background image
IV
IV
НАСЛЕДИЕ
МЫ ПАТРИОТЫ
ЗДЕСЬ РОДИНА РУССКОГО ФЛОТА
В подмосковном Дединове разворачивались события общественно-национального масштаба
ЕЛЕНА ЮДИНА
С
одеянное трудом
народа живет века.
Именно такое событие
произошло более трех
столетий назад на берегах
реки Оки у села Дединова,
когда был спущен на воду
первый русский военный
корабль Орел.
Вряд ли боярин Афанасий
Ордин-Нащокин, дворянин
Яков Полуехтов, подьячий
мытной избы Степан Петров
или, к примеру, голландцы
мастер Ламберт Гельт и ка-
питан Давид Бутлер дума-
ли о том, что их имена навсег-
да будут вписаны в страницы
российской истории. А ведь
именно они сделали первый
шаг к созданию российских
военно-морских сил.
А началось все в 1664 году,
после того как персидский
шах Аббас II пожелал произ-
водить торг шелком-сырцом
через Россию. Разрешение
было получено, причем рус-
ские за особую плату брали
на себя охранение провоз-
имых товаров. Это вызвало
необходимость строитель-
ства у нас военных судов для
плавания по Волге и Каспий-
скому морю, поэтому в 1667
году в селе Дединове был за-
ложен двухпалубный трех-
мачтовый малый фрегат, по-
лучивший впоследствии на-
звание Орел.
Наблюдение за постройкой
поручили боярину Ордин-
Нащокину. По указу царя
Алексея Михайловича из Гол-
ландии и других европейских
стран были приглашены ко-
рабельные мастера. В их чис-
ле был полковник Корнили-
ус Ван-Буковен. Он стал не-
посредственным руководите-
лем строительства. В помощь
иностранцам из числа сво-
бодных людей окрестных
сел и деревень выделялись
плотники, кузнецы и пушка-
ри. Заготовка леса произво-
дилась в районе Коломны, а
железо, самое доброе к ко-
рабельному делу, поставля-
ли тульские и каширские за-
воды. В мае 1668 года корабль
был спущен на воду, но от-
делочные работы запозда-
ли, и Орел зазимовал в Де-
динове.
Через год он покинул верфь.
Но перед заморским плавани-
ем должно было соблюсти
международные обычаи. По-
этому в требовательной ве-
домости капитан Орла Да-
вид Бутлер указал необходи-
мые кораблю предметы. Сре-
ди них значилась материя для
флагов морских знамен
для воинского хода потреб-
ных А цветами, как великий
государь укажет; но только на
кораблях бывает, которого
государства корабль, того го-
сударства бывает и знамя.
Царю по этому поводу бы-
ло подготовлено Писание о
зачинании знак и знамен или
прапоров, после этого Си-
бирскому приказу было ве-
лено прислать из меновых
товаров триста десять аршин
киндяков да сто пятьдесят ар-
шин тафт червчатых, белых,
лазоревых к корабельному
делу на знамена и яловички
(вымпелы). Этим указом царь
подтвердил государственны-
ми цветами России красный,
белый и синий. (В дальней-
шем его сын Петр I оконча-
тельно узаконил российский
триколор).
В мае 1669 года корабль
поднял паруса и тронулся в
путь на Астрахань. Дорога
заняла три с половиной ме-
сяца.
К сожалению, и сам Орел,
и его флаги просуществова-
ли недолго. Судьба сурово
распорядилась с первенцем
Российского флота. Летом
1669 года корабль, а также ях-
та, вооруженный струг и две
сопровождавшие их шлюп-
ки были захвачены войском
Степана Разина. Восставшие,
опасаясь, что царь в дальней-
шем использует фрегат про-
тив них, загнали его в про-
току Кутум, где он простоял
в течение нескольких лет и
пришел в ветхость. По дру-
гой версии, Орел сожгли.
Так, едва начавшись, закон-
чился путь первого россий-
ского военного корабля. И
хотя ему не суждено было
выполнить задачу по охране
отечественного судоходства,
роль его в истории достаточ-
но велика.
Да и сам основатель Рос-
сийского регулярного фло-
та Петр Первый высоко оце-
нил постройку Орла, заявив:
Хотя намерение отеческое
не получило конца своего,
однако же достойно оно есть
вечного прославления, поне-
же... от начинания того, яко от
доброго семени, произошло
нынешнее дело морское.
ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЯ
Открытие обновленного Дединовского историко-краеведческого музея
состоялось 10 августа 1996 года. Центральное место здесь занимает
зал Орла. И хотя по понятным причинам в нем почти нет экспонатов,
прямо относящихся к тем временам и свершениям, сами эти события
представляют безусловную ценность, являются предметом законной
гордости жителей Дединова, Луховицкого района и всего Подмосковья.
Ведь в российской провинции более не отыскать поселения, в котором
произошло бы столько знаковых событий общенационального
масштаба: создана первая в России государственная
кораблестроительная верфь, построен первый морской корабль
державы, впервые поднят Государственный флаг страны, изготовлена
одна из главных реликвий Российского ВМФ ботик Петра I,
названный дедушкой русского флота.