background image
вторник
k
121, 25 октября 2011 г.
НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ГОРОДА
Но удивительное дело: о пребыва
нии Шостаковича на болшевской зем
ле не писали в местной печати, фами
лии его нет в Именном указателе
рекомендательных краеведческих ука
зателей Калининграду 50 (М.,
1988) и Калининграду 55 (М.,
1993). И только в книге Р. Позаман
тир, С. Мержанова, Л. Бондаренко,
Ю. Сороколетова Калининград Ко
ролв. Полвека, ставшие эпохой (М.,
2005) упоминается, что на улицах Го
рок сохранились дома, где жили зна
менитые дачники, в том числе Дмит
рий Шостакович. К сожалению, ни ссы
лок, ни упоминаний об этом не оказа
лось даже в отделе краеведения Мос
ковской областной государ
ственной научной библиотеки
имени Н.К. Крупской на улице
Школьной, 19, в Болшеве, где
не одно десятилетие собира
ются и систематизируются кра
еведческие материалы.
В канун 105 й годовщины со
дня рождения Д.Д. Шостако
вича, исполнившейся в сентяб
ре, отдел литературы по искус
ству МОГНБ имени Н.К. Круп
ской устроил книжную выстав
ку, посвящнную великому
композитору. Знакомство с ней
натолкнуло меня на мысль:
неужели ни в одном издании (а
их вышли десятки) нет сведе
ний о болшевской странице
жизни Шостаковича? Оказа
лось, что на выставке представ
лена лишь малая часть книг о
композиторе, находящихся в
фонде отдела. Книги, которые
любезно подобрала библиоте
карь Светлана Яковлевна Лю
так, за что выражаю ей благо
дарность, позволили найти от
вет на интересовавший меня
вопрос. И я хочу познакомить
читателей со своими находка
ми, чаще всего обращаясь к
книгам Софьи Хентовой Шо
стакович. Жизнь и творчество
(в 2 х томах. Л.: Советский
композитор, 1986), Шостако
вич в Москве (М.: Московс
кий рабочий, 1986), Письма к
другу: Дмитрий Шостакович
Исааку Гликману (М.: DSCH,
СПб.: Композитор, 1993), а так
же к Книге о Шостаковиче
Михаила Ардова (Новый
мир, 2002, 5, 6).
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
родился 12 (25) сентября 1906 года в
Санкт Петербурге. Здесь он учился в
консерватории, дебютировал как ком
позитор и ярко заявил о себе в этом
качестве ещ в довоенные годы, со
здав немало значительных произве
дений. В городе на Неве Шостакович
жил и работал вплоть до октября 1941
года, когда он был эвакуирован в Куй
бышев. В 1943 году композитор пере
ехал в Москву и жил в столице до
своей кончины.
Рассказывает сын композитора
Максим Шостакович:
В 1947 году советское правитель
ство издало распоряжение о том, что
бы предоставить
(обратите внимание:
предоставить, а не подарить. Это име
ет значение в дальнейшем.
Л.Г.)
Шостаковичу квартиру в новом доме
на Можайском шоссе и дачу в под
московном Болшеве
(М. Ардов. Кни
га о Шостаковиче).
Дочь композитора Галина, вспоми
ная дачу в Болшеве, рассказывала,
что
е Шостаковичу подарили по лич
ному распоряжению Сталина (ни боль
ше ни меньше. Брат говорит: предос
тавили. А сестра по женски экспрес
сивно: подарили, да ещ по личному
распоряжению Сталина. Звучит эф
фектно. Но эта трогательная забота
вождя как то не сочетается с притес
нениями композитора.
Л.Г.). Это
был неказистый деревянный дом, но
отец это место полюбил
(запомним.
Л.Г.) он там мог уединяться для
работы. В Болшеве его угнетало лишь
одно вечные проблемы с водой.
Питьевую вообще привозили откуда
то издалека, возле дома рыли колод
цы, но вс как то неудачно. А отец был
чистюлей, то и дело мыл руки
(М.
Ардов. Книга о Шостаковиче).
