background image
C
M
Y
K
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
вторник
k
40, 10 апреля 2012 г.
Выпуск 84
ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНОВ КОСМОНАВТИКИ
Золотая
нанолампочка
В Интернете уже не раз сообщалось о
разработанной в Роснано светодиод
ной лампочке (потребляемая мощность
11 Вт), которая заменяет обыкновенную
лампочку мощностью 60 Вт.
Разработчи
ки утверждают, что нанолампочка прослу
жит 46 лет при условии, что будет гореть не
более четырх часов в сутки. Первые экзем
пляры уже поступили в магазины Москвы и
Петербурга. Цена лампочки около 1 тыся
чи рублей. Глава Роснано А.Б. Чубайс ска
зал: Если цена будет ниже, качество постра
дает, и тогда мы уже никакими лозунгами и
призывами никого не сможем убедить в том,
что товар хорош. С эффективным менед
жером вс ясно. Главное, чтобы в России и
Китае не прекратилось производство обыч
ных недорогих и наджных лампочек Иль
ича. Если такое случится, вот тогда уж нам
нано не покажется
В одном из кабинетов ОКБ собрались студен
ты, готовящиеся к защите дипломных работ,
рассказывает Юрий Васильевич о том далком
дне. Мы обсуждали наши проекты, советова
лись друг с другом, как вдруг в комнату вошл
Сергей Павлович. Все притихли. Он поздоровал
ся, окинув нас пронзительным взглядом. Созда
лось ощущение, что он каждого видит насквозь.
Сотрудники, давно работавшие под его руковод
ством, относились к Королву с большим уваже
нием и всерьз побаивались строгого руководи
теля. Ну а мы ещ только готовились войти в его
коллектив и просто смотрели на Королва с вос
хищением, будучи наслышанными о его леген
дарных заслугах и невероятном таланте.
Он тогда с интересом начал общаться с нами,
расспрашивать о проектах, а потом вспомнил, как
он сам в 1930 году защищал диплом. После защи
ты он, счастливый, что успешно окончил учили
ще, пришл домой, где его ждали с поздравлени
ями друзья и родные. Взял за ножку рабочий стол
со всеми подготовительными бумагами, перевер
нул, задвинул в угол и пригласил всех праздно
вать. Он и нам пожелал, чтобы, получив дипломы,
мы совсем забыли об учбе и в предстоящем
отпуске набрались сил для будущей серьзной
работы.
Юрий Васильевич, по его словам, очень жалел
тогда, что ему не удалось продемонстрировать
Сергею Павловичу свой проект. В те годы он был
уверен, что его работа под названием Ракета
носитель на специальных компонентах непре
менно понравится Главному. Но сегодня, с высо
ты прожитых лет, он с улыбкой говорит о том
нестандартном проекте, называя его глупейшим,
и считает, что вряд ли Королв с его опытом и
знаниями отнсся бы к нему как к реально осуще
ствимому.
После благополучной защиты я десять лет
трудился в Королвском ОКБ, продолжает Би
рюков. Молодые специалисты постоянно чув
ствовали внимательное отношение Сергея Павло
вича к молоджи, ведь она составляла основной
процент коллектива ОКБ и являлась для Королва
Дело, выше которого
нет на Земле
Юрий Васильевич Бирюков более тридцати лет работал в ЦНИИмаше
как историк космонавтики и считал своим долгом объективное осве
щение вклада в не Сергея Павловича Королва. Он по сей день
хорошо помнит свою первую встречу с Главным конструктором.
Произошла она в 1958 году, когда Юрий Бирюков был дипломником
Московского высшего технического училища и выполнял в ОКБ 1
дипломный проект.
его главной творческой силой. Между тем он мог
быть достаточно жстким с любым из сотрудни
ков, но его гнев чаще приходился на ветеранов,
которые должны были воспитывать нас. В этом я
не раз убеждался, присутствуя на партийно ком
сомольских собраниях нашего третьего отдела,
где Сергей Павлович, состоявший у нас на парт
учте, обязательно выступал. Часто он говорил
зажигательно, с юмором, делился мыслями о
перспективах освоения космоса, его очень инте
ресно было слушать. Но в случае если дело каса
лось каких то недоработок, виновные получали
такие комплименты, что готовы были прова
литься сквозь землю под сочувствие присутству
ющих.
Юрий Васильевич и сам едва не испытал гнев
Королва.
Работая в проектном отделе ОКБ 1, расска
зывает он, я увлкся историей космонавтики.
Была создана историческая группа, в которой
трудились ветераны в области ракетостроения,
работавшие с Королвым в 30 е годы. Вскоре я
увидел, что они отстали от современного уровня,
и мы стали расходиться во взглядах на написание
истории. Я позволял себе вс чаще спорить с
ними, что вызвало возмущение с их стороны.
Вскоре об этом доложили Королву. И вот однаж
ды, знакомясь в читальном зале с новой инфор
мацией, я услышал объявление по громкой связи:
Инженеру Бирюкову срочно явиться к Главному
конструктору!.
