background image
вторник
k
40, 10 апреля 2012 г.
ПОИСКИ, НАХОДКИ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ
Через тернии к звздам!
В ы п у с к 84
Редактор выпуска Н.Я. ДОРОЖКИН, научный обозреватель Калининградской правды
Город науки
7
7
7
7
7
gorodnauki@yandex.ru
Космонавтика в России
больше чем наука и техника
Я пришл на предприятие стар
шим инженером. Потом работал на
чальником группы, сектора, лаборато
рии, руководил отделом и отделением.
Диапазон тематики был широкий: ав
томатические аппараты, спутники
как научного назначения, так и метео
рологические, связные, для астроно
мических исследований. Потом меня
перевели на работы по лунной темати
ке. В основном это были проблемы,
связанные с посадкой на Луну и прове
дением на ней исследований автома
тическими аппаратами.
Именно тогда
мы впервые в СССР предложили дос
тавлять на Землю лунный грунт с по
мощью автоматического аппарата.
Эту
идею охотно воспринял Г.Н. Бабакин,
главный конструктор КБ им. Лавочки
на, и она была реализована. Однако вот
что я заметил в этом и других анало
гичных случаях: главные конструкто
ры не очень охотно указывали истин
ных авторов. Создавалось впечатле
ние, что вс исходит только от конст
рукторов, от КБ. Правда, в тот раз Ю.А.
Мозжорин доказал в министерстве, что
идея рождена в ЦНИИмаше, и меня
даже наградили орденом Знак Поч
та и медалью ВДНХ.
Занимались мы и вопросами иссле
дования Луны с помощью пилотируе
мых систем.
Рассматривали возмож
ности создания лунных баз и вре
менных, и постоянных, а также необхо
димых для изучения Луны машин и
механизмов. Мы задумали интересный
проект Колумб, но остановились пе
ред необходимостью более детальной
проработки со стороны проектантов и
конструкторов. Для подключения к
этим работам смежных организаций
пришлось много считать и писать,
не жалея ярких эпитетов и метафор.
Обратились к академику В.П. Бармину.
В то время его КБ уже завершило рабо
ты по стартовым комплексам, и пока не
было проектов, достойных уровня это
го предприятия. Когда мы с моим кол
легой Г.К. Шептаевым приехали к В.П.
Бармину и стали излагать ему нашу
идею, он ею загорелся и попросил бо
лее подробное техническое задание.
Мы над ним долго работали, но сдела
ли, согласовали с конструкторами В.П.
Бармина. Руководимое им КБ разрабо
тало великолепный проект Колумб,
состоявший из 12 томов. Там были уже
предусмотрены машины и инструмен
ты бульдозеры, луноходы со съм
ными строительными устройствами,
укрытия от радиации. Проектный об
лик лунных баз они согласовывали с
профессиональными архитекторами из
Москвы и Киева. Мы в шутку назвали
это лунное поселение Барминградом.
Похоже, что это название нравилось и
самому Владимиру Павловичу.
После завершения проекта Колумб
мы предложили Бармину подключить
ся к работам по космическим техноло
гиям.
Как раз тогда в ЦНИИмаше воз
никла идея вести некоторые техноло
гические процессы в условиях невесо
мости.
На заре этих работ, в 1978 году,
я выпустил книгу Индустрия в космо
се. С этой книгой и нашими отчтами
мы поехали к Бармину. Предложили
ему взяться за разработку бортовых
Этот любознательный молодой
человек с дипломом Днепропет
ровского университета имени
300 летия воссоединения Укра
ины с Россией, придя на работу в
НИИ 88, думал только о том, как
наилучшим образом приложить
свои знания и умения к делу ос
воения космического простран
ства. Он и не предполагал, что со
временем станет автором более
500 научно популярных статей,
очерков и рассказов, а также не
скольких книг. О том, как это
произошло, рассказывает
канди
дат технических наук, ведущий
научный сотрудник ЦНИИмаша
Анатолий Евич
, дипломант лите
ратурного конкурса им. С.Н. Ду
рылина:
печей для выращивания кристаллов и
других устройств, и он согласился. Во
обще, у нас с этим КБ сложились очень
хорошие отношения. Когда после зак
рытия лунной программы носитель Н1
остался без работы, мы предложили
запустить на Луну тяжлый луноход с
расширенными возможностями иссле
дования планеты. Это был бы целый
комбайн или передвижная лаборато
рия массой 10 тонн. Но Бармин не ус
пел даже приняться за этот проект, так
как вскоре работы по Н1 были прекра
щены. И проект Колумб остался на
бумаге. Сегодня снова вспыхнул инте
рес к лунным базам. Начались какие то
проектные работы Но зачем же изоб
ретать велосипед, если достаточно об
ратиться к архиву и ознакомиться с
ранее сделанными глубокими разра
ботками?
