background image
вторник
k
40, 10 апреля 2012 г.
Выпуск 84
ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН
Однако резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
носят рекомендательный характер, поэтому, ес
тественно, встал вопрос о придании им юриди
ческой обязательности путм разработки и зак
лючения международного договора. Другая резо
люция Генеральной Ассамблеи (1963), принятая
в тот же день, возложила задачу разработки соот
ветствующего договора на созданный в 1959 году
Комитет ООН по использованию космического
пространства в мирных целях (Комитет ООН по
космосу) и его юридический подкомитет. В ней
также говорилось о незамедлительном составле
нии проекта международных соглашений об ока
зании помощи космонавтам в случае аварии, бед
ствия или вынужденной посадки, а также об от
ветственности за ущерб, причиннный объекта
ми, запускаемыми в космическое пространство.
Следует пояснить, что
в Комитете ООН по кос
мосу, в работе которого участвуют не только
космические державы, но представлены и другие
государства различных регионов Земли, реше
ние по рассматриваемым вопросам принимается
путм согласования (консенсуса), то есть лишь
тогда, когда оно становится приемлемым для
всех участников.
Комитету удалось внести суще
ственный вклад в формирование фундаменталь
ных основ международного космического права.
Именно в нм обсуждались и утверждались про
екты всех международных договоров по космосу,
окончательные тексты которых представлялись
на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН.
Статьи VI и VII Договора о принципах деятель
ности государств по исследованию и использова
нию космического пространства, включая Луну и
другие небесные тела (Договор по космосу, всту
пивший в силу 10 октября 1967 года), содержат
формулировки принципа международной ответ
ственности государств за национальную деятель
ность в космосе.
В первой из статей говорится о том, что
госу
дарства участники Договора несут междуна
родную ответственность за национальную дея
тельность в космическом пространстве, включая
Луну и другие небесные тела, независимо от того,
осуществляется ли она правительственными
органами или неправительственными юридичес
кими лицами
, и за обеспечение того, чтобы наци
ональная деятельность проводилась в соответ
ствии с положениями, содержащимися в Догово
ре по космосу. Что касается деятельности в кос
мосе неправительственных юридических лиц,
включая соответствующие частные коммерчес
кие структуры, то она должна проводиться с раз
решения и под постоянным наблюдением соот
ветствующих государств участников Договора.
В тех случаях, когда в космической деятельности
участвует международная организация, ответ
ственность за выполнение положений Договора
возлагается, наряду с международной организа
цией, также и на участвующие в ней государства.
Исключительно важное значение имеет ответ
ственность за нарушение основных принципов и
норм международного права, являющихся нару
шением мира или актом агрессии. В юридической
литературе неоднократно ставился справедливый
вопрос, например, о международной ответствен
ности государств, которые могут в нарушение
существующего с 1963 года запрета на испытания
ядерного оружия в трх средах осуществлять
такую деятельность, которая характеризуется как
противоправная и противоречащая общему прин
ципу недопустимости причинения вреда другим
государствам (радиоактивное заражение окру
жающей среды) и квалифицируется как угроза
миру по смыслу Устава ООН.
Применительно к космической деятельности
правонарушения могут иметь место также в ре
зультате запрещнных международным правом
действий (например, размещение в космосе ору
Международная ответственность
за космическую деятельность
К 40 летию Конвенции 1972 года о международной ответственности
за ущерб, причиннный космическими объектами
жия массового уничтожения, проведение в нм
потенциально вредных экспериментов, осуществ
ление враждебной пропаганды с использованием
космических средств и др.).
Составным элементом принципа международ
ной ответственности за национальную деятель
ность в космосе является международная ответ
ственность государств за ущерб, причиннный
космическими объектами. В практике космичес
кой деятельности известны случаи падения на
Землю зарубежных и отечественных космичес
ких объектов, их составных частей на территории
других государств и причинения ими определн
ного, но пока, к счастью, малозначительного ма
териального ущерба. Тем не менее не исключает
ся возможность причинения в будущем и более
существенного ущерба. Этому способствуют уве
личение числа государств, участвующих в косми
ческой деятельности, возрастание е коммерчес
кой компоненты, засорение космическим мусо
ром околоземного космоса, появление новых тех
нологий, перспективы реализации глобальных
международных космических проектов и ряд
других моментов.
