background image
четверг
k
6, 19 января 2012 г.
ОФИЦИАЛЬНО
ПРОГРАММА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОРОЛВА МОСКОВСКОЙ БЛАСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ
РАСХОДОВ НА ПЕРИОД 2011 2012 ГОДОВ
Программа Администрации города Королва Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов
на период 2011 2012 годов (далее Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 июня 2010 года О бюджетной политике в 2011 2013 годах,
Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 июня 2011 года О бюджетной
политике в 2012 2014 годах, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года
1101 р, утвердившего Программу Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных
расходов на период до 2012 года, и Постановления Правительства Московской области от 16 августа 2011 года 838/30 Об
утверждении Программы Правительства Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012
года.
I. Необходимость разработки и реализации Программы
Подготовка, принятие и предстоящая реализация настоящей Программы вызваны необходимостью совершенствования
деятельности органов местного самоуправления города Королва Московской области в связи с происходящими в настоящее
время процессами в экономике, финансах и социальной сфере, государственном и муниципальном управлении, а также
дальнейшими проводимыми реформами на федеральном уровне.
Являясь составной частью бюджетной системы Российской Федерации, местные бюджеты не могут оставаться в стороне
от осуществляемой бюджетной реформы в Российской Федерации. Поэтому на протяжении последних лет во исполнение
принимаемых на федеральном и областном уровнях нормативных правовых актов в городе Королве Московской области
(далее городе Королве М.о.) осуществляется планомерный процесс реформирования муниципальных финансов,
основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов. Фактически реализация бюджетной
реформы в городе Королве М.о. началась в 2000 году, когда было создано муниципальное казначейство и внедрена
казначейская система исполнения городского бюджета.
В течение рассматриваемого периода в городе Королве М.о. проводились широкомасштабные преобразования в сфере
муниципальных финансов, сформирована принципиально новая нормативная правовая база. В соответствии с требованиями
Бюджетного кодекса Российской Федерации приняты новые нормативные правовые акты, регламентирующие осуществле
ние бюджетного процесса, управления муниципальным долгом, осуществления муниципальных заимствований, санкциони
рования расходов, внедрялись принципы бюджетирования, ориентированного на результат.
Результатом реализации реформ в городе Королве М.о. стало формирование современной системы управления
муниципальными финансами:
установление и чткое определение статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обяза
тельств;
поэтапное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (ведомственные целевые
программы, долгосрочные целевые программы, муниципальные задания);
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию;
создание нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг;
установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для
муниципальных нужд;
инвентаризация расходных обязательств и ведение реестра расходных обязательств города Королва М.о.;
внедрение отраслевой системы оплаты труда в бюджетной сфере города Королва М.о. и е совершенствование;
оптимизация сети бюджетной сферы города Королва М.о.;
сокращение неэффективных расходов;
сокращение кредиторской задолженности бюджета города Королва М.о.;
внедрение информационных технологий для автоматизации отдельных этапов бюджетного процесса в городе Королве
М.о. в части формирования и ведения бюджетной росписи, исполнения бюджета, составления отчтности об исполнении
бюджета, а также контроля за исполнением бюджета.
Администрацией города Королва Московской области (далее Администрация города) и е отраслевыми (функцио
нальными) органами был реализован значительный комплекс мер, направленных на повышение финансовой дисциплины,
снижение нагрузки (в том числе долговой) на бюджет, реализацию жсткого режима сокращения бюджетных расходов,
повышение их эффективности.
В 2010 году проведены организационно штатные мероприятия по сокращению расходов на содержание Администрации
города и отраслевых (функциональных) органов: общая штатная численность сотрудников сокращена на 17 единиц,
численность работников, замещающих должности муниципальной службы, сокращена на 200 единиц, при этом возросла
численность работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, на 156 единиц.
Однако эти мероприятия не принесли ощутимых результатов по сокращению расходов на аппарат управления, показатель
неэффективных расходов в этой сфере ещ очень высок.
