наше
го пребывания в городе состоятся экс
курсия в Государственный музей исто
рии освоения и развития Норильского
промышленного района и ужин с учас
тием руководителей ГМК.
Мы пошли посмотреть город. Пря
мые и широкие улицы. Идм к цент
ральной магистрали Ленинскому
проспекту, который разрезает город на
две неравные части. Выходим на про
спект. Первое, что бросается в глаза,
невысокая, двухэтажная эстака
да, идущая посередине проспекта. На
первом этаже располагаются трубы
в тепловой изоляции, на втором эта
же, на настиле, лежит земля для цвет
ников. Проспект застроен домами от
четырх до девяти этажей, которые в
основном возведены на железобетон
ных сваях, выступающих над землй
до полутора метров. Окна между свая
ми заложены кирпичом. Однако мно
гие дома имеют фундамент, положен
ный на скальные породы под слоем
вечной мерзлоты. Широкие тротуары
застелены плиткой и уже свободны от
снега. Светит полуденное солнце, и на
мостовой стелется низкий серый ту
ман. Мы шагаем, утопая по колено в
этой дурно пахнущей белесой пелене!
Заходим в магазины, сравниваем цены
с нашими, московскими. Здесь продо
вольственные товары в два раза доро
же. В универмаге Детский мир ас
сортимент крайне ограниченный, а
цены ещ выше! Покупателей еди
ницы. Продавцы, узнав, что мы из Мос
квы, заваливают нас самой разной ин
формацией и вопросами. Содержание
загрязняющих веществ в атмосфере
Норильска редко бывает ниже 4 5
предельно допустимой концентрации
(ПДК), доходя до 26 ПДК и даже выше!
А в голубике и бруснике, которых мно
го родится в тундре, содержание тяж
лых металлов (никель, медь, цинк) пре
восходит предельно допустимый уро
вень (ПДУ) в 10 20 раз! Поэтому
средняя продолжительность жизни в
Норильске на 10 лет меньше, чем в
других российских регионах. Некото
рые его жители уже навсегда отрезаны
от европейской части: у них семьи без
мужей, а зарплата чуть больше сто
имости одного билета туда! И поме
нять работу практически невозможно.
Горожане рассказывают нам о жизни
зимой. Особенность е сочетание
низких температур и сильного шкваль
ного ветра. Мороз до минус 56
о
С.
Кроме холода, снега и ветров ещ и
хищные звери, живущие в простран
стве между сваями под домами. Вече
ром даже на улицу выходить опасно! С
наступлением весны звери уходят в
тундру
В рыбном магазине большой
выбор свежей, солной и копчной
рыбы. Это нельма, омуль, муксун,
чир. Цены существенно ниже мос
ковских. Район Норильска это
рыбный край. Рыбы здесь больше,
чем зверей!
Видели мы, к сожалению, и брошен
ные девятиэтажные дома на сваях. На
стенах зияли зигзагообразные трещи
ны, проходящие через несколько эта
жей. Очевидно, они образовались из
за разной осадки свай по причине их
неправильной установки. Строители
иногда забывали, что вечная мерзлота
в городе по каким то случайным при
чинам может подтаивать!
Мы с Евгением Рябко едем на слу
жебном ПАЗике по Ленинскому про
спекту в город спутник Талнах, до
которого чуть более 30 километров.
Холмистая тундра сверкает бесчислен
ными алмазными россыпями. Иногда
встречаются карликовые и высушен
ные деревца, как будто воткнутые в
снег.
Автобус останавливается около свет
ло жлтого трхэтажного здания с баш
нями подъмника. Это и есть наземная
часть рудника Таймырский.
На втором этаже нашли кабинет глав
ного энергетика. В нм нас радушно
встретил Александр Николаевич Зудин.
Он передал извинения своего началь
ника, объяснив, что отпуска на руднике
даются строго по утвержднному гра
фику. Это связано с авиатранспортом
и длительностью отпуска (три месяца).
Предлагаю начать нашу встречу с
ознакомления с оборудованием и ус
ловиями его эксплуатации. Для этого
вам необходимо спуститься в забой, в
котором находится самоходная буриль
ная установка шведской фирмы Atlas
Corpo. Это последний, пятый этаж
рудника на глубине от 1050 до 1300
метров. Бурильная машина там оста
новлена для профилактики. Вас будет
сопровождать мастер Александр Кра
син. Он ответит на все вопросы. После
посещения забоя встречаемся здесь и
вместе составляем проект техническо
го задания, сказал Александр Ни
колаевич. Он позвонил, и через не
сколько минут в кабинет вошл строй
ный молодой человек, одетый в спец
форму, но без головного убора. Мы
познакомились, он попросил называть
его Сашей.
Саша отвл нас в комнату для пере
одевания. Нам выдали такую же одеж
ду, как у него, а также пластмассовую
каску с фонариком. Помогая друг дру
гу, мы довольно быстро оделись и ста
ли похожи на шахтров. Только после
этого я подумал, что делаю на седьмом
десятке лет! Я же никогда не спускался
ни в шахту, ни в рудник, я буду в нм
самым пожилым человеком! Но вс
непредвиденное было впереди
Мы вышли. Саша стоял в коридоре.
Он улыбнулся и поздравил нас с вступ
лением в профессию шахтров. Те
перь в забой, сказал Саша и пошл
к шахтному стволу. Открыв дверь, мы
оказались на мостике, перекинутом на
подъмник, который представлял со
бой круглую металлическую платфор
му диаметром около двадцати метров.
История предприятия складывается не толь
ко из голых цифр и официальных отчтов о
его деятельности. Кусочек е хранится в па
мяти каждого, кто когда либо переступал
порог знаменитой королвской фирмы. Эти
воспоминания составляют единое целое, и
сегодня мы с помощью одного из наших вне
штатных авторов хотим добавить к этой мо
заике очередной фрагмент.
Энергия и норильская
металлургия
Космические
корабли и Норильск
На руднике Таймырский
Конструкторы летят
на север
Кремль города Мангазея (XVII век).
Административные здания на Ленинском проспекте.
Ленинский проспект в мае.
История одной
История одной
История одной