Согласно статье VII, каждое государство уча
стник Договора, которое осуществляет или орга
низует запуск объекта в космическое простран
ство, включая Луну и другие небесные тела, а
также каждое государство участник Договора,
с территории или установок которого произво
дится запуск объекта, нест международную от
ветственность за ущерб, причиннный такими
объектами или их составными частями. Ущерб
другому государству участнику Договора, его
физическим и юридическим лицам, может быть
нанесн как на Земле, так и в воздушном или
космическом пространстве, включая Луну и дру
гие небесные тела,
Рассматриваемый принцип международной
ответственности получил сво дальнейшее раз
витие и конкретизацию
в Конвенции о междуна
родной ответственности за ущерб, причиннный
космическими объектами (Конвенция об ответ
ственности).
Е текст был одобрен 29 ноября 1971
года Генеральной Ассамблеей ООН, а 29 марта
1972 года Конвенция была открыта для подписа
ния в Москве, Лондоне и Вашингтоне и вступила
в силу 30 августа того же года.
Как правопреемник
СССР, Россия является государством участни
ком Договора по космосу и Конвенции об ответ
ственности, равно как и других международно
правовых документов, регулирующих космичес
кую деятельность.
Участницами Конвенции являются и междуна
родные организации: с 1976 года Европейское
космическое агентство (ЕКА), а с 1991 года
Европейская организация спутниковой связи (ЕВ
ТЕЛСАТ). Конвенция об ответственности 1972 года
стала первым договором, специально регламен
тирующим материальную ответственность субъек
тов международного публичного права за ущерб,
причиннный в результате деятельности, не зап
рещнной международным правом. Целью пра
воотношений, возникающих по поводу ущерба в
результате запуска, является компенсация потер
певшему государству в связи с ущербом, который
понесла его имущественная сфера. Основанием
возникновения указанного правоотношения яв
ляется причинение ущерба именно космическим
объектом. В соответствии с Конвенцией, между
народная ответственность может наступить как за
ущерб, причиннный космическим объектом на
поверхности Земли или воздушному судну в по
лте (статья II), так и в случае причинения ущерба
в любом месте (помимо поверхности Земли) кос
мическому объекту одного запускающего госу
дарства либо лицам или имуществу на борту тако
го объекта со стороны космического объекта дру
гого запускающего государства, если такой ущерб
был причинн по вине последнего (
статья III).
Ответственность за ущерб, причиннный на
поверхности Земли или воздушному судну в по
лте, является абсолютной ответственностью, то
есть не зависящей от вины причинителя ущерба.
Ответственность за ущерб космическому объекту
или лицам и имуществу на его борту в любом
месте, помимо поверхности Земли (то есть на
стадии полта или на небесном теле), основыва
ется на вине запускающего государства или лиц,
за которых оно отвечает.
Она возлагается на за
пускающее государство, которым в целях соблю
дения Конвенции считается государство, осуще
ствляющее или организующее запуск космичес
кого объекта, либо государство, с территории или
установок которого осуществляется запуск кос
мического объекта. Если ущерб возникает в ре
зультате столкновения космических объектов двух
запускающих государств, то они несут перед тре
тьим государством солидарную ответственность.
Такая же ответственность возникает при совмес
тном запуске космического объекта двумя или
большим числом государств (
статья IV).
Конвенция устанавливает порядок предъявле
ния претензий о компенсации за ущерб в различ
ных ситуациях. Объм компенсации определяется
в соответствии с международным правом и прин
ципами справедливости, с тем чтобы обеспечить
возмещение ущерба, восстанавливающее по
ложение, которое существовало бы, если бы ущерб
не был причинн (
статья ХII). В случае возникно
вения спора заинтересованные стороны по требо
ванию любой из них (обязательная арбитражная
процедура) создают Комиссию по рассмотрению
претензий. Конвенция определяет порядок со
здания таких комиссий, их компетенцию и усло
вия деятельности.
Понятие космический объект включает его
составные части, а также средство его доставки
и его составные части, а понятие запуск вклю
чает и попытку запуска.