В дополнение к квартире, пишет
музыковед и биограф композитора
Софья Хентова,
Шостаковичу пре
доставили (заметьте! Л.Г.) дачу в
Подмосковье, в Болшеве: одноэтаж
ный четырхкомнатный дом за забо
ром, с небольшим пустынным участ
ком. Водопровода не было. Колодец
бурили долго и безуспешно. Машина
застревала в грязи. Нина Васильевна
(первая жена композитора.
Л.Г.)
взялась за благоустройство: пристро
или веранду кабинет, на участке вы
садили кусты роз, сирени, вишнвые
деревья, расчистили тропинки для про
гулок. Утомившись от работы, Шоста
кович быстро устремлялся в лес и
возвращался успокоенный, отдохнув
ший, чтобы вновь приняться за дело
(С. Хентова. Шостакович в Москве).
В Болшеве Дмитрий Дмитриевич не
только отдыхал, но и интенсивно ра
ботал. Рассказывает дочь композито
ра Галина:
В телефонной трубке что то тре
щит, и голос отца слышен очень плохо.
Он звонит с дачи, из Болшева, а там
всегда была очень плохая связь. ()
Отец не любил писать музыку к кино
картинам, но увы! принуждн был
заниматься этим всю свою жизнь
таков был наиболее приемлемый и
пристойный вид заработка. Фильм при
носил денег во много раз больше, не
жели любое серьзное симфоничес
кое произведение. () Принимая оче
редной заказ на музыку к кинокартине,
отец получал нечто вроде рабочего
плана, там перечислялись эпизоды
фильма и их продолжительность. Так
вот, в тот раз он уехал в Болшево, а
листок с этим планом оставил в Моск
ве. Пришлось ему звонить домой, я
нашла эту бумажку и диктовала.
Так, записал? Троллейбус на мос
ковской улице шесть минут Белое
безмолвие три минуты
Это белое безмолвие в особенно
сти забавляло отца. Он говорил:
Как прикажете передать в музы
ке такую штуку, как белое безмол
вие?
(М. Ардов. Книга о Шостаковиче).
Выходные дни семья проводила в
Болшеве ради здоровья детей: их
малейшее недомогание приводило
отца в волнение
(С. Хентова. Шоста
кович: жизнь и творчество). Летние
месяцы 1952, 1953 и 1954 годов Шос
такович с семьй провл на даче тестя
в Комарове, уступая свой болшевский
дом друзьям. Одно лето в нм прожил
М.С. Вайнберг (1919 1996), ориги
нальный композитор и человек непро
стой судьбы. Родившийся в Варшаве в
семье дирижра и композитора, Ме
числав Самуилович в 1939 году эмиг
рировал в СССР. А его семья, остав
шаяся в Варшаве, погибла в концлаге
ре. Вайнберг был зятем народного
артиста СССР Соломона Михоэлса
(первым браком был женат на Ната
лье Михоэлс Вовси). Он написал мно
гие песни к известным советским ки
нофильмам (в том числе к фильму
Летят журавли) и мультфильмам (в
частности, к мультфильму Винни
Пух), а также симфонии, оперы, ба
леты, произведения для солирующего
инструмента и оркестра. Когда в связи
с делом врачей композитора в фев
рале 1953 года арестовали, Дмитрий
Шостакович ходатайствовал о его ос
вобождении. Вайнберг
был освобождн после
смерти Сталина и впо
следствии реабилити
рован. Он удостоен зва
ния Народный артист
РСФСР (1980), ему
присуждена Государ
ственная премия СССР
(1990).
Одно время Дмитрий
Шостакович препода
вал в Московской кон
серватории, где у него
обучались Георгий Сви
ридов, Борис Тищенко,
Борис Чайковский, Кара
Караев С последним
у Шостаковича сложи
лись дружеские отно
шения, о чм, в частно
сти, свидетельствует
откровенное письмо,
которое Дмитрий Дмит
риевич написал Карае
ву из Болшева 4 октяб
ря 1955 года:
Я веду
бурную жизнь. Много
концертирую и без осо
бого удовольствия. К
эстраде я до сих пор не
привык. Она стоит мне
много забот и нервов.
Как доживу до 50 лет,
то прекращу концерт
ную деятельность. Я
давно ничего не сочи
няю. Это меня очень
огорчает. Фактически
после 10 й симфонии я
больше ничего не сочи
нил. Трудно мне быть
одному с детьми
(жена
композитора умерла 4
декабря 1954 года.