Анатолий Филиппович, насколько
мне известно, ваш отдел занимался и
пилотируемыми орбитальными стан
циями
Да, мы ими занялись после завер
шения работ по Луне. Первая такая
станция, созданная в ЦКБЭМ, имела
один стыковочный узел. Мы тогда убе
дились, что одного узла недостаточно,
и придумали многопозиционный сты
ковочный узел, к которому могут при
чаливать несколько кораблей и гру
зовых, и пилотируемых. Далее у нас
возникла идея создать станцию мо
дульного типа, которую можно соби
рать из отдельных блоков и модулей,
чтобы периодически заменять их на
более современные и соответствую
щие новым задачам. Мы вс хорошо
просчитали, сделали проектные про
работки, для чего подключали наши
подразделения прочности и других спе
циалистов. Станции такого рода мы
дали звучное название Мир. (Это
было за 10 лет до выведения на орбиту
станции Мир, на которой полностью
реализованы наши идеи.) В ЦКБЭМ
наши проработки восприняли благо
склонно.
Позже встал вопрос о создании мно
горазовой космической системы
Энергия Буран. Честно говоря,
мы не видели в этом проекте никакой
пользы для нашей науки и техники. Так
же, как не видели и особой угрозы в
американских шаттлах. Мы доказы
вали, что многоразовая система долж
на быть не такой огромной и массив
ной, а соизмеримой с носителем Про
тон, исходили из того, что слишком
большая многоразовая система будет
безработной. Даже на ближайшие де
сятилетия не намечалось таких работ,
где приходилось бы доставлять на стан
цию грузы до 30 тонн и вывозить отту
да по 15 20 тонн. Но к нам не прислу
шались.
Систему Энергия Буран
создали. Машина получилась прекрас
ная, но безработная.
К сожалению,
наш прогноз оправдался.
Со временем административная ра
бота мне надоела, и я попросил руко
водство перевести меня на должность
ведущего научного сотрудника.
Просьба совпала с желанием руковод
ства и была удовлетворена.
Наверное, после перехода на дол
жность ведущего научного сотрудника
сменилось и направление ваших работ?
Конечно. Я стал заниматься ме
нее глобальными вопросами в час
тности, экономикой, технико экономи
ческими исследованиями в РКТ. Пять
раз ездил в США во главе бригады
специалистов, куда входили предста
вители ЦНИИмаша, РКК Энергия,
НПО им. Лавочкина. Там мы совместно
с американскими учными, студента
ми и аспирантами разрабатывали про
ект пилотируемого полта на Марс.
И
мы, и американцы считали, что Марс
планета для всех, поэтому марсианс
кими проектами надо заниматься со
обща.
В этом проекте нашлась работа
для каждой страны. Блоки, связанные
с жизнеобеспечением, с сохранением
здоровья и работоспособности космо
навтов, предложено было делать в Рос
сии. Роботами и автоматическими сис
темами предстояло заняться Канаде.
Радиоэлектроникой Японии, а всем,
что связано с конструкцией и вопроса
ми герметичности, Америке.
Мы встречались с Эдвардом Телле
ром создателем водородной бомбы,
автором идеи звздных войн и СОИ
стратегической оборонной инициа
тивы. Он выслушал сначала своих. От
реагировал очень резко, кричал на них:
Зачем лететь на Марс? Что там делать
людям? Надо передавать все функции
автоматическим аппаратам. Вы неисп
равимые фантазры, я лучше по
слушаю, что скажут русские! Я в сво
м выступлении сказал, что пока ещ
нет острой необходимости людям ле
теть на Марс. Но тем не менее лучше
нам и США соревноваться по марсиан
ским научным вопросам, чем выяснять
отношения на уровне СОИ. Видя, что
мои слова заставили его набычиться, я
вспомнил его интерес к проблеме ма
лых спутников и добавил, что в период
огромных достижений в области вы
числительных систем было бы правиль
но отказаться от громоздких аппара
тов и начать запускать на орбиту мини
атюрные автоматизированные объек
ты. Завершение моей речи ему понра
вилось, он даже сказал, что вообще то
и Марсом надо заниматься на перспек
тиву, в том числе и совместно России и
Америке.
Поездки в США были интересными.
Но после этих пяти командировок мы
туда больше не летали, несмотря на
настойчивые приглашения американ
ской стороны. Дело в том, что, как мы
убедились, американские деятели
ненаджные партнры. Эти хвалные
деловые американцы не хозяева
своих слов. Они, в соответствии со сво
ими обещаниями, должны были опла
тить наш проезд и проживание во вре
мя пребывания там. Так вот в части
проживания каждый доллар мы бук
вально клещами у них выдирали.
Впрямь было хоть запасаться на всю
командировку сухим пайком! Мы по
няли, что они просто банальные жло
бы, и на все последующие приглаше
ния отвечали вежливым отказом.
С научной работой понятно. А как
вы занялись журналистикой?
Параллельно с научно техничес
кой работой. Как то так получилось,
что СМИ стали обращаться ко мне с
просьбами осветить те или иные кос
мические события.
