background image
По Онеге
По Онеге
C
M
Y
K
четверг
k
77, 12 июля 2012 г.
Ведущий
Валерий
СОКОЛОВ
94
Часть третья
В апрелемае группа коро
лвских туристов отправи
лась на самодельной всель
ной лодке покорять реку Оне
гу, что течт в Архангельской
области. Состав экспедиции:
Николаич (капитан), Макси
мыч (боцман), Алексеич (мат
рос и кинооператор) и автор
этих строк (штурман и лето
писец). Окончание. Начало в
КП от 21 и 28 июня.
Белое море. Отлив.
6 мая
АПЕЛЬСИНОВАЯ ЛУНА
Прохладным утром снова прогудро
нили лодку и отправились далее. Сде
лали стоянку на левом берегу, который
медленно поднимался вдаль.
На вер
шине в километре от воды, располо
жилась деревня Посад (бывшее Тур
часово). В ней, на высоком земляном
плато, видном на многие километры,
особенно с реки, находятся уникаль
ный памятник русской северной архи
тектуры деревянная кубовая Преоб
раженская церковь 1786 года пост
ройки и деревянная башня колоколь
ня (1793 год).
Многоглавая церковь ве
личественно возвышается над всеми
строениями. Видно, что е кровля уже
разрушается, и кое где она подлатана.
В деревне есть магазин, укрытый в быв
шем строительном вагончике. Продав
щица там постоянно не сидит, желаю
щие что либо купить просто приходят
к ней домой (живт рядом) и просят
открыть эту лавочку. Многие дома в
деревне пустуют и разрушаются. Кар
тина, типичная для русского Севера
нашего времени. Как нам сообщила
местная жительница, в Посаде и окре
стных деревнях жило более 200 чело
век. Грянула перестройка, за ней
прочие потрясения, и молоджь потя
нулась в другие края в поисках лучшей
жизни. Оставшиеся мужчины занима
ются лесозаготовками, рыбалкой охо
той, а нестойкие просто спиваются.
Женщины, как обычно, занимаются
домашним хозяйством и мелкими сель
хозработами. Сейчас хорошо, если 40
человек набертся. Асфальтированных
дорог, ведущих к деревне, нет, един
ственная улица укрыта бетонными пли
тами от распутицы.
Мы отъехали от Посада, погода нео
жиданно наладилась, появилось солн
це. Мы шли, с грустью рассматривая
полуразрушенные деревни на обеих
берегах реки. Около упавшей в воду
гигантской берзы сделали стоянку,
скромно отметили День святого Геор
гия Победоносца, покровителя Моск
вы. И разморнные долгожданным сол
нышком, даже немного поспали на
травке. Остаток дня гребли в благо
стной тиши, река напоминала вытяну
тое озеро. Таким медленным здесь ока
залось течение.
Встали на ночь недалеко от дерев
ни Кялованги. Неожиданно впотьмах,
из за леса, появилась луна гигант
ских размеров, причм апельсиново
го цвета. На лгкой ряби Онеги отпе
чаталась е дрожащая дорожка, тоже,
конечно, с рыжинкой. Мы поспешили
настроить свою фото и видеоаппа
ратуру на это невиданное зрелище.
Постепенно луна приобретала свой
естественный холодно серебристый
свет, но в размерах не изменилась.
Художник Куинджи мог бы здесь со
здать ещ один свой шедевр: Лун
ная ночь на Онеге.
7 мая
ВСТРЕЧА С РЕЧНЫМ ГАИ
Опять погода испортилась, полил
мелкий дождик, правда, ветер в ос
новном вс же дул нам в спину.
Сдела
ли интересную стоянку в деревне Пи
яла. На высоком берегу шедевры
русского деревянного зодчества: вы
соченная шатровая Вознесенская цер
ковь (1654 год) и колокольня (1700
год).
Осматриваем их. На запертой
двери церкви прорезь с надписью
Пожертвования на ремонт храма Воз
несения. Рядом свалена куча брвен,
по видимому, намечаются реставра
ционные работы. Около колокольни
видны следы работы по упреплению
фундамента. Колокольня немного на
кренилась и со временем может рух
нуть в сторону реки (Пияльская
почти Пизанская башня!). Со слов
местных обитателей, раньше здесь
была ещ одна церковь, но она сгоре
ла от молнии. Рядом на берегу ос
татки старого кладбища. Хорошо со
хранились намогильные памятники
семьи Малыгиных, живших во второй
половине XIX века.
