background image
вторник
k
132, 22 ноября 2011 г.
КОСМОНАВТИКА
18 ноября 80 лет назад (1931) об
разована Московская группа изучения
реактивного движения. Руководитель
Ф.А. Цандер.
19 ноября 75 лет назад (1936) прове
дены первые лтные испытания твердо
топливной крылатой ракеты 217, поло
жившие начало экспериментальным от
работкам зенитных управляемых ракет.
21 ноября 80 лет со дня рожде
ния Леонида Фдоровича Мезенова
(1931 2008)
ведущего специалис
та по телеметрии, руководителя отделе
ния РКК Энергия имени С.П. Корол
ва. Участвовал в наземных испытаниях
изделий ракетно космической техники.
Лауреат Государственной премии.
26 ноября исполняется 70 лет
(1941) Виктору Демьяновичу Мит
рофанову
главному специалисту
ЦНИИмаша в области трибологии, лау
реату премии Ленинского комсомола,
одному из организаторов работ по стро
ительству Молоджного жилищного
комплекса (МЖК) в нашем городе.
27 ноября 60 лет назад (1951) на
вооружение страны принята ракета даль
него действия Р 2, разработанная С.П.
Королвым в ОКБ 1 НИИ 88.
40 лет назад (1971) впервые достиг
нута поверхность Марса советским меж
планетным космическим аппаратом
Марс 2.
28 ноября 45 лет назад (1966) со
стоялся первый беспилотный запуск кос
мического корабля нового поколения
Союз (Космос 133), созданного в
ОКБ 1, ЦКБЭМ.
20 лет назад (1991) указом Прези
дента РФ образовано Министерство про
мышленности РФ (с Департаментом об
щего машиностроения). Постановлени
ем Государственного Совета РФ от 14
ноября 1991 года все союзные министер
ства были упразднены, в том числе Ми
нистерство общего машиностроения
СССР.
30 ноября 100 лет со дня рожде
ния Валентина Ассекритовича Гани
на (1911 1965)
учного теоретика,
автора проекта подводного старта раке
ты. С 1947 года работал в ОКБ 3 НИИ
88, с 1958 го в ОКБ 2 А.М. Исаева.
Анатолий КИРЮШКИН
КОСМИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
Юбилейные даты
Дело в том, что Буран оказался не совсем
готовым к показу публике. Не совсем это
мягко сказано. Корабль сиротливо стоял вдали от
остальной техники, имея прекрасный вид издали.
Но дотошные посетители не поленились дойти до
него и обойти кругом. Открывшееся зрелище ста
ло началом очередного витка страстей вокруг
нелгкой судьбы советского челнока: с невиди
мой большинству посетителей стороны Буран
оказался не укомплектован с дыркой в носу,
без стоек шасси (присутствовали лишь техноло
гические стойки, предназначенные для перевоз
ки), элеронов и других элементов конструкции и
без традиционного бело чрного одеяния. Спра
ведливости ради следует добавить, что окраска
поверхности Бурана, выполненная с показуш
ной стороны, тоже не соответствовала реалиям.
Интернет вздрогнул: как та
кое могли показать миру?!
В 1970 80 х годах в рамках
программы Энергия Бу
ран изготовлялось, в общей
сложности, 5 лтных образцов
орбитального корабля, не счи
тая 8 объектов, на которых про
водились всевозможные испы
тания. Надо сразу же оговорить
ся, что упомянутые 13 экземп
ляров выполнялись по единой
конструкторской документации,
только в различной комплекта
ции, в зависимости от назначе
ния. На момент закрытия про
граммы Энергия Буран
объекты находились в разной
степени готовности: от полнос
тью выполнившего свою зада
чу первого лтного корабля 1.01
до хвостовой части фюзеляжа
объект 0.15. Третий лтный корабль 2.01, при
везнный в июне 2011 года в г. Жуковский, в
момент прекращения работ был готов не более
чем на 50%.
Дальнейшую роль в его судьбе сыграли лихие
90 е. Буран некоторое время стоял в 111 м
корпусе Тушинского механического завода. Но
помещение сдали в аренду под производство од
норазовых шприцев. Идеально чистое помеще
ние подходило для этого как нельзя лучше. Ме
шавший объект переместили в корпус 112, явля
ющийся аналогом МИКа орбитального корабля
на Байконуре, а рядом фасовали майонез
Тем временем в числе арендаторов появилась
фармацевтическая фирма СИА Интернейшнл
Лтд. Она быстро набирала силу: производство
расширялось, и вместо одного корпуса фирма
расположилась в большинстве помещений со
седствующих НПО Молния и Тушинского заво
да. Дошло даже до того, что Молния стала
должником своих арендаторов. Нонсенс! Но в
1990 е годы подобные пируэты можно было на
блюдать нередко.