Также проводились мероприятия по сокращению неэффективных расходов в сферах образования, культуры, здравоох
ранения, физкультуры и спорта, в результате чего были сокращены 477 ставок работников общеобразовательных учрежде
ний и около 24,7 ставки по детским дошкольным учреждениям.
Минимизированы расходы на капитальные вложения, капитальный ремонт, приобретение оборудования, материальные
затраты, активизирована работа по установке приборов учта потребляемых энергоносителей.
Введн порядок оказания адресных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в зависимости от уровня
жизни граждан.
В 2010 году удалось существенно снизить объм кредиторской задолженности более чем на 74 000 тыс. рублей.
Также в 2010 году были снижены долговые обязательства города Королва Московской области: уровень муниципального
долга снизился с 14,6 до 11,3 процента.
В условиях постепенного восстановления экономики в 2010 году обеспечен рост собственных доходов бюджета города
Королва М.о. к уровню докризисного 2008 года на 23 процента, или на 361,4 тыс. рублей, однако темпы роста очень
замедлились: с 112,6% в 2008 году до 96,9% в 2010 году, при этом городской бюджет исполняется и планируется с
дефицитом. Дальнейший рост или сохранение дефицита городского бюджета на уровне 2011 года неоправданны с позиций
обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета.
(млн руб.)
Поскольку решение задач социально экономического развития города Королва связано с необходимостью изыскания
соответствующих ресурсов, то в условиях снижения темпов роста доходов и при планируемом дефицитном бюджете
основными источниками дополнительных средств для решения данных задач должны явиться повышение эффективности
использования бюджетных средств и снижение финансовых потерь.
В то же время не все заявленные планы были реализованы. Требуется реформирование системы муниципального
финансово бюджетного контроля, необходимо усилить контроль за качеством финансового управления главными распре
делителями бюджетных средств. Текущая бюджетная политика нуждается в совершенствовании и развитии стимулирующих
факторов, открытости и прозрачности.
Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, переход от управления затратами к управле
нию результатами это одна из стратегических целей бюджетной политики на территории города Королва М.о.
Целесообразно в максимальной степени реализовать программно целевой принцип планирования и исполнения бюджета.
Его применение приведт к повышению результативности работы муниципального сектора и эффективности расходования
бюджетных средств, увеличению эффективности управления результатами, увязке стратегических целей с распределением
бюджетных средств и достижением результатов.
Для повышения доступности и качества муниципальных услуг необходимо проведение мероприятий по изменению
правового положения муниципальных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года 83 ФЗ О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных) учреждений (далее Федеральный закон 83 ФЗ).
Развитие в данной сфере рыночных отношений требует более широкого применения экономических методов управления,
формирования рынка муниципальных услуг, создания системы контроля качества их предоставления, разработки комплекса
мер, направленных на сокращение издержек в бюджетном секторе города Королва М.о., повышения эффективности
предоставления муниципальных услуг.
Повышение эффективности бюджетных расходов является комплексной задачей, решение которой требует скоордини
рованных действий от всех участников бюджетного процесса города Королва М.о. по переходу к управлению результата
ми.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления
города Королва М.о. по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей населения, предприятий и
организаций в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и
целей социально экономического развития города.
Достижение цели Программы обеспечивается в результате решения следующих основных задач:
обеспечение более тесной увязки показателей долгосрочного экономического развития города и бюджетного плани
рования;
соответствие бюджетных расходов заявленным целям;
создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления города Королва
М.о. по обеспечению муниципальными услугами;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных
расходов и проведению структурных реформ;
повышение прозрачности деятельности органов местного самоуправления города Королва М.о, в том числе за счт
внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
повышение эффективности использования муниципальной собственности, обеспечение более тесной увязки между
количеством и составом имущества, находящегося в собственности города Королва М.о., и полномочиями органов местного
самоуправления города Королва М.о.
Выполнение необходимых мероприятий в целях решения поставленных задач будет осуществляться по следующим
направлениям:
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Королва М.о.
