background image
вторник
k
37, 3 апреля 2012 г.
В ГОРОДЕ
Между тем каждый, кто напрямую
сталкивался с этим институтом, знает,
насколько он далк от совершенства.
Собственно говоря, основных проблем
две. Во первых, это правовые основы и
правовое регулирование. Во вторых,
техническая и рыночная составляющие
взаимоотношений местных властей с
производителями услуг, то есть заказ
чика и исполнителей муниципального
заказа.
В ноябре прошлого года в структуре
Администрации города Королва было
создано специальное подразделение:
Управление муниципального заказа,
которое занимается размещением за
казов на поставки товаров, выполне
ние работ, оказание услуг для муници
пальных нужд. Руководит этим Управ
лением
Валерий Шутов, и сегодня мы
предлагаем вниманию читателей ин
тервью с ним.
Валерий Михайлович, для начала
назовите цифры, которые помогли бы
представить масштабы вашей работы.
Хотя как отдельная структура мы
действуем только четыре месяца, но
фактически размещением муниципаль
ного заказа в прошлом году занима
лись специалисты, работающие в на
стоящее время в нашем Управлении. И
если брать цифры за год, то получает
ся следующее: проведено 676 про
цедур, из них 276 в форме торгов. В
том числе: 18 открытых конкурсов, 49
открытых аукционов и 209 открытых
аукционов в электронной форме.
При проведении аукционов в элект
ронной форме на каждый из них было
подано в среднем 2,5 заявки. Из чего
можно сделать вывод, что участники
размещения заказа достаточно актив
но в них участвуют.
Важно также отметить, что муници
пальные заказчики обязаны размещать
заказы у субъектов малого предприни
мательства в размере не менее 10% и
не более 20% общего годового объма
закупок, в соответствии с Перечнем
МУНИЦИПАЛИТЕТ
Вопрос, зачем нужен муни
ципальный заказ, на мест
ном уровне сегодня не
обсуждается. Да и вообще
не обсуждается. С тех пор
как он начал применяться
для повышения эффектив
ности управления бюджет
ными ресурсами, правиль
ным считается только один
вывод: институту муници
пального заказа нет альтер
нативы как инструменту
финансового обеспечения из
средств местного бюджета
нужд жилищно коммуналь
ного хозяйства, социальной
сферы, инженерной и
транспортной инфраструкту
ры и деятельности органов
местного самоуправления.
Как не заказать проблемы
товаров, работ, услуг для государствен
ных и муниципальных нужд, утверж
днным Правительством. А цена кон
тракта при размещении заказов у
субъектов малого предприниматель
ства установлена до 15 миллионов руб
лей. В 2011 году размещение заказа у
субъектов малого предприниматель
ства составило в целом по городу
53,8 млн руб., или 11,1%.
Только в 2011 году размещено зака
зов на сумму более 724 млн руб., что на
38,8% больше, чем в предшествующем
году.
Один из важнейших аргументов в
пользу сложившейся системы государ
ственных и муниципальных закупок
это экономия бюджетных средств. Про
исходит ли она в реальности?
Да, безусловно. Только при про
ведении аукционов в электронной фор
ме получена экономия 49,8 млн руб., а
общая экономия за 2011 год составила
67,8 млн руб., что на 13,4% выше, чем
в 2010 году. Так что, несмотря на всю
существующую сегодня критику, закон
наглядно продемонстрировал, что он
работает, и сэкономленные средства
могут быть перераспределены на за
купку товаров, услуг или строитель
ство. Также впервые за время проведе
ния аукционов и аукционов в электрон
ной форме проходил аукцион на повы
шение цены контракта на оказание бан
ковских услуг по безналичным расч
там с использованием банковских карт
(зарплатный проект). Были сэконом
лены средства, выделенные на заклю
чение контракта, плюс победитель за
платил нам в бюджет 90,35 тыс. руб.
