background image
четверг
k
95, 25 августа 2011 г.
К ЮБИЛЕЮ РКК ЭНЕРГИЯ
C
M
Y
K
Она имела ограждение с перилами и
несколькими закрытыми калитками.
Саша закрыл нашу калитку и запер е.
Женщина, управляющая подъмником,
спросила: Готовы? Можно опускать?,
Опускайте, ответил Саша. Плат
форма начала двигаться вниз, плавно
набирая скорость. Мне показалось, что
через минуту мы неслись к центру Зем
ли со скоростью поезда! Вокруг вс
тряслось и грохотало просто трудно
передать мо состояние! Я бросал
взгляды на Евгения и Сашу их лица
были спокойны, иногда они даже улы
бались. Это благоприятно влияло на
меня. Можно сказать, что я пришл в
себя, когда платформа начала тормо
зить. Она быстро остановилась. Саша
открыл калитку, и мы спустились на
дно рудника. На площадке, окружав
шей платформу, было светло и тепло.
По контуру площадки расположены
несколько туннелей, уходящих в тем
ноту. Подземелье напоминало семей
ство природных пещер. Только гул вен
тиляторов, сотворнный ими ветер да
висящие электрические светильники
выдавали творение человека.
У одного туннеля нас ждал жлтый
вездеход с огромными колсами. Мы
забрались на площадку кузова с двумя
скамейками и сферической крышей.
Поехали, держитесь крепче, ска
зал Саша. Двигатель заревел, и везде
ход помчался по бездорожью полу
тмного туннеля. Огромные колса спа
сали нас от невиданной тряски и силь
ных толчков, а крышу от разруше
ния головами в касках! Вездеход легко
перепрыгивал трубы, пересекавшие
туннель, преодолевал лужи озра зна
чительной глубины и много много уха
бов, ям и больших кусков руды! Нас
бросало то вверх, то в стороны, метал
лические скамейки наносили нам жст
кие удары, а со всех сторон на нас
летели ещ и крупные ледяные брыз
ги! Водитель спешил, но вл машину
мастерски. Раза два мы пропускали
встречные вездеходы. Туннель позво
лял разъезд с минимальными зазора
ми. Ехали чуть больше получаса, а по
казалось, что целую вечность. Длина
таких туннелей на руднике более 300
километров, а мы проехали в двадцать
раз меньше! Вдруг за поворотом блес
нул яркий свет, и через миг
вездеход въехал в забой.
Это была просторная пе
щера, у передней стенки
которой стояла бурильная
установка на гусеничном
ходу (СБУ), со множеством
длинных консольных
шпинделей с бурами. Они
почти упирались в стенку
пещеры. Примерно посере
дине установки находилась
кабина управления для ма
шиниста. Сзади не, на оси,
был установлен подвиж
ный барабан для электро
кабеля. Установка была
электрическая, то есть дви
гатели для перемещения
установки и вращения
шпинделей были электри
ческими. Подача трхфаз
ного напряжения произво
дилась с помощью кабеля,
подсоединяемого к внеш
ней сети. Для подсоедине
ния и отсоединения СБУ ис
пользовалась коробка подключения,
содержащая выключатель, сигнализа
торы и ручной электрический соедини
тель. Технология добычи никелевой
руды следующая. Машинист подклю
чает установку к внешней электричес
кой сети, садится в кабину и управляет
одновременным бурением в стенке за
боя множества глухих отверстий глу
биной около двух метров. Закончив
бурение, он отъезжает на установке в
соседнюю пещеру на 50 100 метров
от места бурения. Затем приходит к
коробке и вручную отключает питание
установки. Возвращается к ней и на
матывает кабель на барабан. В забой
приходит бригада взрывников, закла
дывает в каждое пробуренное отвер
стие взрывчатку и производит взрыв
стенки, в результате чего отваливает
ся несколько кубических метров руды.
Далее наступает пауза для удаления
газа и пыли, образовавшихся от взры
ва. Затем в забой приходят горные
инженеры, определяют качество руды
и принимают решение о следующем
взрыве. Появляются автопогрузчики,
отвозят руду, перегружают е в ваго
нетки для подъма на поверхность.
После освобождения забоя машинист
подключает бурильную установку, пе
ремещает е в забой к указанному
месту. Начинается новый цикл добы
чи руды.
Мы осмотрели коробку подключе
ния шведского производства. Она была
крайне изношена и много раз ремонти
ровалась здесь же в забое. Оказывает
ся, на нашей глубине, в одной из пещер
имеется ремонтный цех, в котором даже
изготавливают необходимые детали.
