background image
суббота
k
102, 10 сентября 2011 г.
2011 й ГОД РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
III
III
ВРЕМЯ РАБОТАТЬ
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Председатель Комитета по труду и занятости населения
Московской области Ю.И. РАГОЗИН:
НАДЕЮСЬ, ЧТО СЛЕДУЮЩИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
ПРОЙДУТ ТАК ЖЕ ЭФФЕКТИВНО И СОЗИДАТЕЛЬНО
С момента принятия закона о
занятости и основания службы
какие рычаги, запланированные
в то время, стали работать
эффективно, какие не дали
должного результата, а от каких
отказались со временем совсем?
Два основных принципа были за-
ложены разработчиками Закона 1991
года, но они, увы, не прижились.
Первый предусматривал страховой
характер взносов, которые работода-
тель платил в Фонд занятости.* Тем
самым работник страховал себя на
случай потери работы. Этот первый
принцип нес в себе не только решение
финансовой стороны дела, он вклю-
чал в себя активное, обязательное уча-
стие государства, поскольку оно было
держателем, хранителем и пользова-
телем средств Фонда во время некри-
тической ситуации. Чем больше бы-
ли перечисления в государственный
Фонд занятости со стороны работо-
дателей конкретного гражданина, тем
более солидное участие принимало
государство в решении дальнейшей
трудовой судьбы этого человека при
возникновении страхового случая.
Второй принцип ориентация на
создание рабочих мест (субсидиру-
емая занятость) или поддержание
предприятия в тяжелый период, пери-
од модернизации. Работодатель, имея
на руках договор со службой, получал
гарантии, которые позволяли ему при-
обретать оборудование, кредитовать-
ся в банке, развивая или поддерживая
производство.
Во всех европейских странах подоб-
ная схема является основой в выстра-
ивании взаимоотношений с безра-
ботным и работодателем. Ни в одной
стране мира нет прямого финансиро-
вания из федерального бюджета, как
у нас сейчас. Нет обезличенного, не
дифференцированного подхода к не-
посредственному получателю средств
пособий.
Сегодня, к сожалению, и мы об этом
много лет говорим, современная вер-
сия закона о занятости не стимулирует
к трудоустройству, поскольку там от-
сутствуют все экономические состав-
ляющие самого процесса, обеспечива-
ющего занятость населения.
Я вам говорил о страховом харак-
тере взносов. Чем больше работода-
тель вкладывает, тем больше работ-
ник получит. В отношении с работо-
дателем существовала следующая схе-
ма: чем больше средств вкладывается
в развитие предприятия (кредитова-
ние или приобретение оборудования
по лизингу, естественно при гаран-
тии государства) при обязательном
условии сохранения рабочих мест в
случае возникновения каких-нибудь
критических ситуаций, тем больше
вероятность сохранения производ-
ства, сохранения кадрового потен-
циала и т. д.
Сегодня пособие по безработице
не может служить и не является сред-
ством к существованию работника.
Это пособие, которое дается на какой-
то временной период для поиска соот-
ветствующей работы. Наши согражда-
не не всегда это понимают.
Очень много идет предложений, жа-
лоб, как угодно их можно назвать, на
то, что на 850 рублей (минимальный
размер пособия по безработице) про-
жить невозможно. Да, на него прожить
невозможно. Сумма эта не страхует ни
от чего, цель выплаты таких средств
многим не до конца понятна. Что де-
лать человеку с этими деньгами?
Этой суммой можно простимули-
ровать человека побыстрее найти
работу
Это не тот стимул.
По закону гражданин, получив ста-
тус безработного, должен активно за-
ниматься поиском работы и в любой
момент быть готовым приступить
к трудовой деятельности. Пусть эти
фразы не покажутся общими.
Расскажите о перспективах ра-
боты службы занятости, о чем мы
еще не слышали. Может быть, что-
то планируется, разрабатывается
Предварительные решения, кото-
рые проходят на федеральном уров-
не, говорят, что часть дополнительных
функций, исполняемых службой заня-
тости во время кризиса, может плавно
перейти в основные ее полномочия.
Во-первых, субсидии на организа-
цию собственного дела. Эта мера пока-
зала себя достаточно эффективно.
Следующее это все, что связано с
опережающим обучением. Скорее все-
го, это не столько связано с кризисом,
сколько с перевооружением произ-
водства, так называемой модерниза-
цией, изменением технологии. Что,
естественно, потребует переобуче-
ния кадрового потенциала, существу-
ющего на предприятиях. Вот этим, на
мой взгляд, придется заниматься в бу-
дущем, включив эти направления в
основные полномочия.
Мне кажется, что все-таки центрам
занятости надо более плотно и дина-
мично взаимодействовать с работо-
дателями, чтобы они были заинтере-
сованы в этой службе и уверены, что
она найдет для них кадры для запол-
нения имеющихся вакансий. Вот этот
вектор еще работает не в полной ме-
ре. И здесь, на мой взгляд, достаточно
большое поле деятельности. Вызвать
заинтересованность работодателя в
сотрудничестве не только для органи-
зации временных работ или участия в
ярмарках, а на долгосрочной основе.