Вскоре то ли в уплату долга, то ли из других
соображений генеральный ди
ректор НПО Молния А.С. Ба
шилов совершил сделку с ге
неральным директором СИА
Интернейшнл Лтд И.Ф. Рудин
ским, в результате которой
право собственности на Ком
плектующие перешло от Про
давца к Покупателю. Краси
вое наименование третий лт
ный корабль в договоре куп
ли продажи превратилось в
уничижительное даже для бю
рократического языка Комп
лектующие.
Разбираться в тонкостях этой
сделки и е правомерности не
мо дело, но покупателю не осо
бенно и нужен был этот ко
рабль. Иначе зачем его вывез
ли на причал Химкинского во
дохранилища и на несколько
лет там просто забыли?
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Буран
Буран
: ни два,
ни полтора, ни одного?!
Прошедший в августе МАКС 2011 по воздействию на российс
кое общество был сродни праздновавшемуся 50 летию первого
полта человека в космос. Во всяком случае, по шлейфу впечат
лений, отзывов, неприятных и неудобных моментов, включая
погоду. Один из таких неудобных моментов связан с демонстра
цией на авиасалоне образца орбитального корабля Буран.
Но вс однажды кончается, и кому то (по всей
видимости, руководству Международного авиа
ционно космического салона) пришла наконец в
голову достойная мысль вернуть Буран к жиз
ни. В ночь на 23 июня 2011 года на барже, двигав
шейся при помощи двух буксиров, по Москве
реке орбитальный корабль Буран доставили в
Жуковский. Миру было объявлено, что его приве
дут в порядок и покажут на МАКСе. Показали
Любую благую идею можно испортить безгра
мотным воплощением. Из того, что увидели посе
тители авиасалона в действительности, сам собой
следует вывод, что за реализацию амбициозного
плана взялись некомпетентные люди. Прежде чем
рекламировать свои намерения, необходимо было
оценить степень сохранности объекта, объм вос
становительных работ, сроки, стоимость и т.д.
Может быть, устроители авиасалона пытались
сэкономить на такой экспертизе? Очень может
быть. Экономия оказалась себе дороже под
нявшийся скандал едва ли можно окупить несо
стоявшимися затратами на специалистов.
Мне абсолютно понятна реакция руководите
лей МАКСа на ажиотаж вокруг Бурана они,
что называется, не просчитали последствия, по
этому не обсуждают данную тему с посторонними
и отключают телефон при одном только упомина
нии о Буране. Но что делать? Из создавшегося
положения надо было выбираться и по возмож
ности с наименьшими потерями.
Разные люди вкладывают в эту формулировку
разный смысл. В качестве решения проблемы
кому то из причастных (то ли так называемым
владельцам Бурана, то ли авиасалону) пришла
в голову мысль во спасение, которую ни умной, ни
достойной не назовшь и которая также свиде
тельствует о нежелании работать со специалиста
ми. Эту мысль утрированно можно выразить так:
в Москве в парке Горького стоит ещ один Бу
ран, который руководство парка потребовало
убрать с Пушкинской набережной. Вот и задумали
они освободить Москву от ненужной ей проблемы
и переправить корабль в Жуковский, чтобы ис
пользовать для ремонта того экземпляра, кото
рый у них есть.
О Буране в парке Горького мне приходилось
писать совсем недавно (см. Калининградскую
правду от 23 августа 2011 года). По свежим
впечатлениям разбермся, что собираются пус
тить на запчасти.
Челнок был установлен в парке в октябре 1993
года в качестве центрального объекта культурно
образовательного комплекса Космос Земля.
В течение нескольких лет этот комплекс работал
и радовал посетителей парка возможностью при
коснуться к теме орбитального полта и пройти
через некоторые ощущения, испытываемые кос
монавтами на орбите. Впоследствии по традици
онным для 1990 х причинам Космос Земля
прекратил сво существование, но Буран ос
тался цел и невредим, если не считать поврежде
ний теплозащитного покрытия, имевшегося на
левом крыле и балансировочном щитке. Тем не
менее корабль на Пушкинской снаружи полнос
тью укомплектован и покрашен, в отличие от
своего собрата в Жуковском, который после авгу
стовского скандала на днях наспех покрасили. Но
даже в таком виде он не дотягивает до гордой
красоты москвича. И вот это сокровище, этот
летучий корабль приговорили к демонтажу!
