background image
четверг
k
13, 2 февраля 2012 г.
ТАЙНЫ ХХ ВЕКА
Живт в нашем городе человек с нелгкой
судьбой, прикоснувшийся к одной из самых тра
гических страниц в истории отечественного Воен
но морского флота. Зовут его Виктор Афанасье
вич Таран.
Он родился в 1930 году в Днепропетровской
области. Отец партийный работник, немало
ездил по стране. С 1936 года семья Таранов жила
в селе Троицком Ворошиловградской области.
Июнь 1941 года война. У отца Виктора была
броня, но он, как и многие мужчины, ушл на
фронт защищать Родину.
Фронт приближался к Троицкому, началась
эвакуация. В сентябре несколько семей райко
мовских работников увезли в тыл, на хутор Лаза
ревка Ростовской области. Семьи разместились
на полевом стане. Виктор Афанасьевич вспоми
нает, что было голодно, и с такими же пацанами
он ходил по полям в поисках оставшейся там
картошки. Вскоре немцы добрались и до этих
мест. Однажды поздно вечером мальчишки, со
биравшие картошку, попали под шквальный авто
матный огонь. Это пьяные немцы, которые ехали
на подводах мимо поля, в темноте приняли ребя
тишек за партизан. В Виктора попали три пули, но,
к счастью, раны оказались неопасными. Вот так,
можно сказать, состоялось второе рождение Вик
тора Тарана. Тяжелораненых товарищей ребята
дотащили до ближайших домов хутора и переда
ли взрослым. В декабре 1942 года фашистов
выбили из Лазаревки. Потом семья Таранов вер
нулась в Троицкое. В январе 1945 го Виктор с
матерью встретились в отцом в Севастополе. Он
прошл всю войну, демобилизовался, и в мирное
время семья Таранов осела в Кишинве.
Здесь Виктор закончил школу, немного порабо
тал и ушл в армию. С 1951 по 1955 год служил на
Черноморском флоте, в Севастополе, на линкоре
Новороссийск. Матрос Виктор Таран попал в БЧ
2 (артиллерийская боевая часть корабля). 4 октяб
ря 1955 года он демобилизовался и вернулся в
Кишинв. Закончил автодорожный техникум и по
шл работать техником механиком по ремонту и
эксплуатации автотранспорта. Стал шофром про
фессионалом. Со временем он возглавил службу
безопасности дорожного движения министерства
пищевой промышленности Молдавии.
Конец 80 начало 90 х годов. Волна национа
лизма захлестнула многие республики СССР. В
1993 году семье Таранов пришлось уехать из
Кишинва. Сначала перебрались в Ржев (подвер
нулся удачный обмен), а в 2003 году в Королв,
где родственники помогли приобрести квартиру в
микрорайоне Первомайском. Государство опре
делило ему пенсию в размере 10 тысяч рублей,
что, как с горечью говорит сам Таран, позволяет
только сводить концы с концами.
У Виктора Афанасьевича есть толстая папка,
где собраны различные материалы про линкор
Новороссийск, на котором он служил и кото
рый погиб при весьма загадочных обстоятель
ствах через 25 дней после того, как Таран
демобилизовался. Так что можно говорить о тре
тьем рождении Виктора Афанасьевича.
Тайна гибели Новороссийска была засекречена
более 30 лет, и только с коца 80 х годов стали
появляться публикации на эту тему и выходить книги.
Этот корабль был заложен в Генуе летом 1910
года и спущен на воду в 1915 году. Он назывался
Джулио Чезаре (Юрий Цезарь). В Первой миро
вой войне линкор участия не принимал, а в 1920 х
годах, плавая под флагом итальянских ВМС, ис
пользовался как учебный корабль для подготовки
морских артиллеристов.
В середине 1930 х Джулио Чезаре прошл
капитальный ремонт. Водоизмещение корабля
достигло 24 000 тонн, он мог развивать достаточ
но высокую скорость в 22 узла. Линкор был хоро
шо вооружн: имел два трхствольных и три ба
шенных орудия, три торпедных аппарата, зенит
ные установки и крупнокалиберные пулемты. Во
время Второй мировой войны линкор занимался
в основном сопровождением конвоев.
