background image
среда
k
21, 22 февраля 2012 г.
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
Моя судьба сложилась так, что при
шлось служить в армии почти 38 лет,
из которых 7 лет срочной службы,
даже застал частичку войны в 1945
году.
Прошл все ступеньки служеб
ной лестницы. Стало быть, армейскую
службу знаю не понаслышке.
Надо признать, что в армии, как и в
каждой организации общества, есть
свои недостатки. Имеют место и так
называемые неуставные отношения
между военнослужащими. Но ведь не
зря Фридрих Энгельс неоднократно
повторял, что армия является сколком
того общества, которому служит.
Нельзя думать, что наша российская
армия является настолько отлаженным
механизмом, что на него не влияют
никакие перемены, происходящие в
обществе.
И тем не менее армия дат человеку
много положительных черт, так необ
ходимых нашему обществу, верность
Родине, патриотические чувства, тре
бовательность к себе, исполнитель
ность, ответственность, коллективизм,
умение ориентироваться в сложной
ситуации Наконец, именно в армей
ском коллективе воспитывается насто
ящий защитник. И зря многие всячески
стараются откосить от армейской
службы.
В армии я приобрл, на мой взгляд,
главные качества справедливость и
требовательность. Мне пришлось быть
старшиной роты, в которой был взвод
фронтовиков, осваивавших специаль
ность военного водителя. Довелось
служить также с генералами фронто
виками А.И. Смирновым, Н.К. Белобо
родовым, А.И. Козиным, А.В. Лукиным,
причм у двух последних в качестве
заместителя. Перенимая их богатый
армейский опыт, я всегда старался,
чтобы в части была высокая боевая
выучка, воинская дисциплина и боевой
дух. И никто не обижался на высокую
требовательность, если она справед
О ЛИЧНОМ И НЕ ТОЛЬКО
России нужны настоящие защитники
лива и находится в рамках воинских
уставов.
Однажды мне пришлось быть на уче
ниях в одном из гарнизонов, дислоци
рующихся в Вологодской области. Я
неоднократно слышал, что там настоя
щий воинский порядок и очень требо
вательный командир генерал. И в этом
убедился лично. На каких бы участках
ни побывал, нигде не было показухи,
везде чувствовался армейский поря
док и высокая боевая готовность. А уж
как были рады жны офицеров и пра
порщиков, что их мужья всегда опрят
ны и не имеют дурных привычек. Все
были подтянуты и здоровы.
Затем этого генерала перевели слу
жить командиром в другую часть, ко
торая, по мнению высокого началь
ства, была отстающей, а среди офи
церов имела место распущенность.
Через два года эта войсковая часть
стала передовой, а в прежнюю часть
мне пришлось по поручению коман
дования ехать за переходящим Крас
ным Знаменем, которое было при
суждено части, в которой я тогда слу
жил.
Когда министром обороны был мар
шал Г.К. Жуков, я учился на первых
курсах в Ленинградской академии тыла
и транспорта. Несмотря на то что я был
на инженерном факультете, тогда же
почувствовал, что нас готовят по на
стоящему в военном отношении. Ежед
невные пробежки вокруг Петропавлов
ской крепости, лыжные гонки, води
тельская практика на различных видах
военной техники, стрельбы Мне при
шлось участвовать во многих учениях
по плану Генерального штаба, где по
настоящему проверялись боевая вы
учка, физическая выносливость, мо
рально психологическая подготовка и
умение ориентироваться в сложной
обстановке.
Сейчас в нашем обществе армия
это, пожалуй, единственная организа
ция, где поддерживаются дисциплина
и порядок, которые нужны везде.