Вс это не может не радовать,
однако не зря же живт поговорка, что
дшево хорошо не бывает
С апреля 2011 года у заказчиков
появилась обязанность обоснования
начальной цены контракта, и это озна
чает, что теперь на едином портале
закупок нет цен, которые взяты с по
толка. Кроме этого, с 1 января 2011
года заказчики могут сравнивать через
общероссийский портал цены на това
ры и услуги во всех регионах.
И вс равно сегодня при проведении
аукционов заказчик практически не
защищн от недобросовестных постав
щиков, которые выигрывают аукцио
ны на выполнение работ, поставку то
варов, понижая цену. И от этого, безус
ловно, страдает качество работ и това
ров, снижена заработная плата работ
ников. Получается, что квалифициро
ванная рабочая сила остатся за бор
том, победители аукционов не имеют
ресурсов для обновления своих основ
ных фондов и своего развития. А за
казчик остатся один на один с недо
бросовестными исполнителями, по
ставщиками. Описать подробно свои
требования в техническом задании за
казчик не может, так как есть вероят
ность обвинения в ограничении конку
ренции. Потому что чем подробнее мы
напишем техническое задание, тем
больше сузим круг тех, кто может вы
полнить работы или поставить товары
необходимого качества. А если необ
ходимо приобрести инновационную
продукцию, то нас могут обвинить в
том, что конкурсная или аукционная
документация разработана под един
ственного участника, так как требо
вания будут выставлены на продук
цию определнного качества и опре
делнной категории. По аукционам
получается, что вроде бы все показа
тели по абсолютной величине заме
чательные: и конкуренция есть, и цена
снижена. Но получили ли мы при этом
те товары, работы, услуги, которые
обеспечили бы наши потребности в
полной мере?
И к сожалению, действующее зако
нодательство пока не позволяет в пол
ной мере достичь основной цели
обеспечить своевременную закупку
качественных товаров, работ, услуг по
оптимальной цене. Поэтому экономию
бюджетных средств в ущерб качеству
нельзя рассматривать как положитель
ный эффект.
Вот мы и пришли к вечному вопро
су: что делать?
Нам хотелось бы закупать наи
лучшие товары, работы, услуги у луч
шего поставщика. Для достижения этой
цели необходимо предоставить боль
ше возможностей заказчикам: опреде
лять способы закупки, удобные для них,
устанавливать дополнительные требо
вания к участникам размещения муни
ципального заказа, в частности, обо
снования, за счт чего он может сни
зить цену. Кроме того, заказчик дол
жен иметь законодательную возмож
ность спрашивать с поставщика за ка
чественное исполнение муниципально
го контракта.
Прошлый год для муниципальных
закупок был временем перемен. Мы
перешли на проведение аукционов в
электронной форме. Важной и значи
тельной новацией в области муници
пальных закупок стало преобразова
ние в 2011 году многоуровневой систе
мы государственных и муниципальных
официальных сайтов в единый офи
циальный сайт РФ, что повысило опе
ративность и доступность получения
заказчиками информации о поставщи
ках, подрядчиках, исполнителях работ.
Мы с вами говорим о муниципаль
ных заказчиках. Это ведь может быть
любое бюджетное учреждение: школа,
больница, библиотека и так далее. Пра
вильно?
Совершенно верно, и их число
растт. В 2011 году выступать муници
пальными заказчиками при размеще
нии муниципального заказа были упол
номочены 73 учреждения, в том числе
Администрация города Королва и го
родской Совет депутатов. А в 2012 году
выступать заказчиками при размеще
нии заказа для муниципальных нужд и
нужд бюджетных учреждений уполно
мочены уже 105 заказчиков. Им в по
мощь работают шесть комиссий по
направлению вида закупок.
Тем не менее очень важная первона
чальная работа ложится на плечи са
мих заказчиков, в то время как многим
из них зачастую не хватает знаний, что
бы профессионально сформулировать
требования к поставщикам и особенно
к подрядчикам (когда речь идт о
строительных и ремонтных работах).
Конечно, нужно учиться, и сегодня это
делается. В реестр лиц, прошедших
обучение по курсу Управление госу
дарственными и муниципальными за
казами, включены 37 специалистов,
до конца года планируется повышение
квалификации ещ ряда сотрудников
организаций города.
