background image
суббота
k
4, 14 января 2012 г.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Сейчас даже не хочется думать о том,
что эта встреча могла бы не состояться.
Конечно, про этого человека неоднократно
писали, его показывали по телевизору.
Однако личное общение с ним оставляет
совсем иной, неизгладимый след, потому
что проходит от сердца к сердцу. И что бы
там ни говорили о логически объяснимых
и имеющих свои научные названия комму
никационных средствах, которые он ис
пользует, разговаривая с людьми, ду
мается, не это главное. А главное это
сердечность, открытость, жизненная стой
кость и бодрость, которые не дают ему
замкнуться в себе
Александр Васильевич Суворов един
ственный в России слепоглухой профес
сор. С людьми он общается с помощью
дактильной азбуки, попросту восприни
мает речь руками. Он прикасается к бегаю
щим пальцам переводчика, ладонью считы
вая слова, а потом вслух отвечает на задан
ные вопросы. Вообще то дактильная азбука
была придумана для общения глухонемых,
способных видеть жесты друг друга. Но
профессор Суворов слеп, а потому ему мно
го лет пришлось тренировать чувствитель
ность ладони, чтобы без запинки опозна
вать лгкие, как порхание мотылька, при
косновения пальцев собеседника. Я могу
слышать только одной правой ладонью,
так как левая рука у меня не натренирована,
а без этого воспринимать дактильную азбу
ку слепой человек не в состоянии, гово
рит Александр Васильевич.
И вот, используя всего лишь эту тонень
кую, почти призрачную ниточку, связываю
щую его с миром, А.В. Суворов смог добить
ся того, что не под силу многим вполне
здоровым и сильным людям. Он разраба
тывает методики реабилитации, придумы
вает социальные проекты, пишет книги (на
разных языках мира опубликовано около
полутора сотен его работ) и даже (с помо
щью переводчика) читает в Московском
городском психолого педагогическом уни
верситете на факультете Клиническая спе
циальная психология лекции о своей ори
гинальной программе совместного воспи
тания больных и здоровых детей, учит сту
дентов психологов работать с детьми, ко
торые лишены зрения и слуха.
Курс лекций построен на его уникальном
опыте участия в совместных лагерных сме
нах для больных и здоровых детей. Суворов
не раз бывал в лагерях, где отдыхают такие
дети, и признатся, что общаться с ними
ему бывает проще, чем со многими взрос
лыми. Я езжу в лагеря с 1987 года. Это,
пожалуй, самое любимое, что есть у меня в
жизни. Там я чувствую себя счастливым и
нужным, говорит Александр Василье
вич.
Несколько встреч с ребятами профессор
провл и в лагере Заря. Сюда он приехал
по приглашению руководителей особенно
го отряда, состоящего из детей с ограни
ченными возможностями здоровья. Благо
даря тому, что Фонд поддержки детей, на
ходящихся в трудной жизненной ситуации,
оплатил ребятам путвки в лагерь, они смог
ли провести в Заре несколько незабыва
емых дней. И пожалуй, самым ценным за
это время стал приобретнный заряд жиз
нелюбия от Александра Суворова. Причм
не только для тех, у кого есть проблемы со
здоровьем, но и для обычных, здоровых
подростков.
Школа взаимной человечности, кото
рую в сво время задумал Суворов, а теперь
она существует при Детском ордене мило
сердия, пригласила в гости второй отряд.
Сначала, когда вожатый привл ребят в зал,
в котором проводилась встреча, они робко
жались у стенки, на последнем ряду стуль
ев. Но стоило Александру Васильевичу и его
добровольной переводчице Марине Мень
начать свой рассказ, и буквально через пару
минут дети незаметно подсели поближе,
сосредоточиваясь на своеобразной речи
Суворова. А ещ через несколько минут
оказалось, что сосредоточиваться не так уж
обязательно: отрывистые слова стали вос
приниматься как само собой разумеющее
ся, барьер недоверия, предвзятости и непо
нимания исчез без следа
Лекции А.В. Суворова это, прежде все
го, знакомство с личностью самого Алек
сандра Васильевича. Он в три года почти
полностью ослеп, а в девять потерял слух.
Воспитывался в Загорском интернате для
слепоглухих. В 1970 х годах, даже не имея
аттестата об окончании средней школы,
Суворов и ещ трое слепоглухих студентов
поступили на факультет психологии МГУ.
