background image
III
III
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
ИРИНА РЫБНИКОВА
42
ступени в
общероссийском
рейтинге регионов.
Именно такую дистанцию
прошла Московская область
за 11 лет по величине
денежных доходов на
душу населения. В 2000
году были на 52-м месте.
В 2011-м поднялись на
десятое. Впереди нас
Москва, Санкт-Петербург
и 7 регионов с северным
коэффициентом. Причем,
северных регионов всего
15, и 8 из них по доходам
стоят позади Подмосковья.
О дальнейших перспективах
развития Подмосковья
рассказывает министр
экономики Правительства
Московской области
Вячеслав КРЫМОВ.
Искусство прогноза
Вячеслав Борисович, до-
ходы на душу населения
это наша зарплата?
Это все расходы жителей
региона. Все, что истратили
за месяц наши 7 с лишним
миллионов граждан, поде-
лили на каждого и получили
те самые доходы. Они, кста-
ти, могут превышать размер
средней заработной платы,
потому что в этом показателе
учитываются абсолютно все
траты, включая те, что про-
изведены с дополнительных
источников дохода диви-
дендов по акциям, процентов
по банковским вкладам... Но
в структуре доходов жителей
Московской области домини-
руют зарплаты, это верно.
Несколько лет назад в
Подмосковье появилась
традиция: дважды в год
повышать зарплату ра-
ботникам бюджетной сфе-
ры. На чем она основыва-
лась? Бюджет принимается
в октябре. Откуда уверен-
ность, что к следующему,
условно говоря, октябрю в
нем будет столько денег,
что хватит на все бюджет-
ные повышения?
Бюджет рассчитывает-
ся на основании прогноза
социально-экономического
развития. У нас в 2000 году
прогнозная ошибка состав-
ляла 21%. То есть прогнози-
ровали одно, а по факту по-
лучили на 21% меньше. А се-
годня ошибка не превыша-
ет 4%, бывает и меньше. Даже
в кризисный год мы за 4% не
вышли.
Научились лучше счи-
тать?
Можно и так сказать. Раз-
работали 5 моделей расче-
тов, прогнозируем по каж-
дому поселению. Больше ни-
кто в стране так не делает, у
всех остальных прогнозы за-
канчиваются на уровне субъ-
екта.
А уход в поселения что
он дает?
Максимальную точность
параметров. Из математи-
ки: чем больше точек, по ко-
торым выстраивается функ-
ция, тем она точнее. Поэтому
все возможности бюджета на
год вперед и даже больше
нам известны.
И известно, что будет с
доходами жителей области
по итогам этого года? Упа-
дут, вырастут?
В прошлом году не упа-
ли, а, наоборот, поднялись
на 5,1%. Причем, это рост до-
ходов реальных, уже за мину-
сом инфляции. По этому году
ждем пусть более скромного,
но тоже роста порядка 3%.
Вс в дом, вс в бюджет
Сколько процентов до-
ходной части бюджета со-
ставляет зарплатный на-
лог на доходы физиче-
ских лиц?
Почти половину. Поэто-
му и боремся за рост зарплат.
Поэтому Московская область
оказалась в числе 12 регио-
нов страны, которые устано-
вили у себя минимальную за-
работную плату, отличную от
общероссийского стандарта.
Она в стране на сегодняшний
день составляет 4611 рублей.
А у нас 7690. В следующем
году будет 8400. А рост мини-
мальной зарплаты ведет к по-
вышению всех остальных. В
этом году, кстати, мы тради-
цию не нарушили. Заработ-
ная плата в бюджетной сфере
была повышена дважды.
А в прошлом, насколько
я знаю, так сделать не по-
лучилось. Какие-то допол-
нительные источники по-
полнения доходной части
бюджета ищете?
А для чего мы развиваем
малое предпринимательство?
У нас сегодня из 2250 тысяч
жителей области, занятых в
экономике, 660 тысяч чело-
век работают в малом и сред-
нем бизнесе. К слову сказать,
мы после дефолта 1998 го-
да на докризисные показате-
ли несколько лет выходили.
А последствия кризиса 2009
года преодолели практиче-
ски за год. Почему? В 2000 го-
ду у нас 98% предприятий на-
ходились в государственной
собственности. А сейчас 98%
частный акционерный ка-
питал. Предприниматели. Ко-
торых никто, кроме них са-
мих, не прокормит. Поэтому
они не будут сидеть и ждать
помощи от государства, а са-
мостоятельно начнут под-
страивать свой бизнес под
потребности рынка.
Вот вы говорите 660
тысяч предпринимателей.
А сколько их оптимально
должно быть? Сколько вы
хотите?
Н е о б х о д и м о , ч т о б ы
было так, как в стратегии
социально-экономического
развития Московской обла-
сти написано: к 2025 году ма-
лое и среднее предпринима-
тельство должно давать 50%
валового регионального про-
дукта. Сейчас оно дает 18.
50% это реально?
Все реально, если над
этим работать. У нас в нача-
ле 2009 года вообще никакой
структуры поддержки пред-
принимательства на уровне
области не было. А в 2011-
м общественная организа-
ция Опора России при-
знала Московскую область
лучшим регионом страны
по условиям, созданным для
развития малого и среднего
предпринимательства. Мы
начинали со 160 миллионов
рублей, выделенных на эти
цели. Сейчас в обороте уже
порядка 4 миллиардов, кото-
рыми могут воспользовать-
ся представители малого и
среднего бизнеса. За полто-
ра года мы приняли блок из
5 законов, так или иначе ка-
сающихся предпринима-
тельской деятельности. При-
чем, законов, не противо-
речащих друг другу, как это
часто бывает, а увязанных
между собой, работающих
на одну цель: дать новые воз-
можности для развития эко-
номики области. В том числе
и закон о развитии предпри-
нимательства, который ста-
вит его в основу всей нашей
деятельности. Нет у субъек-
тов сегодня других дополни-
тельных источников для по-
полнения бюджета, а значит,
и улучшения качества жиз-
ни людей. Только предпри-
нимательство.
Курсом на развитие
Вячеслав Борисович, я
знаю, что все эти законы,
о которых вы сейчас гово-
рите, вышли из стен ваше-
го министерства. Но это же
не обязанность министра
писать законы. Почему вы
такое большое значение
законодательной базе при-
даете?
Потому что, как только мы
говорим, что берем курс на
развитие чего-то, этот курс
должен становиться законом.
Иначе он является просто
лозунгом, за который никто
не отвечает. Сейчас на оче-
реди закон о стратегии. До-
кумент, который ставит це-
ли развития Подмосковья до
2025 года, должен иметь ста-
тус. В противном случае все
цели так и останутся буква-
ми на бумаге.
Хорошо, вот приняты у
нас 5 экономических зако-
нов. Это все, что на сегод-
няшний день нужно эконо-
мике области?
Нет, конечно. Что такое
закон? Это отражение сло-
жившихся отношений по
поводу производства и рас-
пределения произведенно-
го продукта. И отношения
эти могут меняться.
Что тогда, на ваш взгляд,
региону необходимо еще?
Закон о стратегическом
планировании, например. У
нас сейчас есть разрозненные
элементы прогноз, страте-
гия, среднесрочная програм-
ма развития, долгосрочно-
целевые программы мини-
стерств. Все это законом надо
увязать в одну систему.
Министр экономики Правительства Московской области Вячеслав КРЫМОВ:
ВС, ЧТО НЕ СТАНОВИТСЯ ЗАКОНОМ, ОСТАЕТСЯ ЛОЗУНГОМ