Л.Г.). Я плохой
воспитатель и руководитель. Максим
в этом году кончает школу. Что с ним
будет дальше? Вс это меня очень
беспокоит
.
О том, что волновало Шостаковича,
речь идт и в его письме, адресован
ном Исааку Гликману (оно вошло в
книгу Письма к другу, о которой
подробнее будет сказано ниже) из Бол
шева 31 марта 1957 года:
Я живу
очень хлопотливо. Теряю много вре
мени и никак не могу как следует за
няться 11 й симфонией. Последнее
время сижу на съезде композиторов,
слушаю выступления разного рода
ораторов. Особенно мне понравилось
выступление тов. Лукина
(написано
это, конечно, с иронией.
Л.Г.). Он
напомнил съезду о вдохновляющих
указаниях А.А. Жданова о том, что
музыка должна быть мелодичной и
изящной. К сожалению, сказал тов.
Лукин, мы не выполняем это вдох
новляющее указание! Много ценно
го и интересного было и в других вы
ступлениях.
Вкратце о моей жизни: я очень за
нят. Эти пошлые слова тем не менее
совершенно точно определяют мою
жизнь
.
В общем, съезд прошл хорошо,
писал Шостакович 9 апреля 1957
года из Болшева своему бывшему уче
нику композитору К. Караеву. Вче
ра был избран Секретариат со главе с
первым секретарм Т.Н. Хренниковым.
Состав секретариата Вы, конечно, зна
ете. В общем, главное, что сейчас нуж
но, это сочинять музыку. А вс осталь
ное побоку
.
Этому правилу сам Дмитрий Дмит
риевич следовал неукоснительно. В
частности, сочинял он музыку и нахо
дясь на даче в Болшеве, причм не
только к кинофильмам. Здесь он ра
ботал над циклом испанских песен.
Запись их мелодий вместе с испанс
кими стихами композитору передала
певица Зара Долуханова. Эти мелодии
она услышала от испанца Ивана Кобо,
который мальчиком был вывезен из
сражавшейся Испании и вырос в Со
ветском Союзе.
Мелодии Кобо он
(Шостакович.
Л.Г.) оставил почти в
полной неприкосновенности, ограни
чившись приспособлением слов и со
чинением аккомпанемента
, отме
чала Софья Хентова.
Однако, входя
в инонациональное, Шостакович вс
же и аккомпанементом, гармонизаци
ей ввл нечто от специфики своего
мышления, и в испанских песнях заз
вучали русские корни
.
Когда музыка была готова, шесть
песен выстроились в такой последо
вательности: Прощай, Гренада,
Звздочки, Первая встреча, Рон
да (хоровод), Черноокая, Сон.
Песни впервые были опубликованы к
пятидесятилетию композитора в нот
ном приложении к журналу Советс
кая музыка (1956, 9). (С. Хентова,
Шостакович. Жизнь и творчество).
В Болшеве Дмитрий Шостакович со
чинил оперетту Москва, Чермушки,
работая над ней с утра до позднего
вечера осенью 1958 года.
Шостакович написал оперетту во
девиль о москвичах, получающих
квартиры в новых районах, о перипе
тиях распределений, заселений. Ши
роким потоком влились в оперетту
песни, в том числе Песня о встреч
ном. Все персонажи характеризова
лись песенными мелодиями, сочиняя
которые Шостакович обращался и к
опыту И. Дунаевского. Искусно чере
довались куплеты, пантомима, танцы.
На премьеру, вызвавшую большой
интерес, имевшую успех (состоялась
24 января 1958 года.
Л.Г.), пришл
Леонид Утсов: с радостью и волнени
ем встретился с ним Шостакович, вспо
миная давнишнюю общую работу над
спектаклем мюзик холла Условно уби
тый на заре развития лгкого жанра в
советской музыке
(С. Хентова. Шос
такович в Москве).
