background image
вторник
k
126, 8 ноября 2011 г.
КОСМОНАВТИКА
В сво время судьба станции вызва
ла огромный общественный резонанс.
Одни доказывали, как важно сохра
нить е для истории и науки, другие
отстаивали точку зрения, что станция
полностью отработала свой ресурс и
содержать е нам не по карману. Как
известно, победила вторая точка зре
ния. Однако и сегодня находятся спе
циалисты, полагающие, что, хоть Мир
и не верншь, необходимо извлечь уро
ки из этой драматической истории
иначе всем нам грозит серьзная опас
ность. Именно так считает
эксперт по
экологизации аэрокосмической дея
тельности, кандидат технических и док
тор философских наук, профессор, кос
монавт испытатель Сергей Кричевс
кий
.
Сергей, какое отношение вы име
ли к Миру?
В конце 80 начале 90 х годов я
готовился к длительному космическо
му полту и в связи с этим занимался
вопросами эксплуатации станции. Од
нако вскоре встал вопрос об е уничто
жении. В 1999 2001 годах я опубли
ковал ряд работ, предложив проект,
минимизирующий риск экологических
и других негативных последствий этой
акции, а в 2001 2002 годах, когда
изменить что то было уже нельзя, сде
лал анализ экологической истории пи
лотируемого комплекса. Нельзя пере
оценить научно техническое значение
выполненных Миром задач. Однако
экологические последствия эксплуата
ции, а затем ликвидации станции ока
зались не менее впечатляющими. И
дело не только в этой станции: вся
аэрокосмическая деятельность чело
вечества представляет собой сегодня
вс возрастающую экологическую
опасность для биосферы нашей пла
неты. Однако данный вопрос мало кого
занимает.
Неужели? Казалось бы, экология
стала лейтмотивом нашей жизни, и кур
сы по этой дисциплине вводятся чуть
ли не во всех учебных заведениях стра
ны
А на деле экологические пробле
мы нарастают намного быстрее, чем
мы осознам их и решаем. История со
станцией Мир пожалуй, самая
яркая тому иллюстрация. Всего по этой
программе с космодрома Байконур с
1986 по 2001 год было запущено 102
ракеты носителя, и на завершающем
этапе масса станции составляла около
140 т, из них примерно 14 т ценное
научное оборудование. Конструкция
состояла из шести состыкованных мо
дулей массой до 20 т каждый и других
элементов. Общая стартовая масса всех
полезных нагрузок по программе
Мира составила около 40 тыс. т: одни
только ракеты носители Протон по
700 т каждая чего стоят! Причм по
лезный груз, включая саму станцию,
корабли, экипажи, расходные матери
алы, составил всего 2%, остальные 98%
отходы, из них 90% ракетное
топливо и 8% масса отработавших
ступеней носителей, упавших преиму
щественно на сушу. Первые ступени
обрушивались в основном в Караган
динской области (Казахстан), а вторые
на Алтае (Россия). Надо ли гово
рить, в какую свалку космического му
сора превратились эти некогда эколо
гически чистые края! А неиспользо
ванные жидкие остатки топлива (в том
числе, сверхтоксичные компоненты
топлива ракет носителей Протон)
загрязняли ещ и атмосферу Земли.
При этом возникали и другие мощные
неблагоприятные воздействия на лю
дей и природную среду акустичес
кие, электромагнитные и т. д. В резуль
тате реализации проекта на полном
жизненном цикле, включая общее по
требление всех ресурсов для произ
водства и эксплуатации техники, сум
марный объм загрязнений превысил
4 млн т. Эта чудовищная цифра отра
жает широкомасштабное негативное
воздействие на природную среду и здо
ровье людей специалистов, работа
ющих с техникой, населения, живуще
го вблизи предприятий, космодромов,
в районах падения и на прилегающих
территориях.
На станции Мир работало более
100 человек из разных стран, которые
осуществили 28 длительных экспеди
ций и 12 экспедиций посещения. Все
они выполнили свои задачи и благопо
лучно вернулись на Землю. Может
быть, вы сгущаете краски?