Зная, что подобные неожиданные вызовы обыч
но грозят какими то наказаниями, вплоть до пе
ревода на работу в цех, в его кабинет я заходил с
волнением. Но грома и молнии не последова
ло, хотя начал Сергей Павлович грозно: Что ж ты,
Бирюков, о себе возомнил?!
назидательным
тоном обратился он ко мне. Тебе люди, рабо
тавшие ещ в ГИРДе, говорят, как вс делалось, а
ты с их мнением почему то не считаешься! Но я
тогда набрался смелости и стал ему доказывать
свою точку зрения. Он внимательно выслушал и в
заключение, не прокомментировав мои оправда
ния, по отцовски запустил руку в мой большой
Для начала старший инженер В.В.
Воршев поручил инженеру Е.И. Мар
ченко разобраться с контролем борто
вой автономной системы управления
(АСУ). Дело в том, что при лтных ис
пытаниях телеметрия иногда показы
вала рост давления в камере сгорания,
свидетельствующий о включении дви
гателя очередной ступени, а команда
на его включение запаздывала. Вс
объяснялось несовершенством обра
ботки информации, так как на полт
ракеты это никак не влияло,
вспоми
нает Евгений Иванович. Возможно,
Воршев был единственным на предпри
ятии человеком, кто в этом сомневал
ся. Для радиста релейная схема не со
ставила секрета, тем более что причи
на была на поверхности.
Оказалось,
что вс дело в простейшей схемно
технической ошибке. Исправить е не
составило Марченко труда. Он был
удивлн, что два года уникальные ра
кеты летали с дефектной схемой конт
роля: Похоже, что ни кураторы АСУ
подразделений будущего академика
Б.Е. Чертока, ни заводские испытатели
ОКБ 1 даже не заглядывали в схемы
контроля своих подшефных систем,
если вопрос оказался по силам даже
молодому специалисту. В.В.Воршев
проникся ко мне полным техническим
доверием.
Вдохновлнный успехом, молодой
радист ракетчик стремился освоить все
системы и агрегаты семрки. Помог
ли и сложившиеся дружеские отноше
ния с разработчиками телеметричес
ких систем и прочих измерительных
средств. Это пригодилось в первой са
мостоятельной командировке молодо
го специалиста на огневые стендовые
испытаниях блоков изделия Р9 в За
горске. Евгений Иванович рассказыва
ет: После окончания подготови
тельных работ с установленным на стен
де блоком я из простого любопытства
решил просто полазить по изделию.
Осматривая установку датчиков давле
ния и температуры на двигателе, вспом
нил о недавнем аварийном прожиге в
Днепропетровске, о чм слышал от
коллег. Авария случилась, когда не
правильно установленный в трубопро
воде датчик температуры топлива, по
даваемого в камеру сгорания двигате
ля, не выдержав нагрузки, разрушил
ся.
И вдруг любопытный телеметрист
с ужасом обнаружил, что чувствитель
ный элемент датчика, находящийся в
мощном потоке компонента топлива
после насоса, был разврнут относитель
но вектора направления потока на недо
пустимо большой угол. Неминуемое
разрушение датчика сразу же неизбеж
но приводило к аварии. Подивившись,
что это пропустили сами двигателисты,
испытатели в Подлипках и Загорске,
бдительный инженер поставил их в из
вестность, за что они были ему чрезвы
чайно благодарны.
А весной 1961 года молодой специ
алист Марченко впервые попал на Бай
конур для участия в подготовке к пуску
первых двух ракет Р9. Первый пуск,
произведнный 9 апреля, закончился
аварией. Как положено, телеметристы
вместе с разработчиками двигатель
ных установок (ДУ) и АСУ начали про
сматривать записи на фотоплнках
наземных телестанций. Я обратил вни
мание двигателистов,
рассказывает
Евгений Иванович, что команда на
выключение двигателей не зафикси
рована, каких либо видимых внешних
причин для самовольного выключения
тоже не было, следовательно, наибо
лее вероятной причиной падения дав
ления является выход из строя турбо
насосного агрегата двигательной уста
новки
. Двигателисты резко возража
ли новенькому, но сами причин вык
лючения ДУ определить пока не могли.
А он продолжал настаивать на своей
версии, так как выключение сопровож
далось ещ и гидроударом в магистра
лях подачи в камеры сгорания компо
нентов топлива из баков.
Но тут сзади послышалось: За
крылся клапан подачи компонентов
топлива в двигатель.
Увидев, что это
говорит Сергей Павлович Королв,
Марченко не осмелился возразить, но
и своего мнения не изменил: Я знал,
что ранее подобный гидроудар принс
очень много проблем на семрке.
Тогда он тоже появлялся, но только
при открытии клапана
. Прав оказался
молодой специалист. Как позже уста
новила аварийная комиссия, несанк
ционированная закрутка изделия при
вела к недопустимым нагрузкам на
подшипниках турбонасосных агрегатов
двигателей. Версия Марченко избави
ла от необходимости проведения пус
тых экспериментов по поиску причин
закрытия клапана. Пуски продолжа
лись.
