background image
четверг
k
104, 15 сентября 2011 г.
2011 Й ГОД РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
Эрик Михайлович, почему не Марс и другие
планеты, а Луна?
Дело в том, что космические исследования
нужны нам, прежде всего, для того, чтобы лучше
понять самих себя, свою природу, происхожде
ние, расширить знания о собственном доме. Так
вот, есть большая часть истории родной планеты
первые 500 700 миллионов лет е жизни,
о которой нам вообще ничего не известно. Луна,
с которой Земля образует генетически связанную
пару, дат нам, как в зеркале, отражение этого
периода времени. Вот почему так важно знать
механизм возникновения нашего спутника, выяс
нить его химическое строение, состав и возраст
пород. Было бы неразумно упустить такой шанс:
ведь именно у нашей страны есть бесценный опыт
исследования вещества Луны с помощью автома
тических возвращаемых аппаратов, какого нет
больше ни у кого в мире. Именно исследование
Луны в качестве приоритетной научной задачи
могло бы вернуть нашей стране статус мирового
космического лидера. Поэтому я надеюсь, что
проект Луна Глоб также будет, наконец, осуще
ствлн в самое ближайшее время.
Насколько плотно вовлечн ваш институт в
космическую тематику, чтобы вы могли о ней
судить?
Ещ в 50 е годы прошлого века Академия
наук поручила директору ГЕОХИ академику Ви
ноградскому осуществлять научное руководство
по разработке методов и аппаратуры для изуче
ния тел Солнечной системы. С тех пор Институт
работает в тесном контакте с предприятиями ра
кетно космического комплекса. Практически на
всех космических аппаратах научного назначения
по планетной тематике устанавливались прибо
ры, созданные в ГЕОХИ. Так, с помощью газоана
лизаторов, установленных на борту трх станций
Венера (1967 1969 годы), впервые был опре
делн состав атмосферы этой планеты. Аппараты
Луна в 70 е годы прошлого века доставили на
Землю лунный грунт, который был исследован и
до сих пор хранится в институте. При помощи
наших приборов было определено содержание
радиоактивных элементов в породах, залегаю
щих на поверхности Марса. Я не только директор
ГЕОХИ, но и президент международной ассоциа
Истина в Луне
Гвоздм программы недавно прошедшего Международного авиакосми
ческого салона (МАКС 2011) стал макет космического аппарата Фобос
Грунт, представленный разработчиком НПО им. Лавочкина. Космичес
кий аппарат, уже собранный и направленный на вибрационные испытания,
намечено запустить к спутнику Марса Фобосу в ноябре текущего года.
Планируется, что через три года аппарат доставит на Землю пробы грунта со
спутника Красной планеты, в котором учные рассчитывают обнаружить так
называемое первородное вещество, изучив которое, надеются дать ответ на
сакраментальный вопрос есть ли жизнь на Марсе? И если нет, то была ли?
Директор Института аналитической и прикладной геохимии РАН, академик
Эрик Галимов
полагает: несмотря на всю важность марсианской програм
мы, приоритетной научной задачей в области космических исследований для
нашей страны должна стать Луна. Только в этом случае у нас есть шанс
вернуться в число лидеров космических держав, уверен академик.
ции гео и космохимии, председатель комитета по
метеоритам РАН, богатейшая коллекция которых
собрана в нашем институте. Так что некоторые
представления о том, что говорю, у меня есть.
Что лунный проект даст, кроме знаний род
ной истории?
Луна единственное тело в Солнечной
системе, чьи минеральные ресурсы могут быть
практически использованы. В том числе, она яв
ляется бесценным источником гелия 3, железа,
титана и других элементов для сооружения на е
поверхности массивных конструкций при созда
нии лунных баз и иных элементов хозяйственной
инфраструктуры. Исследование Луны наиболее
эффективно и с точки зрения финансовых затрат.
Для космических запусков к Луне могут исполь
зоваться экономичные ракеты среднего класса. В
условиях пока ещ сравнительно ограниченных
финансовых ресурсов России немаловажное зна
чение имеют гибкость в выборе даты запуска, а
также непродолжительность времени между за
пуском и получением результата в миссиях к Луне.
Освоение Луны создат основу для развития рос
сийской программы пилотируемых полтов. Важ
нейший элемент долговременной программы ис
следования и освоения Луны создание надж
ного и эффективного транспортного моста меж
ду Землй и Луной, обеспечивающего присут
ствие человека на Луне. Вне этой программы у
пилотируемых полтов ближайшей целесообраз
ной перспективы нет. При этом проект лунной
программы не исключает других направлений
исследования, особенно в рамках международ
ных программ. Если нам удастся удачно выпол
нить проект Фобос Грунт, мы на равных вой
дм в международную программу исследования
Марса.
Расскажите подробнее о вашей идее добы
чи на Луне гелия 3, который вы называете подар
ком природы.