2. Совершенствование программно целевых принципов деятельности органов местного самоуправления города Королва
М.о. и переход к программному бюджету.
3. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности его обеспечения, совершенствование
системы муниципального финансового контроля.
4. Повышение эффективности бюджетных расходов и предоставления муниципальных услуг.
5. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
III. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Королва М.о.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики, обеспечение долгосрочной сбалансированности и
устойчивости бюджета города Королва М.о. является необходимым условием решения задач Программы и важнейшей
предпосылкой для обеспечения экономической стабильности, которая:
создат базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, продвижения
инноваций;
ведт к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации.
Устойчивый экономический рост обеспечивает расширение налогооблагаемой базы, повышение уровня доходов бюджета
города Королва М.о. и, как следствие, достижение ключевой конечной цели социально экономического развития города
Королва Московской области роста уровня и качества жизни населения.
В целях повышения эффективности деятельности Администрации города по обеспечению долгосрочной сбалансирован
ности и устойчивости бюджета города Королва М.о. проведение бюджетной политики должно основываться на следующих
принципах:
наджность и реалистичность прогнозов социально экономического развития города Королва М.о., положенных в
основу бюджетного планирования, использование консервативного прогноза социально экономического развития города;
сокращение дефицита и снижение объма муниципального долга;
осуществление налоговой политики, направленной на развитие инвестиционной активности в городе Королве М.о.;
полнота учта и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей
бюджетной политики (включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения уже установленных действу
ющих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств только на основе оценки их эффективности и при наличии ресурсов, необходи
мых для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений;
повышение ответственности Администрации города за достоверность оценки объмов и сроков исполнения новых
(увеличение действующих) расходных обязательств;
реализация налоговой политики в части предоставления налоговых льгот путм оптимизации их числа и направленности
на достижение целей по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности;
повышение эффективности осуществления Администрацией города и е отраслевыми (функциональными) органами
бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов и источников финансирования дефицита
городского бюджета;
совершенствование организации прогнозирования кассового исполнения бюджета города Королва М.о. установлением
ответственности главных распорядителей средств городского бюджета за качество и соблюдение показателей кассового
плана исполнения бюджета;
сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности.
IV. Совершенствование программно целевых принципов деятельности органов местного самоуправления и переход к
программному бюджету
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, как составной части эффективно
сти деятельности Администрации города, является программно целевой принцип организации деятельности органов мест
ного самоуправления города Королва М.о.
Внедрение программно целевого бюджетного планирования, устанавливающего чткую связь между целями, ресурсами
и результатами, позволяет оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета города Королва М.о., повысить результатив
ность как органов местного самоуправления, так и муниципальных учреждений, а также качество оказываемых ими услуг.
В настоящее время программно целевые принципы планирования на территории города Королва М.о. реализуются путм
принятия долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ.
Администрацией города приняты постановления, регламентирующие процесс разработки и реализации долгосрочных
целевых и ведомственных целевых программ. В настоящее время доля расходов бюджета города Королва М.о., реализуемых
в рамках целевых программ, составляет всего 2%.
Разработка и реализация целевых программ должна осуществляться с учтом следующих общих принципов:
формирование целевых программ исходя из чтко определнных долгосрочных целей социально экономического
развития города Королва М.о. и индикаторов их достижения;
установление для долгосрочных целевых программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных
результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов,
характеризующих объмы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват целевыми программами всех сфер деятельности местного самоуправления и соответственно большей части
бюджетных ассигнований;
обеспечение полноты учта и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на
достижение целей долгосрочных целевых программ, включая бюджетные ассигнования (в том числе межбюджетные
трансферты), налоговые льготы;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ
города Королва М.о., оценки их вклада в развитие экономики города Королва М. о. с возможностью их корректировки или
досрочного прекращения с учтом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации.
Совершенствование программно целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления города
Королва М.о., необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют
изменения порядка составления и утверждения городского бюджета, а также создания системы управленческого учта в
части расходов, осуществляемых программно целевым методом.
