background image
четверг
k
29, 15 марта 2012 г.
ГОСТИ КОРОЛВА
C
M
Y
K
Наши классики в своих произведе
ниях часто обращались к загадочной
русской душе. Отрадно, что и сегодня,
несмотря на культурный ширпотреб,
есть режиссры, предпочитающие вме
сто однодневной мишуры брать для
постановки серьзный материал. Не
давно на сцене ЦДК им. М.И. Калинина
показали комедию Ангел, девушка и
метранпаж по пьесам Александра Вам
пилова Провинциальные анекдоты.
И пусть вас не смущает такое несерьз
ное название, ведь драматург писал
для вдумчивого зрителя.
Сохранив изначальный материал, на
писанный А.В. Вампиловым с опытным
знанием советской действительности
ещ в начале 60 х годов прошлого века,
известный московский режисср Сер
гей Кутасов поставил спектакль раз
мышление, актуальный в наши дни, как
и полвека назад. Несомненно, условия
жизни сильно изменились, но вот
люди Их одолевают вс те же страхи
и сомнения, пороки и искушения, и им
по прежнему мало надо для счастья,
как администратору гостиницы Кало
шину, которого может спасти любой,
кто знает значение слова метранпаж.
Вот мы и подошли к первой истории,
разыгранной замечательными актра
ми театра и кино. К примеру, роль алч
ного, но трусливого Калошина испол
Наш город, на радость любителям авторской
песни, нередко посещают именитые барды, при
чм не только мужчины. Женское крыло бардов
ской культуры в последнее время вс чаще напо
минает о себе на королвских концертных пло
щадках Вероника Долина, Наталия Дудкина,
Зоя Ященко (с группой Белая гвардия), Ирина
Левинзон, Ирина Христианова, Галина Хомчик,
Жанна Бичевская, Веста Солянина А не так
давно в Театре юного зрителя выступала Лидия
Чебоксарова. Свою песенную программу Стре
коза и муравей она показывала совместно с
мужем и постоянным партнром по сцене, гитари
стом Евгением Быковым. Концерт был организо
ван королвским клубом авторской песни Пи
лигрим (руководитель Михаил Новиков).
Писать о прослушанных песнях мне, немузыканту,
всегда сложно. Разве можно обыкновенными слова
ми точно отразить красоту мелодий и неповторимую
манеру авторского исполнения? Перефразируя из
вестную поговорку, музыкальный номер лучше
один раз увидеть и услышать, чем читать много
численные отзывы о нм. И вс же попробую
Репертуар Чебоксаровой это классика и нео
классика. Со сцены ТЮЗа прозвучали песни, ко
торые мы слышали ещ в далкие шестидесятые
семидесятые (Александра Городницкого, Евге
ния Клячкина, Сергея Никитина, Виктора Берков
ского, Юлия Кима, Юрия Визбора, Ады Якушевой,
Булата Окуджавы) и произведения популярных
бардов нового времени (Михаила Щербакова,
Владимира Музыкантова, Владимира Васильева,
Елены Казанцевой). Удачно вписались в програм
му романсы и песни из различных музыкальных
сказок и театральных постановок. Мягкий лири
ческий голос исполнительницы не оставлял зри
телей безучастными, и зал нередко взрывался
громом аплодисментов.
В музыкальную ткань песен и романсов удачно
вписались импровизации Евгения Быкова. Он
профессиональный музыкант, аранжировщик,
композитор, общепризнан одним из лучших гита
ристов в жанре авторской песни. Неслучайно его
приглашают для аккомпанемента другие мэтры
авторской песни, например, Леонид Сергеев, ко
торый за последние несколько лет дважды высту
пал в нашем городе, и именно в компании с Быко
вым. А на концерте Чебоксаровой Евгений удивил
и прекрасным владением миниатюрной гавай
ской гитарой укулеле, что в переводе с языка
гавайских аборигенов означает прыгающая бло
ха (движения пальцев музыканта напоминают
телодвижения этого непоседливого насекомого).
Кстати, такую гитару мы могли видеть в старом
американском фильме В джазе только девуш
ки с участием несравненной Мэрилин Монро.
Использование оригинального звучания гавай
ской гитары в авторской песне несомненная
находка Чебоксаровой и е партнра.
После окончания концерта спрашиваю у Лидии:
Существует расхожее мнение, что авторская
песня как жанр близка к своему закату. Мол, вот
раньше были барды титаны, а нынешние
сошки помельче, уровень совсем не тот. Вы
согласны с таким утверждением?
Эту тему я как раз затронула в своей статье
Семь мифов о бардовской песне, написанной
для журнала Музыкальная жизнь. Статью мож
но найти в Интернете. В ней я привожу типовые
заблуждения обывателя. А именно первое:
барды это люди с бородами; второе: авторская
песня альтернатива официальной музыкаль
ной культуре; третье: бардовская песня искус
ство диссидентов; четвртое: клубы самодеятель
ной песни и бардовская песня одно и то же;
пятое: в бардовской песне нет музыки; шестое:
барды не умеют петь и играть на гитаре; седьмое:
бардовская песня умерла. В статье я высказываю
свою точку зрения на эти мифы.
