background image
C
M
Y
K
вторник
k
106, 20 сентября 2011 г.
131
Ведущая Раиса
ПОЗАМАНТИР
2011 Й ГОД РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
В этом городе прошла юность
одного из соратников С.П. Коро
лва, доктора технических наук,
профессора, пионера отечествен
ного ракетостроения и космонав
тики, участника создания первых
советских искусственных спут
ников, космических кораблей,
автоматических межпланетных
станций, лауреата Ленинской
премии, Героя Социалистичес
кого Труда Михаила Клавдиеви
ча Тихонравова.
Он родился 29 июля 1900 года
в городе Владимире. В 1918 м
вместе с родителями переезжает
в Переславль Залесский. Учится
в гимназии, начинает работать
курьером и переписчиком. В
1919 м принимает участие в
организации комсомольской
ячейки, а в конце года его назна
чают и. о. заведующего агитаци
онно просветительским отделом
Переславльского уездного воен
комата. В 1920 году Михаил
Клавдиевич уезжает из города и
поступает в Военно воз
душную инженерную
академию имени Н.Е.
Жуковского. В 1931 м
принимает самое актив
ное участие в создании
группы изучения реак
тивного движения
(ГИРД) вместе с С.П.
Королвым, Ф.А. Цан
дером, В.П. Ветчинки
ным, Ю.А. Победонос
цевым. В 1934 году
встречается с К.Э. Ци
олковским в Калуге. Как
и все гирдовцы, мечтает
о космосе.
Весной 1934 года в
воротах дома 19 на
Садово Спасской ули
це в Москве задержа
лись два человека, два
инженера из ГИРДа,
который размещался во
дворе этого дома. Они
шли к трамвайной ос
тановке.
Почтный гражданин Переславля Залесского
Почтный гражданин Переславля Залесского
Почтный гражданин Переславля Залесского
Полвека назад человек впервые побывал в
космосе. Первый полт Гагарина, безусловно,
стал событием планетарного масштаба. Услы
шав по радиотрансляции знаменитое гагарин
ское Поехали!, мир замер в ожидании. Старт,
полт и возвращение космонавта на Землю про
шли нормально. Радости всех, кто приложил
руку к созданию первого пилотируемого кораб
ля, не было предела. Какая кропотливая работа
была проделана, сколько времени и сил понадо
билось для того, чтобы Юрий Алексеевич Гага
рин первым совершил полт, который длился
сто восемь минут! За этими минутами стояли
годы упорной работы специалистов, создавав
ших гагаринский Восток.
ГОРОЖАНЕ
Среди них был и мой дедушка
Александр Васи
льевич Шмаков, который 52 года назад начал
свой трудовой путь на Заводе экспериментально
го машиностроения РКК Энергия им. С.П. Ко
ролва. Отслужив в армии в рядах военно кос
мических сил СССР в звании старшего лейтенан
та на измерительном пункте Кам
чатки, он пришл на завод в отдел
технического контроля (главная
сборка) в только что созданный
С.П. Королвым цех 44. Молодой,
трудолюбивый, энергичный, он с
усердием принялся за работу и ско
ро был назначен на должность стар
шего мастера ОТК.
А работа кипела! После удачного
полта Гагарина наступила эпоха пилотируемой
космонавтики. В 1966 году Шмаков становится
начальником ОТК цеха. Он проработал на этой
должности более 20 лет. На его плечах лежала
огромная ответственность, ведь контроль каче
ства на любом производственном предприятии, а
уж тем более в космической отрасли, является
первостепенной задачей. На его глазах и под его
руководством воплощались в жизнь мечты гени
ального конструктора С.П. Королва, шли испы
тания и подготовки к пускам первых Восходов,
Молний, Зенитов, Союзов и Прогрессов.
С 1986 по 1989 год Александр Васильевич вы
полняет работу главного контролра качества на
космодроме Байконур, где велась напряжнная
подготовка к пуску комплекса Энергия Бу
ран, осуществлялись программы пилотируемых
полтов на станцию Мир.
С 1989 года и до настоящего времени Алек
сандр Васильевич Шмаков является заместите
лем начальника управления технического контро
ля ЗЭМа РКК Энергия.
В трудовой деятельности А.В. Шмакова особое
место занимает работа по выполнению междуна
родных пилотируемых космических программ.
При его непосредственном участии по програм
мам Интеркосмос и Союз Аполлон про
водилась подготовка всех без исключения пило
тируемых кораблей на заводе и на Байконуре,
включая работы на стартовом комплексе и при
пуске. Во второй половине 1990 х годов он осу
ществлял подготовку к пуску стыковочного отсе
ка станции Мир на шаттле Атлантис с кос
модрома во Флориде (США) и участвовал в пер
вых пусках по программе Морской старт в пор
ту Лонг Бич (США). За безупречную работу по
подготовке стыковочного отсека для доставки его
Аполлоном на станцию Мир на космодроме
во Флориде Шмаков отмечен благодарностями
НАСА, компании Боинг и корпорации.
Вот уже 52 года Александр Васильевич
трудится на благо отечественной космонав
тики. Коллеги говорят о нм как о справед
ливом, трудолюбивом, отзывчивом и пре
данном своему делу человеке. За долгие
годы работы он воспитал много высоко
классных специалистов, которые работают
в цехах и отделах завода.
