background image
четверг
k
3, 12 января 2012 г.
Семрка рождалась трудно. Это
была первая в мире двухступенчатая
ракета невероятной дальности. Вер
ный своему принципу не вредить
природе, Королв заказывает Вален
тину Петровичу Глушко реактивные
двигатели на кислородно керосино
вом топливе. Необычная конструкция
ракеты структурно неоднородный
пакет обеспечила оптимальную на
джность и массу. Двигатели первой и
второй ступени запускаются на земле,
то есть не требуется организации за
пуска двигателей второй ступени, как
при последовательном расположении
ступеней. У семрки четыре боко
вушки, имеющие форму вытянутого
конуса, равномерно располагаются
вокруг центрального блока, упираясь
сферой своей вершины в гнездо си
лового пояса блока. При выработке
топлива и выключении двигателей
боковушки поворачиваются в гнез
де, отходя от центрального блока. При
этом опорные сферы выходят из сво
их гнезд и боковушки отстают от
центрального блока, ставшего второй
ступенью. Для перевозки на полигон
(космодром) каждая боковушка по
мещалась в железнодорожный вагон,
а центральный блок нужно было чле
нить на две части: один бак и второй
бак с двигателями.
Вскоре после первых испытаний во
дородной бомбы к Королву приехал
заместитель председателя Совета Ми
нистров СССР В.А. Малышев. Он пере
дал решение Правительства о необхо
димости проектировать Р 7 под водо
родную бомбу, которая весит около
шести тонн. А к этому времени в ОКБ
1 проведены все расчты и закончен
эскизный проект под полезную нагруз
ку три с половиной тонны (масса атом
ной бомбы)! После проведнного ана
лиза выяснилось, что речь идт не о
доделке, не о переделке, а о нечто со
вершенно новом.
Когда Малышев через неделю при
ехал снова, Сергей Павлович повторил
ему слова главного ракетного проек
танта КБ Сергея Крюкова: Надо пе
ревязывать
(то есть менять конструк
цию.
Р.Т.) всю машину.
Малышев согласился, поясняя:
ведь лучше лишнее потратить, но
сделать действительно что то стоящее,
чем сэкономить и ничего не иметь
.
Королв согласился, но потребовал
постановление правительства.
Через неделю новое постановление
правительства о ракете Р 7 было при
нято. Деньги были выделены. Работы
по проекту начались.
Структурно неоднородный пакет
был снова взят за основу. Усилены на
груженные элементы ракеты, увеличе
ны размеры баков под новые марше
вые и рулевые двигатели. Соответствен
но были изменены размеры и проч
ность старта. Удалось сохранить прин
ципы транспортировки ракеты по же
лезной дороге.
На блоках ракеты использовались
четырхкамерные маршевые двигате
ли. Впервые отказались от газоструй
ных рулей и вместо них использовали
управляющие ЖРД малой тяги. Такое
решение позволило производить точ
ное измерение скорости второй ступе
ни в режиме работы только рулевых
двигателей, что снижало ошибку по
дальности полта ракеты. Но Глушко
отказался делать рулевые двигатели,
ссылаясь на перегрузку маршевыми
ЖРД. Королву пришлось организо
вывать разработку и производство уп
равляющих ЖРД в ОКБ 1. И это было
успешно выполнено! Одновременно
был создан комплекс для всех видов
испытаний таких двигателей. Внедре
ны новые решения по регулированию и
синхронизации расхода компонентов
топлива между всеми боковыми бло
ками, повышена прочность пакета бло
ков собранной ракеты. Кроме этого
решены вопросы по выбору полигона
для испытаний ракеты, конструкции
старта, расположению наземных пунк
тов радиоуправления и места падения
головной части на расстоянии от стар
та не менее 7000 км и большому ряду
других проблем. Напомним, что поли
гон семрки всему миру известен
под именем космодром Байконур.