Не все коллеги по бардовскому цеху со мной
согласны, это естественно. Поколение основателей
жанра горячо убеждено, что авторская песня реаль
но умерла, потому что она уходит вместе с осново
положниками. Они считают, что настоящая авторс
Лидия Чебоксарова родилась во Владивос
токе в семье артистов кукольного театра. Петь
под гитару начала ещ со школьной скамьи,
тогда же стала сочинять песни. Училась на
филфаке Смоленского пединститута и в Ярос
лавском театральном училище имени Волкова.
В 1980 х годах выступала в Москве на Арбате
перед прохожими, затем попала в ансамбль
Арбатская шпана и несколько лет с ним кон
цертировала. Впервые стала лауреатом на ре
гиональном бардфестивале в Казани в 1987
году. Лауреат третьего Всесоюзного фестива
ля авторской песни в Киеве (1990), Грушинско
го фестиваля (1996), получила гран при перво
го международного фестиваля Петербургский
аккорд (1996). С 1998 года участница проек
та Песни нашего века. В 2001, 2002 годах
актриса мюзикла Норд Ост. С 2004 года в
качестве продюсера выпустила аудиосерию 15
песен. В е дискографии более 30 работ
(сольных, ансамблевых, продюсерских).
кая песня принадлежит поколению 60 х и 70 х годов
прошлого века. Мол, то, что делает нынешняя моло
джь, не авторская песня, а совсем другое. На
самом деле наш жанр развивается вместе с измене
нием мира. Смысл авторской песни заключается в
том, что она поэтическая, текст является основным
сообщением. И то, что молодые авторы пишут иную
музыку, чем в сво время шестидесятники, это вов
се не означает, что они сочиняют посредственные
стихи. Просто эти стихи зачастую повествуют о том,
что пожилому человеку может быть уже и не инте
ресно. Непросто понять философию людей других
поколений обычный конфликт отцов и детей. Но
это не означает, что авторская песня умерла! Она
развивается с каждым новым поколением и видоиз
меняется, как и полагается любому жанру. Ни один
жанр не живт вечно в своих изначальных рамках!
Авторская песня упорно не умирает, потому что не
иссякает стремление людей сообщать друг другу
что то важное посредством песни.
Есть ли в вашем творчестве что нибудь на
тему космоса?
Надо в памяти покопаться Наверняка что
нибудь есть! Например, Песня о молодости
про кораблик, который куда то мчится по пара
боле Лобачевского. Эту песню иногда просят
исполнить на моих концертах. Наверное, мне надо
побороть свою лень и восстановить е в памяти.
Лидия, что бы вы пожелали жителям Королва?
Не унывать, любить свой город, стараться
его улучшать по мере сил! Мне видится пагубной
привычка некоторых людей вс время стонать о
том, что вокруг вс плохо. Мир вполне можно
изменить к лучшему, если каждый будет не ныть,
а заниматься своим делом.
И ещ надо быть активней, и тогда жизнь
заиграет какими то новыми красками. И не нужно
ничего бояться! Вы же все тут космические деяте
ли, у вас интересная творческая жизнь. Понятно,
что она сейчас не из лгких. Но вс равно мне
кажется, что вы гораздо счастливее, чем многие
другие. Возьмите весь этот офисный планктон,
который ни на что не годен, кроме как сидеть и
штаны протирать. Он несчастен, он канет в Лету,
а вы останетесь в веках, как и авторская песня!
Космос и авторская песня forever! (англ.
навсегда!
В.С.)
Валерий СОКОЛОВ
Фото автора
Лидия Чебоксарова.
Две истории из жизни
Денис Рожков в роли инженера Ступака (слева) и заслуженный артист России
Владимир Демидов в роли водителя Анчугина.
Народный артист России Александр Пашутин (Калошин) и народная артистка
России Ольга Науменко (его жена Марина).
няет
народный артист России Алек
сандр Пашутин, его супругу Марину,
наделнную боевым характером,
народная артистка России Ольга На
уменко
, а их знакомого врача с говоря
щей фамилией Рукосуев и характер
ным красным носом любителя горячи
тельных напитков
заслуженный ар
тист России Владимир Демидов. В спек
такле гармонично смотрятся и моло
дые, но уже известные актры
Юлия
Тельпухова, играющая добрую и пря
молинейную девушку, приехавшую ус
траиваться на работу, и
Денис Рожков,
прославившийся после съмок в сери
але Глухарь. В этой пьесе он блиста
ет в образе приятеля Марины физрука
весельчака.
А виновника всего переполоха, про
изошедшего в гостинице, то есть того
самого метранпажа играет
заслужен
ный артист России Игорь Марычев. Гля
дя на его простодушного Потапова, же
лающего всего лишь досмотреть фут
больный матч, трудно представить себе
панику, поселившуюся в душе Кало
шина. Но чего только не сотворит с
человеком его невежество! Даже ря
дового сотрудника типографии может
превратить в высокопоставленного чи
новника или руководителя крупной га
зеты, оскорбление которого влечт за
собой весьма неприятные последствия.
