background image
суббота
k
131, 19 ноября 2011 г.
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
C
M
Y
K
10
1931 год. Первый набор. Время сложное и
трудное. Стране нужны были учителя! Нелг
кую задачу решал ректорат и преподаватель
ский состав в тяжлое и голодное время
нужно было создать условия для учбы и
жизни студентов. Архивные данные могут дать
исчерпывающие ответы на такие вопросы,
как укреплялась материальная база, открыва
лись новые факультеты, совершенствовалось
преподавание и повышался профессиональ
ный уровень выпускников. Но только их сер
дца знали, сколько души и любви было отдано
им преподавателями.
К сожалению, в наше время не все универ
ситетские выпускники идут работать в школы,
а вот учащимся и родителям школы 13
г. Королва повезло у нас их семь! Это
учителя биологии, химии, математики, рус
ского языка и литературы, географии, исто
рии. Все они талантливые и высококвалифи
цированные специалисты. Их уроки интерес
ны и содержательны, современны, пользуют
ся заслуженным признанием учащихся, роди
телей и коллег. Каждый из них личность! У
каждого своя индивидуальность, свой учи
тельский стиль.
Учитель биологии И.М. Носкова. Обладает
обширными знаниями, е отличает исключи
тельная ответственность в работе. С какой
теплотой она вспоминает преподавателей и
свои студенческие годы! Как классный руко
водитель воспитывает у учащихся культуру
общения, интерес к знаниям. Е воспитанни
кам некогда скучать, сколько интересных эк
скурсий по родному Подмосковью, встреч с
замечательными людьми! Кропотливая рабо
та дат свои результаты: учащиеся активны в
школьных делах, и родители довольны!
Учителя химии Е.А. Роганову отличают прин
ципиальность и строгость, в работе широко
использует информационные технологии,
развивает у учащихся познавательный инте
рес к предмету. Учащиеся школы неоднократ
но награждались дипломами на городских
научно практических конференциях по химии.
Истина гласит: Математика гимнастика
ума! Убеждаешься в этом каждый раз, на
блюдая за тем, как работают наши математи
ки. Изо дня в день, из класса в класс, от
простого к сложному и вот слышишь: По
лучилось, я решил! Помогают в этом ребя
там
Т.В. Ерофеева и Е.В. Александрова, обла
дающие к тому же чудесным достоинством
они улыбчивы, доброжелательны, способны
понять и помочь. А иначе нельзя работаем
с детьми.
Невозможно переоценить значение началь
ной школы. Как важно, чтобы первые знания,
первые навыки дал настоящий учитель. Имен
но таким учителем является
Л.И. Пантелеева.
Она закончила исторический факультет МГОУ.
Со многими своими учениками прошла ог
ромный путь познания с первого по одиннад
цатый класс.
44 й год учит детей русскому языку и лите
ратуре
С.М. Резвова, причм все годы
в 13 й школе.
Т.А. Зубарь, выпускница географо эколо
гического факультета, дат свои первые уро
ки. Тщательно готовится к каждому уроку,
составляет разврнутые конспекты, продумы
вает все детали, чтобы увлечь и заинтересо
вать всех учащихся. Научили е этому вузов
ские преподаватели.
С особой теплотой учителя школы вспоми
нают своих питомцев, которые идут по их
стопам, то есть связали свою жизнь с инте
ресной учительской профессией.
За последние 7 лет закончили географо
экологический факультет университета пяте
ро выпускников школы. Успешно работает
учителем в 1397 й школе города Москвы наш
выпускник Андрей Касьянов. Семь футов под
килем вам, начинающий учитель географии
Андрей Владимирович!
Тамара Николаевна СОРОКОЛЕТ,
учитель географии школы 13
Московскому государ
ственному областному
университету 80 лет.
Сколько замечательных
учителей вышли из его
стен! Интересно, а какими
они были, первые выпуск
ники? Одно можно сказать
тврдо: они были энтузи
астами и романтиками.