В 1943 году Италия капитулировала, и Джулио
Чезаре встал на прикол. После войны союзники
по антигитлеровской коалиции разделили между
собой итальянский флот, и этот линкор перешл
к СССР.
В декабре 1948 года итальянцы перегнали Джу
лио Чезаре в албанский порт Влера, а 3 февраля
1949 года в этом порту состоялась передача линко
ра советской комиссии. Под военно морским фла
гом СССР корабль прибыл в Севастополь. Прика
зом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года
линкору присвоили название Новороссийск.
Корабль был в запущенном состоянии, и его
пришлось ремонтировать и дооснащать. На нм
появились 24 спаренные установки советских 37
мм зенитных автоматов, новые радиолокацион
ные станции, средства радио и внутрикорабель
ной связи. Также заменили итальянские турбины,
поставили новые, изготовленные в Харькове. В
мае 1955 года Новороссийск вошл в строй
Черноморского флота и до конца октября не
сколько раз выходил в море, отрабатывая задачи
по боевой подготовке. 28 октября 1955 года лин
кор вернулся из своего последнего похода и занял
место в Северной бухте Севастополя, в районе
Морского госпиталя, примерно в 110 метрах от
берега. Глубина там составляла 17 метров воды и
ещ около 30 метров вязкого ила.
В это время командир линкора капитан 1 го
ранга А. Кухта находился в отпуске. Его обязанно
сти исполнял старший помощник капитан 2 го
ранга Г. Хуршудов. На борту оставались более
полутора тысяч человек: экипаж, а также курсан
ты морских училищ и солдаты, накануне прибыв
шие на линкор.
29 октября в 01:31 по московскому времени
под корпусом корабля в районе носовой части
раздался мощный взрыв. В подводной части кор
пуса образовалась пробоина площадью более 150
квадратных метров. В образовавшуюся пробоину
хлынула вода, корабль стал медленно крениться.
Начальник оперативного управления флота капи
тан 1 го ранга Овчаров приказал буксировать
корабль на мелкое место, и подошедшие букси
ры развернули его кормой к берегу.
К этому времени на линкор прибыли команду
ющий Черноморским флотом вице адмирал В.
Пархоменко, начальник штаба флота вице адми
рал С. Чурсин, член Военного совета вице адми
рал Н. Кулаков, исполняющий обязанности ко
мандующего эскадрой контр адмирал Н. Николь
ский, начальник штаба эскадры контр адмирал А.
Зубков, командир дивизии крейсеров контр ад
мирал С. Лобов, начальник Политуправления
флота контр адмирал Б. Калачв и ещ 28 стар
ших офицеров штаба.
К 03:30 на палубе выстроились около 800 ни
чем не занятых моряков, у борта линкора стояли
спасательные суда. Никольский предложил пере
вести на них матросов, но получил категоричес
кий отказ Пархоменко. В 4 часам крен возрос до
17 градусов (при критических 20). Никольский
вновь попросил у Пархоменко и Кулакова разре
шения эвакуировать незанятых борьбой за спасе
ние корабля моряков и опять получил отказ. И тут
Новороссийск стал опрокидываться кверху дни
щем. Несколько десятков человек успели пере
браться в шлюпки и на соседние корабли, но
сотни моряков посыпались с палубы в воду. Мно
гие остались внутри гибнущего линкора. Как по
том объяснял адмирал Пархоменко, он не счл
возможным заблаговременно приказать личному
составу оставить корабль, так как до последних
минут надеялся, что корабль будет спасн, и не
было мысли, что он погибнет. Эта надежда сто
ила жизни сотням людей, которые, упав в воду,
были накрыты корпусом линкора.
К 04:14 Новороссийск, принявший более 7
тысяч тонн воды, лг на борт. В таком положении
он оставался несколько часов, уперевшись в твр
дый грунт мачтами. В 22:00 корпус полностью
исчез под водой.
