background image
вторник
k
28, 13 марта 2012 г.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Чуть меньше десяти лет назад в
городе Переславле Залесском на
улице Советской на одном из зда
ний появилась яркая необычная
надпись Музей утюга. Тогда ник
то даже не мог предположить, что
сразу после открытия этот музей
включат в список достопримеча
тельностей все туристические
агентства, и порой попасть сюда
будет невозможно из за наплыва
туристов.
Экспозиция старинных утюгов
расположилась в купеческом
особняке: на первом этаже рабо
тает сувенирная лавка, а на вто
ром частное собрание утюгов
Андрея Воробьва. Здесь же на
полках можно увидеть предметы
быта конца XVIII начала XX века.
Это сейчас нам кажется, что бель
всегда гладили только с помощью
утюга. Ан нет! Оказывается, пер
вый русский утюг для глажки был
совсем не похож на современный
прибор. Назывался он рубель и
напоминал фрагмент стиральной
доски, а гладили им так: на палку
наматывали ткань и катали е реб
ристым деревянным рубелем. Тол
стый неподатливый холст разгла
живался, растягиваясь по
долевой и поперечной
нитке. Первое упоминание
о русском утюге есть в
книге расходов царского
двора (1636 год): Кузне
цу Ивашке Трофимову
выдано пять алтын, дабы
он заделал утюг желез
ный для царской палаты.
Железные, чугунные и
бронзовые утюги пришли
в наш быт в эпоху Петра I.
Утюги были тяжлые, цельного
литья. Стоили они очень дорого и
являлись своеобразным символом
благополучия и зажиточности
дома, поэтому мастера делали из
делия нарядными, украшая их
фигурами птиц, коней, причудли
вым орнаментом. Утюг вместе с
самоваром и часами был предме
том гордости хозяев и украшени
ем дома. В переславском Музее
утюга вы сможете увидеть экспо
наты разных эпох и не просто по
любоваться ими, а потрогать их
руками и при желании сфотогра
фировать. Здесь вообще работает
правило: вс для народа! Тут вс
доступно для изучения и фотогра
Есть музеи большие: торжественно пафосные, с богатыми интерьерами,
редчайшими экспозициями, а есть очень камерные, почти домашние
музейчики, в которых тоже можно найти немало чудес и диковин.
фирования. Уже на входной двери
вас встретит плакат, напоминаю
щий, что можно запечатлеть все
понравившиеся изделия. У входа,
на стульчике, в любую погоду си
дит бабушка ненастоящая, ко
нечно, а ростовая кукла с поясне
нием на табличке, что это Баба
яга, а не дворник ЖКХ. В отсут
ствии чувства юмора владельцев
музея трудно упрекнуть!
Создатель музея и его нынеш
ний хозяин Андрей Воробьв ув
лкся стариной с юных лет: соби
рал предметы быта, пока коллек
ция не выросла до размеров му
зейной экспозиции. Сейчас в един
ственном в России Музее утюга
собрано более 200 экспонатов: от
огромных десятикилограммовых
до миниатюрных, почти куколь
ных. Есть даже утюги мышеловки
многофункциональные моде
ли XIX века и утюги чайники, кото
рыми и погладить, и в которых чай
заварить было можно.
Музей уникален ещ и тем, что в
нм работают потрясающие экскур
соводы, знающие об утюгах вс. Обя
зательно посетите это хранилище
старины. Поезжайте вместе с деть
ми, они будут в восторге и от утюгов,
и от сувениров, которые вы непре
менно купите с собой в дорогу.
Анна НИКОЛАЕВА
Фото автора
Село Подсосино, расположенное в семи кило
метрах от Троице Сергиевой лавры, было впер
вые упомянуто в 1460 х годах как село Богороди
цы под Сосною.
В 1561 году здесь находился
женский монастырь, на который царь Борис Го
дунов велел давать деньги из казны и зерно. В
1590 году в монастыре жили 30 стариц, среди них
королева Мария Владимировна дочь князя
Владимира Старицкого, вышедшая замуж за дат
ского принца и после его смерти принявшая мо
нашеский постриг.
Изначально в этом святом месте были дере
вянная Успенская церковь и храм в честь Вос
кресения Христова. В Смутное время насельни
цей Успенского монастыря на короткий период
стала многострадальная царевна Ксения Году
нова (в монашестве Ольга). В 1608 году польско
литовские завоеватели разорили монастырь,
он пришл в запустение и больше не возобнов
лялся.