В позитиве результаты проекта
впечатляющие. Но есть и обратная сто
рона. В гермоотсеках станции образо
вывалось огромное количество отхо
дов жизнедеятельности и работы эки
пажа: за полгода полта двух человек
возникала свалка разнообразного му
сора массой в 1 т и объмом в несколь
ко кубических метров. За год накапли
валось более двух тонн отходов, а за 15
лет работы станции их общий объм
составил более 30 т. До 1995 года вс
это погружали в контейнеры и отстре
ливали за борт, что было небезопасно
для космических объектов, в том числе
для самой станции. Затем мусор нача
ли увозить пустыми грузовиками и
шаттлами. Но куда увозить? Ясное
дело, на Землю. Кроме того, вокруг
станции образовалась загрязннная
внешняя атмосфера из продуктов ра
боты двигателей, топлива, различных
примесей и предметов, появившихся в
результате работы космонавтов в от
крытом космосе. Эти загрязнения про
стирались на десятки метров вокруг
станции и мешали проведению иссле
дований с применением бортовой оп
тической аппаратуры.
Насколько мне известно, все транс
портные корабли Союз благополуч
но возвращались на Землю.
Об этом писали в официальных
отчтах. Но при этом не уточнялось, что
только их спускаемые аппараты с не
большим грузом (по 50 кг) и экипажами
благополучно приземлялись. А топливо
и другие отсеки сгорали в атмосфере,
оставляя шлейфы загрязнений. Все тя
жлые грузовые корабли Прогресс на
80 90% сгорали в атмосфере, а боль
шинство несгоревших фрагментов упа
ло в океан. 96 кораблей дали более 600
т отходов. Из них около 440 т сгорело в
атмосфере, 60 т упало в океан. Кстати,
мало кто знает, что в 1994 году в ходе
полта Мира имели место два чрез
вычайно опасных инцидента: столкно
вение транспортного корабля Союз
17ТМ с ОК и отказ энергосистемы ОК.
Поток отказов, инцидентов нарастает и
в процессе деятельности МКС. Это свой
ственно современной аэрокосмической
деятельности в целом. Используемая
техника сложна и несовершенна, и цель
далеко не всегда оправдывает средства.
Однако, как мы знаем, в результа
те ликвидации ОК Мир жертв и разру
шений на Земле не было.
Повезло, но реальный риск суще
ствовал не только для России, но и ещ
для 80 стран, над которыми проходила
траектория полта Мира. Росавиа
космос проект ликвидации станции
Мир не представил на обязательную
государственную экологическую экс
пертизу. Он был реализован с грубыми
нарушениями национального экологи
ческого законодательства (Федераль
ный закон России Об экологической
экспертизе, 1995), чем создан вред
ный и опасный прецедент. То, что в
результате в атмосфере Земли сгоре
ла и рассеялась в виде многокиломет
рового шлейфа токсичных загрязне
ний масса более 115 т, не известно
широкой общественности. Несгорев
шие в атмосфере обломки станции
роем из более чем 1500 раскалнных
частиц массой в 25 тонн упали в южной
части Тихого океана восточнее Новой
Зеландии. В результате мы потеряли
1,5 3 млрд долларов по оценкам,
такой была остаточная стоимость стан
ции Мир. Был упущен шанс исполь
зования ценного научного оборудова
ния и других элементов конструкции на
МКС, которая действует на орбите с
1998 года. При этом затраты СССР и
России на станцию Мир по офици
альным расценкам составили около
4 млрд долларов. Думаю, эти данные
занижены в два три раза. Общий сум
марный налт космонавтов на стан
ции составил около 30 человеко лет.
Один год жизни человека в космосе
обошлся в 130 млн долларов это
400 тыс. долларов в сутки. Таких доро
гих отелей на Земле нет. В среднем это
в тысячи раз дороже, чем требуется для
жизнеобеспечения человека на Земле.
