background image
суббота
k
64, 9 июня 2012г.
Выпуск 85
КАФЕДРА ИСТОРИИ
Были проанализированы и учтены
все возможные источники постоянно
го негравитационного воздействия на
КА, но их торможение не исчезло. Бо
лее того, выяснилось, что при движе
нии и других исследовательских КА,
запущенных позднее во внешние части
Солнечной системы Галилео,
Кассини, Улисс, присутствует
тот же эффект торможения. Исследо
вателями НАСА был сделан вывод: ис
точниками торможения, скорее всего,
являются не технические аспекты. При
чину этой аномалии следует искать в
Новой физике.
Но почему вроде бы естественное яв
ление торможение тел при их движе
нии названо аномалией? В сознании
людей выработано чткое убеждение, что
пространство не должно оказывать со
противление движению материальных
тел. Этому способствуют три фактора:
принцип инерции Галилея: Любая
материальная точка сохраняет состоя
ние покоя или равномерного прямоли
нейного движения до тех пор, пока
внешнее воздействие не изменит это
состояние;
постулат теории относительности
А. Эйнштейна: Эфира нет;
самое, пожалуй, загадочное явле
ние: планеты Солнечной системы мно
гие миллиарды лет следуют по своим
орбитам с постоянной в среднем ско
ростью.
Эти факторы выработали в созна
нии исследователей тврдую установ
ку, что реальное пространство не дол
жно оказывать никакого сопротивле
ния движущимся материальным телам.
Именно поэтому обнаруженное тормо
жение КА было названо аномальным.
Отсюда и вынужденное обращение к
Новой физике.
В фундаментальной науке эпохаль
ные прорывы, е развитие практичес
ки всегда связаны со снятием тех или
иных запретов на границы познания
отказом от тех или иных устоявшихся
убеждений
Это заявление ректора
МГУ В.А. Садовничего, высказанное им
на международной конференции
Наука третьего тысячелетия в апре
ле 2000 года.
К одному из таких устоявшихся убеж
дений относится следующее:
Реаль
ное пространство пустое, поэтому оно
не должно оказывать сопротивление
движению материальных тел.
Чтобы
устранить это убеждение, рассмотрим
последовательно все три фактора, на
основе которых оно было выработано.
Принцип инерции Галилея стал на
зываться первым законом Ньютона
после выхода его знаменитых На
чал. Этот закон механики является
одним из основных положений, на ко
тором зиждется вся небесная механи
ка Ньютона.
Вот рассуждения Галилея при обо
сновании принципа инерции:
При по
ложительном наклоне плоскости ска
тывающийся с не шарик постоянно
разгоняется. При отрицательном на
клоне плоскости разогнанный шарик
постоянно тормозится. Значит, при
строго горизонтальной плоскости ша
рик будет двигаться с постоянной ско
ростью, то есть равномерно и прямо
линейно.
В этом умозрительном опы
те априори принято, что пространство
пустое и не оказывает никакого сопро
тивления движению шарика. А Ньюто
ново пространство и было именно та
ковым абсолютным! Так что нужно
чтко осознать, что принцип инерции
Галилея (или первый закон механики
Ньютона) в реальном пространстве не
соблюдается.
В начале XX века небесная механика
Ньютона была подправлена теорией
относительности (ТО) А. Эйнштейна,
которая является основой современ
ной парадигмы. А первым постулатом
ТО было: Эфира нет. Этим постула
том сам автор ТО узаконил пустоту
абсолютного пространства Ньютона.
Такой вывод последовал из резуль
татов эксперимента Майкельсона
Морли. Целью эксперимента, прове
днного ещ в 1881 году, было обнару
жение эфирного ветра. До конца XIX
века вс пространство было заполнено
недвижимым эфиром, в котором пла
вали все планеты Солнечной системы.
И поскольку наша Земля имеет сред
нюю скорость на орбите около 30 км/с,
то она должна была преодолевать
эфирный ветер с такой же скоростью.
Результаты эксперимента показали, что
эфирного ветра нет. Для объяснения
его отсутствия автор модели непод
вижного эфира Лоренц и независимо
от него Фицжеральд выдвинули гипо
тезу: движение относительно эфира
слегка изменяет линейные размеры тел.
Каменная плита, составляющая глав
ную плоскость прибора Майкельсона
Морли, благодаря е движению
сквозь пространство, занятое эфиром,
укоротилась бы в направлении движе
ния. Результат эксперимента не отвер
гал бы свободного движения эфира
сквозь пространство, занятое Землй.
Авторы этой гипотезы предложили
и математическое обоснование фор
мулы сокращения размеров тел, дви
гающихся в эфире. Гипотеза Лоренца
Фицжеральда давала возможность
сохранить эфир и объяснить отсутствие
эфирного ветра при эксперименте Май
кельсона Морли. Но автор ТО посту
лировал: Эфира нет!, а математи
ческий аппарат вс же вошл в ТО.
