background image
III
III
ПО ПУТИ!
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Заместитель председателя правительства, министр транспорта
Правительства Московской области Петр КАЦЫВ:
МОСКВА И ОБЛАСТЬ ДВИЖЕНИЕ НАВСТРЕЧУ
М
осковский регион
является крупнейшим
транспортным узлом
страны и одним из крупнейших
в мире. Через область
проходят одиннадцать главных
железнодорожных направлений
и тринадцать крупнейших
федеральных магистралей. Здесь
расположены три международных
аэропорта, два речных порта
и более двухсот терминальных
комплексов. Нагрузка, которая
ложится на автомобильный,
железнодорожный, авиационный,
водный транспорт, колоссальна:
через Московскую область
перевозится почти 60 процентов
всех транзитных грузов.
О комплексном развитии
транспортной системы Московской
области рассказывает заместитель
председателя правительства,
министр транспорта Правительства
Московской области Петр КАЦЫВ.
Правительства Московской об-
ласти и Москвы согласовали со-
вместный план развития столично-
го транспортного узла. Петр Дми-
триевич, какие основные цели по-
ставлены в этой программе?
Действительно, вместе с Москвой
мы подготовили программу развития
регионального транспортного узла.
В скором времени она будет рассмо-
трена Правительством Российской
Федерации.
Одним из самых сложных вопро-
сов является транзит и перевалка
грузов, как по автомагистралям, так
и по железной дороге. Огромные по-
токи грузов заходят в Москву, созда-
вая транспортные проблемы на доро-
гах Подмосковья. Логистические схе-
мы этих потоков не всегда понятны.
Ограничить въезд грузового транс-
порта в столицу путем простого за-
прета нельзя. Необходимо сначала
просчитать всю логистику грузовых
перевозок и только после этого при-
нимать окончательное решение. Это
займет время.
Необходимо также вместе с Мо-
сквой и РЖД развивать пригород-
ное железнодорожное сообщение,
навести порядок в системе междуго-
роднего автобусного сообщения. У
нас не хватает цивилизованных ав-
товокзалов, единой системы прода-
жи билетов, логистики движения по
маршрутам.
Кроме того, для улучшения связи
между аэропортами и вокзалами из
центра Москвы в область курсиру-
ют скоростные поезда. Уже сейчас в
Шереметьево можно доехать за 35
минут, а в Домодедово за 50. Про-
грамма, о которой я говорил в нача-
ле беседы, предусматривает связать
железнодорожным сообщением аэ-
ропорты, чтобы пересаживающиеся
не загружали центр Москвы и доби-
рались из аэропорта в аэропорт, ми-
нуя автобусные перевозки или метро-
политен. Как только программа будет
утверждена и выделено финансиро-
вание, через 2-2,5 года этот проект бу-
дет реализован.
Как изменится транспортная кар-
тина Московской области после
расширения Москвы?
Транспортная картина меняется
постоянно. Так же, как и жизнь. Во-
обще, надо создавать единую транс-
портную схему передвижения грузов
и пассажиров по территории Москов-
ского региона.
Недавно на Объединенной кол-
легии исполнительных органов го-
сударственной власти Москвы и
Московской области был рассмо-
трен ряд важных для жителей реги-
она вопросов. Обсуждался вопрос
размещения новых транспортно-
пассажирских узлов и автовокзалов
на территории Москвы и Московской
области. Договорились, в частности,
разработать единый проездной би-
лет на все виды городского и приго-
родного транспорта.
Особое внимание было уделено
увеличению пропускной способно-
сти Московской кольцевой автомо-
бильной дороги, которая работает
в режиме хронической перегрузки
и не справляется со своими основ-
ными функциями. Инфраструктура
дороги, особенно развязки и съез-
ды, явно устарела. Также на повест-
ке заседания стоял вопрос о строи-
тельстве продолжения Комсомоль-
ского проспекта в Люберцах, ко-
торый должен связать московский
микрорайон Люберецкие Поля с
Октябрьским проспектом Люберец
и проектируемой трассой МКАД
Ногинск.
Жители юга-востока Московского
региона уже к концу 2012 года увидят
позитивные сдвиги в организации
движения. Трасса, которая пройдет
через Люберецкие Поля, разгрузит
город Люберцы и деревни, стоящие
на Горьковском шоссе. На восточном
направлении трасса МКАД Ногинск
поможет решить транспортные про-
блемы для жителей Балашихи, Реуто-
ва, Ногинска, Павловского Посада,
вплоть до Шатуры. Финансирование
проектов будет осуществляться ГК
Российские автомобильные дороги
на основе государственно-частного
партнерства. Думаю, что финанси-
рование таких проектов может улуч-
шиться с принятием нового закона
об областном дорожном фонде.
Жители Московского региона
много времени теряют в пробках
Как можно повлиять на эту ситуа-
цию?
Для борьбы с пробками большим
подспорьем станут уже строящиеся
платные дороги: северный обход го-
рода Одинцово и скоростная трасса
Москва Санкт-Петербург. Миними-
зировать возникающие потери вре-
мени из-за пробок возможно за счет
перехватывающих стоянок, которые
уже сегодня планируются на террито-
рии Московской области. Необходи-
мо расширять территории и делать
парковки около железнодорожных
станций. Надеюсь, к концу 2012 года
многие из них будут построены. Это
очень непростой вопрос, потому что
все земли уже заняты, и поэтому надо
серьезно поработать для того, чтобы
найти территории и освободить их.