Решение небывалого количества
совершенно новых и сложных задач
возможно в тесном сотрудничестве и
координации работ участвующих пред
приятий и исследовательских органи
заций. По инициативе Королва орга
низован Совет Главных конструкторов
по ракетной и ракетно космической
технике. Совет обеспечил техническое
руководство и координацию по ракет
ным, ракетно техническим проектам
при головной роли ОКБ 1. В те годы,
пишет академик Б.Е. Черток, Ко
ролв не имел модного впоследствии
звания Генерального конструктора. Он
был главным среди остальных глав
ных. Его авторитет держался не на зва
нии и не на должности
.
Утром 14 мая 1957 года к стартовой
позиции первой семрки тепловозы
начали подавать цистерны с жидким
кислородом. К концу дня все службы
доложили о готовности на 15 мая. Все
службы это значит от Байконура до
Камчатки: готовы все измерительные
пункты, готовы дальние пункты радио
управления, службы единого времени
по траектории полта ракеты.
15 мая день пуска первой семр
ки. На заседании Государственной
комиссии Королв доложил, что уста
навливается расчтная дальность 6314
км. Основными задачами пуска следу
ет считать отработку техники старта,
проверку динамики управления пол
том первой ступени ракеты, процесса
разделения ступеней, эффективности
системы радиоуправления, динамики
полта второй ступени, процесса отде
ления головной части и движения го
ловной части до соприкосновения с
Землй. Суммарная тяга двигателей при
старте должна составить 410 тонны
силы. Боковые блоки должны прора
ботать 104 секунды, а центральный блок
285 секунд. Расчтная стартовая
масса ракеты 283 тонны.
Минутная готовность. В пультовой
бункера управления после нескольких
десятков секунд тишины звучат коман
ды: Протяжка!, Ключ на старт!,
Продувка!, Ключ на дренаж!,
Пуск!
. Оператором нажимается крас
ная кнопка. Руководитель испытаний
Леонид Воскресенский, не отрываясь
от перископа, сообщает: Отошла ка
бель мачта Зажигание Предвари
тельная Главная!
После доклада: Есть контакт
подъма, Воскресенский восклица
ет: Подъм! Ракета ушла! В бункер
проникает мощный рв пяти двига
телей
.
Однако на 100 й секунде прошла ко
манда на аварийное выключение всех
двигателей из за пожара в хвосте одной
из боковушек. Тяга двигателя этого
блока резко упала, и он без команды
отделился. Ракета стала резко откло
няться от заданной траектории. Систе
ма аварийного выключения двигателей
(АВД) выдала команду. Причина аварии
потеря герметичности в магистрали
подачи керосина в двигатель (главный
конструктор В.П. Глушко).
Принято решение готовить к пуску
Р 7 за М1 6. После устранения при
чин пожара, расширенных проверок
ракету 5 июня поставили на старт. Че
рез пять суток она была заправлена и
готова к пуску. При команде Пуск
произошло зажигание. И вдруг
остановка! Никакого огня система
запуска выключилась из за неоткры
тия главного кислородного клапана
на одной боковушке (главный кон
структор В.П. Глушко). Был повторен
процесс пуска, но снова произошло
аварийное выключение, так как дви
гатели не вышли с предварительной
на главную ступень работы. Решение
технического руководства: Топливо
и окислитель слить и вернуть на тех
ническую позицию
. Комиссия нашла
причину отказа двигателей непра
вильно установлен клапан азотной
продувки двигателя перед запуском.
Ошибка привела к тому, что продувка
азотом не прекратилась перед запус
ком, азот попал в камеры сгорания
двигателей и прекратилось возгора
ние топлива.
7 июля на старт поставили седьмую
семрку. Так назвали ракету с М1 7.
Третий пуск состоялся 12 июля 1957
года. Седьмая, не спеша, идт вверх.
Но на 38 й секунде полта ракета за
вертелась вокруг продольной оси, бо
ковушки отлетели от центрального
блока. Снова авария! Системой управ
ления (главный конструктор Н.А. Пи
люгин) выдана ложная команда на вра
щение. Причина была быстро обнару
жена и устранена.
Семрка прорвалась к цели с чет
вртой попытки. Удачный пуск ракеты
под М1 8 состоялся 21 августа 1957
года. Следующий пуск ракеты с М1
9, проведнный 7 сентября, был также
удачным. Головная часть попала точно
в цель на Камчатке.
