background image
IV
IV
ПРОГРЕСС
СДЕЛАНО В ПОДМОСКОВЬЕ
ПОБЕГ ИЗ СТРАНЫ ГЛУХИХ
Уникальную методику возвращения слуха и речи используют специалисты
Балашихинского реабилитационного центра для детей и подростков Росинка
ЕЛЕНА ДИК
В
2007 году это учреждение
стало первым в Подмосковье,
кому областное Министерство
социальной защиты поручило
реабилитацию детей после
вживления кохлеарного
импланта сложной технической
системы, выполняющей функции
поврежденного внутреннего уха.
Слышать и слушать
Трехлетнего Егора Краснова из Ба-
лашихи прооперировали в марте. Фи-
зиологическая способность слышать
у мальчика полностью атрофирована.
Теперь под кожей за ухом у малыша
вживлен маленький приемник, сна-
ружи устройство, состоящее из ми-
крофона, проводков, батареек и дат-
чика, передающего речевые импуль-
сы в мозг. По словам врачей, в отли-
чие от обычных слуховых аппаратов,
которые просто усиливают звук, кох-
леарная имплантация обходит не-
работающие части уха и доставляет
сигнал непосредственно к слухово-
му нерву. Благодаря этому Егор мо-
жет распознавать не только громкую
речь, но и шепот, и шум машин, и пе-
ние птиц. Единственное но сам по
себе имплант не способен заставить
ребенка слышать, слушать и говорить.
Он лишь обеспечивает возможности
для этого. Адаптация и сложный, тру-
доемкий процесс вхождения в мир
звуков задача целого ряда специа-
листов. Именно этим пятый год под-
ряд и занимаются сотрудники реаби-
литационного центра Росинка.
Наша главная задача, говорит
сурдопедагог Валентина Вотинце-
ва, заменить у ребенка физиоло-
гический слух. Научить наших вос-
питанников улавливать звуки, узна-
вать изолированные слова и слова в
слитной речи, понимать смысл вы-
сказываний. Замечу, что это колос-
сальная работа, которая эффектив-
на только в содружестве с родите-
лями. Если систематически не зани-
маться, не создавать ребенку условия
для комплексной реабилитации, до-
рогостоящая операция просто бес-
смысленна. Это как желание пиани-
ста, потерявшего руки, снова начать
играть.
Первые шаги в мир звуков
Глядя на Егора, который еще совсем
недавно жил в мире абсолютной ти-
шины, трудно поверить, что этот ма-
лыш уже не только слышит шепот,
выговаривает некоторые слова, но и
вовсю читает! Методика глобального
чтения, когда ребенок запоминает на-
чертание слов, их звучание и соотно-
сит понятия с предметами окружаю-
щего мира, по мнению педагогов, по-
могает деткам компенсировать отсут-
ствие физиологического слуха.
Зрительный анализатор развит
у них на 150 процентов, поясняет
Валентина Ивановна, раскладывая
картинки и таблички со словами пе-
ред Егором. Мальчик под изображе-
ние кошки тут же подкладывает кар-
точку с надписью мяу-мяу, под со-
баку гав-гав и т.д. Он без ошибок
берет со стола мяч, цвет которого пе-
дагог проговаривает, отойдя на пяти-
метровое расстояние. Если так пой-
дет и дальше, у Егора есть все шансы
пойти в общеобразовательную шко-
лу и в вуз и учиться в среде слыша-
щих людей.
Добавим, что сурдореабилитация
это лишь одно из направлений рабо-
ты с детьми с кохлеарными имплан-
тами. Ежегодно реабилитационный
центр совершенствует техническую
базу благодаря финансированию
Министерства соцзащиты, Москов-
ской областной думы и средствам
благотворителей.
Не хуже англичан
Я с удовлетворением могу сказать,
что с оборудованием у нас проблем
нет, говорит директор Росинки
Ольга Садилова. У нас есть и физио-
терапевтические кабинеты, и соля-
ная комната, укрепляющая иммун-
ную систему, и детензоры( жутко до-
рогие подушки, стимулирующие кро-
вотоки и нервную систему), все виды
ингаляций, спа-капсула и т.д. За год
центр оказывает помощь примерно
1, 5 тыс. детей и более тысячи семей.
Обращаются к нам не только балаши-
хинцы, но и жители со всей Москов-
ской области.
Программу реабилитации после
вживления кохлеарного импланта
с того момента, как мы начали ра-
ботать по этой программе, прошли
27 маленьких подмосквичей. Поло-
жительная динамика очевидна. Дети
младшего возраста не только слышат
и различают такие громкие звуки, как
звонок, лай собаки, гудок машины,
но и откликаются на свое имя, ищут
спрятанную музыкальную игрушку,
танцуют под музыку. В речи появля-
ются звуковые комплексы и слого-
вая речь. Значительный прогресс и в
психо-эмоциональном развитии. Что
касается школьников, то у них замет-
но улучшается грамотность. Дикция
становится более четкой, увеличива-
ется словарный запас. Постепенно ре-
бята отвыкают читать по губам.
Еще несколько лет назад операции
по вживлению кохлеарных имплан-
тов были возможны только за рубе-
жом. Сегодня их успешно проводят в
МОНИКИ. А специалисты Росинки,
чтобы освоить все прогрессивные ме-
тоды реабилитации, в свое время пе-
ренимали опыт в стране Туманного
Альбиона. Затем был цикл выездных
семинаров, организованный британ-
ской фирмой-производителем им-
плантов ЭдвансБионикс совмест-
но с Министерством социальной за-
щиты населения. Все это нужно было
для того, чтобы естественные жела-
ния слышать маму, читать, гово-
рить, учиться в обычной школе ста-
ли доступны и для подмосковных де-
тей, страдающих тяжелыми степеня-
ми тугоухости и тотальной глухотой.
В рамках одного муниципального об-
разования и по области в целом это,
безусловно, невероятный прогресс.
27
юных жителей Подмосковья
успешно прошли реабилитацию
после вживления кохлеарного имплан-
та в Балашихинском реабилитационном
центре Росинка.
В
2007 году Балашихинский реа-
билитационный центр Росинка
стал лауреатом премии губернатора
Б.В.Громова за достижения в области
социальных преобразований.
Егор Краснов с мамой и сурдопедагогом тетей Валей.
Аудиолог проводит установку внешних компонентов импланта и
программирование.