Садимся в лодку, идм дальше, и
тут нас ждт новое приключение. Слы
шим шум мотора, нас догоняет катер
да не простой: надувной катама
ран Стрингер с кабиной и мощным
двигателем. Оказалось, что это катер
ГИМС Государственной инспекции
по маломерным судам, водного ана
лога ГИБДД. Экипаж два сотруд
ника в униформе. Они представились,
показав свои служебные удостовере
ния, и указали на наши нарушения.
Да мы и сами об этом знали. У нас
лодка не имела бортового номера (на
дороге это вс равно что машина без
госномеров), не у каждого члена эки
пажа был надет спасательный жилет
(тут я главный разгильдяй: у меня
спасжилет наполняется воздухом и
его очень удобно использовать для
сидения на банке (скамейке) во вре
мя гребли). Выяснилось, что у нас нет
документов на лодку, аптечки, якоря,
запасного весла и ещ чего то нуж
ного.
Конечно, мы знали о существовании
ГИМСа, но во время предыдущих путе
шествий на лодке (а это пять навига
ций) е инспекторы нас не трогали,
хотя мы предусмотрительно заручи
лись солидной поддержкой городско
го спорткомитета в виде мандата (мар
шрутно квалификационного листа). В
сей бумаге наш вояж был назван
спортивно туристической краеведчес
кой экспедицией, здесь же указаны
благородные цели похода (изучение
водных ресурсов России, пропаганда
туризма, знакомство с достопримеча
тельностями и так далее). Документ
заканчивался предложением всем
должностным лицам, вошедшим в кон
такт с членами экспедиции, оказать в
пределах своей компетенции содей
ствие экспедиции в выполнении по
ставленных перед нею задач.
Сотрудники посмотрели на наш ман
дат и наверняка поняли, что реальной
силы он не имеет. Строго говоря, нас
ожидал штраф, и в запасе на этот слу
чай был денежный резерв. Но ГИМСов
цы пожалели нас. То ли вид у нас был
внушающий доверие, не преступно во
ровской, то ли потому что сегодня
состоялось вступление Владимира Пу
тина в должность Президента России,
но нас штрафовать не стали. Мы пого
ворили с этими бравыми ребятами за
жизнь, они подсказали, как лучше
идти дальше (скоро река раздвоится) и
заодно сообщили радостную весть: с
25 мая регистрация таких мелких су
дов, как наше, будет отменена.
Неужели настанет конец мучениям
рядовым любителям покататься на лод
ке по рекам и озрам? Наши гости ис
кренне удивились беспорядкам, про
шедшим накануне в Москве (несоглас
ные с инаугурацией Путина протесто
вали на Болотной): И что это вам в
столице спокойно не живтся? Мы
попрощались с добрыми инспектора
ми, и они, включив двигатель на всю
мощь, умчались на онежский простор.
Да, люди на Севере, даже если при
исполнении это особая закваска.
Наконец мы дошли до села Чекуева,
где река напомнила Т образный пере
крсток. Она раздели
лась на два рукава, и мы
по рекомендации инс
пекторов ГИМСа пошли
налево, по Малой Онеге,
более короткой дорогой.
Ветер ударил в лицо, ог
ромные волны пытались
прибить лодку к берегу.
Шли до темноты, искали
полянку, где можно ук
рыться от ветра. У кост
ра вспомнили, что сегод
ня День радио. Сото
вая связь опять не рабо
тала уже третий день
подряд. В Королве наши
родные были близки к
тревоге за пропавшую
экспедицию.
8 мая
ПОСЛЕДНИЕ ПОРОГИ
К утру ветер стих, об
лака разбегались и ис
чезали, чаще показыва
лось солнышко. Около послка Усть
Кожа по ошибке свернули в реку Кожу
(она здесь очень широкая), которая
впадала в Онегу. Указателей ведь на
реках почти нет! Но быстро ощутили
свой промах (гребм, а почти не двига
емся вперд), развернулись и пошли
до слияния с правым рукавом Онеги
Большой Онегой. Здесь река сразу ста
ла шире, полноводнее, между берега
ми километр, а то и более. Солнце
светило так ярко, что во время обеден
ной стоянки два добровльца, Макси
мыч и Алексеич, разделись и
полезли в холодную воду ис
купаться. По баньке соскучи
лись, уже 12 дней мы без го
рячей воды и душа. К вечеру
прошли деревню Порог, за
которой после железнодо
рожного моста, соединяюще
го Архангельскую область с
карельским Беломорском,
началась ещ одна гряда по
рогов. Пять километров лод
ку несло по бурным пенящим
ся волнам, но нас это не испу
гало, ибо мы знали, что это
последние на реке пороги.
