background image
четверг
k
3, 12 января 2012 г.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ С.П. КОРОЛВА
конструктор
лен и испытан. Испачканные станоч
ным маслом и откорректированные
ручкой чертежи были в течение дня
скопированы на кальку. Через пару дней
я относил утвержднные кальки в тех
нический сектор, и в следующие сутки
новенькие, с инвентарным номером и
пахнущие нашатырм синьки были ра
зосланы по нужным адресам, включая
техническую позицию (полигон). При
бор и комплект чертежей одновремен
но догнали изделие. Луна 1 про
ходила предполтные испытания уже с
установленным прибором.
2 января 1959 года был осуществлн
запуск Луны 1. Ранним утром 3 ян
варя в небе появилось искусственное
облако. Оно висело на высоте 120 ты
сяч километров и имело блеск 7 й звз
дной величины (невидимой невоору
жнным глазом). Вызвал этот эффект
килограмм паров натрия в атомарном
состоянии, выброшенный аппаратом
станцией Луна 1. Мощность облака
как источника света составляла 7 ты
сяч киловатт. Облако было сделано по
просьбе астрономов. Первая лунная
станция прошла на расстоянии 5 6
тысяч километров и стала спутником
Солнца.
Через 8 месяцев и 10 дней Сергей
Павлович снова на космодроме. Он
руководит пуском автоматической
станции Луна 2. С борта Луны 2
поступала информация, позволяющая
открыть существование внешней об
ласти ионосферы Земли на высотах от
2000 до 75 000 километров. После по
лучения данных с борта Луны 2 ста
ло ясно, что лунного радиационного
пояса нет, а магнитное поле Луны по
чти в 1000 раз меньше магнитного поля
на поверхности Земли. На Луну были
доставлены вымпелы с изображением
Государственного Герба Советского
Союза. Многие обсерватории мира от
метили появление облака поднятой
пыли на склонах лунных Апеннин, куда
попала Луна 2.
4 октября была запущена третья кос
мическая ракета, выведшая на траек
торию облта Селены автоматическую
станцию Луна 3. Станция была снаб
жена фотоаппаратурой для съмки об
ратной стороны Луны, доселе скрытой
от человеческого глаза. И снимки об
ратной стороны Луны были переданы
на Землю. По полученным фотографи
ям астрономы в результате кропотли
вой работы выявили на Луне 107 объек
тов. Луна 3 также подтвердила пре
дыдущие результаты исследований га
зовой оболочки и радиационных по
ясов Земли. В ноябре станция прекра
тила свою работу в результате попада
ния в не метеорита. Но во всем мире
этот полт признан самым замечатель
ным достижением с момента запуска
первого спутника Земли.
За лунниками были пуски автома
тических аппаратов на Марс и Венеру.
Сергей Павлович уже давно думает о
полте человека в космос. Через год
после запуска первого спутника Коро
лв рассматривает отчты с конкрет
ными проработками космического ап
парата для полта человека в космос.
Отчты рождались в проектном отде
ле, своеобразном мозговом центре, где
идеи, подброшенные Главным конст
руктором, обретали вид компоновоч
ных схем, расчтов и графиков. Руко
водил отделом его старый соратник по
ГИРДу Михаил Клавдиевич Тихонра
вов.
Небольшая группа молодых проек
тантов во главе с Константином Феок
тистовым занималась перспективны
ми пилотируемыми машинами. Коро
лв называл этот сектор детским са
дом. Правда, в головах иных выпуск
ников институтов роились идеи, какие
не снились даже маститым учным. На
этой почве между Главным конструк
тором и детским садом часто возни
кали конфликты, особенно тогда, ког
да какое либо предложение самого
безжалостно забраковывалось. Феок
тистов, будущий космонавт, был чело
веком крайне упорным, особенно в
проектных вопросах, что иногда выво
дило Королва из себя. Но разработать
эскизы пилотируемого корабля пору
чили его сектору. Это следует считать
очень сложной задачей требовалось
решить десятки проблем! Главный кон
структор требовал разложить все про
блемы по полочкам и найти конкрет
ные пути их решения.