В Калининградской правде от 29
октября 2011 года в статье Форма
гравитационного поля автором было
заявлено:
Гравитационное поле это
плоский круговой поток неинертной ма
терии (эфира или физического вакуу
ма). Такую форму гравитационного
ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА
Об аномалии Пионеров
поля имеет и Солнце. В этом потоке
дрейфуют все планеты Солнечной си
стемы. Именно поэтому они много мил
лиардов лет следуют по своим орби
там и не тормозятся.
Эта гипотеза ав
тора сохраняет эфир, объясняет от
рицательный результат эксперимен
та Майкельсона Морли. Эфирный
ветер со скоростью 30 км/с не был
обнаружен, так как именно по этому
ветру Земля со скоростью 30 км/с дви
жется вокруг Солнца.
Вывод: модель неподвижного эфи
ра Лоренца не верна. А его математи
ческие преобразования относятся к
реальному физическому пространству
точно так же, как эпициклы и диффе
ренты Клавдия Птолемея к реальным
орбитам планет Солнечной системы,
то есть это чисто математическая мо
дель.
Космический аппарат типа Пионер,
имеющий траекторию, пересекающую
поперк гравитационный поток Солн
ца, тормозится. Своим поведением он
демонстрирует, что физическое реаль
ное пространство это материальная
среда, и ничто материальное ей не чуж
до, то есть пространство имеет вполне
конкретную упругость (определяющую
скорость света), вполне конкретную
вязкость (определяющую торможение
КА и других тел). Так что было бы стран
но, если бы двигающиеся в реальном
пространстве тела не тормозились!
По величине торможения КА следу
ет установить численное значение вяз
кости пространства и учитывать е при
последующих их запусках.
Владимир ЗОЛОТАРСКИЙ,
инженер, действительный член
МОИП, ветеран РКК Энергия
Одним из важнейших
результатов миссий
космических аппара
тов (КА) Пионер и Во
яджер явилось обна
ружение эффекта их
проявляющегося со
временем торможе
ния, природа которого
остатся загадкой.
Начиная с девяностых годов про
шлого века, в определнных кругах
считается признаком хорошего тона
все события советского периода осве
щать в чрно белой гамме с преоб
ладанием чрной краски.
Этот прим
служит своего рода паролем для входа
в обширное пространство большинства
российских СМИ самого раз
ного уровня. Постепенно
практически вся отечествен
ная история предстат перед
нами настолько мифологи
зированной, что люди стар
шего поколения просто пе
рестают узнавать сво время
и свои дела, которые вспо
минают со светлыми чувства
ми, так как привыкли ими
гордиться. Более того, видя
мало логики в развитии на
стоящих событий, наши со
отечественники с лгкостью
поддаются этой пошлой ми
фологизации собственной
истории, не замечая очевид
ных неувязок и нестыковок в
навязываемых им околона
учных версиях.
Вот один из
мифов, которые в большом
количестве возникли и про
должают возникать вокруг
полта Юрия Гагарина.
В 2011 году, в период празднова
ния 50 летия триумфа советской кос
монавтики, в СМИ муссировалась
версия, что накануне пуска косми
ческого корабля (КК) Восток с че
ловеком на борту был подготовлен
проект сообщения ТАСС на случай
гибели Ю.А. Гагарина. Точнее, гово
рилось, что якобы было подготовле
но три проекта сообщений для раз
ных вариантов возможных исходов
полта: при успешном выполнении
программы пуска, на случаи неудач
ного приземления и гибели пилота.
Подобная информация появлялась
в различных печатных изданиях, в
Интернете, даже в официальных
выпусках новостей и в интервью с
ветеранами космонавтики. Мне до
велось увидеть телесюжет, в кото
ром сотрудники архива, находясь в
хранилище, показывали коробки, в
одной из которых когда то лежал
документ с текстом сообщения ТАСС
на случай гибели Гагарина.
Для непосвящнного зрителя это
выглядело очень убедительно. У авто
ра, знакомого с архивной деятельнос
тью не по книжкам, данный сюжет вы
звал, мягко говоря, недоумение. Пред
ставьте ситуацию: в архивном деле все
листы подшиты и пронумерованы,
сверка их происходит планово один
раз в пять лет, а то и чаще. И вдруг
одного листа не стало! По чьей воле?
Для какой цели? Что должен думать
обыватель об архиве, в котором исче
зают ценнейшие документы?
Правда, бывают форс мажорные
обстоятельства: пожар, затопление в
результате прохудившейся крыши. Но
тогда утрачиваются многие докумен
ты. В данном же случае речь шла об
утере одного листа. Размышляя над
такой ситуацией, надо помнить, что для
архивиста сохранность документа
первая заповедь, и в этом отношении
сотрудники архивов являются ответ
ственнейшими людьми.
До сих пор очень хочется спросить у
вещавших на весь мир архивистов (если,
конечно, это действительно были они):
видели ли эти люди содержание своих
фондов, прежде чем делать подобные
заявления? Может быть, стоит загля
нуть в эти самые архивные коробки: что
же там лежит и действительно ли одна
бумажка могла быть утеряна?