Кузница
школьных
кадров
Всю свою жизнь великий помор посвятил борь
бе за развитие просвещения и научной мысли в
России. Один из биографов Ломоносова акаде
мик М.П. Погодин так сказал о нм на празднова
нии столетия Московского университета: Кому
могло впасть на ум, кто мог когда нибудь вооб
разить, чтоб продолжать дело Петрово в области
самой высокой, преобразовать родной язык и
посадить европейскую науку на русской почве,
предоставлено было судьбою простому крестья
нину, который родился в стране снегов и мете
лей, у края обитаемой земли, на берегах Белого
моря. Ломоносов первоначальник русской
науки.
Он родился 19 ноября 1711 года в деревне
Денисовке, на Курострове Северной Двины, рас
положенном прямо напротив Холмогор. Отец
М.В. Ломоносова, Василий Дорофеевич, был го
сударственным крестьянином, рыбаком, челове
ком зажиточным. Возможности получить хоть
какое то образование на родине у Ломоносова не
было. Читать его учил дьякон местной церкви, по
математике занимался сам, выучив учебник Маг
ницкого наизусть. В школу при ближайшем мона
стыре вольных крестьян не принимали. Возникло
решение: идти в Москву за образованием. Однако
отец был против ухода сына из дома и денег для
получения образования не дал.
В волостной книге Курострова есть запись:
1730 года декабря 7 дня отпущен Михаил Васи
льевич Ломоносов к Москве и к морю до сентября
месяца пребудущего 731 года, а порукою по нм в
платеже подушных денег Иван Банев расписал
ся. Банев сосед по деревне, поддержавший
решение Михаила.
Он ушл из дома тайно, в буранную ночь. Через
сутки добрался до Антониево Сийского монасты
ря, который находился в восьмидесяти километ
рах от дома. Несколько дней Ломоносов пробыл в
нм, заменял псаломщика. В монастыре задер
жался, рассчитывая на помощь своего дяди, ко
торый там работал. Но дядя не смог пойти против
воли отца племянника.
И с рыбным обозом, без денег Михаил ушл в
Москву. Тысячу врст прошл он с обозом пеш
ком, терпя голод и холод. Через три недели Ломо
носов увидел золотые главы московских храмов.
Назвавшись сыном священника, 19 летний по
морский крестьянин был зачислен в Славяно
греко латинскую академию, первое высшее учеб
ное заведение в Москве.
За первый год учбы усвоил программу трх
классов. Оценил его знания и природный ум
знаменитый Феофан Прокопович, сподвижник
Петра I, писатель и архиепископ Новгородский.
При его содействии для завершения образова
ния Ломоносова командировали на год в Киев
скую духовную академию. Но не проучившись и
года, он снова вернулся в Славяно греко ла
тинскую академию. Здесь ему повезло: в конце
1735 года в числе 12 лучших учеников академии
Ломоносов был направлен для продолжения
образования в Санкт Петербургскую Академию
наук. Уникальные способности архангельского
помора заметил великий математик Леонард
Эйлер и, по его настоянию, вместе с Д.И. Вино
градовым и Г.У. Райзером в 1736 году Ломоно
сов направляется в Германию для совершен
ствования в науках. Студенты три года учатся
в Марбургском университете: изучают матема
тику, механику, физику, химию и философию.
Помимо этих предметов Ломоносов овладел
немецким, французским, итальянским и анг
лийским языками. Ещ год они изучали метал
лургию и горное дело у профессора И. Генкеля
в Фрейберге.
В конце 1739 года из Фрейберга М.В. Ломоно
сов прислал в Петербургскую Академию наук дис
сертацию по физике, оду На взятие Хотина и
Письмо о правилах российского стихотворства.
