background image
Владимир Судаков демонстрирует первые отечественные ЖРД.
пятница
k
51, 11 мая 2012 г.
КОСМОНАВТИКА: У НАШИХ СОСЕДЕЙ
С ЖРД я впервые непосредственно
столкнулся, ещ учась в Ленинград
ском Военмехе. Курс Жидкостные
ракетные двигатели нам читал сам
декан машиностроительного факуль
тета профессор Евгений Виноградов.
Курсовую работу расчт парамет
ров конкретного ЖРД каждый сту
дент выполнял с использованием тог
дашней ЭВМ если не ошибаюсь,
машины БЭСМ 6. Или вручную на
калькуляторе, что у некоторых сту
дентов получалось почему то быст
рее, чем с использованием колоды
машинных перфокарт. Прошло неко
торое время, и с ЖРД мне пришлось
общаться, что называется, в рабо
чей обстановке. В 1980 е годы в под
московном Калининграде на НПО
Энергия (ныне город Королв,
РКК Энергия имени С.П. Королва)
велась работа по созданию ракеты
носителя (РН) Энергия, которая
должна была выводить в космос ор
битальный корабль Буран. Наш
конструкторский отдел разрабатывал
четыре боковых ускорителя Энер
гии так называемые блоки А. Это
огромные самостоятельные ракетные
блоки (длиной около 40 метров), вы
полненные на базе боевой ракеты
Зенит. Наша группа конструирова
ла хвостовые отсеки блоков А, кото
рые надевались на мощные ЖРД
РД 170 (тягой более 700 тонн каж
дый!). Так что с разработчиками и
изготовителями этой уникальной дви
гательной установки пришлось нема
ло контактировать как на предпри
ятии, так и в сборочных цехах на кос
модроме Байконур.
...И вот новая встреча с ЖРД.
Нас привели в демонстрационный зал
предприятия. Каких только ракетных
двигателей здесь не представлено!
От первых экспериментальных (типа
ОРМ тягой 8 килограммов или РД
100 копии двигателя немецкой
ракеты Фау 2) и до самых современ
ных. Из последних отмечу, конечно,
РД 171 и РД 120 (для первой и вто
рой ступеней РН Зенит), РД 107 и
РД 108 (двигатели первой и второй
ступеней РН Союз), РД 253 (для
первой ступени РН Протон), РД 191
(для первых ступеней семейства но
вых российских РН Ангара), РД 180
(для первых ступеней американской
РН Атлас 5). Неискушнному в тех
нике человеку может показаться уди
вительным тот факт, что хитроспле
тения всевозможных трубочек, тру
бопроводов, шар баллонов, насосов,
клапанов, кабельных жгутов и других
агрегатов составляют целостную тех
ническую систему, способную рабо
тать в очень сложных условиях (пе
регрузки при движении ракеты со
старта, высокие температуры сгора
ния топливных продуктов и так да
лее) и чутко реагировать на поступа
ющие команды. Эти сложнейшие ма
шины одно из высших достижений
человеческого интеллекта, поража
ющее своим техническим совершен
ством и гармонией. Как сказал один
из сотрудников НПО Энергомаш:
Наши двигатели это песня в ме
талле! И с этим трудно не согла
ситься.
В демзале предприятия состоялась
наша встреча с ответственными ли
цами НПО Энергомаш. Перед нами
выступили
начальник отдела науч
но технической информации Влади
мир Судаков, руководитель совета ве
теранов Владимир Панфилов, пред
седатель профкома предприятия Ген
надий Табачников
. Приятной неожи
данностью стало появление первого
лица предприятия
исполнительно
го директора Энергомаша Влади
мира Солнцева
. Владимир Львович
удивительный человек. Сказать,
что он патриот своего предприятия и
российской техники мало сказать.
Солнцев современно мыслящий уп
равленец, прекрасный организатор
производства, человек, уделяющий
много внимания решению и социаль
но бытовых вопросов своих сотруд
ников. Это впечатление сложилось и
от общения с ним, и от выступлений
других сотрудников предприятия. Вот
как Солнцев озвучил сво видение
перспектив НПО Энергомаш (пере
В Союзе журналистов
Подмосковья стало
доброй традицией
проводить пресс туры
на ведущие предприя
тия области. Очеред
ной такой вояж пред
ставители СМИ Мос
ковской области
совершили в Химки,
на флагман отече
ственного ракетно
космического двигате
лестроения пред
приятие Энергомаш.