Очевидно, что при таких расходах и су
ществующей технике массовое рассе
ление людей в космосе невозможно.
Какие уроки, по вашему, надо из
всего этого извлечь?
Главный урок надо прекратить
тупиковое развитие космонавтики, ког
да создаются крупные объекты, кото
рые затем превращаются в мусор, сжи
гаются в атмосфере и тонут в океане,
загрязняя Землю. Давно пора понять,
что это самоубийственная практика.
Космические объекты, материалы,
энергию и средства, потраченные на
создание и выведение их на орбиту,
надо использовать для самих косми
ческих полтов. Будет двойная выгода:
экологическая и экономическая. Но для
этого необходима адекватная экологи
ческая политика в сфере космической
деятельности, а не тупая коммерциа
лизация, которая осуществляется с гру
бым нарушением экологического за
конодательства в России, США и во
всех других космических державах.
Прошло десять лет, как нет Мира,
однако проблема так и осталась нере
шнной. Между тем это необходимо
сделать в связи с функционированием
МКС. Е параметры близки к парамет
рам станции Мир. Близится момент
ликвидации МКС (сейчас станция име
ет массу около 375 т и просуществует
до 2020 года). Но этот этап не рассмат
ривается в проектной документации и
соответствующих планах. Экологичес
ки грязная, но формально успешная
ликвидация станции Мир вызвала
эйфорию и явно неадекватную реак
цию ряда специалистов космической
отрасли. Они заявили, что в России
отработана технология ликвидации
крупных космических объектов, кото
рая будет использована и при ликвида
ции МКС. На самом деле это не так.
Космическая деятельность на сегодня
антиэкологична. Я считаю, что необхо
димо ввести международный морато
рий на сжигание в атмосфере Земли и
затопление в Мировом океане крупных
космических объектов и их фрагмен
тов, разработать и ввести в действие
законодательные акты для внедрения
экологически безопасных технологий
на полном жизненном цикле существо
вания крупных космических объектов,
подобных ОК Мир и МКС. Уверен:
ужесточение экологических требова
ний к пилотируемым полтам, эколо
гизация ракетно космической техники
дадут новый мощный импульс разви
тию космонавтики. А если этого не про
изойдт, неизбежен технологический,
экономический, экологический и со
циальный тупик на космическом пути.
Какой вы видите космонавтику
будущего?
Скажем, авиационная аварийность
уже стала угрозой для земной цивили
зации: в мире насчитывается свыше 500
тысяч воздушных судов, из них ежегод
но более тысячи терпят аварии и ката
строфы. Из за высокой аварийности, а
также по экологическим основаниям в
ближайшие десятилетия могут исчез
нуть целые виды авиационной техники
например, пилотируемые самолты
истребители. Их уже вытесняют новей
шие и перспективные беспилотные авиа
ционные системы летающие роботы.
Думаю, нечто подобное будет происхо
дить и с космической деятельностью.
Но почему то не хочется, чтобы вместо
людей в космос начали летать биоробо
ты, киборги...
Кстати, ещ в начале XX века один из
пионеров ракетной техники Ф.А. Цан
дер предлагал использовать в полте в
качестве ракетного топлива части кос
молта, ставшие ненужными, сжи
гать их: после взлта (шасси) и по мере
удаления от Земли (крыло и т. д.). В
сво время это можно было сделать и
с конструкцией Мира: пристыковы
вать к ней новые модули, что то воз
вращать на Землю, остальное измель
чать, расплавлять и сжигать для под
держания орбиты. При этом существен
но сэкономили бы на доставке сверх
дорогого ракетного топлива грузовы
ми кораблями с Земли, что, в свою
очередь, сократило бы количество пус
ков ракет и объм загрязнений. Такое
вполне возможно и для МКС: учитывая
е колоссальную стоимость в 100 млрд
долларов, это было бы весьма актуаль
но. Но для реализации таких техноло
гий вся космическая техника должна
проектироваться и эксплуатироваться
совсем по другому.