Общая схема корабля ясна: возвра
щаемая часть спускаемый аппарат,
плюс приборный отсек, плюс тормоз
ная двигательная установка. Теперь
геометрические формы. Спускаемый
аппарат (СА) Королв предложил вы
полнить сферическим. В этом случае
суммарные тепловые потоки при спус
ке оказываются меньшими по сравне
нию с другими формами, известен наи
более точный расчт аэродинамичес
ких характеристик. Полт сферическо
го аппарата устойчив, при заданных
габаритах сфера дат максимальный
внутренний объм и минимальную мас
су. После анализа и продувки сфера
была утверждена.
Настала очередь приборного отсека.
Опять поиск формы, споры до хрипо
ты. Наконец, найдена конструкция из
двух усечнных конусов, скреплнных
своими большими основаниями. На
малое основание нижнего конуса про
ектанты поставили тормозную двига
тельную установку. На верхнее по
садили спускаемый аппарат. Найдена
и конструкция крепления шара на ос
новании конуса. Основание выполня
ется с внутренней сферической час
тью, сопрягаемой с шаром СА. На шпан
гоуте основания закрепляются равно
мерно четыре металлические ленты,
которые охватывают СА и попарно
скрепляются замком. По команде раз
деление замок каждой пары лент от
крывается, а пироножи отсекают их от
шпангоута, и СА без препятствий отхо
дит от ставшего ненужным приборного
отсека с тормозным двигателем. В та
ком решении закладывается и резер
вирование: при отказе одного из эле
ментов (замка или пироножей) разде
ление происходит. Решается и пробле
ма защиты космонавта от тепловых
потоков при входе СА в плотные слои
атмосферы на шар наносится теп
лозащитное покрытие из материалов с
низкой теплопроводностью и способ
ных сохранять прочность при высоких
температурах.
Внутри СА располагалось специаль
ное кресло космонавта, соединнное с
механизмом системы катапультирова
ния. Под креслом имеется место для
системы приземления, телеметрии,
оборудования системы кондициониро
вания. Имеется три люка для выхода
кресла с космонавтом на последнем
этапе спуска, для выхода парашюта и
технологический, для выполнения мон
тажных работ. Первый и второй люки
отстреливаются по командам системы
приземления.
После долгих обсуждений утверди
ли логику и схему спуска космонавта.
Основные операции доверили парашю
ту, как наиболее распространнному и
отработанному устройству для спуска
лтчиков, десантных грузов. Перед
спуском корабль, летящий по орбите
со скоростью около восьми километ
ров в секунду, разворачивается систе
мой ориентации вперд тормозным
двигателем. В расчтной точке орбиты
на строго определнное время включа
ется тормозной двигатель. Скорость
уменьшается, и по законам механики
корабль сходит с орбиты, снижаясь
вначале по баллистической траекто
рии. После входа в атмосферу на высо
те около семи километров происходит
отстрел основного люка, через кото
рый космонавт катапультируется вме
сте с креслом. До высоты четыре кило
метра космонавт находится в свобод
ном падении, ожидая раскрытия пара
шюта. После введения парашюта отде
ляется кресло и свободно падает на
Землю. Спускаемый аппарат на соб
ственном грузовом парашюте призем
ляется с большей скоростью, чем кос
монавт.
К лету 1959 года эскизный проект
первого космического корабля был
готов. Он стал содержанием задания
конструкторским подразделениям для
разработки рабочих чертежей. Первый
космический корабль назвали Вос
ток.
Кто предложил название корабля
Восток сейчас никто и не припом
нит. Сергей Павлович утвердил. Может
потому, что на востоке начинается рас
свет каждого нового дня.
