background image
четверг
k
41, 12 апреля 2012 г.
СЕГОДНЯ ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
Сегодня мало кто знает, как прохо
дил первый полт человека в космос.
Раньше о деталях этого полта пи
сать запрещалось, а теперь многих
очевидцев, увы, уже нет с нами. Я
читал немало статей и мемуаров уча
стников тех событий, но все они дава
ли отрывочные сведения о полте
Ю.А. Гагарина. Вот я и решил собрать
вместе разрозненные факты этого
полта.
Академик Б.Е. Черток писал, что
сейчас он ни за что бы не подписал
акт, разрешающий тот полт. Но тог
да были другие времена, шла жесто
кая гонка между СССР и США за пра
во быть первыми в космосе. До пол
та Гагарина нормально слетали в кос
мос собаки и манекен, и те неисправ
ности, что чуть не привели к гибели
первого космонавта, вряд ли были
случайными. Но обо всм по порядку.
1959 год, мы ещ пишем диплом
ный проект, а из военкомата пришли
повестки о призыве нас в ряды Совет
ской армии. В августе поездом Моск
ва Ташкент я отправился в Казах
стан, на станцию Тюра Там. В карма
не лежало предписание: прибыть в
распоряжение полковника Герчика
(начальника полигона). Так началась
моя военная служба.
В моей первой в/ч 25642 студентов
было больше, чем кадровых офице
ров. Были выпускники Ленинградс
кого политехнического, Таганрогского
радиотехнического, Свердловского
политехнического и других вузов. Вся
система радиоуправления обслужива
лась выпускниками гражданских ву
зов. Объяснение простое: армия про
моргала технический прогресс, и ког
да войска стали оснащать радиолока
торами, вычислительными машинами,
системами радиоуправления, обслужи
вать их было некому. Вот и пришлось
срочно призывать в армию студентов
технических вузов радиотехнических
специальностей. Мы жили дружно, ве
село, почти ровесники солдат, так что
проблем в общении не было. Матери
альную часть знали хорошо. Случалось,
что устраняли неисправности за мину
ту до старта. Ведь техника тогда была
на электронных лампах, а лампа
прибор ненаджный.
Первое мо назначение старший
инженер технической командной стан
ции С 415 основного пункта радиоуп
равления полтом в/ч 25642. Коман
дир части подполковник И.И. Овчи
нов. Ко времени полта Гагарина я стал
начальником этой станции. С не во
время спецработ осуществлялась связь
со стартовым комплексом, громкого
ворящая связь со всеми станциями
пункта радиоуправления, здесь же на
ходились руководитель комплексных
проверок и вс начальство.
Система радиоуправления осуществ
ляла управление ракетой на активном
участке по боку и по дальности. Первая
ступень включала в себя четыре неза
висимых двигателя, а так как не было
гарантии, что тяга всех четырх будет
одинакова, то вводилось управление
по боку с задачей удержать ракету на
расчтной траектории. Задача второй
ступени развить расчтную скорость,
а затем система радиоуправления дол
жна выдать команду на отделение го
ловной части.
Подготовка к полту и пуску Гагари
на была тщательной, и вот старт.
Чтко отработала первая ступень, сбро
шены боковушки. Это очень краси
вое зрелище, когда в ночном небе Ка
захстана (а пуски почти всегда были
Не вс было гладко
Своими воспоминаниями о
подготовке и осуществле
нии полта первого
человека в космос делится
непосредственный участ
ник этих событий, житель
города Юбилейного
Олег
Тихонов.
Наша справка
Олег Павлович Тихонов родил
ся в 1935 году в Алма Ате. С
серебряной медалью окончил
устькаменогорскую среднюю
школу и поступил на радио
технический факультет Том
ского политехнического инсти
тута. В 1959 году, по оконча
нии вуза, был призван в ряды
Советской армии. В качестве
радиоинженера участвовал в
пусках ракет носителей с кос
модрома Байконур. Потом слу
жил в вычислительных цент
рах ракетных частей в Омске, а
затем в ВЦ НИИ 4 в Болшеве,
где и закончил службу в 1985
году.
Памятное письмо в честь первого полта человека в космос.
ночью) 4 раскалнных боковых двига
теля образуют багрово красный крест.
Заработала вторая ступень. Скорость
достигла расчтного значения. Пода
тся команда Предварительная.
