background image
вторник
k
40, 10 апреля 2012 г.
ОФИЦИАЛЬНО
развитию познавательных способностей, физического и психического развития детей дошкольного возраста; планомерно
внедряются инновационные технологии.
Большое значение в системе муниципального образования имеет инновационная и экспериментальная деятельность. В
настоящее время одиннадцать образовательных учреждений получили статус городских методических опорных площадок;
три учреждения как федеральные пилотные площадки осуществляли в течение последних трх лет апробацию федеральных
государственных образовательных стандартов нового поколения в начальной школе; два образовательных учреждения
приказом Министерства образования Московской области с 2010 2011 года утверждены экспериментальными пилотными
площадками по внедрению дистанционного обучения детей инвалидов; восемь учреждений включены в разработку и
апробацию инновационных программ федерального уровня.
По данным учреждения муниципальной статистики, на территории Королва проживают 11 999 детей от 0 до 7 лет.
Сеть дошкольных образовательных учреждений города Королва включает в себя 37 детских садов, один из которых
частный (РКК Энергия). Их посещают 5722 ребнка.
В муниципальных детских садах города обучаются и воспитываются 5616 детей по состоянию на 1 декабря 2011 года. В
соответствии с существующими нормативами в городе имеется 5036 мест.
Коррекция здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях города осуществляется в 55 специализирован
ных группах по коррекции речи, зрения, опорно двигательного аппарата, задержки психического развития. Их посещают 737
дошкольников.
Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 7 лет, в том числе посещающих группы кратковременного
пребывания детей, а также 6 леток, обучающихся на базе школ, составляет 63%.
Анализ заявлений по вопросу устройства детей в ДОУ на 01.08.2011 года показал следующую очердность:
С учтом выданных путвок к 1 сентября 2011 года останутся стоять на очереди 2929 детей.
Дополнительному образованию в современном общественно педагогическом сознании отводится роль одного из веду
щих средств личностного, физического и духовного воспитания детей.
Сфера дополнительного образования на муниципальном уровне охватывает 9852 детей и подростков от 5 до 18 лет.
В городской системе успешно работают 11 учреждений дополнительного образования детей: многопрофильные центры,
профильные учреждения художественно эстетического, научно технического, физкультурно спортивного направлений.
Результативность образовательного процесса обеспечивается наличием квалифицированных педагогических кадров. В
системе образования города работают 3482 сотрудника, в том числе педагогических работников 2065, и уровень образования
педагогов города стабильно высок:
в системе общего образования 1016 педагогов;
в системе дошкольного образования 658 педагогов;
в системе дополнительного образования 391 педагог.
В области кадрового обеспечения сложилась система работы по повышению престижа педагогического труда (праздники
чествования педагогических династий, встречи с победителями конкурсов, совместные мероприятия ветеранов педагогичес
кого труда и молодых специалистов). За период с 2006 по 2011год включительно 76 королвских педагогов получили
поощрение за высокое педагогическое мастерство и вклад в образование, в том числе 45 на федеральном уровне.
Городским Комитетом образования Администрации продолжена работа по укреплению материально технической базы
образовательных учреждений, ведь срок эксплуатации практически всех образовательных учреждений Королва составляет
более 30 лет, то есть износ зданий и инженерных коммуникаций 60% 70%.
Например, уточннный объм бюджетных обязательств 2011 года по состоянию на 1 октября 2011 года составляет 1457,5
млн рублей, в том числе:
средства субвенций из области 637,4 млн рублей, что на 156,8 млн рублей больше, чем в 2010 году;
средства муниципального бюджета 768,2 млн рублей, что также больше против объма бюджета 2010 года на 32,5 млн
рублей.
На текущий и капитальный ремонт запланировано 36,3 млн рублей за счт средств муниципального бюджета 2011 года
и 31,4 млн руб. за счт средств субсидий из областного бюджета.
С начала 2011 года за счт средств муниципального бюджета оплачено приобретение основных средств на 3253,08 тыс.
рублей.
В области создания условий для комплексной безопасности обучающихся и воспитанников все образовательные
учреждения города были оснащены системой автоматизированной пожарной безопасности, кнопками тревожной сигнали
зации (КТС); 9 учреждений оснащены системой видеонаблюдения. Организована охрана учреждений с круглосуточным
пребыванием детей за счт средств муниципального бюджета.
Безопасность.