По инициативе Королва выпущено
несколько постановлений правитель
ства по разработке космического ко
рабля, организации подготовки космо
навтов и осуществлению полтов че
ловека в космическое пространство.
11 октября 1960 года Н.С. Хрущв
подписывает постановление, в кото
ром создание пилотируемого косми
ческого корабля Восток объявляет
ся задачей особой важности.
В ОКБ 1 разработан целый ряд экс
периментальных кораблей и проведе
ны их испытания в беспилотном вари
анте, включая запуски с собачками.
Испытания не всегда были удачными.
Каждый отказ всесторонне анализиро
вался, определялись причины, прово
дились доработки и испытания.
В ОКБ 1 штатному кораблю Вос
ток присваивается индекс 3КА.
Сергей Павлович понимает, что ус
пешный полт человека в космос воз
можен только при очень высокой на
джности всех систем и устройств пи
лотируемого корабля и ракеты носи
теля. По его инициативе в начале 1960
года выпущено Положение по 3КА,
впервые определяющее порядок изго
товления и заводских испытаний всех
систем для пилотируемых полтов. Все
агрегаты, приборы, системы для комп
лектации корабля Восток должны
маркироваться и иметь запись в фор
муляре Годен для 3КА. За качество
изделий с маркировкой Годен для
3КА несли личную ответственность
главные конструкторы и руководители
предприятий. Отклонения от утверж
днной технической документации при
изготовлении не допускаются.
25 марта 1961 года запущен корабль
3КА, полностью идентичный штатно
му. Место космонавта занимали мане
кен Иван Иванович и собачка Звз
дочка. Экипаж целым и невредимым
возвратился на Землю. Следующим
должен лететь штатный корабль с во
енным лтчиком из первого отряда кос
монавтов, прошедших обучение в со
зданном в Подмосковье Центре подго
товки. Это был самый ответственный
пуск с момента создания семрки.
Разрешение на запуск человека в
космос должно быть получено от ЦК
КПСС. Для этого состоялось заседание
военно промышленной комиссии
(ВПК), заслушавшей предложение Ко
ролва о запуске человека на борту
космического корабля Восток. На
заседании были получены от главных
конструкторов заверение о готовности
каждой системы и поддержка предсе
дателей соответствующих Госкомите
тов. ВПК решила: Принять предложе
ние главных конструкторов
3 апреля состоялось заседание Пре
зидиума ЦК КПСС, которое проводил
Н.С. Хрущв. Президиум ЦК принял
решение, разрешающее запуск чело
века в космос.
8 апреля на заседании Государствен
ной комиссии было утверждено пер
вое в истории задание человеку на кос
мический полт: Выполнить одновит
ковый полт вокруг Земли на высоте
160 230 километров продолжитель
ностью 1 час 30 минут с посадкой в
заданном районе. Цель полта про
верить возможность пребывания че
ловека на специально оборудованном
корабле, проверить оборудование ко
рабля в полте, проверить связь с Зем
лй, убедиться в наджности средств
приземления корабля и космонавта
.
На неформальной встрече с буду
щими космонавтами из первого отряда
кандидатов во главе с генерал лейте
нантом авиации Н.П. Каманиным на
берегу Сырдарьи Королв сказал:
Здесь присутствуют шесть космонав
тов, каждый из них готов совершить
полт. Решено, что первым полетит
Гагарин, за ним полетят и другие
Успеха Вам, Юрий Алексеевич!
12 апреля 1961 года в 9 часов 07
минут с историческим возгласом Га
гарина Поехали! ракета Восток
оторвалась от стартового стола и по
летела по заданной орбите в космос.
После выхода на орбиту корабль Во
сток отделился от третьей ступени
ракеты и совершил одновитковый по
лт. В 10 часов 55 минут включилась
тормозная двигательная установка,
через 10 минут спускаемый аппарат
отделился от приборного отсека и на
чался спуск.