Новый язык оды вызвал удивление и восхище
ние в Петербурге. М.П. Погодин писал: И не
могло быть иначе Ломоносовский язык, в срав
нении с языком его современников, например
Кантемира, Тредиаковского, представляет чуд
ное явление, какого не имеет ни одна европейская
словесность, древняя и новая. Великий Пушкин
пользуется языком Ломоносова.
В 1740 году Ломоносов женился в Марбурге на
дочери трактирщика Елизавете Цильх. У молодо
жнов родилась дочь. Это был брак по любви, но,
по словам М.П. Погодина, уже основатель рус
ской словесности впал в неоплатные долги, обни
щал и дошл до отчаянного положения. Оставив
семью, он решил возвратиться в Россию. В июне
1741 года вернулся в Петербург и подал в Акаде
мию наук прошение о присвоении ему учного
звания, представив при этом две диссертации: О
превращении тврдого тела в жидкое и Физи
ческую диссертацию о различии смешанных тел,
состоящем в сплетении корпускул. Академия
наук в то время состояла из иностранных учных
и не была заинтересована в пополнении русскими
талантами. Однако работы Ломоносова были рас
смотрены, и он получил звание адъюнкта млад
шая учная должность, помощник профессора.
Ломоносов переживал разлуку с семьй и до
черью. Получив должность и полагавшуюся ему
квартиру, он тут же отправил деньги жене для
переезда в Петербург. Вскоре они стали жить
вместе. Супруг стал ещ больше заниматься науч
ными исследованиями.
Нельзя не отметить, что гениальный помор имел
взрывной характер. Обладая высоким ростом и
недюжинной силой, он иногда затевал драку с
особо ретивым обидчиком. Так, за скандал, уст
роенный 26 апреля 1743 года в палате Академии
с профессором Винсгеймом и бывшим главой
канцелярии Иоганном Шумахером, Ломоносов
был наказан 6 месячным домашним арестом.
Академики иностранцы требовали для адъюнкта
более строгого наказания. Но по просьбе дирек
тора Академии последовал указ императрицы
Елизаветы адъюнкта Ломоносова для его до
вольного обучения от наказания освободить, а во
объявленных, учиненных им, предерзостях у про
фессоров просить ему прощения.
27 января 1744 года в Собрании Академии Ло
моносов прочитал текст извинения на латыни
перед профессорами и подписал его.
Интересен рассказ издателя и журналиста
П.П. Свиньина, посвящнный домашней жизни
Ломоносова. В нм журналист, будучи в Архан
гельске, записал воспоминания племянницы Ми
хаила Васильевича Матрны Евсеевны, дочери
сестры Марии. Матрна Евсеевна, живя у дяди в
его доме на Мойке в Петербурге, хорошо узнала
его вкусы и привычки. Она рассказала, что Ломо
носов был гостеприимен, любил пировать до по
здней ночи с земляками из Архангельска. Они
привозили ему в подарок мочной морошки и
сельдей. Любопытны примеры рассеянности е
дядюшки следствия размышлений и пылкос
ти воображения. Он нередко во время обеда
вместо пера, которое он по школьной привычке
любил класть за ухо, клал ложку, которою хлебал
горячее, или утирался своим париком, который
снимал с себя, когда принимался за щи.
В 1742 1745 годах Ломоносов активно раз
рабатывает корпускулярную теорию строения ве
щества. Он создат труды: Опыт теории о нечув
ствительных частицах тел и вообще о причинах
частных качеств и другие, диссертации О не
чувствительных физических частицах, составля
ющих тела природы, Физические размышле
ния о причинах теплоты и холода. Учный вы
двинул положение, что корпускулы, суть моле
кулы, состоят из более мелких частиц (атомов),
способных перемещаться внутри тел. Более по
здние исследования в этом направлении привели
к торжеству атомно молекулярной теории строе
ния веществ.
В 1745 году по рекомендации Леонарда Эйлера
Ломоносов был избран в академики. На заседа
нии Академии его произвели в профессора хи
мии. Это был первый русский профессор в Рос
сийской Академии наук.