РД 108 двигатель второй ступени РН Союз.
Владимир Солнцев.
даю в собственном изложении): Мы
живм в непростое время. Россия
стала забывать своих героев тех,
кто отдал жизни за освоение космо
са. Наши достоинства стараются при
низить и превратить в наши недо
статки. Но посмотрите на экспонаты
этого зала! Здесь собраны не просто
двигатели, а настоящие произведе
ния искусства. Мы мировой лидер
жидкостного ракетостроения, про
должаем создавать перспективные
двигатели на базе новых ракетных
топлив. 43 процента мировых запус
ков ракет и 90 процентов пусков ра
кет в России производятся на наших
двигателях! Поэтому на вопрос:
Когда мы догоним Америку? я от
вечаю: Мы никого не догоняем, это
нас догоняют! Возьмите наш дви
гатель РД 191. Он обладает уникаль
ными характеристиками. Давление в
камере сгорания достигает 262 ат
мосфер, температура в центре каме
ры до 3800 градусов, то есть в
ней химический процесс сгорания
топлива идт, по сути, в режиме взры
ва. У этого двигателя высочайший
КПД, он адаптирован к целому ряду
ракет носителей, в том числе и зару
бежных. В перспективе у нас раз
работка двигателя на метане, двига
теля на ядерном топливе. Надо будо
ражить мысль!
Кстати, зарплата на предприятии
вполне достойная: у работников под
готовительного производства до
На сборочном стапеле.
Наша справка
Открытое акционерное общество НПО Энергомаш имени акаде
мика В.П.Глушко
является ведущим предприятием в мире по разра
ботке мощных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) для косми
ческих ракет носителей, одним из лидеров мирового рынка науко
мкой и высокотехнологичной продукции. Свою историю предпри
ятие ведт с 1929 года. За прошедшее время здесь было разработа
но около 60 ЖРД, которые изготавливались серийно, эксплуатиро
вались и продолжают эксплуатироваться в составе космических и
боевых ракет носителей.
В конструкторском классе учебного центра.
32 тысяч рублей в месяц, основного
40 тысяч. Ветеранам предприятия
оказывается серьзная социальная
поддержка, молоджь обучают и на
целивают на новые проекты, напри
мер, с помощью развивающих семи
наров Двигатели 2100. Предприя
тие уверенно смотрит в будущее, имея
удивительный факт! всего лишь
15 процентов госзаказа от общего
объма производства.
Подмосковные журналисты побы
вали и в конструкторском классе учеб
ного центра предприятия, где зани
маются студенты Московского авиа
ционного института, а также повы
шают свою квалификацию сотрудни
ки Энергомаша. Программное обес
печение класса самое современ
ное, используются технологии 3D и
Pro/ENGINEER.
В завершение нашей экскурсии мы
побывали в сборочном цехе,
где за
меститель руководителя предприя
тия по производству Виталий Воро
новский
и начальник цеха Анатолий
Ларин
показали нам, как на сбороч
ных стапелях ведтся монтаж ракет
ных двигательных установок. Идя на
встречу журналистскому любопыт
ству, хозяева продемонстрировали
испытательную шумовую камеру, в
которой проверяют двигатели на
шум. В этой камере полностью со
бранный двигатель укладывают в го
ризонтальное положение и в тишине
медленно прокручивают вокруг его
оси, прислушиваясь, не звякнет ли
внутри него случайно попавший туда
посторонний предмет. Кстати, эту
операцию проделывают и на корпус
ных отсеках ракет. Ничему лишнему
на изделии быть не полагается, а все
его элементы должны быть наджно
закреплены вот основная задача
этого испытания
Есть ли проблемы у предприятия?
Конечно есть, и об этом Владимир
Солнцев тоже говорил нам. Но глав
ное то, что Энергомаш, выполняя
взятые на себя обязательства, уст
ремлн в будущее, к новым конструк
тивным решениям, к новому техно
логическому прорыву. Вы спраши
ваете меня об общенациональной
идее? обратился Владимир Льво
вич к одному из журналистов. Кос
мос вот что может быть той идеей
и общенациональным достоянием!
Валерий СОКОЛОВ
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА
Песня в металле
Песня в металле