Электрический соединитель очень
трудно состыковывался и расстыко
вывался. Приходилось применять мон
тировку. Тяжлая коробка не была при
способлена для перемещения. В нашей
разработке необходимо устранить эти
недостатки.
Обратная дорога показалась намно
го короче. Когда мы поднялись из шах
ты и пришли в раздевалку, мне пред
ставлялось, что вс увиденное и услы
шанное было во сне. Я поблагодарил
Бога за возвращение из забоя.
Александр Николаевич Зудин и Саша
уже ждали нас. Совместными усилия
ми сравнительно быстро написали про
ект технического задания. Александр
Николаевич пообещал оформить и ут
вердить его в течение недели и выс
лать факсом нам для согласования.
Мы расстались как давно знавшие друг
друга коллеги. Специалисты Таймыр
ского оказались образованными, ин
теллигентными людьми, с которыми
было приятно общаться и работать.
На следующий день я встретился с
заместителем генерального директора
по быту Леонидом Сергеевичем Фрай
маном. Он попросил рассказать о това
рах народного потребления (ТНП), ко
торые производит корпорация. Я по
знакомил его с характеристиками ку
хонного комбайна и пылесоса Энер
гия, которые выпускает наш завод по
лицензии японской фирмы SANYO,
а также скороварки собственной раз
работки. Леонид Сергеевич проявил
профессиональный интерес к нашим
товарам. Он попросил меня передать
руководству просьбу ГМК получать эти
товары для продажи работникам ком
пании, а также узнать, можно ли на
первом этапе купить их в кредит. Я
сообщу нашу просьбу факсом руко
водства, сказал Леонид Сергеевич
при прощании со мной. Вернувшись из
командировки, я передал просьбу ГМК
руководству службы сбыта ТНП.
После обеда началась экскурсия по
городу. Музей Норильска находится
на Ленинском проспекте, в самом цен
тре города. Он размещается на двух
этажах, но чувствовалось, что много
численным экспонатам и картинам
крайне тесно. Нас особенно заинтере
совала экспозиция добываемых и вып
лавляемых металлов, материалы по
истории Норильского промышленно
го района. Не буду повторяться о Ман
газее, а перешагну сразу в XIX век,
когда в окрестностях современного
города купцы Сотниковы построили
шахтную печь, где выплавляли черно
вую медь.
В 20 е годы ХХ века экспедицией
под руководством геолога Н.Н. Урван
цева в Норильском районе были вы
явлены богатые месторождения угля
и медно никелевых руд. Экспедиция
Урванцева предсказала и богатые за
лежи полиметаллических руд в сосед
нем Талнахе.
В 1935 году было принято решение о
строительстве Норильского горно ме
таллургического комбината. В 1942
году он выдал первые тонны никеля.
Сейчас комбинат производит никель,
медь, кобальт, теллур, селен, серу и
другие химические элементы, в кон
центратах благородные металлы:
золото, серебро, платину, палладий,
иридий и др.
На базе металлургического комби
ната началось строительство города.
В 1935 1955 годах освоение мес
торождения в силу особо сложных при
родных условий было осуществлено
силами заключнных Норильлага. Че
рез Норильский лагерь прошло свыше
500 000 человек. Среди них известный
геолог Н.Н. Урванцев, учный химик
А.А. Баландин, писатели Е.Я. Драбки
на, Д.Н. Кугультинов, народный артист
СССР Г.С. Жжнов и другие. Георгий
Жжнов, будучи заключнным, с 1949
по 1953 год работал артистом в Но
рильском драматическом театре, где в
то же время начинал артистическую
деятельность Иннокентий Смоктунов
ский.
Представляется необходимым
вспомнить об Алексее Андреевиче Ба
ландине, выдающемся учном гиганте
в области органического катализа, ав
торе 1054 трудов и 17 изобретений,
действительном члене АН СССР с 1946
года, декане химического факультета
МГУ. По ложным доносам Баландин
был дважды репрессирован, отбывал
наказание в Норильске и привлекался
к работе в опытном металлургическом
цехе. Затем был полностью реабили
тирован.
15 июля 1963 года Норильску при
своен статус города.
С 1956 года его стали заселять жи
тели с материка, желающие полу
чать северные надбавки и повышен
ную зарплату. Были и добровольцы,
которые хотели поработать на 70 й
широте. Минимальное время контрак
та составляет 15 лет. Такой стаж до
статочен для получения пенсии, а в
советское время и льгот на покупку
(постройку) жилья в средней полосе
России. Во время нашего пребыва
ния средняя зарплата шахтра состав
ляла 1200 долларов. Это очень не
много для Заполярья.