Вот как он сам рассказывает об этом:
Как я получил образование это
особая история и, честно говоря, славная
страница в истории русской науки. В уни
верситет нас, четверых слепоглухих сту
дентов, приняли по фактическому уров
ню образования. Чтобы это сделать, по
требовался специальный приказ Мини
стерства высшего образования. Для нас
специально переписали языком слепых
около 10 тысяч листов учебной литерату
ры, закупили 10 магнитофонов, на них
записывали лекции. А потом студенты рас
шифровывали эти записи. Был и особый
прибор, очень большой, который позво
лял общаться со всеми нами одновремен
но. За экспериментом напряжнно следи
ла вся большая наука, и не только психо
логи и педагоги, но и физики. Такие, на
пример, как президент тогдашней Акаде
мии наук Келдыш. То есть мы общались с
лучшими учными и специалистами, в том
числе зарубежными. А ведь самое глав
ное это круг общения, он помогает
реабилитации человека.
Я не очень доволен, что сейчас работаю
фактически надомно. Меня бы больше уст
роило, если бы я регулярно ездил на работу,
как все. Но это, к сожалению, невозможно.
А так сижу за компьютером, когда попало,
часто ночью. Мне присылают задания, я
их выполняю и отправляю на работу отчты.
Про меня ходят разные легенды: что я знаю
иностранные языки, что защищал диссер
тацию в Лондоне, что один, без сопровож
дающего, совершаю путешествия за грани
цу. На самом деле это не так.
А как вы получаете информацию о том,
что происходит в мире, ведь вы не можете
смотреть телевизор и слушать радио.
Для этого мне достаточно компьюте
ра, который специально приспособлен для
слепых пользователей. С его помощью могу
выйти в Интернет, получить электронную
почту. С собой у меня небольшой органай
зер, который устроен по такому же принци
пу: в нм применяется так называемая брай
левская строка: полоска с чередующимися
выпуклыми восьмиточиями. А что касается
радио, телевидения и газет это вс чепу
ха. Это вс просто напросто огромная за
мочная скважина, чтобы через не подгля
дывать за соседями. Я убедился, что базо
вого философского образования вполне
достаточно, чтобы ориентироваться в окру
жающем мире. А все сплетни собирать
жизни не хватит, надо тратить время на что
то более важное. На собственное творче
ство хотя бы.
Да, когда у человека душевные пере
живания и другие проблемы, то его обычно
выручает творчество. Для инвалида оно,
наверное, ещ важнее?
О, на меня даже учительница в Загор
ском детском доме ругалась, мол, беспо
лезно меня воспитывать: только разозлюсь
тут же напишу стихи, и как с гуся вода
За жизнь у меня сложилось очень много
тяжлых, грустных стихов. Видимо, это та
самая творческая помойка, которая позво
ляет выплскивать, прежде всего, отрица
тельные эмоции. Книгу моих стихов можно
найти в Интернете. Она называется Досто
инство в склепе.
Что могли бы сделать здоровые люди,
чтобы инвалидам было хоть немного удоб
нее жить и не чувствовать себя в склепе?
Прежде всего не шарахаться от
нас, не бояться нас. А дальше действо
вать по ситуации: если нужно, предупре
дить о препятствии, где то поддержать и
так далее. Я сейчас приручил один ма
газин недалеко от моего дома. Там со
мной разговаривают, пишут на руке. Рань
ше, чтобы привлечь к себе внимание, я
вынужден был хулиганить, в том числе
свистеть в противный свисток. Выкручи
вался, как мог не ходить же голодным.
А теперь просто прихожу в магазин, и
почти сразу ко мне подходят. Несколько
человек умеют со мной общаться, да и
младший персонал привык ко мне, при
смотрелся Впрочем, сейчас особой на
добности в магазинах у меня нет. Из од
ной столовой раз в неделю мне привозят
еду, а ещ у меня есть опекун молодой
человек, который в прошлом году закон
чил университет. Ему 24 года, а знакомы
мы с ним уже 10 лет.
Что помогает вам сохранять бодрость
духа и бороться с трудностями?
Любовь. Она источник сил. Любить
самому. Тогда действительно есть ради кого
жить и ради кого держаться.
Представьте, что у вас появилась
возможность кое что исправить в этом
мире, но только что то одно. Что бы вы
выбрали?
Исправил бы нетерпимость, фанатизм.
Я хотел бы, чтобы этого вообще не было в
мире. Никогда. Совсем.
Нина ИВАНОВА
Ссылка на персональную страничку
А.В. Суворова: http://suvorov.reability.ru/
Кто исправит
ошибку в трудовой?
При увольнении мне на руки выдали трудовую книжку. Я там
обнаружил ошибку, которую допустил ещ предыдущий работо
датель. Кто е дол
жен исправлять?