Напрасно утверждают некоторые
либералы, что сегодня у нас нет врагов
кроме террористов. Ещ Александр
Невский говорил, что Восток хочет за
брать наше тело, а Запад душу. Если
последовательно осуществлять либе
ральные идеи в общественном созна
нии, то на выходе мы получим слабого
человека, неспособного защитить ни
Родину, ни близких людей. Нам нужна
крепкая, а не рыхлая армия. Пока армия
существует, а вряд ли будет иначе, юно
ши будут служить в ней. К армейской
службе молодых людей надо готовить
так, чтобы они действительно чувство
вали себя защитниками Родины, а не
шли в армию в качестве наказания.
В нашем городе живт немало вете
ранов военной службы, которые вое
вали в разных местах и в разное время.
Это настоящие патриоты Родины.
Николай ЧЕРНЫШВ
Удивительно живут воспоминания
в нашей жизни! Мо военное детство
прошло на Севере, в Мурманске и Ва
енге (впоследствии Североморск),
ныне знакомой многим как псевдо
ним известной певицы Елены Ваенги,
родившейся там. Но тогда этот неза
мерзающий порт играл важнейшую
роль, через него шло снабжение на
шей армии техникой и продовольстви
ем из Великобритании и Америки. Вой
на на Севере была позиционной, ли
ния фронта сложилась в первые дни
по линии реки Западная Лица и не
изменялась до 1945 года, когда нача
лось последнее наступление (десятый
сталинский удар по той истории,
которую мы все тогда учили). Попыт
ки немцев захватить Мурманск и наши
усилия отодвинуть линию фронта от
него успехов не имели и в дальней
шем были прекращены. Но авиация
продолжала бомбить город и порт,
над городом всегда висели аэростаты
воздушного заграждения (мы назы
вали их цеппелины, как позже я уз
нал по имени немецкого конструк
тора дирижаблей), эти огромные се
ребристые рыбы были частью го
родского пейзажа.
Караваны транспортов приходили в
Мурманск, грузы шли по железной
дороге до станции Обозрская, откуда
до станции Коноша Ярославской до
роги была проложена одноколейка
(Ленинградская железная дорога была
перерезана немцами), затем на
Москву и далее.
Помощь шла по соглашению о
ленд лизе и должна была быть оп
лачена после войны либо возвращена
техникой, что СССР и выполнил. В 1942
году по распоряжению Сталина на ан
глийском крейсере Эдинбург в Ве
ликобританию было направлено зо
лото в слитках в счт оплаты по ленд
лизу, но крейсер был потоплен немца
ми. Детективная история с поиском
корабля и золота не прекращается по
сей день. Забегая вперд, не могу не
вспомнить, как на моих глазах при
шедшие своим ходом после ремонта
американские джипы Виллис,
Додж 3 4 и другие поднимали на
палубу транспортов, где их пускали
под пресс и грузили как металлолом.
(Кстати, генерала де Голля американ
цы просили заплатить хотя бы один
символический доллар за помощь
Франции по ленд лизу, но он принци
пиально не заплатил).
Караваны формировались на севе
ре Англии, в основном из американс
ких судов, а боевое охранение состоя
ло, как правило, из британских кораб
лей, и конвой шл под британским
командованием.
Конвои шли достаточно регулярно
в условиях непрерывных атак немец
ких подводных лодок и авиации, бри
танский флот на траверсе полуостро
ва Рыбачий передавал охрану нашим
кораблям и в Кольский залив заходил
не всегда, торопясь принять следую
щий караван. (Трагической была судь
ба конвоя PQ 17 в 1942 году, когда
англичане, испугавшись выхода в море
немецкого линкора Тирпиц, броси
ли конвой, в результате чего 70% ко
раблей были потоплены немцами.)
Крейсер Белфаст, линкор Дюк оф
Йорк и невиданный нами ранее авиа
носец (название не помню) неоднок
ратно заходили в Кольский залив, в
Ваенгу, экипажы сходили на берег для
отдыха, моряки играли в футбол на
снегу. Никаких других развлечений
тогда, естественно, не было. Кстати,
на их бескозырках не было названий
кораблей, как у нас, только три буквы
HMS. Позднее я узнал: Her Majesty
Ship корабль е величества.