Сбрасываются обтекатели. Получаем
ответ предварительной. Податся
команда Главная. По ней должно
произойти отделение корабля от раке
ты, но команды исполнения ответ глав
ной нет. Руководитель комплекса бес
прерывно передат на старт: Нет от
вета главной, нет ответа главной, а
секунды идут, и каждая уносит ракету
на 8 км вверх. Наконец, со старта сле
дует команда: выключить пеленгато
ры, снять все показания приборов, ап
паратуру опечатать и не вскрывать до
особого распоряжения. Так для нас
закончился гагаринский пуск.
Идм на жилую площадку, настрое
ние плохое. Узнам, что отделение ко
рабля вс же произошло. Но как? Мы
то не сработали. Предположили вари
ант: аварийный отстрел. Пока на старте
решали, что делать, ракета унесла ко
рабль на высоту 327,7 км вместо рас
чтных 220 км. Так пишет в своих вос
поминаниях В.Г. Волович, личный врач
Ю. Гагарина.
Полт корабля по орбите прошл
нормально, но неприятности на этом
не кончились. На траектории спуска с
орбиты для уменьшения веса кораб
ля надо было сбросить приборно аг
регатный отсек. Отстрел этого блока
прошл нормально, но разъм блока
оказался намертво прикреплн к ка
бине космонавта, что грозило траги
ческими последствиями. Если теперь
включить тормозной парашют, то
стропы запутаются вокруг отсека, и
гибель космонавта неизбежна. Идут
минуты: 5.., 10 Корабль вошл в
плотные слои атмосферы, и тогда от
сильного нагрева кабель перегорел,
и блок отделился. Можно включать
парашютную систему. Скорость по
гашена, и на высоте нескольких ки
лометров катапультировалось крес
ло космонавта. Дальше кабина спус
калась отдельно от космонавта. Так
как корабль был заброшен значитель
но выше расчтной траектории, то и
все поисковые службы, ожидавшие
космонавта в предполагаемой точке
приземления, оказались не у дел.
Приземление прошло удачно на
поле недалеко от города Энгельса Са
ратовской области, и первыми Гага
рина встретили местные колхозники.
Теперь надо было зафиксировать
полт Гагарина как мировой рекорд в
Международной федерации аэронав
тики. Е заседание состоялось в Па
риже 18 июля 1961 года. На нм про
изошл острый конфликт по поводу
итогов этого полта. По строгим пра
вилам федерации полт должен был
зафиксировать наш спортивный ко
миссар И.Г. Борисенко, но так как
приземление произошло не в расчт
ном районе, то сделать это он не мог.
Но утверждал, что присутствовал при
приземлении. И тогда возник другой
вопрос: по правилам федерации ре
корд фиксировался, если космонавт
находился внутри спускаемого аппа
рата, а всем было известно, что Гага
рин катапультировался. Однако со
ветская делегация утверждала, что
он был в кабине корабля. Спор шл
пять часов, наконец, руководителям
федерации надоело слушать наше
врань, и они согласились зарегист
рировать рекорд. Полт был признан
всем миром.
Сегодня редко кто назовт фамилии
космонавтов, работающих на МКС. Эта
работа стала обыденным делом, о ней
мало пишут. Но нельзя забывать, что
успехи космонавтики оплачены само
отверженным трудом нескольких по
колений, а подчас и жертвами тех, кто
неизведанными путями прокладывал
дорогу в космос.
А за гагаринский пуск нас реабили
тировали. Сказали, что неисправность
была на борту корабля. Мы все получи
ли благодарности от Министерства обо
роны и Первого секретаря ЦК КПСС
Н.С. Хрущва.
Олег ТИХОНОВ,
ветеран космонавтики
Фото из архива автора
Майор Олег Тихонов. Фото 1980 х
годов.
го кресла. Звздочка вернулась на Зем
лю в СА.
Подготовку можно считать закон
ченной, резюмировал Сергей Пав
лович итоги двух последних полтов
четвртого и пятого эксперименталь
ных кораблей, проходивших строго по
программе будущего полта человека.
Принимая это решение, Главный кон
структор учитывал положительные ре
зультаты наземных статических и ди
намических испытаний, конструкторс
ко доводочных испытаний приборов и
систем космического корабля.
* * *
Штатному космическому кораблю
присвоили индекс 3КА.
Первый пи
лотируемый космический корабль на
звали Восток
. Стартовая масса ко
рабля составляла 4725 кг.