Всего при катастрофе погибло 609 человек,
включая аварийные партии с других кораблей
эскадры. Своевременной эвакуации личного со
става организовано не было. Большинство моря
ков остались внутри корпуса. Часть из них дли
тельное время держалась в воздушных подушках
отсеков. По воспоминаниям водолазов, замуро
ванные и обречнные на смерть моряки пели
Варяга. Только к 1 ноября водолазы перестали
слышать стуки.
Летом 1956 года экспедиция особого назначе
ния начала готовить подъм линкора. Подготовка
к нему была полностью завершена к концу апреля
1957 года. 4 мая корабль всплыл кверху килем, а
14 мая его отвели в Казачью бухту, где и перевер
нули. После этого корабль был разобран на ме
талл, который передали на завод Запорожсталь
на переплавку.
Для выяснения причин взрыва была создана
правительственная комиссия. Сво заключение
она дала через две с половиной недели после
катастрофы. Оно было представлено в ЦК КПСС,
который одобрил выводы комиссии.
Причиной катастрофы был назван внешний
подводный взрыв (неконтактный, донный) заря
да с тротиловым эквивалентом 1000 1200 кг.
Что же касается ответственности, то прямыми
виновниками гибели значительного количества
людей и линкора Новороссийск были названы
командующий Черноморским флотом вице ад
мирал В. Пархоменко, контр адмирал Н. Николь
ский и капитан 2 го ранга Г. Хуршудов. Комиссия
отметила, что прямую ответственность за катаст
рофу линкора Новороссийск и особенно за ги
бель людей нест также и член Военного совета
Черноморского флота вице адмирал Н. Кулаков.
Но, несмотря на суровые выводы, дело ограни
чилось тем, что командира линкора А. Кухту пони
зили в звании и отправили в запас. Также были
сняты с должности и понижены в звании коман
дир дивизии охраны водного района контр адми
рал Галицкий, и. о. командующего эскадрой Н.
Никольский и член Военного совета Н. Кулаков.
Через полтора года они были восстановлены в
званиях. Командующему флотом вице адмиралу
Виктору Пархоменко был объявлен строгий выго
вор, а 8 декабря 1955 года он был снят с должно
сти. Никаких судебных действий в отношении
него не производилось. В 1956 году был снят с
должности командующий ВМФ СССР адмирал
Н.Г. Кузнецов.
Комиссия также отметила, что матросы, стар
шины и офицеры, а также офицеры, руководившие
непосредственной борьбой за спасение корабля,
умело и самоотверженно вели борьбу с поступав
шей на корабль водой, хорошо знали каждый сво
дело, проявляли инициативу, показали образцы
мужества и подлинного героизма. Но все усилия
личного состава были обесценены и сведены на нет
преступно легкомысленным, неквалифицирован
ным и нерешительным командованием....
В документах комиссии так и не был дан пря
мой ответ на главный вопрос: что же стало причи
ной катастрофы? Существует несколько версий.
Наиболее вероятным признали взрыв немец
кой магнитной мины, оставшейся на грунте после
Великой Отечественной войны. Это было вполне
объяснимо мины в севастопольских бухтах
были не редкостью начиная со времн Гражданс
кой войны. Поэтому бухты и рейд периодически
очищались от мин с помощью тральщиков и водо
лазных команд. Критики минной версии заявля
ют, что к 1955 году источники электропитания
всех донных мин неизбежно бы разрядились, а
взрыватели пришли в полную негодность.
Однако были и другие версии. Например, торпе
дирование линкора неизвестной подводной лод
кой. Однако при изучении характера повреждений,
полученных линкором, комиссия не нашла харак
терных примет, соответствующих удару торпеды.
Зато она обнаружила другое. На момент взрыва
корабли дивизии охраны водного района, чьей
обязанностью было стеречь вход на главную базу
Черноморского флота, находились совсем в дру
гом месте. В ночь катастрофы внешний рейд никем
не охранялся; сетевые ворота были распахнуты, а
шумопеленгаторы бездействовали. Таким обра
зом, Севастополь оказался беззащитен. И теорети
чески чужая мини подлодка вполне могла войти в
бухту, выбрать позицию и нанести торпедный удар.