Внесение изменений в порядок составления и утверждения долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ
в городе Королве с целью подготовки к формированию программного бюджета города будет осуществляться по мере
внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе в Бюджетный
кодекс Российской Федерации.
Расширение применения программно целевого принципа планирования бюджетных ассигнований позволит повысить
качество бюджетного планирования и существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную
бюджетную роспись расходов бюджета города Королва М.о.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существую
щих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований.
V. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности его обеспечения, совершенствование
системы муниципального финансового контроля
Основные меры по повышению эффективности деятельности Администрации города и е отраслевых (функциональных)
органов должны быть направлены на:
противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
оптимизацию полномочий Администрации города, включая отраслевые (функциональные) органы, результатом которой
должно стать недопущение дублирования функций и полномочий;
реализацию программно целевого принципа организации деятельности Администрации города;
повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
расширение применения электронной формы оказания услуг по осуществлению юридически значимых действий Адми
нистрацией города и е отраслевыми (функциональными) органами.
В целях осуществления вышеизложенных направлений в отраслевых (функциональных) органах Администрации города
и муниципальных учреждениях должны быть утверждены и реализованы отраслевые (ведомственные) планы (перечни
мероприятий) повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их ведения.
Реализация программно целевого принципа планирования в городе Королве М.о. имеет целый ряд существенных
преимуществ, к числу которых относятся: чткая привязка функций Администрации города к е полномочиям, сосредоточе
ние ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации Программы у одного администратора.
Инструментом стратегического и операционного планирования должны являться доклады о результатах и основных
направлениях деятельности Администрации города. Указанные доклады должны содержать информацию о реализации на
территории города Королва М.о. целей и задач, обозначенных в Стратегии социально экономического развития города.
Для повышения эффективности управления муниципальной собственностью города предлагается реализация мер по
следующим основным направлениям:
упорядочение состава имущества, находящегося в муниципальной собственности и обеспечение его учта;
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОРОЛВА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 21 декабря 2011 года 1864
Об утверждении Программы Администрации города Королва Московской области по повышению эффективности
бюджетных расходов на период 2011 2012 годов
Во исполнение п. 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года 1101 р и постановления
Правительства Московской области от 16 августа 2011 года 838/30, руководствуясь Федеральным законом Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом города Королва Московской
области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Программу Администрации города Королва Московской области по повышению эффектив
ности бюджетных расходов на период 2011 2012 годов (далее Программа).
2. Начальникам управлений и отделов Администрации города Королва Московской области, руководителям отраслевых
(функциональных) органов Администрации города Королва Московской области, главным администраторам доходов
бюджета города Королва Московской области и главным распорядителям средств бюджета города Королва Московской
области руководствоваться положениями Программы при формировании и исполнении бюджета города Королва Москов
ской области, а также при подготовке проектов постановлений Администрации города Королва Московской области и иных
нормативных правовых актов.
3. Ответственным исполнителям Программы:
а) обеспечить выполнение Плана мероприятий по реализации Программы в установленные сроки;
б) ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчтным кварталом, представлять в Финансово казначейское
управление Администрации г. Королва Московской области информацию о выполнении Плана мероприятий по реализации
Программы.
4. Финансово казначейскому управлению Администрации г. Королва Московской области (Г.В. Зенькович) ежекварталь
но до 20 числа месяца, следующего за отчтным кварталом, представлять в Администрацию города Королва Московской
области сводную информацию о выполнении Плана мероприятий по реализации Программы.
5. Разместить настоящее постановление и приложение к нему на официальном сайте Администрации города Королва
Московской области Наукоград Королв (www.korolev.ru).
6. Начальнику управления по информационной политике и общественным связям (Г.И. Тюмину) обеспечить выполнение
п.5 настоящего постановления.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Администрации
Т.Н. Кондратьеву.
Руководитель Администрации города Е.И. ЛОГВИНЕНКО
(Продолжение на с. 6)