Едва ли найдтся хозяин, который купит маши
ну на ходу, чтобы пустить е на комплектующие
для ремонта своей поломанной. При этом стоит
поразмыслить, что значит распилить (разобрать)
Буран для каких бы то ни было целей. Говорить
об этом стоит уже потому, что мысль распилить
стала в России за последние десятилетия уж очень
привычной. Вот и гибнут под ковшами бульдозе
ров цвет и гордость нашей истории: лучшие само
лты (вспомним о судьбе Ту 154 на ВВЦ), косми
ческие аппараты и ракеты (в цехах РКК Энергия
несколько десятилетий валялись два Восхо
да, которые в 2003 году были сданы в утиль).
Примеров таких, к сожалению, множество. И имен
но традиционность уничтожающих решений
наводит на мысль о вероятных причинах подоб
ного подхода к проблемам сохранения наследия.
Но вернмся к Бурану. Что там можно демон
тировать? Судя по всему, для Бура
на в Жуковском требуются угле
родные носки крыла и фюзеляжа,
аэродинамический имитатор хвосто
вого блока ОДУ, элевоны и стойки
шасси, створки РН ВТ. Вс осталь
ное без этих элементов будет шоки
ровать публику парка так же, как это
уже случилось на МАКСе. Тогда ав
торам подобной идеи остатся одно
распродажа ущербного Бура
на частями или списание в метал
лолом. И, учитывая габариты, вывоз
остатков может быть произведн
только водным путм.
Напрашивается вопрос: деятели,
положившие недобрый глаз на
объект Пушкинской набережной, об
ладают хоть каплей разума? Или они
лукавят и истинной целью имеют
именно уничтожение уникального ко
рабля? Тогда, с учтом огромных зат
рат, необходимых на какие либо дей
ствия по отношению к Бурану, воз
никает следующий вопрос: кто за
казчик уничтожения отечественных раритетов?
Известно и другое, менее радикальное мнение.
Руководство парка просто намерено избавиться
от Бурана любым путм. Но тем, кто знаком с
деталями очень непростой и дорогостоящей ин
женерной операции по доставке в 1993 году Бу
рана на Пушкинскую набережную, понятна угро
за демонтажа без возможности последующего
восстановления, то есть, по сути, утилизации.
Очень хочется думать, что проблема объясняет
ся недопониманием вопроса устроителями МАК
Са. Тогда остатся надежда, что данные деятели
одумаются раньше воплощения своих намерений,
а прозрев, привлекут к руководству восстановле
нием третьего лтного корабля и другими подоб
ными проектами именно специалистов. Если осту
дить горячие головы и поразмыслить, то окажется
вполне реально не сделать один корабль за счт
уничтожения другого, а восстановить и дать дос
тойную жизнь обоим. При этом каждый объект
должен оставаться там, где стоит сегодня.
Буран на Пушкинской набережной это уже
бренд парка Горького, и никакого другого места
для него ни искать, ни добиваться не нужно.
Необходимо только восстановить там культурно
образовательную составляющую, ради которой в
1993 году была организована данная площадка.
Третий лтный корабль, волею судьбы зане
снный в Жуковский, должен быть восстановлен
с привлечением специалистов. Для решения та
кой задачи есть достаточно возможностей. В пер
вую очередь, на мой взгляд, стоит обратиться к
создателям Бурана, в НПО Молния. К сожа
лению, именно НПО Молния продало в сво
время оба корабля в частные руки, и именно на
нм поэтому лежит часть ответственности за судь
бу Буранов. Осознание этой ответственности
должно подвигнуть руководство предприятия
поспособствовать приведению Буранов в по
добающий вид. Там наверняка сохранились архи
вы в достаточном объме. Наличие конструктор
ской и производственной документации позволит
изготовить чертежи имитаторов недостающих
элементов к планру, а затем и сами эти элемен
ты. И именно такое решение является единствен
но приемлемым.
Любовь ВЕРШИНИНА
Экскурс в историю
Буран на Пушкинской набережной. Сентябрь 2011 года.
Возрождение
Фото Л.М. БОГДАНА