За свою трудовую деятельность
А.В. Шмаков награждн множеством орде
нов и медалей, среди них: ордена Знак Почта
и Дружбы, диплом имени Ю.А. Гагарина, медали
Роскосмоса и города Королва, посвящнные 50
летию полта Гагарина, почтный знак Губернато
ра Московской области Благодарю. Он удосто
ен званий Почтный работник корпорации и
Ветеран космодрома Байконур. Пройдя свой
большой, подчас непростой трудовой пусть, Алек
сандр Васильевич решил уйти на заслуженный
отдых. Вчера был его последний рабочий день.
Являясь главой большой и дружной семьи, вырас
тив дочь и внучек, отметив золотую свадьбу
с супругой, сегодня он воспитывает правнука.
Олеся МАКСИМОВА
Поехали! и его старт жизни
Вспоминая то гагаринское Поехали!, как команду к
старту не только космического корабля Восток, но и
своего трудового пути, Александр Васильевич наставляет
молодых специалистов: Главное продолжить дело,
которому наше поколение посвятило свою жизнь! И дело
это трудиться на благо страны, во имя прошлых побед
и будущих достижений!
Хотел бы я знать, сказал
один, кто будет проектировать
и строить корабль для полта
человека в космос?
Конечно, это будет коллек
тив, обязательно коллектив!
ответил другой. Знаю, и ты, и я
будем в этом коллективе. И если
ни одна наша ракета ещ не лета
ла в космос, то это не значит, что
мы не доживм до межпланетно
го полта человека.
Обязательно доживм! И
будем проектировать и строить
корабль, который невозможно
даже сейчас представить себе.
Обязательно увидим, как
люди, а, может быть, и мы, будут
летать в космос. Будут, будут за
мечательные дни! (Из заметки
М.К. Тихонравова в стенгазете
В 140 километрах от Москвы по Ярославскому шоссе на берегу Плеще
ева озера расположен древний город Переславль Залесский. Его ис
тория насчитывает уже 860 лет, основан он был князем Юрием Долго
руким. В городе родились и жили великие князья Владимирские
Ярослав Всеволодович, Александр Невский и его сын Дмитрий Алек
сандрович. Свой день рождения город отмечает в День России
12 июня, в день рождения святого князя Александра Невского.
ОКБ 1 С.П. Королва. Приведено
в кн.: А.В. Брыков. К тайнам все
ленной. М., 1993, с.44.)
Этими двумя мечтателями
были двадцатисемилетний Сер
гей Королв и тридцатитрхлет
ний Михаил Тихонравов. Когда
12 апреля 1961 года стартовал
космический корабль Восток
с Юрием Гагариным, они, создав
шие этот корабль и ракету носи
тель Р 7, которая вывела корабль
на орбиту, провожали его в этот
исторический полет.
Горожане Переславля Залес
ского решили увековечить память
о пребывании Михаила Клавдие
вича в их городе: одну из улиц
назвали его именем, а на здании
бывшей гимназии установили
мемориальную доску. Городская
Дума приняла решение о присво
ении Тихонравову Михаилу
Клавдиевичу звания почтного
гражданина города посмертно.
12 июня, в День города, по слу
чаю торжества на Красной пло
щади Переславля Залесского
был организован настоящий
праздник с торжественной час
тью и театрализованным пред
ставлением. В Спасо Преобра
женском соборе состоялась тор
жественная служба. Затем хле
бом и солью встречали гостей
праздника, среди которых была
и дочь Михаила Клавдиевича
Наталия Михайловна с дочерью
и внуком.
Постановление Городской
Думы о присвоения звания по
чтного гражданина М.К. Тихо
нравову зачитал председатель
Думы Дмитрий Анатольевич Та
расов, после чего Наталии Ми
хайловне были переданы на хра
нение почтная лента и нагруд
ный знак Почтный гражда
нин.
После торжественной части
гостей пригласили в старейший
провинциальный музей России
Ботик Петра I, где в Доме при
мов было показано театрализо
ванное представление сцены
из жизни Петровских ассамблей.
После этого гости направились в
Переславль Залесский истори
ко архитектурный и художе
ственный музей заповедник. Там
наряду со спаснными культур
но историческими ценностями
из разрушенных имений и за
крытых церквей и монастырей
представлены современные экс
позиции. На стенде, посвящн
ном М.К. Тихонравову, фото
графии 1919 и 1920 годов, копии
дневников агитатора Тихонраво
ва, книги и копии статей, напи
санные Михаилом Клавдиеви
чем, фотографии периода рабо
ты с С.П. Королвым. Представ
лен также миниатюрный макет
первого жидкостного реактивно
го двигателя.
Владимир МАЛЫХ
Фото Виктора Дронова из архива Калининградской правды.
Группа Тихонравова. Слева направо: О.В. Гурко, П.М. Яцунский,
В.Н. Галковский, М.К. Тихонравов. 1971 г.
Мемориальная доска (фото в центре) установлена на здании бывшей гимназии.
Ветеран РКК Энергия А.В. Шмаков.