Сейчас на месте обители стоит каменная трх
престольная церковь Успения Пресвятой Богоро
дицы, построенная в стиле ампир. На каждом
кирпиче е вытеснены инициалы храмоздателя
буквы Е и А, что означает Елизавета Арсень
ева. Видимо, специально для строительства хра
ма работал кирпичный завод, владелицей которо
го была помещица Арсеньева. Стройка обошлась
ей в 14 тысяч рублей большие деньги по тем
временам. Церковь получилась красивой и очень
необычной: соборную часть кубической формы
венчало мощное пятиглавие, северная и южная
стены были украшены дорическими портиками с
колоннами на каждом из них. Трапезная соединя
ла храм с высокой четырхъярусной колоколь
ней, которая была взорвана в 1957 году.
Храм был великолепен не только снаружи, но и
внутри. Поражал воображение деревянный рез
ной иконостас ручной работы, который стоил семь
тысяч рублей (а это половина стоимости всего
храма) и был настоящим шедевром деревянного
зодчества и церковного искусства.
Сейчас внутри храма можно разглядеть фраг
менты масляной живописи второй половины XIX
века, на полу остались каменные плиты. К сожа
лению, иконостас исчез бесследно, иконы и ут
варь были расхищены, храм за время советской
власти был разорн и частично разрушен. В на
стоящее время он находится в стадии реставра
ции.
Добраться до села и храма можно от станции
Сергиев Посад, далее на маршрутном такси или
автобусе до остановки Поворот на Лозу или
Подсосино, затем пешком. На автомобиле нуж
но ехать по Ярославскому шоссе и повернуть по
указателю на Лозу.
1784 году вместо деревянной возвели каменную и
колокольню в духе позднего барокко. Трапезная с
Казанским и Никольским приделами и колоколь
ня выстроены вновь в 1851 году в духе эклектики.
Усадебный дом не дожил до наших дней, он был
разобран в советские времена, нам остатся лишь
только любоваться храмом, остатками липового
парка и красивейшими видами округи. К сожале
нию, в архивах не осталось ни одного изображения
господского дома, скорее всего, он был деревян
ным, смотрел окнами на широкий пруд и Троиц
кую церковь, а в парке заливались соловьи, настра
ивая композитора на романтический лад. Сейчас
на месте усадьбы сельский дом культуры. Каж
дый год сюда съезжаются почитатели творчества
Алябьева на традиционные музыкальные празд
ники. В тенистом усадебном парке установлен бюст
композитора.
Добраться до села можно на электричке
с Ярославского вокзала до станции Фрязи
но, далее автобусом или на автомобиле до
города Фряново и по указателю вправо ещ
8 километров.
Село Троицкое Резаново (так оно называлось в
старину) стоит далеко от трасс, как в сказке за
густыми лесами и глубокими оврагами, на севере
Щлковского района. Здесь, в Троицком, жила
с семьй Наталья Исленьева, младшая сестра Аля
бьева.
В Рязанцах был создан романс Сельская элегия
(В тиши села уединнной младой страдалец груст
но жил) на слова лирического поэта И.И. Козлова.
Уж в церковь нашего селенья
Вас призывают на моленья,
В вечерний колокол звоня;
Молитесь богу за меня.
В плодотворные годы пребывания в усадьбе (1835
1840) Алябьевым написаны более 36 песен, ро
мансов, инструментальных произведений, музы
кальных номеров к постановкам. Несколько творе
ний он посвятил племяннице Софье. Это романсы
на слова А. Пушкина Что в имени тебе мом?, В.А.
Жуковского Счастье во сне и Элегия (Ты клят
ву дал, она страшна), автор стихов неизвестен.
Первая деревянная церковь во имя Живоначаль
ной Троицы была построена в селе в 1695 году. В
Соловьиная усадьба
В 66 верстах от столицы в селе Рязанцы на холме стояла красивая усадьба, а
напротив не Троицкая церковь, в стенах которой в 1840 году венчался со
своей давней любовью немолодой композитор романтик Александр Алек
сандрович Алябьев (которого все знают как создателя романса Соловей).
У входа, на стульчи
ке, в любую погоду
сидит бабушка не
настоящая, конечно,
а ростовая кукла с
пояснением на таб
личке, что это Баба
яга, а не дворник
ЖКХ. В отсутствии
чувства юмора вла
дельцев музея труд
но упрекнуть!
Сейчас в единственном в России Музее утюга собрано более 200 экспонатов.
Утраченные ценности
Утраченные ценности
Утраченные ценности
Утюг как символ благополучия
Утюг как символ благополучия
Утюг как символ благополучия
У входа, на стульчи
ке, в любую погоду
сидит бабушка не
настоящая, конечно,
а ростовая кукла с
пояснением на таб
личке, что это Баба
яга, а не дворник
ЖКХ. В отсутствии
чувства юмора вла
дельцев музея труд
но упрекнуть!