Встали на ночь на крутом
лесистом берегу. Около сто
янки огромный камень,
поросший разноцветным
мхом. Ну как на нм не прове
сти фотосессию! А наше мес
то оказалось посещаемым. В
поисках дров мы наткнулись
на избушку для отдыха. Ря
дом с ней всевозможная
утварь для приготовления еды на кос
тре и для игр на свежем воздухе. Тут же
плетные корзины для рыбной ловли,
поленницы заготовленных берзовых
дров. Хозяев не видно, входная дверь в
избушку прикрыта и подпрта палкой.
Никаких замков!
Солнце медленно садилось в реку,
играя на волнах и приглашая нас на
сладиться этим волшебством.
9 мая
У БЕЛОГО МОРЯ
В День Великой Победы встали рано,
в 6 часов утра. Костр, чак на утренней
прохладе. Небо чистое, солнце отогре
вало уставшую от холодов землю. Мы
весело гребли, до конечной точки мар
шрута всего два часа пути. Накануне
местные ребята дали нам телефон жи
теля города Онеги, у которого мы смо
жем оставить нашу лодку. Мы с ним
созвонились, он уже ждал нас на бере
гу у своего строящегося дома. А вот и
сам город.
Вышли на берег, познакомились с
онежцем, у которого оставим лодку.
Разгрузились, лодку подняли на берег
и установили килем кверху на два брв
нышка. Здесь она будет нас ждать для
новых путешествий. Максимыч с при
сущей ему энергией установил кон
такты с местными автолюбителями,
ведь нам ещ добираться до Архан
гельска. А 9 мая, в солнечный День
Победы, это сделать не так просто. Но
нашлся добрый молодец Андрей, ко
торый на своей легковушке Hyundai
согласился добросить нас в столицу
Приморья. На осмотр города нет вре
мени надо ехать, чтобы успеть к
московскому поезду. Дорога Онега
Архангельск типично наша, рус
ская. Три часа мы тряслись, дважды
пересекали ручьи, один раз вытаски
вали машину из грязи. Одно порадо
вало: дорога выходила на самый берег
Белого моря. Мы здесь сделали спе
циальную остановку. Полюбовались
узорами неба над морем, побродили
по песочку, попрыгали по камням, ко
торых в прибрежной зоне превеликое
множество, и даже пособирали створ
чатые ракушки, которые в изобилии
валялись на песке. Перед Северод
винском колдобины закончились. Сам
этот город очень красивый и чистый.
Мы даже проехали около проходных
знаменитого на весь мир Севмаша
предприятия, где изготавливают
атомные подводные лодки. Ещ пол
часа и мы в Архангельске, на же
лезнодорожном вокзале. Поезд на
Москву отходит через полтора часа,
билеты есть, причм с праздничной
скидкой. Ура, повезло! Даже осталось
время на закупку местных сувениров.
НАША СПРАВКА
Город Онега находится в
устье реки Онеги, которая
впадает в Онежскую губу Бе
лого моря. Город вытянут
на 14 км вдоль реки. Извес
тен с 1137 года под названи
ем Погост, упоминался в ус
тавной грамоте новгородс
кого князя Святослава Оле
говича. Одно время это по
селение принадлежало нов
городской посаднице Мар
фе Борецкой, затем было
конфисковано и стало соб
ственностью Москвы. Ста
тус города Онега получила
в 1780 году по Указу Екате
рины II.
Ныне здесь проживает
чуть более 20 тысяч чело
век. Есть морской порт, же
лезнодорожная станция, не
большой аэродром. Онега
родина полярного исследо
вателя Александра Кучина,
первого русского, вступив
шего на материк Антаркти
да (в составе экспедиции
норвежца Руала Амундсена
на Южный полюс).
Храм в Посаде.
Закат на Онеге.
Валерий СОКОЛОВ
Фото участников похода по Онеге
И вот мы в поезде, настало время
подвести итоги. Прощай, русский Се
вер! Три года подряд мы бороздили
твои реки, прошли на вслах Волог
ду, Сухону, Северную Двину, Онегу.
Общий пробег за три навигации
1660 километров за 36 ходовых
дней. Встретились с интересными
людьми, соприкоснулись с уникаль
ными памятниками русского зодче
ства. Полюбовались неброской кра
сотой суровых северных пейзажей,
волшебством закатов и восходов
солнца. Нередко боролись с порога
ми, сильными волнами, встречным
ветром, снегом, дождм. Здоровье,
как минимум, не пошатнулось, а в
некоторых частях организма даже
окрепло. Лучше узнали и себя, и
друг друга, что тоже немаловажно.
И главное, не пропало желание сно
ва отправиться в дальние дороги,
которые манят новыми приключе
ниями.