Смотреть на терзания хамоватого
и малообразованного администрато
ра гостиницы довольно смешно. А
разве с нами не происходило хоть раз
такого, что по незнанию мы оказыва
лись в неловкой ситуации? Конечно,
не до умопомешательства, пусть и
притворного, но вс же Недаром
эпиграфом к пьесе Александр Вам
пилов взял изречение Н.В. Гоголя:
Кто что ни говори, а подобные про
исшествия бывают на свете, ред
ко, но бывают.
Продолжением этой темы стала ис
тория Двадцать минут с ангелом,
переполох в которой случился опять
же из за героя Игоря Марычева. Тако
го же добряка как метранпаж, только
работающего агрономом и не пожа
левшего ста рублей для страдающих от
похмелья водителя и экспедитора, ко
торым никто и трояка в долг не давал.
И эта сумма буквально перевернула
жизнь постояльцев гостиницы, обна
жила их подлинную сущность. Сквозь
смех публике открылось, что все доб
ры, когда у тебя деньги есть. А когда
нет?.. Деньги, когда их нет, страш
ное дело.
После просмотра спектакля Ангел,
девушка и метранпаж, находясь под
впечатлением от драматургии и игры
актров, наш корреспондент отправил
ся за кулисы, чтобы задать несколько
вопросов гостям города.
Блиц интервью с актром
Денисом
Рожковым:
Насколько для вас важна антреп
риза?
Я не отделяю понятия антрепризы
от постановки государственного теат
ра. Театр есть театр. И это очень важ
ная вещь в жизни актра.
Чем вас заинтересовало участие
в этом проекте?
Во первых, материалом. Вампи
лов один из величайших русских
драматургов XX века. Во вторых, парт
нры по сцене прекрасные. Мне очень
нравится эта постановка, я с удоволь
ствием в ней играю.
В спектакле Ангел, девушка и
метранпаж у вас разноплановые ге
рои преподаватель физкультуры и
инженер молодожн. А на телевиде
нии вы наиболее известны по ролям
сотрудников правоохранительных ор
ганов
Человек в погонах это не амп
луа. Вспомните Михаила Жарова, кото
рый играл Анискина, Владимира Вы
соцкого в роли Глеба Жеглова или героя
Владимира Машкова в фильме Ликви
дация. Это вс абсолютно разные ха
рактеры. Так и я играю не милиционе
ров, а людей. Денис Антошин с таким же
успехом мог быть экспедитором, а не
старшим оперуполномоченным.
Сейчас начался показ нового се
риала Чужой район, где вы в главной
роли. У Андрея Фролова есть что то
общее с Антошиным?
Нет, это совсем другой человек с
иным характером. И эта история не
имеет никакого отношения к Глуха
рю.
Кстати, как вам работалось с Мак
симом Авериным на съмочной пло
щадке?
Отлично. Мы проработали вместе
три года. Но уже год как сериал Глу
харь не снимается.
На театральных подмостках встре
чаетесь?
Нет, пока не пересекались.
А хотелось бы?
Было бы очень интересно.
Блиц интервью с заслуженным ар
тистом России
Владимиром Демидо
вым:
В спектакле Ангел, девушка и
метранпаж у вас две роли врача и
водителя. И оба персонажа неравно
душны к спиртному. Легло было вжить
ся в такие образы?
Да, потому что мне в жизни встре
чалось много подобных людей, было с
кого копировать. К примеру, некото
рые врачи приезжали на вызов уже
поддатыми, как доктор Рукосуев. А
шофра Анчугина я считаю мужицкой
совестью России. Именно он делает в
пьесе самые важные выводы о день
гах, ставших настоящим испытанием
для героев пьесы Двадцать минут с
ангелом. Так что Вампилов знал, о
чм писал.
Владимир Николаевич, вы впер
вые приехали к нам в город. Как вам
наша публика?
Просто космическая! Обратил
внимание, в зале сидели интеллигент
ные, подобающе для театра одетые
люди и, что поразило, очень внима
тельно слушавшие.
Вы много снимаетесь в кино. К
примеру, вас можно увидеть в комедии
Беременный, сериалах Глухарь. Воз
вращение, Огонь любви и многих
других. При этом вы много времени
уделяете театру. Скажите, есть разни
ца между киноактрами и театральны
ми артистами?
Вс зависит от человека. Среди
тех, кто сейчас работает со мной в этом
спектакле, нет страдающих звздной
болезнью. Ребята простые, хотя могли
бы стучать кулаком в грудь и говорить:
Я уже снялся в стольких фильмах! У
нас подобрался идеальный коллектив.
Светлана НОСЕНКОВА
Фото автора
Лидия ЧЕБОКСАРОВА:
Не стонать,
а заниматься своим делом!
Лидия ЧЕБОКСАРОВА:
Не стонать,
а заниматься своим делом!