background image
среда
k
27, 7 марта 2012 г.
И ЭТО ВС О НИХ
В то, что участники фестиваля действительно
могут вырасти в больших мастеров, вполне ве
рится, поскольку фильмы, представленные
финалистами в одиннадцати номинациях, были
по настоящему интересны. Особенно радует то,
что
лауреатами I степени в номинации Мульти
пликационный фильм стали юные дарования
из Королва! Это
воспитанники студии Ключ
(руководитель И.Н. Жигаловская) при Доме юных
техников Агния Соболева (9 лет) и Аня Крот
ких (7 лет)
.
Их фильм Волшебная осень снят по свое
му сценарию, основанному на известных сти
хах, собственноручно нарисован и снят обеими
девочками, а потом озвучен Агнией. Процесс
этот очень непрост, долог и требует не только
развитой фантазии создателей, но и большой
терпеливости и скрупулзности. Сколько пе
рекладок нужно сделать, чтобы на экране про
сто упал с дерева листик! А если это живое
существо, у которого двигаются одновременно
и глаза, и губы, и руки ноги?! Да не одно
Зато сколько восторга, когда придуманные
тобой персонажи оживают! А за ними целая
новая реальность, созданная воображением
ребнка.
Конечно, вс сделано под чутким руковод
ством наставника. Ирина Жигаловская моск
вичка, но с недавнего времени живт в Корол
ве. Это можно расценивать, как подарок судьбы
для наших детей, ведь с ними занимается насто
ящий профессионал, работавший с таким мэт
ром отечественной мультипликации, как Фдор
Хитрук в Союзмультфильме, над бессмерт
ными лентами Сказка о царе Салтане, След
ствие вели Колобки, Фунтик, Крошка Енот
и рисованными историями про доброго Кота
Леопольда. Была в е биографии и работа на
телевидении в творческом объединении Эк
ран, так что студийцам есть чему поучиться,
если они хотят связать будущее с медиакульту
рой.
НАШИ ДЕТИ
В Центре развития творчества детей и
юношества (ЦРТДиЮ) состоялся
финальный этап третьего областного
фестиваля медиатворчества, собрав
ший вместе цвет будущей российской
кинематографии и мультипликации.
Наш центр принимает гостей из
разных уголков Подмосковья уже
третий год подряд.
В прошлом году на областном фестивале медиа
творчества ученики И. Жигаловской тоже получи
ли диплом I степени, так что нынешний блестя
щий результат был не случаен. Сейчас на стадии
монтажа у студийцев восемь отснятых филь
мов, не только рисованных, что ближе самой
Ирине Николаевне, но и пластилиновых. Кстати,
И. Жигаловская участвовала и в создании знаме
нитой Пластилиновой вороны совместно с Алек
сандром Татарским. Так что на следующем обла
стном фестивале е студийцы могут удивить нас
чем то совершенно новым.
Главная проблема королвской студии
Ключ, как и всей культуры в целом, это отсут
ствие хорошей техники, в чм город мог бы и
помочь детям, уже не в первый раз заявившим
о себе на областном уровне. Подвела техника и
на церемонии награждения в ЦРТДиЮ: органи
заторам не удалось показать все фильмы побе
дителей конкурса. А хотелось собственными
глазами увидеть, какие формы и художествен
ные находки используют начинающие кинема
тографисты.
Что волнует подростков сегодня, собравшимся
в зале рассказала
заведующая отделом ЦРТДиЮ
Московской области Марина Макарова. Она сто
яла у самых истоков этого фестиваля и вправе
судить о том, как меняются интересы участников.
В этом году было, как никогда, много фильмов и
фотографий, раскрывающих философские взгля
ды ребят, их отношение к земной экологии, к
сегодняшнему дню страны, к истории Родины и
своих предков.