Все агрегаты, приборы, системы для
комплектации корабля Восток дол
жны были маркироваться и иметь за
пись в формуляре Годен для 3КА. За
качество изделий с маркировкой Го
ден для 3КА несли личную ответствен
ность главные конструкторы и руково
дители предприятий. Отклонения от
утвержднной технической документа
ции при изготовлении не допускались.
Разрешение на запуск человека в
космос должно было быть получено от
ЦК КПСС. Для этого состоялось засе
дание военно промышленной комис
сии (ВПК), заслушавшей предложение
Королва о запуске человека на борту
космического корабля Восток. ВПК
решила: Принять предложение глав
ных конструкторов
3 апреля состоялось заседание Пре
зидиума ЦК КПСС, которое проводил
Н.С. Хрущв. Президиум ЦК принял
решение, разрешающее запуск чело
века в космос.
8 апреля на заседании Государствен
ной комиссии было утверждено пер
вое в истории задание человеку на кос
мический полт:
Выполнить одновит
ковый полт вокруг Земли на высоте
160230 километров продолжитель
ностью 1 час 30 минут с посадкой в
заданном районе. Цель полта про
верить возможность пребывания че
ловека на специально оборудованном
корабле, проверить оборудование ко
рабля в полте, проверить связь с Зем
лй, убедиться в наджности средств
приземления корабля и космонавта.
12 апреля 1961 года в 9 часов 07
минут с историческим возгласом Га
гарина Поехали! ракета Восток
оторвалась от стартового стола и по
летела по заданной орбите в космос.
После выхода на орбиту корабль Во
сток отделился от третьей ступени
ракеты и совершил одновитковый по
лт. После завершения витка включи
лась тормозная двигательная установ
ка, через 10 минут спускаемый аппа
рат отделился от приборного отсека и
начался спуск.
В 10 часов 55 минут с обгоревшей
оболочкой металлический шар, вися
щий на большом грузовом парашюте,
стукнулся о вспаханную почву
приволжской земли, юго западнее го
рода Энгельса. Недалеко от СА, на сво
м парашюте, в космическом скафанд
ре и с неприкосновенным аварийным
запасом, приземлился Юрий Гагарин
первый космонавт планеты Земля!
6 августа 1961 года начал свой полт
на корабле Восток 2 Герман Титов.
Он совершил семнадцать витков во
круг Земли и 7 августа приземлился.
Земля Она приближалась ко мне
медленно медленно. Сверху я видел
свой корабль. Он опустился несколь
кими секундами раньше Толчок и
я на ногах, напишет в автобиогра
фической повести космонавт 2.
Только 20 февраля 1962 года амери
канский астронавт Джон Гленн выпол
нил первый трхвитковый полт в кос
мос на корабле Меркурий.
На следующих космических кораб
лях Восток совершили успешные
полты в космос Андриан Николаев,
Павел Попович, Валерий Быковский и
Валентина Терешкова. Каждый полт
проходил по своей программе. Самым
длительным был полт Быковского
он продолжался 119,4 часа, за которые
корабль совершил 82 витка.
На этом эпоха Востоков заверши
лась.
В сборочном цехе Завода экспе
риментального машиностроения уже
рождался новый космический корабль,
получивший название Восход.
Рудольф ТЮКАВИН,
ветеран РКК Энергия
им. С.П. Королва,
кандидат технических наук
12 апреля 1961 года планету Земля облетела весть: гражданин
СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории челове
чества космический полт на корабле Восток.
Полт продолжался один час и сорок восемь минут. Это исто
рическое событие. Мы гордимся не только подвигом Гагарина,
но и выдающимися достижениями конструкторских бюро, цехов,
калининградских заводов, которые сделали вс, чтобы этот бес
примерный полт первого космонавта состоялся. Весь мир отме
чает 12 апреля как День космонавтики. Королвцы по праву
гордятся своим городом, вклад которого в эту всеобщую победу
мирового разума был решающим. Закономерно, что именно он
стал неоспоримой космической столицей, наукоградом, являю
щимся центром отечественной ракетно космической промыш
ленности, лидером передовой науки и техники, носящим имя
основателя практической космонавтики Сергея Павловича Коро
лва.
Городской Совет ветеранов сердечно поздравляет королвцев: уч
ных, инженеров, техников, рабочих и всех специалистов, имеющих
отношение к космонавтике и е достижениям, с Днм космонавтики
и желает творческих вдохновений, дальнейших успехов в научных
исследованиях, счастья в личной жизни и неуклонного процветания
города, его предприятий, учреждений, заведений, веры и надежды в
лучшее завтра.
Президиум городского Совета ветеранов