background image
вторник
k
118, 18 октября 2011 г.
(Продолжение. Начало на с. 1)
В одном из отделов магазина Подар
ки, что рядом с ЗАГСом, нашла
сувенир
ные тарелки, причм в двух вариантах:
на одной изображена ракета, установ
ленная при въезде в город, памятник С.П.
Королву и часовня, на второй про
филь великого конструктора, памятник
первому спутнику Земли и сопло ракеты
.
В этом отделе представлены и магниты с
видами города, по ассортименту шире,
чем в книжном магазине аж десяти
видов! Но это вс, что удалось обнару
жить. Рядом большое количество су
венирки с московской тематикой
ручки, кружки, тарелочки и т.д. и т.п.
Итак, что в сухом остатке? Изрядно
поколесив по городу, подарки с королв
ской символикой найти вс таки реаль
ГОРОДСКАЯ СИМВОЛИКА
но. Предложить гостям Королва на па
мять о городе можно значки, магниты,
книги, набор открыток, тарелки на стену.
Достаточно ли этого ассортимента? Что
думают королвцы по этому поводу и
какие виды сувенирной продукции хоте
ли бы видеть в нашем городе?
Светлана, экономист:
По сравнению с другими города
ми, в Королве мало местных суве
ниров. Мне кажется, хорошо продава
лись бы ручки с символикой города.
Ручки вечно теряются (у меня, по край
ней мере), лишняя не помешает. И по
том, это недорогой сувенир, каждый
может позволить себе купить его.
Надежда, библиотекарь:
Мне нравятся календари гобеле
ны в подарок. Я покупала в прошлом
году с Котом и Кроликом. А можно
было бы и к юбилею полта Гагарина
что то изготовить! Или с зимним ви
дом Королва. Одна часовня как краси
во смотрелась бы!
Сергей Алексеевич, гость города:
Недавно был во Франции, привз
оттуда статуэтку Эйфелевой башни. А
из Королва мог бы увезти сувенирную
модель ракеты ту, что находится при
въезде в город Но такой не нашл.
Дарю идею!
Максим Ветров, студент:
Неплохо смотрелись бы футбол
ки с видами города, с интересными
слоганами. Почему бы не наладить их
выпуск?
Подготовила
Елена ФИЛИППОВА
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
Как укротили кобру
Об истребителе пятого поколения
Заслуженный лтчик испытатель Виктор Георги
евич Пугачв человек легенда. Он установил на
истребителях Сухого 13 мировых рекордов. В
1989 году на Су 27 Пугачв выполнил уникальный
манвр кобра самолт в воздухе становится на
хвост, как кобра. Его назвали коброй Пугачва.
В том же году Пугачв впервые посадил само
лт на палубу авианесущего крейсера.
Герой Советского Союза Виктор Георгиевич
Пугачв и сейчас работает в ОКБ имени Сухого,
заместителем главного конструктора по лтным
испытаниям.
Мы беседовали с Виктором Георгиевичем о его
знаменитой кобре, о новых самолтах и конеч
но о воздушной безопасности.
Виктор Георгиевич, вы вошли в историю
авиации как первый лтчик, показавший неверо
ятный манвр, названный потом в вашу честь
коброй Пугачва. Как вы е придумали?
Кобре в этом году исполнилось 22 года. В
1989 году наш замечательный ведущий институт
ЦАГИ совместно с ОКБ имени Сухого для повыше
ния эффективности боевых возможностей само
лта рассматривал различные манвры. 20 лет
назад задача ведения ближнего маневренного боя
представлялась совсем не так, как сегодня. Се
годня вести маневренный бой, кувыркаясь друг с
другом, уже не совсем актуально. В процессе
испытаний самолта Су 27 была определена воз
можность разворачиваться на большой угол за
короткое время, при этом сохраняя устойчивое
положение. Причм этот угол мог достигать 90,
100 и даже больше градусов по отношению к
направлению полта. То есть практически само
лт вставал против потока.
А зачем для красоты?
Нет, происходило очень быстрое торможе
ние самолта, что в оборонительных боях повы
шало его возможность выживания. Этот манвр
тогда назывался динамическим выходом на боль
шой угол атаки с целью быстрого торможения
самолта. В 1989 м мы получили разрешение уча
ствовать в первом международном салоне в Ле
Бурже в Париже, представлять самолт Су 27.
Наш генеральный конструктор Михаил Петрович
Симонов к сожалению, его уже нет с нами
вложил в рождение Су 27 свой талант, интеллект
и необычайную энергию. В том же году он поста
После первой посадки Су 27 на авианосце Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов.