В 10 часов 55 минут с обгоревшей
оболочкой металлический шар, вися
щий на большом грузовом парашюте,
стукнулся о вспаханную почву привол
жской земли, юго западнее города
Энгельса. Недалеко от СА, на свом
парашюте, в космическом скафандре,
приземлился Юрий Гагарин первый
космонавт планеты Земля.
6 августа 1961 года начал свой полт
на корабле Восток 2 Герман Титов.
Он совершил семнадцать витков вок
руг Земли и 7 августа успешно призем
лился.
20 февраля 1962 года американский
астронавт Джон Гленн выполнил пер
вый трхвитковый полт в космос на
корабле Меркурий.
За осуществление первого косми
ческого полта человека С.П. Королву
второй раз присуждается звание Героя
Социалистического Труда.
Человеку необходимо выйти в кос
мос, чтобы посмотреть, ощутить, что
такое космос. И Королв опять пер
вым, с коллективом ОКБ 1, создат
такой корабль Восход 2 со шлю
зовым отсеком. Из него 18 марта 1965
года Алексей Леонов вышел в откры
тый космос и пробыл в этом загадоч
ном и бесконечном океане более 12
минут.
Сергей Павлович обладал прекрас
ной чертой конструктора и учного
умением видеть перспективу развития
космической техники. Прошло время,
и уже недопустимо, что корабль Вос
ток и его модификации имеют один
отсек в нм и работают, и отдыхают,
и спускаются на Землю. По его зада
Первый
космический корабль
нию в проектном отделе уже давно раз
рабатывается космический корабль
Союз, у которого два отсека рабо
чий, он же спускаемый аппарат, и бы
товой отсек (БО). Этот орбитальный
корабль, снабжнный стыковочным аг
регатом, будет доставлять космонав
тов на космические станции для дли
тельной работы на орбите. К великому
сожалению, Королв не дожил до ис
пытаний Союза. Ушл из жизни, ког
да ему только что исполнилось пятьде
сят девять.
Модифицированные корабли Союз
ТМА в настоящее время являются
единственными для полта на Между
народную космическую станцию (МКС).
Ракета носитель на базе семрки
признана в мире самой наджной. По
вине семрки уже более 50 лет не
было ни одной трагедии в пилотируе
мых космических полтах.
21 октября 2011 года с космодрома
Куру (Французская Гвиана) стартовала
ракета носитель Союз с двумя нави
гационными спутниками системы Га
лилео Европейского космического
агентства (ЕКА). Космические аппара
ты были выведены на круговую около
земную орбиту. Хотя Франция, являясь
ведущим членом этого сообщества,
имеет свою космическую ракету носи
тель Ариан 5, ЕКА заказала в России
пятьдесят ракет носителей типа
Союз для запусков в последующие
годы своих космических аппаратов.
Пожалуй, это высшая оценка совер
шенства главного детища Сергея Пав
ловича его космической семрки.
Королв был требовательным руко
водителем. Но наказывал только тог
да, когда не наказать было нельзя в
основном, за разгильдяйство. Он це
нил творческих людей и людей, пре
данных делу. Сергей Павлович стре
мился отметить таких тружеников и
всегда добивался этого. Работавшие у
нас москвичи, жившие в коммуналках,
получали квартиры в Москве, местные
в Подлипках. Свою первую Государ
ственную премию Королв передал на
строительство в Подлипках дома для
специалистов.
Мне особенно нравится высказыва
ние о Сергее Павловиче космонавта
Алексея Архиповича Леонова:
Он никогда не был озлоблен Он
никогда не жаловался, никого не про
клинал, не ругал.
У него на это не было
времени
. Он понимал, что озлоблен
ность вызывает не творческий порыв,
а угнетение.
Рудольф ТЮКАВИН,
ветеран РКК Энергия
им. С.П. Королва,
кандидат технических наук
Фото из архива Калининградской
правды. С.П. Королв на церемонии
закладки символической плиты в
основании здания ЦДК им. Калинина.