Ракета Р 7 принимается на воору
жение. Большая заслуга в создании
ракеты принадлежит ведущему конст
руктору Дмитрию Ильичу Козлову, ко
торый уже назначен начальником фи
лиала и заместителем Главного конст
руктора ОКБ 1 на заводе Прогресс в
Куйбышеве (ныне Самара). Там орга
низуется серийное производство се
мрки. После трудового дня Дмитрий
Ильич, как правило, заходит к Сергею
Павловичу для доклада. После обсуж
дения дел по работе они обычно подо
(Продолжение. Начало на с. 1)
СЕГОДНЯ
лгу беседуют на самые разные темы.
Козлов учился в Ленинградском Воен
но механическом институте, добро
вольцем ушл на фронт, защищал го
род в период блокады. Был неоднок
ратно тяжело ранен, потерял левую
руку. Инвалид Отечественной войны
окончил Военмех и был направлен в
СКБ НИИ 88 к Королву. Вскоре коман
дирован в Нордхаузен для изучения
Фау 2. Королв заметил талантливого
конструктора: Козлов назначается ве
дущим конструктором по ракете Р 5, а
затем и по Р 7.
Королв однажды раскрыл журна
листам свою главную мечту: Я при
шл в ракетную технику с надеждой на
полт в космос, на запуск спутника
.
Имея такую ракету, можно запустить
спутник Земли, послать человека в кос
мос, автоматические аппараты на Луну,
Марс и Венеру.
На Государственной комиссии (ГК)
после рассмотрения вопросов успеш
ного пуска Р 7 Королв предложил
приступить к непосредственной подго
товке к запуску искусственного спут
ника Земли. Для ускорения запуска
целесообразно использовать вариант
простейшего спутника (ПС 1) и ракету
носитель (РН) Спутник. В этом слу
чае доработки боевой ракеты Р 7 и
трудомкость создания и изготовле
ния спутника значительно уменьша
лись. Главный конструктор предложил
реализовать проект ПС 1 за полтора
два месяца. После бурного, с обосно
ванными возражениями, обсуждения
ГК приняла предложение Королва.
В отделах и цехах ОКБ 1 началась
напряжнная конструкторская и техно
логическая разработка ПС 1, аналогов
которому в технике ещ не было. Сер
гей Павлович, как никто другой, умел
организовать творческую обстановку в
коллективах и лично участвовал в раз
работке и испытаниях спутника. С его
участием обсуждались все предложе
ния по составу, компоновке, материа
лам, обеспечению наджности спутни
ка в условиях космоса. А параметры и
влияние космоса на земные материа
лы в то время были практически не
исследованы.
Дело в принципе, говорил Сер
гей Павлович. Если верны наши те
оретические расчты и решения, то
спутник выйдет на орбиту. Это будет
главной задачей. Попутно мы сможем
судить и о других вещах: по радиопере
дачам с борта о прохождении ра
диоволн, по торможению спутника о
плотности верхних слов атмосферы
.
Спутник успешно прошл все назем
ные испытания и был отправлен на ещ
недостроенный космодром Байконур,
где его ждала самая мощная в мире
ракета, способная сообщить первую
космическую скорость, равную 7900
метрам в секунду. При такой скорости,
направленной параллельно земной по
верхности, спутник выйдет на круго
вую орбиту. Если скорость будет чуть
большей, то он выйдет на эллиптичес
кую орбиту.
Нельзя не заметить, что все: рабо
чие, испытатели, конструкторы и сам
Сергей Павлович относились к ра
ботам по ПС 1 очень трогательно, с
теплотой и любовью, как относятся
добрые родители к своему долгож
данному первенцу. Раньше они соби
рали ракеты для армии, а это был
рукотворный цветок нашей страны,
первый посланец Земли в неизвест
ный космос.
Когда на Байконуре мотовоз вывез за
ворота монтажно испытательного кор
пуса ракету со спутником, Сергей Пав
лович произнс, как вспоминают оче
видцы, с какой то грустью, так, словно
провожал близкого человека: В доб
рый путь! Пойдмте провожать первен
ца
. Королв опустил руку в боковой
карман пиджака и пальцы коснулись
его талисмана двух копеечек. Вс
будет в порядке
, сказал он себе.