Если спросить дикаря, из чего лучше делать
крышу из соломы или из металла, он скажет:
конечно, из соломы. Металл нужно добыть, рас
плавить, придать форму, нужен прокатный ста
нок, а солому нарезал, связал вот тебе и
крыша. Но крыши современных зданий покрыты
не соломой. Гелий 3 это будущее. Это мощный
концентрированный источник энергии, экологи
чески чистый и безопасный. Парадоксально, но
это ядерная реакция без радиоактивности. В
отличие от атомного реактора, разрушение тер
моядерного реактора не нест никаких экологи
ческих последствий. Практически исчезает во
прос о захоронении отходов. Это почти такой же
неисчерпаемый источник энергии, как солнечная
энергия. Но недостаток последней в том, что она
доступна в рассеянной форме. Е нужно собирать
с больших площадей. Пока речь идт о небольших
мощностях, но в больших масштабах возникает
много проблем, в том числе экологических, свя
занных с уходом за энергоисточниками, распре
делнными на больших площадях. Биотопливо,
так же, как и использование ископаемого топли
ва, не избавляет от выбросов парниковых газов в
атмосферу. Недостатки и опасность атомной энер
гии деления, основанной на использовании урана
и тория, общеизвестны и ощутимы.
А с гелием 3 проблем нет?
Есть. Во первых, пока не доступны необхо
димые инженерные параметры термоядерного
процесса даже на дейтерии, а использование ге
лия 3 требует ещ более жстких параметров. Во
вторых, неисчерпаемый источник гелия 3 нахо
дится на Луне, а не на Земле. Однако обе эти
проблемы не принципиальны. Нет непреодоли
мых физических ограничений. Это лишь вопрос
развития инженерных технологий, хотя это мо
жет занять несколько десятков лет. Поэтому те,
кто предлагает начать доставлять гелий 3 с Луны,
просто компрометируют идею. Но есть и крити
ки, которые отрицают е с порога, хотя часто не
знают, чем гелий 3 отличается, скажем, от ге
лия 4.
Чем же?
Не вдаваясь в химические дебри, скажу, что
именно гелий 3 это волшебное вещество,
нескольких десятков тонн которого достаточно
для удовлетворения земной потребности в энер
гии. Но чтобы добыть их на Луне, нужно затратить
колоссальные усилия. Как же быть? Надо создать
на Луне горнодобывающую промышленность,
пропустить через комбайны десорберы милли
арды тонн лунной почвы.
Ничего себе задачка!
Речь идт о мировых масштабах, о глобаль
ной энергетике. Здесь не должно быть ни легко
мысленной увлечнности, ни невежественного
отрицания. Говоря об освоении Луны, надо иметь
в виду эту дальнюю перспективу. В планах освое
ния Луны должны быть мероприятия, способ
ствующие возможной реализации проекта по ге
лию 3 в течение нескольких десятилетий, может
быть, до конца столетия.
Вс это представляется фантастичным.
Вовсе нет. Я привожу иногда такой пример:
в одном кубическом метре лунной почвы содер
жится 10 мг гелия 3. По выходу энергии 10 мг
гелия 3 эквивалентны приблизительно одному
кубическому метру нефти. Иначе говоря, можно
представить, что вся поверхность Луны как бы
покрыта океаном нефти. Но использовать е мы
не смогли бы, потому что невозможно возить с
Луны миллионы тонн груза. Однако представим,
что приходит гениальный инженер и говорит: я
знаю, как превратить 10 млн тонн нефти в одну
тонну вещества, перевезти его на Землю, а затем
снова превратить в нефть. Я думаю, этот проект
немедленно привлк бы внимание. Именно таков
случай с гелием 3.
Достаточны ли наши организационные ре
сурсы и возможности для развития таких иссле
дований?
В целом у нас есть все возможности для
интенсивной космической деятельности. Они со
зданы предшествующими поколениями, и пока не
вс потеряно. Но нам нужно лучше организовать
ся. Если говорить о лунно планетной программе,
то, мне кажется, было бы целесообразно и даль
новидно организовать в России Институт иссле
дования Луны и планет. Существует аналогия в
структуре и назначении основных научно косми
ческих центров в США и в России. Аналогом аме
риканского Ames Research Center является ЦНИИ
маш, аналогом Johnson Space Center РКК Энер
гия им С.П. Королва. У нас есть Институт косми
ческих исследований РАН. Его тематика включает
в себя проблемы астрофизики, физики косми
ческой плазмы, информационно методическое
обеспечение космических исследований, разра
ботку и испытание комплексов научной аппарату
ры. Но в этом Институте нет подразделений, зани
мающихся химией и геологией Луны и планет, их
внутренним строением, термодинамикой, мине
ралогическими свойствами. В нашей стране нет
ни одного профильного Института, занимающе
гося проблемами исследования Луны и планет.
Только в Государственном астрономическом ин
ституте им. Штернберга МГУ есть отдел исследо
вания Луны и планет. Этого явно недостаточно.
Если мы не намерены тратить деньги впустую и
хотим серьзно развивать работы по исследова
нию и освоению Луны в качестве национальной
программы, такой центр нужно создавать. Разум
но и экономично было бы приступить к его орга
низации и оснащению одновременно с подготов
кой к исследованию вещества, которое будет до
ставлено с Фобоса.