На мой взгляд, самые яркие и профессиональ
ные работы по этой теме представили наши бли
жайшие соседи учащиеся Загорянской ДШИ
им. Ю. Розума, ставшие лауреатами I степени в
номинации Игровое кино. Ими был снят фильм
Переход (руководитель Альберт Комаров), кото
рый нам удалось увидеть и оценить. Их однокашни
ца, победитель в номинации Документальное кино,
Настя Филичева в фильме Сочинение рассказала
о свом прадедушке, погибшем во время Великой
Отечественной войны стрелке радисте гидросамо
лта. Прим погружения сегодняшней школьницы в
реальность давно затихшего боя впечатляет: девоч
ку будто овевает жаркий ветер сражения. И в том,
что дуновение прошлого до сих пор живо, есть
заслуга таких юных художников и их наставников.
Не менее интересен был и фильм Две гвоздики
студии Исток из г. Сергиева Посада.
Фестивальное движение набирает силу: в этом
году жюри пришлось просмотреть 351 работу 160
участников. Несколько работ одновременно пред
ставляли в основном фотографы. А Гран при увез
ла в г. Электросталь Анастасия Дмкина, подгото
вившая слайд фильм Улыбайся чаще!. Непри
тязательная, на первый взгляд, работа покорила
жюри своим жизнерадостным посылом, который
организаторы областного фестиваля переадре
совали всем нынешним и будущим участникам!
Ольга КЛИМОВА
Мультипликаторы из Королва
первые!
Она родилась в 1919 году в Ростове на Дону, в семье учителя, закончила школу
с золотой медалью и поступила в металлургический институт. Это было перед
началом Великой Отечественной войны.
Во время войны была эвакуирована в Сибирь, сидела на пайках, недоедала. Так
как она окончила несколько курсов института, е распределили учить грамоте
призывников. В конце войны, когда вернулся из эвакуации Московский ордена
Трудового Красного Знамени институт стали, она решила отправиться в Москву и
продолжить учбу.
Валентина Алексеевна добралась эшелоном до Москвы, кое как доехала до
станции Химки к своему отцу. У не была сильная тяга учиться, и она продолжила
учбу в Москве в дни войны. Есть было нечего, и голова кружилась от слабости,
но она продолжала каждый день ездить на занятия в институт.
И в это время произошл такой курьзный случай. Подруга Валентины
Алексеевны училась тоже в Москве, но только в институте пищевой промыш
ленности. Там выдавали на лабораторные работы муку, сахар и другие продук
ты. И голод заставил е поступить в пищевой институт. Так она некоторое
время училась одновременно в двух институтах на металлурга и на работ
ника пищевой промышленности. Потом обман открылся, когда нужно было
отправляться на практику. Пришлось институт пищевой промышленности
оставить.
В 1947 году по распределению она приехала в г. Калининград Московской
области и поступила на работу в НИИ 58 МВ СССР (ныне РКК Энергия)
инженером технологом в отдел главного металлурга. Работала успешно, вышла
замуж за фронтовика, и они продолжали вместе трудиться на одном предприятии.
Там она вступила в партию и 12 лет работала в парткоме. Последнее время
Валентина Алексеевна руководила группой в отделе главного металлурга. Имела
авторское свидетельство на прогрессивную технологию литья.
Последние годы жизни ей было тяжело, постигло несчастье, она сломала шейку
бедра, но эта болезнь е не сломила. В возрасте 80 лет перенесла операцию на
суставе, училась ходить на костылях, потом упала, сломала ногу, снова слегла, но
держалась стойко и говорила: Я должна ходить! Мы, родные, помогали, как
могли, и Валентина Алексеевна стала ходить при помощи ходунков. Она обтира
лась холодной водой и делала физические упражнения.
Прошло уже семь лет, как е не стало, а я часто вспоминаю улыбчивую,
доброжелательную женщину, которая заменила мне мать.
Любовь ПОПКОВА
Ирина Жигаловская со своими воспитанниками из студии Ключ.
Мне не верилось. Слепоту обычно
заметно, а у этой женщины был со
вершенно открытый взгляд и пра
вильной формы, даже какие то удив
лнные глаза.
У меня со зрением свои пробле
мы: глаукома и катаракта, было даже
две операции, поэтому мне было ин
тересно узнать причину е слепоты.