В первоначальный
период развития космонавтики потреб
ность в е освещении была преогром
ной.
Я стал печататься в центральных и
периферийных газетах, еженедельни
ках, журналах. За сорок лет опублико
вано около 500 моих статей и 5 книг.
Так, понемногу, я стал журналистом и
писателем. Статьи публиковались под
псевдонимами Ф. Морев, А. Бессонов,
А. Бобров Однажды редактор АПН
Ирина Луначарская по просьбе амери
канцев дала им статью Ф.Морева, и они
попросили ещ что нибудь такого же
уровня. Она порекомендовала статью
А. Бессонова (не зная, что это я). А
потом дала статью Б. Евсеева. И вот в
американском журнале появились две
мои статьи под разными фамилиями в
одной компании с корифеем (Б. Евсеев
псевдоним Б.Е. Чертока).
Часто выступал на радио. Познако
мился с Ю. Летуновым, инициатором
создания радиостанции Маяк, и зна
менитым диктором Ю. Левитаном. За
мечательные были люди, с превосход
ным вкусом и чувством юмора!
И вам не понадобилось получать
журналистское образование?
А зачем? За 50 лет трудовой дея
тельности я убедился в том, что работ
ники ракетно космической отрасли
обладают расширенным мировоззре
нием, охватывающим как естественно
научные, так и гуманитарные пробле
мы. Видимо, это диктуется потребнос
тями космонавтики. Людям приходит
ся решать удивительно разноплановые
задачи, относящиеся к различным об
ластям знаний: физике, механике, ма
тематике, химии, радиоэлектронике,
информатике, экономике, медицине,
биологии, психологии Этот перечень
можно ещ долго продолжать. Разно
плановость деятельности наших спе
циалистов накладывает отпечаток и на
их характеры, на общение и взаимо
действие. Плюс к этому глубокие
изменения в общественно политичес
кой жизни страны. Люди по разному
их оценивают и соответственно реаги
руют.
Мы живм в трудное, окаянное,
но интересное время. В процессе об
щения людей происходят столкнове
ния различных мнений, относящихся к
науке, технике, экономике, политике.
И
скажу честно, бывает трудно удержать
ся, чтобы не запечатлеть на бумаге
производственные и бытовые картины
нашей жизни, проследить ход сорев
нований характеров, сравнить профес
сиональные и культурно мировоззрен
ческие уровни субъектов, контактиру
ющих друг с другом.
С чего вс таки началось ваше
погружение в литературу и журналис
тику?
В сво время вкус к писательству
на научные и научно популярные темы
мне привили мои начальники, в част
ности директор ЦНИИмаша Ю.А. Моз
жорин. Читая наши отчты, техничес
кие справки, деловые письма в адрес
смежников и министерских чиновни
ков, он говорил: Писать надо с душой.
Техническое обоснование это хоро
шо, но нужно ещ и колокольчики по
весить, чтобы не только голову, но и
сердце всколыхнуть. Бумага должна
звучать!
Однажды (это было свыше сорока
лет назад) Ю.А. Мозжорин поручил мне
написать статью для газеты Извес
тия. Речь шла об очередном старте
автомата в сторону Луны. Директор
сказал: Ты занимаешься лунной те
матикой, вот и пиши. Потом мне пока
жешь. Я заменю местами но на од
нако и отправим в газету. Мы с кол
легой В.Я. Садовским написали, дирек
тор чуть подправил текст, и через день
статья вышла в свет. В редакции Из
вестий нас похвалили, даже гонорар
приличный выписали.
В последующем мне приходилось
описывать и отстаивать перед оппо
нентами наши новые технические пред
ложения по различным направлениям
развития ракетно космической техни
ки. Для их описания требовалось при
ложить душу, навесить колокольчи
ки. Главные конструкторы КБ им. Ла
вочкина и ЦКБЭМ (в последующем РКК
Энергия) наши идеи восприняли,
реализовали их.
Что скажете о своих книгах?
При написании книги Индустрия
в космосе я просмотрел все отече
ственные и зарубежные материалы о
технологических экспериментах в ус
ловиях невесомости это и чисто тех
нические, и биофизические, и сварка,
и выращивание кристаллов, и электро
форез с целью очищения веществ. Кни
га была рекомендована студентам МАИ
в качестве учебника. Тираж 35 тысяч
экземпляров разошлся мгновенно.
Книгу От глубин океана до просторов
Вселенной писал с соавтором спе
циалистом по морской части. Книга о
ракетчике и Суриков и другие о
Г.А. Тюлине и В.А. Сурикове, руководи
телях института и нашей отрасли. Един
ственная художественная книга Бу
тылка шампанского. Судить о моих
трудах моим читателям.
Беседовал Николай ДОРОЖКИН
Кандидат технических наук, ведущий
научный сотрудник ЦНИИмаша Анатолий
Евич.