Но многие главы районов заинтере-
совались этим вопросом.
Я глубоко убежден, что РЖД очень
удобный и наиболее перспективный
с точки зрения капитальных вложе-
ний вид транспорта. Да, надо приве-
сти его в нормальное состояние. К
тому же развитие скоростных элек-
тричек сегодня сдерживается отсут-
ствием путепроводов и разноуров-
невых переходов. Например, на Мы-
тищи, Пушкино, Балашиху и Рамен-
ское ходят электропоезда Спутник,
но в то же время появляются громад-
ные пробки на переездах, на пересе-
чениях дорог. У нас между дорогами и
железнодорожными путями 400 одно-
уровневых переездов. Надо немедлен-
но строить путепроводы и переходы
в разных уровнях. Если нет денег у го-
сударства, в некоторых местах можно
построить альтернативные платные
переезды по аналогии с платными до-
рогами при участии государственно-
частного партнерства.
Какие примеры интеграции
транспортных систем города и об-
ласти можно назвать уже сегодня?
Например, реализуется програм-
ма связи городов Московской области
с центром Москвы. Взамен старых ма-
шин закуплено 450 автобусов Hyundai
и MAN повышенной вместимости и
комфортности, с кондиционерами.
Сейчас Москва начинает прово-
дить реконструкцию вылетных ма-
гистралей с расширением проезжей
части. Четыре магистральных на-
правления города Москвы выходят
на автодороги Подмосковья. Это Вар-
шавское, Каширское, Волоколамское
шоссе и Рязанский проспект. Проек-
тирование будет выполнено до кон-
ца текущего года, и в 2012 году Москва
завершит реконструкцию всех четы-
рех направлений.
В связи с этим губернатор Б.В. Гро-
мов одобрил предложение о выде-
лении финансовых средств на про-
ектирование и реконструкцию этих
автомобильных дорог. К сожалению,
сроки реконструкции федеральных
автодорог, входящих в состав вылет-
ных направлений, будут отставать
на 2-4 года от сроков реконструкции
улично-дорожной сети Москвы, если
сейчас не предпринять дополнитель-
ных мер по корректировке сроков.
Создание новой системы экспрес-
сных линий метрополитена необхо-
димо для обеспечения скоростными
связями Москвы и Московской об-
ласти, разгрузки радиальных линий
действующей системы метрополи-
тена. Новые станции метро на тер-
ритории Московской области пла-
нируется вывести в Котельники, Мы-
тищи, Химки.
Возрастающие объемы жилищ-
ного строительства, прогнозируе-
мый рост пассажиропотоков меж-
ду Москвой и областью в ближай-
шем будущем значительно увели-
чит нагрузку на транспортную сеть
региона. Как правительство обла-
сти планирует справляться с этой
проблемой?
В связи с этим Министерством
транспорта Российской Федерации
совместно с Правительствами Мо-
сквы и Московской области разра-
ботан проект Программы Развитие
Московского транспортного узла до
2020 года, в которой определен пе-
речень мероприятий, направленных
на увеличение пропускной способ-
ности автомобильных и железных
дорог, создание скоростных направ-
лений, строительство транспортно-
пересадочных узлов, развитие вне-
уличных видов транспорта.
Так, Программой предусмотрено
строительство скоростного трамвая
в Москве с последующим выходом в
ближайшие города Подмосковья. Это
линии скоростного трамвая на участ-
ках: Москва (метро Площадь Ильи-
ча) вдоль шоссе Энтузиастов Ба-
лашиха; Москва (метро Медведко-
во) микрорайон Северный Дол-
гопрудный.
Реализация проектов скоростного
трамвая снизит нагрузку на улично-
дорожную сеть, повысит скорость и ка-
чество перевозки пассажиров, позво-
лит в местах пересечения линий ско-
ростного трамвая с железными доро-
гами, крупными автомагистралями и
метрополитеном организовать пере-
хватывающие парковки и многофунк-
циональные пересадочные узлы.
Предусматривается организа-
ция 15 перехватывающих парковок
и строительство 39 транспортно-
пересадочных узлов. Планируется
строительство линии Московского ме-
трополитена с выходом в Московскую
область на территорию городского
округа Котельники, где будут разме-
щены транспортно-пересадочный
узел (ТПУ) и станция метро.
Для улучшения транспортных
связей в регионе подписано согла-
шение между Правительством Мо-
сковской области, ОАО РЖД и Фе-
деральным дорожным агентством о
строительстве путепроводов в ме-
стах пересечения автомобильных
и железных дорог. В соответствии с
соглашением до 2015 года планиру-
ется построить 28 путепроводов. В
рамках реализации данного согла-
шения построены и введены в экс-
плуатацию путепроводы в городах
Климовск и Подольск. В стадии про-
ектирования и проработки находят-
ся 8 путепроводов на федеральных
дорогах и 9 на дорогах региональ-
ного значения.