Для исправле
ния ошибки вы мо
жете обратиться к
предыдущему рабо
тодателю, который
е допустил, или по
последнему месту
работы. В пункте 27
Правил ведения и
хранения трудовых
книжек, изготовле
ния бланков трудо
вой книжки и обес
печения ими работо
дателей, утвержднных постановлением Правительства РФ от 16
апреля 2003 года 225, определено, что в случае выявления
неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправле
ние е производится по месту работы, где была внесена соответ
ствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на
основании официального документа работодателя, допустивше
го ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику
при его обращении необходимую помощь. В случае если органи
зация, которая произвела неправильную или неточную запись,
реорганизована, исправление производится е правопреемни
ком, а в случае ликвидации организации работодателем по
новому месту работы на основании соответствующего документа
(пункт 28 Правил).
Прохожу практику. Оформят ли
мне трудовую книжку?
Я студент и прохожу производственную практику в организа
ции. Со мной заключили трудовой договор. Должны ли мне офор
мить трудовую книжку?
При заключении трудового договора впервые трудовая книж
ка и страховое свидетельство государственного пенсионного стра
хования оформляются работодателем (статья 65 Трудового ко
декса РФ). При этом работодатель обязан вести трудовые книжки
на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в
случае, когда работа у данного работодателя является для работ
ника основной (статья 66 Трудового кодекса). Таким образом,
если трудовой договор с вами заключн по основному месту
работы, а не по совместительству, и производственная практика
продолжается более 5 дней, то вам обязаны завести трудовую
книжку.
Сменила фамилию.
Нужно ли перезаключать
трудовой договор?
Я собираюсь замуж. Моя фамилия будет изменена. Будут ли
со мной в связи с этим перезаключать трудовой договор?
Перезаключать трудовой договор с вами не будут, а вот
соответствующие изменения в трудовом договоре, трудовой книж
ке и других кадровых документах (личная карточка работника,
табель учта рабочего времени и расчта оплаты труда) внесут.
Изменения будут вноситься на основании свидетельства о заклю
чении брака. Например, согласно пункту 2.3 Инструкции по запол
нению трудовых книжек, утвержднной Постановлением Минтру
да РФ от 10 октября 2003 года 69, изменения записей в трудо
вых книжках о фамилии, имени, отчестве и дате рождения произ
водятся на основании паспорта, свидетельств о рождении, о
браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени,
отчества и других документов и со ссылкой на их номер и дату.
Указанные изменения вносятся на первой странице (титульном
листе) трудовой книжки. Одной чертой зачркивается прежняя
фамилия или имя, отчество, дата рождения и записываются
новые данные.
Ухожу в декретный отпуск.
А вдруг не отпустят с работы?
Может ли работодатель обязать меня не уходить в декрет
ный отпуск?
Не может. Согласно статье 9 Трудового кодекса, трудовые
договоры не могут содержать условий, ограничивающих права
или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с
установленными трудовым законодательством и иными норма
тивными правовыми актами, содержащими нормы трудового пра
ва. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не
подлежат применению.
Право женщины на отпуск по беременности и родам, а также на
отпуск по уходу за ребнком установлено статьями 255 и 256
Трудового кодекса.
Следовательно, если даже условие о том, что работник не
имеет права уходить в декретный отпуск, будет включено в
трудовой договор, оно не будет применяться (иметь юридичес
кой силы).
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
На вопросы читателей газеты отвечает юрис
консульт компании Гарант Роман Ларионов
ЛИЧНОСТЬ
Главное зло в мире
нетерпимость и фанатизм
Минувшие зимние каникулы я
как выпускающий редактор
Калининградки и двое
сотрудников молоджной
редакции нашей газеты
провели в подмосковном
центре детского отдыха Заря,
который находится в Дмитров
ском районе Московской
области. Администрация Зари
пригласила нас туда для
выпуска малотиражной газеты
о событиях этой короткой, но
очень насыщенной лагерной
смены. Одним из самых ярких
событий стала встреча с
профессором А.В. Суворовым.
Отпуск не пропадт
Я увольняюсь по собственному желанию. В этом году отпуск
не отгуляла. Получается, он пропадт? Или мне должны вернуть
деньги?
В этом случае отпуск не пропадает. В статье 127 Трудового
кодекса определено, что при увольнении работнику выплачивает
ся денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Так
же, вместо компенсации, вы можете попросить работодателя
предоставить неиспользованный отпуск с последующим уволь
нением. При этом днм увольнения считается последний день
отпуска.
Александр Васильевич Суворов, доктор психологических наук, профессор кафедры педагоги
ческой антропологии Университета Российской академии образования, действительный член
Международной академии информатизации при ООН с переводчицей Мариной Мень.
Фото Елизаветы
ИВАНОВОЙ