вил задачу подготовить программу, которая мог
ла бы не только продемонстрировать маневрен
ные возможности самолта, как мы небезоснова
тельно считали лучшие в мире, но и какую
нибудь изюминку. На предыдущем салоне в Фар
нборо Анатолий Квочур впервые представлял Миг
29 и успешно продемонстрировал элемент ко
локол. Элемент, как бы несвойственный для бо
евых истребителей. Колокол произвл боль
шое впечатление на всех. И вот к авиасалону в Ле
Бурже мы научили самолт стоять в стойке 1 3
секунды. То есть кобру укротили. (Улыбает
ся.
Авт.)
Как оценили кобру в Ле Бурже?
Это был практически первый выход совет
ских боевых самолтов за границу. Время то было
секретное, СССР был закрытой страной. Но когда
все увидели Су 27, он произвл фурор. Его сни
мали со всех сторон. Он был очень красивый.
А что Су 27 вам напоминал? Ласточку?
Мне кажется, в профиль он похож на большо
го белого лебедя. Красивый самолт. Недаром Су
27 стал лауреатом международной премии по ху
дожественному дизайну. Вначале зарубежные спе
циалисты считали, что такой большой самолт не
может обладать какими то выдающимися манв
рами по сравнению с американскими и французс
кими самолтами, которые были значительно мень
ше. Выставка в Ле Бурже выглядела как соревнова
ние между нашими Миг 29 и Су 27 и американским
Ф 16, французскими Рафалем и Миражом 2000. И
специалисты, вычислив все параметры, признали,
что наш Су 27 обладает лучшими характеристика
ми маневренности по сравнению со всеми зару
бежными аналогами. Ну а кобра вообще привела
в восторг искушнную мировую авиационную об
щественность. И тогда Сухой и Микоян были
признаны настоящими звздными фирмами на
мировом авиационном небосклоне.
Су 27 и Миг 29 это истребители четврто
го поколения, а сейчас создан истребитель пято
го поколения. Чем он отличается от предыдущих
моделей?
Да, действительно, Су 27 и Миг 29 это
высокоманевренные истребители четвртого по
коления. Они поступили на вооружение в середи
не 80 х годов прошлого столетия и как нельзя
лучше продемонстрировали все уникальные до
стижения науки, конструкторской мысли, воз
можностей производства того времени. Пришло
время и для рождения авиационного комплекса
пятого поколения. С гордостью могу сказать, что
для ОКБ Сухого эти сложные годы не нарушили
поступательного движения. Усилиями нашего
руководства, конструкторского коллектива, заво
дов изготовителей созданы новые образцы бое
вых истребителей поколения четыре плюс Су
30мки и Су 35, которые обладают уникальными
маневренными возможностями. Эти истребители
были блестяще продемонстрированы на МАКСе
2011 нашими лтчиками испытателями С. Богда
ном и Ю. Ващуком.
Истребитель пятого поколения сконцентриро
вал в себе вс лучшее, достигнутое в авиационной
отрасли за последние десятилетия. Естественно,
он создавался для решения новых многогранных
задач, поставленных ВВС. Это высокие лтно
технические характеристики, большая боевая
мощь, возможности применения всех необходи
мых средств поражения, малая заметность для
радаров, решение боевых задач в любых услови
ях дня и ночи и т. д.
В 2010 году истребитель пятого поколения со
вершил свой первый полт и сейчас проходит
испытания. Два экземпляра этой машины были
также продемонстрированы нашими лтчиками
С. Богданом и Р. Кондратьевым на МАКСе 2011.
Даже неспециалисту по новому облику самолта
видно и понятно, что это новое поколение. Уве
рен, у младенца перспективное будущее.
А зачем мы создам новые боевые самол
ты? Мы что, воевать собираемся?
Я считаю, что передовая держава, а мы
должны быть именно такой не может не иметь
средств защиты и реагирования на международ
ные террористические или региональные процес
сы. Поэтому армия должна обладать всем необ
ходимым набором современных технических
средств. Авиационная технология это сложный
процесс, это усилия тысяч разработчиков, конст
рукторов, научно исследовательских институтов.
Все достижения военной авиации непременно
используются в гражданском самолтостроении.
На самолте пятого поколения впервые много
функционально применяются композиционные
материалы. Они же применяются и на новом граж
данском самолте Суперджет 100, созданном в
компании Сухой.
Наш Суперджет ведь уже летает?
Да, Суперджет закупили Аэрофлот, Армавиа и
другие авиакомпании. Он уже выполняет регуляр
ные рейсы. Думаю, у Суперджета большое будущее.
А может, тушки вообще надо уже запре
тить?