В середине ХV века Михаил Васильевич ув
лкся опытами с атмосферным электричеством и
изучением природы молний. Исследования, про
веднные вместе с профессором Г.В. Рихманом,
позволили близко подойти к разгадке природы
грозы и устройству молниеотводов.
С 1758 года до кончины Ломоносов был ректо
ром университета (гимназии) при Санкт Петер
бургской Академии наук. При нм были изменены
устав и учебные планы этого учебного заведения,
открыто университетское общежитие.
Вспоминая свой путь в науку, Ломоносов по
нимал, что России нужны и гимназии, и универ
ситеты. В письме образованному фавориту им
ператрицы Ивану Ивановичу Шувалову по пово
ду основания Московского университета он пи
сал: Честь российского народа требует, чтобы
показать способность и остроту его в науках и
что наше отечество может пользоваться соб
ственными своими силами не токмо в военной
храбрости и в других важных делах, но и в рас
суждении высоких знаний. Михаил Васильевич
советовал Шувалову, что при университете не
обходимо должна быть гимназия, без которой
университет как пашня без семян. Иными сло
вами, гимназия позволит доступ к высшему об
разованию детям бедняков разночинцев. Также
в письме была предложена структура будущего
университета.
Предложения Ломоносова вошли в проект его
устава. Московский университет был открыт в
январе 1755 года.
В конце сороковых годов Михаил Васильевич
увидел привезнную из Рима мозаику, восхитил
ся талантом византийских мастеров и решил воз
родить это искусство в России. Он разработал
рецептуру и методику приготовления разноцвет
ной смальты небольших кусочков цветного
непрозрачного стекла для изготовления мозаики,
создал мастику для крепления смальты. По карти
не итальянца Солимены Ломоносов выполнил
мозаичный образ Божией Матери. Позже им были
созданы четыре портрета Петра . Императрице
Елизавете Петровне понравились работы Михаи
ла Васильевича, и она подарила ему поместье под
Санкт Петербургом с 212 душами крестьян для
постройки мозаичной и бисерной фабрики. Он
сконструировал для не вс оборудование и инст
рументы. Эта фабрика положила начало стеколь
ному и мозаичному производству в России, хотя
прибыльное производство наладить не удалось.
Полученный опыт позволил Ломоносову постро
ить мозаичную мастерскую в Адмиралтейской
части Петербурга и создать высокохудожествен
ные портреты Елизаветы Петровны, графа П.И.
Шувалова, Екатерины и другие мозаичные кар
тины. Последней работой Михаила Васильевича
была грандиозная мозаичная картина Полтавс
кая баталия. За высокие достижения в мозаич
ном искусстве он был избран в члены Российской
Академии художеств и Болонской Академии.
Ломоносов был универсальным гением: рабо
тал в различных областях науки и искусства, во
всм опережая сво время иногда на десятилетия,
иногда на столетия.
Скончался М.В. Ломоносов 4 апреля 1765 года.
На траурном заседании, посвящнном его памя
ти, почтный член Академии наук Николай Лек
лерк сказал:
Не стало человека, имя которого составило
эпоху в летописях человеческого разума, обшир
ного и блестящего гения, обнимавшего и озаряв
шего вокруг многие отрасли. Его будут чтить по
всюду, где будут люди просвещнные.
Рудольф ТЮКАВИН
Первоначальник
российской науки
Сегодня нельзя не вспомнить, что триста лет назад на архан
гельской земле родился один из величайших людей всех
времн Михаил Васильевич Ломоносов, поэт и физик, ис
торик и филолог, астроном и химик, гениальный учный во
многих областях знаний.
А этот портрет основателя университета висит
на втором этаже журфака.
Самый известный памятник Ломоносову у старого
здания МГУ им. М.В. Ломоносова. Сейчас в нм рас
полагается факультет журналистики.