Видимо проникшись ко мне рас
положением, она решилась расска
зать свою историю.
В студенческие годы мы отпра
вились на заработки под Астрахань
собирать арбузы. Сезон арбузов, вы
ращенных на селитре, отобрал зре
ние не только у меня, но и у многих
находящихся там студентов. Нам го
ворили, что те арбузы есть нельзя,
но мы не придали этому значения и
наедались ими от души. Позже у
многих появились проблемы у
кого то с желудком, у кого то со зре
нием, а у некоторых было даже бес
ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА
О ЛИЧНОМ
Женщина удивительной судьбы
Я хочу рассказать о судьбе замечательной жен
щины, моей свекрови Валентины Алексеевны
Попковой.
Исповедь
плодие. У кого какой орган был сла
бым, тот и пострадал.
Внимательно слушая, я вспомнил,
что где то читал, что ранние арбузы
есть вредно, и знаю, что у любителей
всласть полакомиться первыми ар
бузами были нелады с желудком.
Неужели ничего не видите?
решил я полюбопытствовать.
Силуэт вижу, но человека не
различаю. Мне зрячие перестали ве
рить, а знакомые говорят, будто гла
за у меня всегда удивлнные. Между
прочим, я не хуже зрячего. У меня в
доме порядок. Дочь ходит в школу,
учится отлично. Ради не и живу. Я
вс делаю сама. Муж вот никак мне
стиральную машину не купит, а себе
иномарку купил. Когда то я его не
любила, а теперь он меня терпит.
Кому я теперь нужна? Мне дочь надо
вырастить.
Наверное, переживаете?
спросил я.
Вы хотите сказать, что по сравне
нию с потерей зрения вс остальное
ерунда? Был там, на уборке арбузов,
тот человек, которого я любила. За мной
многие парни ухаживали. Любимый
тогда уехал, а я до сих пор его люблю.
Есть у меня с тех пор друг, который вс
бросит и приедет, если я ему позвоню.
Наверно, ему теперь просто жалко меня.
Замужем я уже третий раз, а люблю
всю жизнь только одного.
Неизвестно, как сложится в даль
нейшем судьба у этой женщины.
Не доезжая несколько остановок
до Москвы, она поспешила на вы
ход, сказав мне: Не ешьте ранние
арбузы. И пока электричка набира
ла ход, у меня в голове вс звучали
е слова: Не ешьте ранние арбузы.
С тех пор я их и не ем.
Впрочем, у каждого своя судьба.
Думаю, не только у этой слепой жен
щины, но и у многих зрячих людей
не сложилась жизнь, о которой они
мечтали. Если по статистике браки
молодых людей распадаются очень
часто, то впору говорить о геноциде
любви. Как будто она исчезает из
нашей жизни, а ей на смену прихо
дят брачные контракты и партнр
ство в постели. Это нам постоянно
показывают по телевизору. И стало
быть, одного праздника 8 Марта для
исправления ситуации явно недоста
точно.
Наверное, прав писатель Виктор
Ерофеев, сказавший: В нашей стра
не сложилось нецивилизованное,
брутальное, похотливое и вместе с
тем презрительное отношение к жен
щине. Это отрыжка архаического со
знания
Речь идт о возвышении женщи
ны на то историческое место в Оте
честве, что определено самой при
родой и ходом цивилизации.
Да, 8 Марта женщина у нас будет
богиней, ей будут дарить цветы, пить
за е здоровье шампанское, гово
рить хорошие слова в е адрес. Но на
другой же день забудут об этом. А
жаль. Она достойна большего.
Николай ЧЕРНЫШВ
Это было в электрич
ке, которая следова
ла в Москву. На
станции Подлипки
Дачные рядом со
мной ела симпатич
ная рослая женщина
лет 35. Она как то
неестественно стала
ощупывать руками
сиденье. Повернув
шись ко мне, она
сказала: Я слепая,
инвалид первой
группы по зрению.
Депутат городского Совета
Ирина Чувакова.
Директор профессионального училища 72
Ираида Ласкина. Фото из архива Калинин
градской правды.