Следующая версия акция итальянских ди
версантов. Самым грозным подводным спецна
зом во время Второй мировой войны была 10 я
штурмовая флотилия морских диверсантов под
водников. Для не были созданы сверхмалые
подводные лодки, специальные управляемые тор
педы, пилотируемые взрывающиеся катера. 18
декабря 1941 года итальянцы на карликовых под
водных лодках скрытно проникли в гавань Алек
сандрии и прикрепили магнитные взрывные уст
ройства к днищам английских линкоров Вэли
энт и Куин Элизабет. Также 10 я штурмовая
флотилия принимала участие в осаде Севастопо
ля, базируясь в портах Крыма. Говорят, что Борге
зе якобы публично поклялся после передачи лин
кора Джулио Чезаре СССР отомстить за такое
унижение Италии. Теоретически иностранный
подводный крейсер мог доставить боевых плов
цов на максимально близкое к Севастополю рас
стояние, чтобы те осуществили диверсию.
Сам Виктор Афанасьевич утверждает, что в
годы его службы на Новороссийске при обсле
довании линкора у днища был обнаружен кро
шечный глухой отсек объмом примерно 2 кубо
метра, причм заваренный так искусно, что даже
сварочных швов не было видно. Отсек трогать не
стали. А там вполне могла находиться взрывчат
ка! Достаточно в районе этого отсека, снаружи, со
стороны днища, осуществить небольшой целе
направленный взрыв, и после детонации спрятан
ной взрывчатки получилась бы огромная пробои
на. Кстати, прогремевший в ту роковую ночь взрыв
пробил сверху семь металлических палуб! Виктор
Таран придерживается версии, что именно так и
произошло. Итальянцы заранее знали, где у кор
пуса линкора установить взрывное устройство.
В ноябре 1955 года в адрес исполняющего
обязанности главкома ВМФ СССР адмирала Сер
гея Горшкова командование Черноморского фло
та отправило представления о награждении ор
денами и медалями всех погибших вместе с лин
кором моряков.
К наградам были представлены в
том числе 117 человек из числа тех, кто уцелел
при взрыве, а также моряки с других кораблей,
пришедших на помощь Новороссийску, водо
лазы и врачи, отличившиеся в ходе спасательных
работ. В Севастополь, в штаб флота, доставили
необходимое количество наград. Но награждение
так и не состоялось. Лишь через сорок лет выяс
нилось, что на представлении рукой начальника
управления кадров ВМФ той поры была сделана
пометка: Адмирал т. Горшков не считает воз
можным выходить с таким предложением. Толь
ко в 1996 году после неоднократных обращений
ветеранов линкора Новороссийск выяснилось,
что 6 моряков посмертно были представлены к
высшей награде СССР ордену Ленина, 64 (53 из
них посмертно) к ордену Красного Знамени, 10
(9 посмертно) к орденам Отечественной войны
1 й и 2 й степени, 191 (143 посмертно) к ордену
Красной Звезды, 448 моряков (391 посмертно)
к медалям За отвагу, За боевые заслуги,
Ушакова и Нахимова. Поскольку к тому времени
уже не было ни государства, под военно морским
флагом которого погиб Новороссийск, ни со
ветских орденов, все новороссийцы были на
граждены российскими орденами Мужества.
В папке Виктора Тарана много уникальных
документов. Копии статей из разных газет о гибе
ли линкора, флотские фотографии времн служ
бы Тарана на Новороссийске, литературные
произведения, посвящнные памяти погибших
моряков. Многих своих флотских товарищей ли
шился Виктор Афанасьевич в тот трагический
день. Но он помнит о них, и пусть эта статья будет
нашим с ним посильным вкладом в увековечение
памяти советских моряков, служивших на линко
ре Новороссийск и погибших вместе с ним.
Валерий СОКОЛОВ,
старший лейтенант инженер запаса ВМФ
Тайна гибели линкора Новороссийск
Виктор Афанасьевич Таран, 2012 год.
Фото Валерия
СОКОЛОВА
Три рождения Виктора Тарана
Морской трофей
Роковая ночь
Комиссия о гибели линкора
Кто же организовал
взрыв корабля?
Запоздавшие награды
Послесловие