В то же время в 2010 2011 учебном году отмечается положительная динамика информатизации системы образования. По
состоянию на 1 июня 2011 года в школах, лицеях и гимназиях города применяются в учебном процессе следующие виды
современного мультимедийного оборудования:
1240 персональных компьютеров,
93 интерактивные доски,
196 ноутбуков,
234 мультимедийных проектора,
лингафонные кабинеты.
В результате на один персональный компьютер приходится 12,1 ученика, что выше аналогичного показателя Московской
области.
3.3. Вместе с позитивными изменениями, происшедшими в последние годы, остается разрыв между реальными и
требуемыми образовательными результатами. Результаты анализа состояния муниципальной системы образования города
Королва Московской области свидетельствуют о том, что система, демонстрируя внешнюю целостность, имеет внутри себя
проблемы, на решение которых направлена Программа.
На территории Российской Федерации актуальной проблемой остается неравный доступ к качественному образованию.
В городе данная проблема характерна в большей степени для дошкольного образования. Показатель очердности на
устройство в образовательные учреждения неуклонно растет, несмотря на предпринимаемые меры. То есть увеличение
количества мест за счет строительства новых дошкольных образовательных учреждений, открытия дополнительных групп
на базе образовательных учреждений, уплотнения существующих групп не соответствует реальной численности детского
населения в связи с повышением рождаемости и строительством новых микрорайонов.
Для удовлетворения запросов населения, обеспечения доступности дошкольного образования для всех слов населения
городу необходимы не менее 13 детских садов в разных микрорайонах города.
Для решения данной проблемы на территории города необходимо также интенсивнее развивать вариативные формы
дошкольного образования.
Кадровый состав системы образования нуждается в обновлении и масштабной профессиональной переподготовке.
Сохраняется большое число учителей пенсионного возраста, нет притока в образовательные учреждения молодых специ
алистов, не происходит обновление кадрового ресурса. Особенно острым является дефицит компетентных управленческих
кадров менеджеров в сфере образования, готовых успешно действовать в новых условиях финансово хозяйственной
деятельности. Сохранение и развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования является важной задачей
данной Программы.
В настоящее время ожидаемый портрет выпускника школы: деятельный и активный, креативный и любознательный,
доброжелательный и отзывчивый; базовые компетентности современного человека: информационная, коммуникативная,
стремление к самореализации и самообразованию; сформированный настрой на получение образования на протяжении всей
жизни. Поэтому в муниципальной системе образования должна быть продолжена работа по формированию системы
целенаправленной работы с одарнными детьми и талантливой молоджью на уровне каждого образовательного учрежде
ния. Решение данной проблемы является задачей Программы развития.
Также особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся в трудной
жизненной ситуации. Без комплексного программного подхода данная проблема не может быть решена.
Актуальным остается влияние образования на гражданское становление и мотивацию к ведению здорового образа жизни.
Ожидания со стороны потребителей образовательных услуг: за последние годы существенно выросли требования
родителей к качеству образования, растт востребованность современных условий организации образовательного процесса,
гарантирующих права, сохранение здоровья и безопасности всех участников учебно воспитательного процесса. Именно
поэтому сохраняется необходимость укрепления материальной базы и информационно технического оснащения образова
тельных учреждений, повышения их энергоэффективности.
Должна быть продолжена работа по обеспечению антитеррористической защищнности, пожарной безопасности, охраны
труда и личной безопасности обучающихся (воспитанников) и персонала образовательных учреждений в соответствии с
современными требованиями. Характерными недостатками по обеспечению безопасности на объектах образования являют
ся:
эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
состояние инженерных сетей в ОУ (электрика, вода, тепло, канализация), износ которых составляет более 80% и требует
выполнения капитального ремонта;
необходимость замены технологического и холодильного оборудования, так как его износ составляет более 70%, в
частности в ДОУ массово не обновлялось технологическое оборудование с 1994 года, имеется оборудование 1970 года
выпуска;
несоответствие требованиям пожарной безопасности напольного покрытия в ряде МОУ;
обеспечение ОУ средствами видеонаблюдения;
обеспечение филиалов 3 образовательных учреждений дополнительного образования детей (ДЮТ, ЦЭВ, ЦВР)
средствами АПС и КТС, провести модернизацию системы АПС в СООУ Родник и установить в нем систему оповещения
людей о пожаре.