Рабочие, испытатели и специалисты
кураторы из ОКБ 1 вместе с Главным
конструктором сопровождали мотовоз
с ракетой и спутником до стартовой
площадки. А вокруг простирались бес
конечные казахстанские степи.
Пуск был произведн 4 октября в 22
часа 28 минут по московскому време
ни. Примерно через 10 минут вторая
ступень ракеты со спутником достигла
скорости, равной 8000 метров в секун
ду, произошло отделение ПС 1 от раке
ты. Сразу же начали работать передат
чики, и в эфир полетели знаменитые
сигналы: бип бип бип.
А между тем американский спутник
Авангард мог быть первым, но не
стал даже вторым. Ракета носитель,
созданная Вернер фон Брауном, взор
валась на старте вместе с Авангар
дом 6 декабря 1957 года.
По идее Королва, второй спутник
должен представлять собой как бы со
единение первого спутника с его ра
диосистемой и герметической кабины
для собаки. В кабине имелись система
кондиционирования воздуха, запас
пищи и кислорода на 7 суток, приборы
для измерения температуры и давле
ния в контейнере. Для путешествия в
космос медики выбрали собаку Лайку.
И Лайка не подвела. Днм 3 ноября
1957 года Сергей Павлович с товари
щами провожал е в полт. Уже прове
ренная семрка вывела второй спут
ник на орбиту. Телеметрическая ин
формация сообщила: Лайка живт,
перенесла взлт, не погубила е и неве
сомость. Можно было думать о полте
человека
Такие результаты торопили: нужна
лаборатория в космосе. И такой летаю
щей лабораторией стал третий спут
ник, запущенный 15 мая 1958 года.
Спутник нс 968 кг аппаратуры для на
учных исследований, а общий вес спут
ника составлял 1327 кг.
Много нового принесли науке пер
вые три спутника. Было найдено значе
ние сжатия Земли, определена величи
на плотности атмосферы на больших
высотах и е зависимость от солнеч
ной активности. Приоткрылась завеса
над пространственным распределени
ем магнитного поля Земли, е радиа
ционными поясами. За организацию и
проведение этих исследований Сергей
Павлович избирается действительным
членом Академии наук СССР.
После успешных пусков к двухсту
пенчатой семрке добавили третью
ступень (блок Е). Семрка преврати
лась в космическую ракету, обеспе
чившую достижение второй космичес
кой скорости (равной или большей 11,2
километра в секунду). При такой ско
рости аппарат освободится от земного
притяжения и уйдт во внешнее про
странство.
Нельзя не отметить, что в ОКБ 1 Ко
ролва окружали опытные и талантли
вые специалисты и учные. Его замес
тителями были академики В.П. Мишин,
Б.Е. Черток, Д.И. Козлов, доктора тех
нических наук Л.А. Воскресенский, С.О.
Охапкин, А.А. Северов, С.С. Крюков,
А.Г. Решетин и другие талантливые
конструкторы.
Есть космическая ракета, есть сис
темы управления, способные обеспе
чить полт на Луну, пора создавать
и лунники
так думал Королв, на
значая Технический совет ОКБ 1 для
обсуждения разработки и запуска пер
вого автоматического аппарата Луна
1. Посоветовался с ведущими рос
сийскими астрономами А.А. Михай
ловым, В.В. Шароновым, Н.П. Бараба
шевым, А.Г. Масевичем. И учные с
радостью и энтузиазмом стали участво
вать в подготовке легендарных лунни
ков. Разработка конструкции и изго
товление аппаратов шли буквально с
космическими скоростями. Вспоми
наю: мне, молодому инженеру конст
руктору, поручили срочно разработать
несложный коммутационный прибор,
потребность в котором возникла в про
цессе комплексных испытаний аппара
та Луна 1. Через неделю я нс утвер
жднные чертежи на ватмане прямо
начальнику приборного цеха. В этот же
день была разработана технология и
началось изготовление. В течение сле
дующей недели прибор был изготов
Великий
Великий
Первые спутники
Исследование Луны
Проходная легендарного королвского КБ.
Фото из архива автора