Однако речи о создании такого центра, на
сколько я знаю, пока нет?
Увы!
Вы не раз заявляли, что причины, приведшие
к нашим просчтам в области космических иссле
дований последних 20 лет, носят системный ха
рактер. О чм идт речь?
О снижении интеллектуального и нравствен
ного качества общества. Упал уровень компетен
тности по отношению к требованиям занимаемой
должности. Безответственность достигает колос
сальных масштабов. В разных слоях общества
снижение нравственного качества проявляется в
разных формах. В примитивной форме это
разворовывание всего, что плохо лежит, и напле
вательское отношение ко всему на свете, кроме
себя. В высокообразованном сообществе это про
является в снижении требовательности к себе,
утрате чувства ответственности, нежелании вы
кладываться, глубоко продумывать решения, на
конец, отсутствии стыда. Проморгали, прошляпи
ли, а не стыдно. При этом я считаю, что возмож
ности и качество нашего академического сообще
ства по прежнему высоки. Огульная критика, ко
торую иногда можно услышать от некоторых чи
новников и политических деятелей, несправедли
ва и, я бы сказал, вредна для дела. От самоедства
толку мало. У нас вс ещ есть шанс встать если не
впереди планеты всей, как было когда то, то за
нять достойное место среди ведущих космичес
ких держав. Важно правильно определить при
оритеты и двигаться вперд.
Беседу вела Наталия ЛЕСКОВА
МОЛОДЖНЫЙ ФОРУМ
Вячеслав Котляров автор проекта
дирижабля, внешне напоминающего
корабль пришельцев, сотрудник Дол
гопруднинского конструкторского
бюро автоматики представил свою
разработку на конференции в нашем
городе, прошедшей в рамках междуна
родного молоджного форума Доро
га к звздам.
На сегодняшний день дирижабли
уже отвоевали свою уникальную нишу
и заняли место в обширном перечне
разнообразной авиационной техники,
считает Вячеслав Котляров. Это в
первую очередь связано с малыми
энергозатратами, необходимыми для
обеспечения непрерывного полта ле
тательных аппаратов. Также нужно от
метить высокую живучесть дирижаб
лей. Неоспоримым является и тот факт,
что дирижабли самые экологичные
и экономичные с точки зрения расхода
топлива летательные аппараты. Это
очень актуально в условиях быстрого
истощения запасов углеводородного
топлива на нашей планете и катастро
фического нарастания экологических
проблем.
На конференции было представлено
восемь проектов, в том числе Ракет
но космический приборный центр
(РКК Энергия), Система терморегу
лирования поверхности и бортовой тем
пературы малых космических аппара
тов на основе микроконвеерных линий
тепловых актюаторов (Российские
космические системы), Бортовое
устройство тепловизионного монито
ринга для малоразмерных беспилот
ных летательных аппаратов (корпо
рация ТРВ).
Конференция в рамках Дороги к
звздам проходит в Королве впер
вые, почтная обязанность органи
зовать общение молодых специалис
тов была возложена на КИУЭС.
Программа Дорога к звздам
начинает сво действие в этом году, мы
надеемся, что она будет собирать вс
новых людей, отметила
ректор
КИУЭС Татьяна Старцева. В этом
году в программе участвовало 47 чело
век, причм с разных предприятий
РКК Энергия, корпорация ТРВ,
Российские космические системы,
Композит, Научный геоинформа
ционный центр РАН, НПО ИТ, ЦАГИ и
др. В рамках программы проходит не
только сегодняшний форум. Были
встречи с космонавтами, презентация
научных книг
Участвовать в программе могли от
нюдь не все желающие. Семнадцать
докторов наук просмотрели каждую
полученную работу. В итоге 47 из 80
были опубликованы в сборнике, во
УРОКИ МАКСа 2011
Проекты будущего
семь из них были представлены на ко
ролвской конференции.
Международный молоджный
форум собрал вокруг себя алмазы,
которые при определнной огранке
станут бриллиантами нашего ракетос
троения, сказал
заместитель ди
ректора Департамента международ
ной интеграции Министерства обра
зования и науки РФ Виктор Атаманюк
.
Эти молодые специалисты показа
ли свою способность решать задачи,
которые составляют суть необходи
мого нам инновационного прорыва.
Министерство, планируя это мероп
риятие с коллективом КИУЭС, надея
лось, что это будет задел для привле
чения в вузы нового поколения инже
неров и конструкторов.
Евгения ДУДНИКОВА
P.S. Первое место на конференции
занял Роман Дорофеев (Российская
корпорация ракетно космического при
боростроения информационных сис
тем). Второе место у Павла Хром
ченко (аспирант МАИ). Третье место
поделили Максим Соколов (корпора
ция ТРВ) и Дмитрий Способ
(РКК Энергия).
Возможно, уже в следующем году в небе появится новый летающий объект беспилотный
дирижабль, не похожий на всех своих предшественников. Его задачи высотный мониторинг,
сверхдальняя радиосвязь, антитеррористическое патрулирование, транспортировка крупногаба
ритных грузов. А теперь представьте, что выглядит этот дирижабль как летающая тарелка.