Отклики на оперетту Москва, Че
рмушки вышли за грань оценки спек
такля, музыки. На обсуждении в Со
юзе композиторов высказывались со
ображения о путях советской оперет
ты. Пример Шостаковича воодушев
лял молодых авторов, учил их отно
шению, подходу к жанру. () Оперет
та Москва, Чермушки была постав
лена многими театрами страны в
Одессе, Свердловске, Магадане, за
рубежом в Братиславе, Праге, Рос
токе, Загребе. В 1962 году режисср
Герберт Раппапорт снял кинофильм
Чермушки с участием известных
актров: В.В. Меркурьева, Р.Б. Зел
ной, О.Л. Заботкиной. Е.П. Леонова,
Г.Л. Бортникова, С.Н. Филиппова,
М.И. Пуговкина. () Старейший мас
тер оперетты Николай Янет назвал эк
ранизацию большим праздником не
только работников кино, но и артистов
оперетты, гордых тем, что в этот жанр
пришл Шостакович
(С. Хентова. Шо
стакович. Жизнь и творчество).
Среди адресатов болшевских пи
сем Дмитрия Шостаковича были род
ные и коллеги музыканты и компо
зиторы. 10 апреля 1957 года он напра
вил письмо скрипачу Давиду Ойстра
ху с просьбой никому его не показы
вать: Верю, что эту просьбу Вы вы
полните и поэтому пишу. Шостако
вич, к своему великому удивлению и
огорчению, сообщил Ойстраху, что его
кандидатура не прошла на Ленин
скую премию, несмотря на все усилия
композитора, и закончил письмо обо
дряющими словами:
Знайте, дорогой
Додик, что лучшие музыканты всего
мира, весь наш народ и все народы
мира присудили Вам все премии. При
знание, которого Вы удостоились, дол
жно быть Вам дороже всего
.
Тремя днями раньше, 7 апреля 1957
года, Дмитрий Дмитриевич написал
из Болшева поздравление композито
ру Эдисону Денисову:
Дорогой Эдик.
Горячо поздравляю Вас с днм рож
дения. Желаю Вам быть всегда здо
ровым и счастливым. Ужасно грущу,
что не попраздновал вместе с Вами
этот торжественный день. Жму Вашу
руку. Д. Шостакович
.
Композитор и музыковед Эдисон
Васильевич Денисов (1929 1996)
признавался, что Шостакович в его
жизни сыграл огромную роль. Они
много общались и, по словам Денисо
ва,
были довольно близкими людь
ми. Во всяком случае, когда мы встре
чались за столом и выпили, как гово
рится, не одну с ним бутылку водки, он
многое говорил из того, что в других
условиях я бы, наверное, и не услы
шал от него. Особенно часто наши
встречи происходили в Болшеве на
его даче. Он очень часто приглашал
меня к себе, писал часто мне пись
ма
(интересно, сохранились ли они?
Л.Г.).
С любовью относясь к Шостакови
чу, Эдисон Васильевич не скрывал,
что были моменты, когда он на него
обижался и не мог, например, понять,
почему он подписал общее письмо
за изгнание Солженицына, почему он
оказался на поводу у человеческой
слабости; почему он подписывал не
которые статьи Ответы на эти по
чему? можно найти в воспоминаниях
самого Эдисона Денисова. Дмитрий
Дмитриевич взял его с собой на ка
кой то пленум в Свердловск и там за
болел.
Я с ним просидел целую ночь,
вспоминал Денисов.
И он мне
рассказал массу эпизодов из своей
жизни. И как лейтмотив каждые пят
надцать минут повторял одну и ту же
фразу: Эдик, когда я оглядываюсь
на свою прошедшую жизнь, то вижу,
что всю жизнь я был трусом. И в
жизни, конечно, так оно и было. В жиз
ни, но не в музыке! () А Шостаковича
я всегда любил и люблю сейчас. Во
всм остальном это был очень хоро
ший и добрый человек. Но его замучи
ли. Буквально замучили. Он всегда
Хочу теперь постоянно жить на даче,
Д.Д. Шостакович (с газетами). Фото 1950 х годов.
О том, что композитор
Дмитрий Дмитриевич
Шостакович (1906 1975) в
50 е годы прошлого века
имел дачу в Болшеве,
известно и краеведам, и
любопытствующим горожа
нам. На сайте ГеоКоролв
указан и адрес: мкр Перво
майский, улица А. Невского,
дом 3.
В этом доме в 1950 е годы жил Дмитрий Шостакович.