При работе над сборником архивных
документов Первый пилотируемый
полт мне представилась возмож
ность соприкоснуться с большим ко
личеством документов, рассказываю
щих об этом историческом событии.
Среди свидетельств той эпохи есть и
упоминаемые проекты сообщения
ТАСС. Но сначала познакомимся
с содержанием докладной запис
ки, посланной в ЦК КПСС накану
не полта, 30 марта 1961 года.
Из текста следует:
Первое сообщение ТАСС о
запуске корабля спутника с че
ловеком считали бы целесооб
разным опубликовать немедлен
но после получения данных о
выходе корабля спутника на ор
биту. Второе сообщение ТАСС
опубликовать после возвраще
ния космонавта на Землю.
Проекты сообщений ТАСС при
лагаются.
Считаем целесообразным
публикацию первого сообщения
ТАСС сразу после выхода ко
рабля спутника на орбиту по сле
дующим соображениям: а) в слу
чае необходимости это облег
чит быструю организацию спа
сения; б) это исключит объявле
ние каким либо иностранным го
сударством космонавта разведчиком
в военных целях.
В случае невыхода корабля спутни
ка на орбиту в связи с недобором ско
рости он может опуститься в океан. В
этом случае также считаем целесооб
разным опубликовать сообщение ТАСС
для облегчения спасения космонавта.
Проект сообщения ТАСС для этого слу
чая также прилагается
(АП РФ. Ф.З.
Оп. 47. Д. 278. Лл. 103 104. Подлин
ник).
Документ подписан председателем
ВПК Д. Устиновым, министрами четы
рх отраслей народного хозяйства
К. Рудневым, В. Калмыковым, П. Де
ментьевым, Б. Бутомой, вице прези
дентом АН СССР М. Келдышем, мини
стром обороны СССР К. Москаленко,
главкомом ВВС К. Вершининым, заме
стителем начальника Главного штаба
ВВС по боевой подготовке Н. Камани
ным, председателем КГБ И. Ивашути
ным, главным конструктором КК Вос
ток С. Королвым.
Итак,
документы свидетельствуют,
что действительно перед полтом пер
вого человека в космос были заготов
лены тексты трх сообщений ТАСС, но
их содержание не предусматривало
варианта гибели космонавта.
Первое
сообщение должно было известить мир
о старте пилотируемого корабля, вто
рое о его успешном возвращении,
третье о приземлении пилота в не
расчтной точке за пределами Совет
ского Союза в случае неудачного пол
та. Желающие всегда могут с этими
документами ознакомиться, несмотря
на вышеприведнное заявление со
трудников архива. Специально для них
указываю архивные поисковые данные:
Фонд 3. Опись 47. Дело 278. Ли
сты в деле 96 99. Читателю же
предлагаю ознакомиться с фотокопи
ями упомянутых документов.
В качестве комментария хочу поде
литься воспоминанием о встрече с глав
ным конструктором бортовых источ
ников тока космической техники Нико
лаем Степановичем Лидоренко. Не
сколько лет назад он рассказывал о
заседании Госкомиссии, на котором
принималось окончательное решение
о пилотируемом полте, как трудно это
Архивная мифология
Архивная мифология
решение далось: первый полт, прин
ципиально новая техника, два преды
дущих пуска прошли практически без
замечаний. Но что такое два пуска?
Очень мало, чтобы с уверенностью га
рантировать успех.
В процессе подготовки полта были
приняты жесточайшие меры к повы
шению его наджности. На производ
стве был введн тройной контроль всех
операций изготовления, сборки и ис
пытаний корабля Восток 3А. Тща
тельно разрабатывалась схема аварий
ного спасения космонавта на всех уча
стках выведения корабля на орбиту.
Были задублированы все системы ко
рабля на случай отказа какой либо из
них, сам пилот готовился к предельно
допустимым перегрузкам.
Все силы были
брошены на достиже
ние успеха. Именно
потому, что готовили
выполнение програм
мы полта, потому,
что проводили раз
личные мероприятия
для обеспечения ус
пешного возвраще
ния космонавта,
именно потому, что
не могли позволить
себе рисковать чело
веческой жизнью,
потому и решение о
пуске принимали тя
жело. Первым взял
на себя ответствен
ность С.П. Королв
Никто не давал аб
солютной гарантии
успеха (как нет е и
сейчас), этот самый
первый полт мог за
кончиться по разно
му. Но
грош цена
была бы всей совет
ской науке и промыш
ленности, всей систе
ме решения гранди
озных задач, если бы
при подготовке пер
вого в истории пило
тируемого полта в космос в качестве
запасного варианта планировали ги
бель космонавта.
А нашим соотечественникам, слиш
ком доверчивым к подобного рода сен
сациям, хочу напомнить всегда акту
альное изречение Козьмы Пруткова:
Зри в корень!, что применительно к
нашей проблеме означает: читай пер
воисточники и думай самостоятельно.
Любовь ВЕРШИНИНА