повышение квалификации руководящего состава ОУ в области безопасности;
в ряде МОУ отсутствуют предусмотренные проектом межэтажные двери;
из общего количества рабочих мест не аттестовано 92%;
ОУ не обеспечены сертифицированными средствами индивидуальной защиты (10%);
требуется замена постельного белья, прикроватных ковриков, игрушек в дошкольных образовательных учреждениях,
которые не приобретались с 1994 года, что вызывает большое количество жалоб со стороны родителей.
Во всех развитых и во многих развивающихся странах широко проявляются тенденции использования современных
информационных технологий, а также использования дистанционных технологий обучения как важнейшего компонента
складывающейся системы открытого образования. На этом фоне состояние информатизации дошкольных образовательных
учреждений и учреждений дополнительного образования в городе можно оценить как недостаточно удовлетворительное.
В дошкольных образовательных учреждениях имеется только по одному компьютеру и одному многофункциональному
устройству образца 2004 года, что по современным нормативам является оборудованием, выработавшим свой ресурс и
практически не поддающимся ремонту. Современное программное обеспечение не может работать на этом оборудовании.
Выход в Интернет есть во всех общеобразовательных учреждениях, в 4 из 9 учреждений дополнительного образования
детей и почти полностью отсутствует в дошкольных образовательных учреждениях.
Как показывает практика, использование информационных технологий и Интернета в ОУ пока еще ограничено из за
отсутствия в них локальной сети.
В образовательных учреждениях недостаточно учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных
пособий и лабораторного оборудования, развивающих игр. Отсутствие в большинстве дошкольных образовательных
учреждениях и учреждениях дополнительного образования выхода в Интернет не дат возможности пользоваться обычной
электронной почтой наиболее распространенным и простым телекоммуникационным средством.
В учреждениях системы образования одной из основных проблем является обработка больших объмов информации,
также имеется проблема несоответствия между современными требованиями и низким уровнем технической базы. В
настоящее время значительная часть технических средств эксплуатируется более восьми лет, что означает полный техничес
кий и моральный износ (несоответствие технических характеристик требованиям используемого программного обеспече
ния). Недостаточная производительность серверов препятствует использованию всех возможностей программного обеспе
чения. Возникает несоответствие между современным уровнем программного обеспечения и низким уровнем технической
базы.
Все современные нормативные документы и инструкции по бухгалтерскому учту предполагают высокий уровень
автоматизации, а объм базы данных учта и информации, передаваемой по каналам связи, постоянно растт. Именно
поэтому из за недостаточно развитой технической базы возникают задержки в подготовке и отправке отчтной документа
ции и возрастает нагрузка на работников системы образования.
Модернизация технической базы позволит увеличить уровень автоматизации, расширить состав автоматизированных
участков работ и добиться высокого качества и достоверности предоставляемой информации.
Вс вышеперечисленное говорит о растущем несоответствии существующих условий для развития человеческого
капитала требованиям инновационной экономики и современного общества. Данная проблема, безусловно, носит комплек
сный характер и не сводима только к муниципальной системе образования, но зависима, в первую очередь, от не. Если не
предпринимать специальных действий, построенных на программно целевых методах, то можно прогнозировать следующие
последствия:
дальнейший рост различий между образовательными учреждениями по качеству образования и степени благоприят
ности среды для обучающихся;
возможная потеря системой муниципального образования накопленных ранее конкурентных преимуществ и лидиру
ющих позиций в Московской области;
снижение темпов инновационного развития муниципальной системы образования;
уменьшение удовлетворнности городского сообщества системой образования, в том числе дополнительным образо
ванием; рост критических настроений среди профессионального педагогического сообщества.
Таким образом, настоящая Программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода муниципальной системы
образования в новое состояние, обеспечивающее решение задач по созданию условий для динамического развития
образовательного пространства территории, повышения качества, доступности и эффективности, конкурентоспособности
образования в условиях развития инновационной экономики, реализации инициатив государственной образовательной
политики.