Въедливость Евгения Ивановича по
могла спасти второй пуск Р9. Это было
21 апреля. Телеметристы вели репор
таж о полте изделия по средствам
визуального контроля наземных стан
ций системы Трал. В.В. Воршев на
блюдал за параметрами первой ступе
ни изделия и комментировал ход со
бытий по громкой связи. Марченко
наблюдал по Тралу второй ступени
всего за тремя работающими
параметрами гироприборов АСУ. За
метив через некоторое время, что на
ещ не взлетевшей ракете уровни сиг
налов медленно плывут, сообщил об
этом Воршеву. Как вспоминает Мар
ченко, передав это руководителю пус
ка, он уточнил, что уровни в преде
лах допуска, и тут же получил лгкий
втык за паникрство. Однако уход
продолжался, хотя на контроле по пре
жнему вс было в норме. Марченко
был не согласен с доводами руководи
теля и знал, что такого ухода сигналов
быть не должно! Воршев не побоялся
снова повторить замечание. Пуск был
отложен. После проверки и замены
гироприборов пуск был успешно про
ведн.
Немало интересного было в много
летней работе Е.И. Марченко и в Коро
лвском ОКБ 1, и позже на других пред
приятиях. Но особенно запомнилось
ветерану космической отрасли участие
в пуске космического корабля с Юрием
Гагариным.
Евгений Иванович постоянный
автор нашей газеты, изобретатель, че
ловек активной жизненной позиции.
Ему посвящена глава в книге А.С. Лос
кутова В гуще космических событий,
удостоенной диплома литературного
конкурса им. С.Н. Дурылина. Материа
лы из не были использованы и при
написании этой заметки.
Артм ПЕТРОВ
Из жизни телеметриста
тогда чуб и ощутимо встряхнул со словами: Был
бы ты моим сыном, научил бы тебя старших ува
жать! Иди работай. Если будут вопросы, обра
щайся. В итоге я продолжил заниматься нача
тым делом и написал для общего труда по исто
рии довоенного ракетостроения главу о первых
советских баллистических ракетах, начиная с
ГИРД 09
Таким мне и запомнился Королв: строгим, но
дипломатичным руководителем, человеком, об
ладающим серьзностью и веслостью нрава од
новременно. Но самое главное качество его ха
рактера, благодаря которому он, пожалуй, и стал
великим конструктором, это целеустремлн
ность. Именно она вела его к покорению новых
космических вершин. Освоение космоса он, гово
ря словами Константина Эдуардовича Циолковс
кого, называл делом, выше которого нет на
Земле
.
Сразу же после смерти С.П. Королва истори
ческую группу ОКБ 1 закрыли. Юрий Васильевич
вернулся на проектную работу над лунным комп
лексом Н1 Л3, а в 1969 году перешл в ЦНИИ
маш, где продолжал трудиться над историей РКТ,
став вскоре начальником группы, а затем началь
ником сектора историко технических исследова
ний. В настоящее время Юрий Васильевич на
заслуженном отдыхе, но продолжает заниматься
историей космонавтики, придавая в своих статьях
и докладах большое значение основополагаю
щим заслугам и достижениям Сергея Павловича
Королва в развитии ракетно космической отрас
ли; регулярно готовит доклады к очередным Ко
ролвским и Циолковским чтениям.
Екатерина ЭРЗИНА,
пресс служба ЦНИИмаша
Юрий Васильевич Бирюков.
НОВОСТИ НАНОМИРА
Наномотор
Как сообщает Lenta.ru, учные из Уни
верситета Тафтса (США) создали са
мый маленький наномотор, который
представляет собой молекулу, располо
женную на медной подложке.
Молекула
состоит из атома серы, от которого отходят
две руки, составленные из атомов углеро
да и водорода соответственно. Над молеку
лой располагается игла сканирующего тун
нельного микроскопа, которая и играет роль
отрицательного полюса питания для мото
ра. Температура системы, размеры которой
составляют порядка одного нанометра, при
этом достигает 5 кельвинов. При рабочей
температуре количество оборотов состав
ляло порядка 50 в секунду.
Учные надеются, что подобные моторы
в будущем могут найти применение при
создании наносистем. Так, например, по
добными молекулами могут быть покры
ты внутренности нанососудов. Движение
моторов будет способствовать движению
жидкости. Кроме этого, моторы могут при
годиться для создания миниатюрных сен
соров.
Вот это действительно нанотехноло
гия!
Наум РАЙКИН
Евгений Иванович Марченко.
В преддверии Дня космонав
тики ветеран РКК Энергия
Евгений Иванович Марченко
чаще всего вспоминает свои
первые шаги как телеметри
ста в проектно испытатель
ном отделе 19 ОКБ 1.
Полученная в МАИ специа
лизация телеуправление и
телеизмерение и хорошее
знание как бортовой, так и
наземной аппаратуры
позволили сразу подклю
чить молодого специалиста
к участию в разработке
Программы телеизмере
ний первой советской
межконтинентальной
баллистической ракеты Р7А.