Валерий Михайлович, к чему и
ваше Управление, и отдельные муни
ципальные заказчики должны стре
миться в настоящее время?
У нашего Управления есть целый
ряд первоочередных задач. Мы наме
рены всеми возможными способами
добиваться, чтобы процедуры разме
щения муниципального заказа стано
вились более информационно прозрач
ными и доступными, чтобы их эффек
тивность повышалась.
Будем осуще
ствлять методическое руководство го
родскими заказчиками в сфере орга
низации торгов, оказывать консульта
ции по применению норм действующе
го законодательства в области разме
щения муниципального заказа. Поста
раемся обеспечить качественное и сво
евременное проведение различных
процедур и контроль по закупкам для
организаций города. Для этого нужно
провести экспертизу планов графиков
размещения заказов для муниципаль
ных нужд на очередной финансовый
год, представленных городскими за
казчиками; организовать с ними сис
темную работу по подготовке и пере
подготовке специалистов по курсу Уп
равление государственными и муни
ципальными заказами; обеспечить
разработку нормативно правовых ак
тов по вопросам перехода на феде
ральную контрактную систему и ока
зывать необходимую помощь заказчи
кам.
В настоящее время в Правительство
Российской Федерации внесн зако
нопроект О федеральной контракт
ной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг. Как утверждают разра
ботчики, им удалось в разврнутом виде
создать регулирование всего закупоч
ного цикла, повлкшее значительные
конструктивные новации, и именно
федеральная контрактная система
пока единственный высокотехнологич
ный современный инструмент, позво
ляющий соотнести цели и ресурсы,
наблюдать и контролировать действия
органов власти, оценивать достигае
мый результат этих действий про
гресс в социально экономическом
развитии. Федеральная контрактная
система с е ориентацией на резуль
тат способна обеспечить высокое ка
чество исполнения публичного зака
за, установление справедливых цен и
слом многочисленных коррупционных
схем.
Вместе с тем в целях обеспечения
единства экономического простран
ства, эффективного использования
денежных средств, развития добросо
вестной конкуренции, обеспечения
гласности и прозрачности закупок, пре
дотвращения коррупции и других зло
употреблений, в июле прошлого года
был принят Закон 223 ФЗ, который
вступил в силу с января текущего года
для организаций, осуществляющих
виды деятельности, относящиеся к
сфере деятельности естественных мо
нополий, и/или регулируемые виды де
ятельности в сфере электроснабжения,
теплоснабжения, газоснабжения, во
доснабжения и прочие. Для госкорпо
раций, для госпредприятий данный за
кон вступает в силу с 1 января 2013
года, а для муниципальных унитарных
предприятий, автономных учреждений,
хозяйственных обществ, в уставном
капитале которых доля участия муни
ципалитета превышает 50%, положе
ния настоящего закона вступают в силу
с 1 января 2014 года, если Совет депу
татов нашего города не предусмотрит
более ранний срок.
На сегодняшний день Управлением
сформирован реестр организаций, ко
торые попадают под действие закона
223: 18 организаций открытые
акционерные общества и муниципаль
ные унитарные предприятия и 12 авто
номных учреждений различных отрас
лей бюджетной сферы. И здесь тоже
предстоит большая работа со стороны
сотрудников Управления.
В общем, и текущих дел, и нерешн
ных проблем, и спорных вопросов до
статочно много. Но мы понимаем, что
проблемы муниципального хозяйства
в условиях недостаточной бюджетной
обеспеченности не оставляют муници
палам выбора. Необходимо искать спо
собы рационального управления и рас
поряжения ресурсами, одним из кото
рых как раз и является муниципальный
заказ.
Интервью подготовила
Нина ИВАНОВА
ПОСЛЕДСТВИЯ ЗИМЫ
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
У ЦДК им. Калинина настолько разбита дорога, что машины проложили дорогу по газону. А что
будет, когда растает снег? Где пройдт дорога, если ямы не заделают быстро?
Козырк этого здания по улице Калинина пугает обрушением на чью то голову.