4. Цели и Задачи Программы
Целью Программы является обеспечение динамического развития открытой, информационно и технически оснащнной
системы образования города Королва Московской области, способной обеспечить качественное и доступное образование,
соответствующее требованиям инновационного социально ориентированного развития экономики государства.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Организация комплексной работы по реализации и достижению стратегических ориентиров Национальной образо
вательной инициативы Наша новая школа:
обеспечение перехода на новые образовательные стандарты;
совершенствование системы поддержи талантливых детей: формирование общей среды для проявления и развития
способностей каждого ребнка, стимулирования и выявления достижений одарнных детей;
совершенствование учительского корпуса: развитие учительского потенциала, внедрение системы моральных и
материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации; совершен
ствование системы организации переподготовки педагогических кадров;
изменение школьной инфраструктуры: создание современных условий для эффективной организации учебно
образовательного процесса, качественного питания, отвечающих требованиям и нормам, которые установлены действую
щим законодательством и гарантирующих права, сохранение здоровья и безопасность всех участников образовательного
процесса (развитие материально технической базы, в том числе и повышение энергоэффективности в образовательных
учреждениях города Королва Московской области); развитие информационной среды системы образования, совершен
ствование практики использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреж
дениях;
сохранение и укрепление здоровья школьников: внедрение новых технологий и методик здоровьесберегающего
обучения, обеспечивающих формирование культуры здорового образа жизни, здорового питания у всех участников
образовательного процесса;
создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование правового положения муниципальных учреждений (реализация ФЗ 83).
2. Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества дошкольного образования:
строительство новых дошкольных учреждений и реконструкция зданий дошкольных образовательных учреждений
используемых не по назначению;
создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях города Королва Московской области;
развитие альтернативных форм дошкольного образования;
обеспечение условий безопасности жизнедеятельности, условий формирования здоровьесберегающей среды до
школьных образовательных учреждений города Королва Московской области.
5. Сведения о ресурсном обеспечении, источниках и способах финансирования Программы
Финансирование затрат на реализацию Программы производится за счт средств федерального бюджета, бюджета
Московской области, бюджета города Королва Московской области, внебюджетных источников.
Общий объм средств, направляемых на реализацию мероприятий, 3 261 311,00 тыс. руб.
Объмы финансирования из бюджетов вышестоящего уровня определяются при формировании бюджетов соответству
ющих уровней на очередной финансовый год в соответствии с пропорциями, устанавливаемыми исходя из концепции
межбюджетных отношений и из налоговых доходов, собранных на территории города Королва Московской области и
поступивших в соответствующий бюджет в предыдущем году.
6. Порядок взаимодействия муниципального заказчика Программы, ответственного исполнителя и исполнителей
Программы
Общее управление реализацией Программы осуществляется муниципальным заказчиком Программы Администрацией
города Королва Московской области.
Координацию работы по реализации Программы осуществляет исполнитель, ответственный за выполнение мероприятий
Программы городской Комитет образования Администрации города Королва Московской области.
Полномочия Муниципального заказчика и исполнителя, ответственного за выполнение мероприятий Программы, опре
делены Постановлением Администрации города Королва Московской области от 5 ноября 2009 года 18 Об утверждении
порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования Город Королв
Московской области, их формирования и реализации.
Непосредственное исполнение мероприятий Программы осуществляют исполнители Программы подведомственные
городскому Комитету образования Администрации города Королва Московской области муниципальные учреждения.
7. Состав, форма и сроки предоставления отчетности о ходе реализации Программы исполнителями Программы
муниципальному заказчику Программы
7.1. Контроль за реализацией Программы осуществляется муниципальным заказчиком Программы Администрацией
города Королва Московской области в соответствии с порядком, установленным Постановлением Администрации города
Королва Московской области от 5 ноября 2009 года 18 Об утверждении порядка принятия решений о разработке
долгосрочных целевых программ муниципального образования Город Королв Московской области, их формирования и
реализации.
7.2. Исполнители Программы представляют исполнителю, ответственному за выполнение мероприятий Программы
городскому Комитету образования Администрации города Королва Московской области отчт о выполнении соответству
ющего мероприятия в течение 10 рабочих дней после его завершения.
В случае несвоевременного выполнения программных мероприятий, если таковые имеют место, предоставляется отчт с
указанием причин невыполнения и предложения по их реализации.
8. Разделы Программы
8.1. Модернизация общего и дополнительного образования.
Стратегические ориентиры по данному разделу Программы определяются приоритетами социально экономического
развития муниципалитета и региона, основными направлениями развития общего образования, обозначенными в националь
ной образовательной инициативе Наша новая школа и социальным заказом общества:
1. Обеспечение перехода на новые образовательные стандарты.
2. Совершенствование системы поддержи талантливых детей (одарнных детей), создание условий для полноценного
(Продолжение. Начало на с. 3)
(Продолжение на с. 5)