Застройка Норильска в 1960
1970 годы изменилась, стали приме
нять свайные железобетонные фун
даменты заводского изготовления.
Несущая способность свай, вморо
женных в предварительно пробурн
ные скважины, была достаточна для
любого типа сооружений. Под здани
ями устраивают специальные продув
ные отверстия, которые охлаждают
поверхность и сохраняют грунт в мр
злом состоянии. Однако при малей
шем несоблюдении технологии уста
новки свай устойчивость сооружений
уже через несколько лет нарушалась.
Отремонтировать их практически не
возможно.
Улицы города располагаются пер
пендикулярно направлению ветра.
Замкнутые дворы и контуры микро
районов способствуют созданию вет
ровой тени, защищающей дома от
снежных заносов.
Численность населения Норильска,
включая города спутники Талнах, Кай
еркан и Снежгорск, 232 000 человек
(по данным 2004 года).
Запасы руд Норильского промыш
ленного района одно из самых цен
ных богатств Сибири, они не имеют
себе равных в мире. Сейчас здесь вы
плавляется более 75% российской
меди, более 80% никеля, почти вся
платина и весь кобальт, а также очень
ценный металл палладий.
Норильский район дат значитель
ную долю мирового производства ни
келя и платины, поэтому он оказывает
влияние на мировые цены на эту про
дукцию.
Норильск является одним из пяти
самых северных городов мира. 270 су
ток в году здесь стоит мороз, из них
130 пурга, и почти два месяца (де
кабрь, январь) полярная ночь. В мае
июле полярный день. Безмороз
ными бывают только июль и август.
Экскурсовод рассказала, что поляр
ный день в этом году начнтся 20 мая и
закончится 30 июля.
После экскурсии мы пошли на ужин,
который был дан руководством ком
пании в честь нашей делегации. Он
проходил в банкетном зале в здании
управления ГМК. На ужине присутство
вали главный инженер и его замести
тель. Главный инженер поблагодарил
РКК Энергия имени С.П. Королва
за активную помощь в разработке обо
рудования для предприятий компании
и выразил надежду на тесное сотруд
ничество специалистов и в дальней
шем. Он поднял тост за успехи как в
космосе, так и в создании оборудова
ния для рудников и металлургических
заводов. В свою очередь мы выразили
признательность за тплый прим на
шей делегации.
Конструкторы нашего отдела разра
ботали автоматизированную фурму.
Были изготовлены три опытных образ
ца и опробованы на Норильском ме
деплавильном заводе. Выявленные
недостатки были устранены. Хотелось
бы особо отметить заслугу в реализа
ции фурмы Евгения Боброва, Влади
мира Брыкова, Станислава Темнова,
Леонида Фролова, Геннадия Земцова,
Сергея Меркушина.
Прибор для подключения и отклю
чения СБУ был разработан, конструк
ция его утверждена главными энерге
тиками рудников Таймырский, Ок
тябрьский и Комсомольский под
названием Коробка подключения
сильноточной нагрузки. Основной
вклад в создание конструкции и вы
пуск чертежей внесли В.И. Привалова,
Л.С. Архипенко, Г.Т. Собакина, Е.Н. Ряб
ко и автор очерка. На прибор был полу
чен патент Российской Федерации.
Экономическая служба определила за
водскую цену опытного образца. Мож
но было начинать его изготовление. Но
в это время сменилось руководство
ОАО ГМК Норильский никель. Вско
ре пришл факс от нового руководства
компании, что в связи с финансовы
ми затруднениями ГМК в настоящее
время не может финансировать изго
товление и поставку фурмы и прибора
для СБУ. Это была фактически коман
да на прекращение работ.
В заключение хочу сообщить, что в
докладе Президенту РФ Д.А. Медведе
ву 14 января 2011 года генеральный
директор ГМК Норильский никель
озвучил среднюю зарплату в Нориль
ске на 1 января в размере 72 000 руб
лей в месяц. Думаю, это свидетель
ствует об улучшения жизни норильчан.
Рудольф ТЮКАВИН,
ветеран РКК Энергия
им. С.П. Королва,
кандидат технических наук
Фото из архива автора
В музее
Эпилог
Полярное лето на улице Норильска.
Здание рудника Таймырский.
Металлургия Норильска.
командировки
командировки