Статья I Конвенции под
ущербом подразумевает лишение жизни, теле
сное повреждение или иное повреждение здоро
вья физических лиц, уничтожение или поврежде
ние имущества государства, его физических и
юридических лиц, а также имущества междуна
родных межправительственных организаций, ко
торые явились следствием запуска или попытки
Американцам понадобилось оружие,
способное уничтожить ядерные центры
ихранилища Ирана, находящиеся глу
боко подземлй илив горных туннелях.
Чтобы улучшить характеристики самой
крупной авиабомбы (противобункерно
го боеприпаса Massive Ordnance
Penetrator MOP), стоящей навоору
жении американских ВВС, понадобится
более 81 миллиона долларов. Конгресс
США эти траты одобрил. Как заявила
представитель Пентагона Элизабет Роб
бинс, это был срочный запрос, он небыл
обнародован.
Пентагон засомневался, что MOP смо
жет уничтожить такой объект, как Фор
до, расположенный втуннелях подго
рой близ города Кум. По информации
американских СМИ, сомнения были так
сильны, что Минобороны США по ти
хому попросило уКонгресса денег, что
бы какможно скорее сделать более мощ
ный боеприпас.
Модернизированная авиабомба MOP,
которой оснастят стратегические бом
бардировщики, поступит вВВС уже в
этом году. Это оружие сможет прони
кать в глубь горной породы, разрушая
цемент исталь.
Эксперты считают, что припомощи
бомбы, которая есть навооружении се
годня, будет трудно добраться до Фор
до. В Америке уверены, что какраз там
Иран будет производить высокообога
щнный уран, необходимый дляпроиз
водства ядерного оружия.
Американцы создают супербомбу
Соединнные Штаты в спешном порядке занялись
производством самой мощной в мире неядерной бомбы
Принципы и нормы международного права, относящиеся к политической и материальной
ответственности государств, охватывают всю совокупность международных отношений, в
том числе отношений, возникающих при осуществлении космической деятельности. Прин
цип международной ответственности за национальную деятельность в космосе, в том числе
за ущерб, причиннный космическими объектами, стал одним из важнейших пунктов резо
люции 1962 (ХVIII сессия) от 13 декабря 1963 года Декларация правовых принципов,
регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического
пространства (п. 5 и 8), принятой и единогласно одобренной Генеральной Ассамблеей
ООН.
запуска космического объекта. В юридической
литературе до последнего времени нет единой
точки зрения относительно понятия ущерба. Одни
авторы считают, что перечень видов ущерба, со
держащийся в Конвенции об ответственности 1972
года, носит исчерпывающий и закрытый харак
тер, другие что эти положения распространя
ются на все виды ущерба, включая ядерный, а
третьи полагают, что пока нет достаточных осно
ваний для какого либо окончательного вывода, и
поэтому необходимо дальнейшее исследование
вопроса.
Высказывалось также мнение о том, что этот
вопрос мог бы быть решн либо посредством
аутентичного толкования положений Конвенции
странами участницами, либо путм принятия со
ответствующей поправки к самой Конвенции. Кон
венция предусматривает порядок е изменения и
пересмотра (
статья ХХVI). Вопрос о необходимо
сти внесения изменений в Конвенцию об ответ
ственности рассматривался на сессии Генераль
ной Ассамблеи ООН, которая в резолюции 37/91
от 10 декабря 1982 года подтвердила е важ
ность, не внеся в не никаких изменений. Пере
смотр Конвенции может быть осуществлн в лю
бое время по просьбе одной трети государств
участников на специальной конференции.
Кроме Договора по космосу и Конвенции об
ответственности, Генеральной Ассамблеей ООН в
разное время были приняты и рекомендованы к
исполнению следующие международно правовые
принципы осуществления космической деятель
ности, содержащие положения, касающиеся меж
дународной ответственности: принципы непос
редственного телевизионного вещания (Рез. 37/
92 ГА ООН от 10 декабря 1982 года);
принципы
дистанционного зондирования Земли (Рез. 41/65
ГА ООН от 3 декабря 1986 года); принципы ис
пользования ядерных источников энергии в кос
мическом пространстве
(Рез. ГА ООН 47/68 от 14
декабря 1992 года) и другие документы.
Анатолий РУДЕВ
ВЕСТИ ИЗ СЕТИ
Анатолий РУДЕВ, кандидат юридических наук.