Вот это я считаю важным. И это клю-
чевой момент, из которого вытекают
и профобучение, и вопросы стажиро-
вок, и общего повышения конкурен-
тоспособности людей на рынке тру-
да. Весь этот узел вопросов решает-
ся именно через плотное сотрудни-
чество с работодателями всех форм
собственности.
Разрабатывается ли какая-нибудь
совместная программа
с государственными
представителями перечисленных
сфер?
Конечно, и главная стратегия
это увязка программ экономическо-
го развития региона непосредствен-
но с развитием кадрового потенциала
региона или отрасли. На Комитет воз-
ложено такое полномочие, как разра-
ботка баланса трудовых ресурсов на
перспективу, и в профессионально-
квалификационном разрезе в том
числе.
Поскольку город Подольск
Московской области мне близок,
приведу пример из его жизни. По
причине огромного строительства
в черте города буквально за
четыре года численность его
увеличилась почти на четверть.
Город столкнулся с тем,
что необходимо обеспечить
трудоустройством более 30
тысяч приезжих практически
единовременно. Для этой цели
планируется в регион пустить
корейское предприятие по сборке
телевизоров, где по взаимной
договоренности сторон регион
получает для местных людей
около 2 тысяч рабочих мест. Но
эти меры, предпринимаемые
местным руководством, имеют
экстренный характер
Да, такие действия предпринима-
ются и в других местах, но, к сожале-
нию, у нас есть не очень положитель-
ный опыт в Рузском районе, где рас-
положилось предприятие компании
LG. Когда его создавали, то тоже все
было радужно и существовали опреде-
ленные обязательства по трудоустрой-
ству на открывающиеся вакансии для
жителей Рузского района. За годы су-
ществования этого предприятия там
осталось работать минимальное ко-
личество местных жителей. Владель-
цы предпочитают завозить рабочую
силу и из Смоленской, и из Калужской
областей, даже из Москвы.
С точки зрения подхода к решению
проблемы в Подольске действуют со-
вершенно правильно, но жизнь вно-
сит свои коррективы
Сегодня Комитет по труду и заня-
тости населения Подмосковья отсле-
живает все инвестиционные проекты
по области для того, чтобы иметь про-
гноз и уже под этот прогноз делать со-
ответствующий заказ образователь-
ным учреждениям. Комитет должен
быть посредником между теми, кто го-
товит и кто трудоустраивает.
Что бы хотелось вам сказать
главного, важного, на ваш взгляд,
тем трем сторонам, которые
участвуют в работе службы
занятости и Комитета по труду и
занятости населения Московской
области? Прежде всего работникам
самой структуры службы
работникам ЦЗН, работодателям и,
конечно, безработным гражданам
или ищущим работу?
К работникам службы: главное
это четкое и грамотное исполнение
своих обязанностей. Многие инструк-
ции и регламенты выстраданы самой
жизнью, даже если на первый взгляд
они кажутся излишне забюрократи-
зированными или недостаточно эф-
фективными. Поверьте, это не так. Ес-
ли все будет происходить по закону,
многие подводные камни вы пройде-
те, не зная об их существовании. Но за
исполнением закона никогда нельзя
забывать, что перед вами живые люди,
порой с непростыми судьбами. Боль-
ше такта, внимательности, рассуди-
тельности. Не надо скупиться на ду-
шевное тепло, и тогда, в сочетании с
пунктуальностью по выполнению ин-
струкций, та работа, которую мы сухо
называем услугами, станет настоящей
помощью людям.
Мы государственные люди, об
этом нельзя забывать, а значит, перед
лицом граждан являемся официаль-
ным лицом страны, Родины.
Работодателям и безработным из-
бавиться от пережитков прошлого.
Первым выплачивать зарплату и, са-
мое главное, понимать, что частный
работодатель на сегодня стал основ-
ным кормильцем многих и многих
семей в России. Соответственно это
накладывает на работодателя обяза-
тельства более высокого плана, чем
просто получение дохода от собствен-
ного дела.
Безработным и ищущим работу
избавиться от стереотипа, что кто-то
устроит вашу собственную судьбу.
Какие бы социально ориентиро-
ванные законы ни были в нашей стра-
не и какие бы добрые работодатели ни
встречались на вашем пути, решать,
кем быть, каким быть, только вам.
Во всем мире ценятся качества, о кото-
рых рассказывают еще русские сказ-
ки, именно они до сих пор актуальны:
трудолюбие, скромность, мастерови-
тость и предприимчивость. Под лежа-
чий камень вода не течет. Нельзя оста-
навливаться на пути к самосовершен-
ствованию, именно это прямая доро-
га к конкурентоспособности на рынке
труда, считает И.Ю. Рагозин.
Беседовал Сергей Копычев.
* Государственный фонд занятости населения РФ об-
разован в 1991 для финансирования мероприятий, свя-
занных с реализацией государственной политики заня-
тости населения. С 1 января 2001 года деятельность
фонда прекращена.