Транспортные суда состояли в ос
новном из судов типа Либерти. Это
был первый опыт американцев по тех
нологии цельносварных кораблей во
доизмещением 10 тысяч тонн. Гово
рили, что эти корабли окупали себя за
один рейс в Мурманск из Бостона, где
их строили. Бывало, эти корабли раз
ламывались на длинной волне. Так, я
своими глазами видел половину транс
порта Либерти, приведнную на бук
сире в Мурманск (кормовая часть уто
нула). Позднее я выяснил интересную
подробность: внедрение в американс
кое судостроение технологий массо
вого производства, в частности авто
строения, за счт максимальной стан
дартизации и кооперации позволили
строить корабль за 355 дней в 1941
году, за 56 дней в конце 1942 года и в
рекордные сроки за 14 дней. Две
недели и корабль водоизмещением
10 тысяч тонн спущен на воду!
Крейсер Белфаст был построен в
1939 году и назван в честь столицы
Ирландии. (Многие помнят известный
хит группы Boney M Белфаст,
не зная, что был такой легендарный
крейсер.) В декабре 1943 года он уча
ствовал в бою у мыса Норд кап, в
котором был потоплен немецкий лин
кор Шарнхорст, и во всех союзных
конвоях, после войны был перебро
шен на Тихий океан для охраны анг
лийских колоний, участвовал в Корей
ской войне (она проводилась под фла
гом ООН). В 1971 году по просьбе
общественности был превращн в во
енно морской музей и поставлен на
вечную стоянку на реке Темзе в центре
Лондона у моста Тауэр.
Российские моряки не оставили без
внимания этот единственный сохра
нившийся в мире артиллерийский
крейсер участник Второй мировой
войны и силами петербургских кора
белов изготовили по оригинальным
чертежам мачты и установили их на
корабле.
24 марта 2010 года Верховный Глав
нокомандующий Президент РФ Мед
ведев наградил крейсер Белфаст в
честь 65 летия Победы Почтной гра
мотой.
Владимир САМСОНОВ,
кандидат технических наук
НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ
Белфаст лондонская Аврора
В канун миллениума я был в
Лондоне на традиционной
конференции нашего
Международного общества
по отображению информа
ции, многолетним членом
которого я являюсь и где
выступал с докладом.
Осматривая город, в районе
знаменитого Тауэра обратил
внимание на военный
корабль, стоящий у другого
берега Темзы. Его обводы
показались мне знакомы
ми По мосту быстро
перешл на другой берег
реки и увидел: крейсер
Белфаст поставлен на
вечную стоянку (как наша
Аврора в Петербурге)! А
ведь я неоднократно видел
его во время войны в
Мурманске и вот такая
встреча!
Планируется, что уже к 2017 году
при общей штатной численности Воо
ружнных сил в один миллион человек
700 тысяч будут составлять про
фессионалы: офицеры, курсанты во
енных вузов, сержанты и солдаты кон
трактники. А к 2020 году число слу
жащих по призыву сократится до 145
тысяч.
Логика преобразований со всей оче
видностью свидетельствует о том, что
наша цель построение полностью
профессиональной армии. Вместе с тем,
и это надо чтко понимать: професси
ональная армия это дорогая ар
мия. Сохранение смешанной системы
комплектования на обозримую перс
пективу это компромисс между по
ставленными задачами и текущими
возможностями страны.
Но служба по призыву также дол
жна качественно меняться. Это обя
зательное требование к военной ре
форме.
Для поддержания дисциплины в во
инских коллективах создатся Воен
ная полиция. И конечно, в воспитании
военнослужащих, в защите их прав и
интересов, в обеспечении здорового
морального климата в частях должны
активно участвовать общественные,
ветеранские, религиозные и правоза
щитные организации.