Нет, так говорить нельзя. Нет старых плохих
самолтов, есть пригодные к эксплуатации и не
пригодные. В эксплуатации самолта участвует и
фирма разработчик, и завод изготовитель, и ре
монтное предприятие, которые контролируют со
стояние самолта. Если все звенья цепи ответ
ственно выполняют свои функции, и если точно
выяснено, что самолт ещ может летать три или
пять лет, то нечего бояться.
И вс таки самолты падают, к сожалению. И
вс чаще мы слышим вывод: человеческий фак
тор.
Да, комиссии нередко причиной называют
человеческий фактор, ошибки в управлении, в
руководстве, в навигации. Очень больно, что са
молты терпят крушение по этой причине. Все
экипажи проходят необходимый уровень подго
товки. Хотя в этой системе очень многое, к сожа
лению, изменилось в худшую сторону. 20 лет
назад в стране были специализированные учили
ща по подготовке гражданских, военных пилотов
причм специализированные истребительные,
бомбардировочные, транспортные. Теперь коли
чество учебных заведений, занимающихся подго
товкой пилотов, значительно сокращено и уро
вень их оснащения и обеспечения вызывает серь
зную озабоченность.
Так, может, стоит с Запада приглашать лт
чиков?
Нет, это не путь. К тому же в западных компа
ниях тоже есть потребность в лтчиках. И они тоже
мечтают пригласить лтчиков из других стран. На
сколько мне известно, большой интерес к россий
ским лтчикам проявляет Китай и вообще Юго
Восточная Азия, где бурно развивается самолт
ный парк, а пилотов не хватает. Российские круп
ные перевозчики, в парке которых много иностран
ных самолтов, готовят своих пилотов на базе
компаний, производящих самолты. Должно быть
вс в порядке, но, увы, бывают фатальные случаи.
Может быть, следует принять более суровые
нормы контроля?
Они достаточно жсткие. Уголовная ответ
ственность предусмотрена за нарушение правил
эксплуатации авиационной техники. Если исполь
зуют контрафактные, некондиционные запасные
части это преступление. А преступник, как
говорил Глеб Жеглов, должен сидеть в тюрьме.
В стране бывали авиакатастрофы и по вине
нетрезвого экипажа. А как у лтчиков испытате
лей с зелным змием?
Я отлетал более 30 лет и не видел ни одного
случая, ни в одной части, чтобы лтчик выпил и
полетел. Это просто невозможно. Переносимость
перегрузок непредсказуемо снижается. И что мо
жет произойти с твоей головушкой в этом полте,
неизвестно даже Госстраху. Поэтому никто такой
глупости, как выпить и полететь, даже не пред
ставляет себе. Ну и, конечно, в полтах серьзный
контроль от постановки задачи до анализа
выполненного задания. Что же касается граждан
ских рейсов то каким бы профессионалом ни
был лтчик, он не может находиться в состоянии
пониженной работоспособности по любой причи
не и тем более по причине потребления алкоголя,
потому как в любой момент в воздухе может
случиться нестандартная ситуация.
А когда вам, боевому лтчику, приходится
летать на гражданских самолтах, вы как то для
себя отслеживаете работу пилота?
Да, непроизвольно, после одного инцидента
на взлте, скажем так. До этого, садясь в кресло
и пристгиваясь, я сразу засыпал от приятного
урчания самолта. Теперь прислушиваюсь к взле
тающему самолту, слежу, как он пробегает по
полосе, пора бы ему уже, думаю, отрываться от
земли (Улыбается.
Авт.) Но я никогда не
думаю о том, что экипаж может не справиться.
Никогда. Сел и с доверием к экипажу полетел.
На гражданских самолтах люди почему то в
последние годы стали аплодировать, едва само
лт коснтся земли. Но ведь ещ рано радовать
ся. Нередко проблемы происходят как раз после
приземления. Говорят, лтчиков ужасно раздра
жают эти аплодисменты пассажиров.
Честно говоря, не знаю, как относятся к апло
дисментам гражданские лтчики. Но когда я в пер
вый раз их услышал, удивился. Но теперь привык.
Ну, хлопают люди, радостно им, что сели на землю.
Ну и пусть хлопают. (Улыбается.
Авт.)
А вы не хлопаете?
Нет, я не хлопаю. Я говорю: спасибо, ребята,
что привезли. И самолту говорю спасибо. Само
лт это ведь тоже живое существо, умное, силь
ное и красивое
Вопросы задавала Лариса ВИКТОРОВА
Магниты с видами города.
ЛИЧНОСТЬ
О
пьяных
рейсах
Человеческий фактор
Что увезти с собой на память о Королве?
Что увезти с собой на память о Королве?
Какой характер у самолта?