Возникает вопрос: если полты в
космос так опасны, так ли они нужны?
Мы не хотим вечно оставаться в
своей колыбели, как образно называл
Землю К.Э. Циолковский, но всерьз
осваивать космическое пространство
ещ не готовы. В Год российской кос
монавтики самое время это осознать.
Человечество существенно продвину
лось к осознанию важности освоения
внеземных природных ресурсов для их
разработки и использования в науч
ных, экономических и военных целях,
но при этом не сделало и двух шагов в
другом, не менее важном направлении
выработки экологической ответ
ственности за сохранение природы кос
моса. Сегодня многие говорят об охра
не природы Земли, хотя уже актуален
вопрос о защите дикой природы Луны,
Марса, Венеры, других космических
объектов, куда человечество вс уве
реннее распространяет сво влияние.
Назрела необходимость не только ос
ваивать космос, но и охранять, защи
щать его дикую природу, даже созда
вать космические заповедники. Иначе
мы превратим в гигантскую помойку не
только родную планету, но и всю Сол
нечную систему.
Ещ один важный, но недостаточно
исследованный аспект, касающийся
пребывания человека вне Земли: не
смотря на значительные усилия в обес
печении медицинской безопасности
космонавтов, побывавших на Мире
и МКС, комплексное воздействие не
благоприятных факторов космических
полтов (особенно длительных) в ряде
случаев привело к отклонениям в со
стоянии здоровья как во время полта,
так и по возвращении на Землю. Это
информация, которой не принято де
литься с широкой общественностью,
однако медикам и биологам очевидно,
что существует повышенный риск от
далнных неблагоприятных послед
ствий для здоровья и жизни космонав
тов, а также членов их семей. Это могут
быть, например, отклонения в работе
мозга, генетические изменения. Мы
хотим жить и работать в космосе, оста
ваясь нормальными людьми.
Мы так привыкли, что с космичес
ких станций вс время улыбаются зем
лянам космонавты и астронавты, что
даже не задам себе этот вопрос: за
чем нам вообще нужна космическая
деятельность?
А задавать его надо. Ещ К.Э Ци
олковский считал, что цели космонав
тики общественно значимы это бла
го людей, спасение от возможных опас
ностей, катастроф, голода, излечение
болезней Однако реализовать все эти
цели можно только при разумной об
щественной организации человечества.
Современное состояние общества от
этого очень далеко. И дело не только в
кризисе мировоззрения. С научной точ
ки зрения космическая ракета это
огромный паровоз с КПД всего 1
3%, остальная же часть стартовой мас
сы превращается в отходы, продолжая
создавать проблемы для окружающей
среды. Безальтернативный, чисто ра
кетный этап в развитии космической
деятельности подходит к концу. А что
придт ему на смену, зависит от нас.
Надеюсь, совершенно новые техноло
гии, которые изменят к лучшему эко
логическую ситуацию и перевернут
наше мировоззрение. Выдающийся
мыслитель ХХ века английский исто
рик А. Тойнби полагал, что даже са
мый крупный успех в космосе будет
бессмысленным, если достичь его за
счт принесения в жертву благососто
яния жителей нашей планеты. И я с
такой оценкой совершенно согласен.
Беседовала Наталия ЛЕСКОВА
Миру мир
В нынешнем году
исполнилось десять
лет с момента затопле
ния крупнейшего кос
мического объекта,
созданного Россией
вне Земли в XX веке,
орбитального комплек
са Мир. За празд
ничными фанфарами
полувекового юбилея
прорыва человечества
в космическое про
странство эта грустная
дата осталась незаме
ченной.
Центр управления полтами в нашем городе видел много известных людей. Летом 1978 года, когда в космос полетел гражда
нин ПНР Мирослав Гермашевский, в нм побывал министр национальной обороны Польши Войцех Ярузельский (в центре),
будущий президент республики. Во время сеанса связи с орбитальной станцией Салют 6. Фото из архива Калининградской
правды.