Считаю, что необходимо на долж
ный уровень поставить развитие ин
ститута военного духовенства. В бли
жайшие годы в каждом воинском кон
тингенте должны появиться военные
священники.
И ещ мы понимаем, что нынешняя
система призыва содержит большой эле
мент социального неравенства. По при
зыву главным образом идут служить
ребята из небогатых, сельских или рабо
чих семей, тот, кто не поступил в вуз и не
смог воспользоваться отсрочкой. Нам
нужны шаги, которые бы значительно
повысили престиж срочной службы. На
деле превратили бы е из повинности
в привилегию.
В том числе речь должна идти о до
полнительных правах при поступлении в
лучшие университеты для тех, кто отслу
жил. О предоставлении им возможности
за счт государства получить дополни
тельную подготовку для сдачи профес
сиональных экзаменов. Для отслужив
ших выпускников вузов о бюджетных
грантах на обучение в лучших отече
ственных и зарубежных бизнес школах.
А также о преференциях при приме на
государственную гражданскую службу.
При включении в управленческие резер
вы. Армия должна вернуть себе традици
онную роль важнейшего социального
лифта.
Что считаю важным подчеркнуть: ко
нечно, армия должна становиться про
фессиональной и е основу должны со
ставлять контрактники. Однако понятие
почтной воинской обязанности для муж
чин мы отменять не можем, и они долж
ны быть готовы встать на защиту Роди
ны в минуту опасности.
Из статьи Владимира Путина Быть
сильными: гарантии национальной бе
зопасности для России (Российская
газета от 20 февраля)
23 февраля вошло в историю на
шей страны как День защитника Оте
чества. На заключительном этапе Ве
ликой Октябрьской социалистической
революции в России встал вопрос о
защите вновь созданного государства.
В.И. Ленин выразил конкретную и убе
дительную мысль: Всякая револю
ция лишь тогда чего нибудь стоит, если
она умеет защищаться.
15 (28) января 1918 года Совет на
родных комиссаров принял Декрет о
создании Рабоче Крестьянской Крас
ной Армии (РККА), а 29 января (11
февраля) 1918 года об организа
ции РККФ. Формировались армия и
флот. Под Нарвой и Псковом моло
дая армия нанесла первый организо
ванный мощный удар по немецким
войскам. Это было 23 февраля 1918
года. По сути, это был день рождения
Вооружнных сил молодой России.
В апреле 1918 года армия насчиты
вала всего 196 тысяч человек. К нояб
рю она достигла почти 800 тысяч че
ловек, а к концу 1919 года уже насчи
тывала 3 млн, ещ через год 5,5
млн человек.
В 1930 е годы происходил даль
нейший рост боевой мощи Вооружн
ных сил СССР. Рост материально тех
ВОИНСКАЯ СЛАВА РОССИИ
Непобедимая и легендарная
нической базы позволил значительно
повысить техническую оснащнность
Вооружнных сил. Кроме ранее суще
ствовавших Балтийского и Черномор
ского флотов, были созданы Тихооке
анский (1935 г.) и Северный (1937 г.).
К середине 1941 года в составе сухо
путных войск имелось 303 дивизии.
Общая численность Вооружнных сил
к этому времени была свыше 5 млн
человек.
22 июня 1941 года вероломное напа
дение фашистской Германии прервало
мирный труд советских людей. Народ
встал на защиту Родины. Проявляя ге
роизм и беспредельную преданность
Отечеству, ценой неимоверных усилий
остановил врага, а затем и разгромил
его.
Но и сейчас в мире неспокойно. На
род России жил, живт и впредь будет
жить по своим законам.
В День защитника Отечества осо
бенно уместны слова известной песни:
Чужой земли мы не хотим ни пяди, но
и своей вершка не отдадим. Порукой
этому наши Вооружнные силы.
Анатолий ШМЕЛВ,
фронтовик, член президиума
городского Совета ветеранов
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