background image
суббота
k
78, 14 июля 2012 г.
ДАЛКОЕ БЛИЗКОЕ
Выставка отражает многообразную
деятельность Константина Коровина в
живописи, театре, монументальном ис
кусстве. Экспозиция станковой живо
писи построена по разделам: Творче
ство 1880 1890 х годов, Портрет,
Север, Охотино. Деревенские пейза
жи, Париж, Крым. Гурзуф, Нок
тюрны, Натюрморт, Предреволю
ционное искусство, Эмиграция. При
мечательно, что ряд известных работ
написан художником в наших краях.
Константин Алексеевич Коровин ро
дился 23 ноября (5 декабря) 1861 года
в Москве в купеческой семье. В 1875
году он поступил на архитектурное от
деление Московского училища живо
писи, ваяния и зодчества, а затем пере
влся на отделение живописи. В ран
нем творчестве Коровина особенно за
метно влияние его учителей А.К. Сав
расова и В.Д. Поленова.
С большим
чувством признательности, писал
впоследствии Константин Коровин,
я вспоминаю своих учителей живопи
си. Милого друга Василия Дмитриеви
ча Поленова. Какой скромной души был
этот прекрасный художник! Как он лю
бил нас Левитана, меня и Ф.И. Шаля
пина
В монографическом очерке Жизнь
и творчество, посвящнном Корови
ну, искусствовед и историк Нина Моле
ва пишет, что творческими поисками
отмечены его работы, выполненные на
Клязьме, в Жуковке, неподалку от
Москвы, где жили на даче Поленовы.
В этом дачном послке по Северной
железной дороге (станция Болшево)
семья Поленовых проводила лето в
1887 1889 годах.
Здесь на подмосковной даче Поле
нова Константин Коровин провл часть
лета 1887 года. Живописец и жена Ва
силия Дмитриевича Наталья Васильев
на Поленова писала художнику Илье
Семновичу Остроухову 8 августа 1887
года из Жуковки:
Кроме абрамцев
ских (семья С.И. Мамонтова), были у
нас как то оба брата Коровины. Сергей
Коровин кончил пока копию и уехал на
манвры
Наталья Поленова сооб
щала Остроухову из Жуковки 29 авгус
та 1887 года:
Между нами
будь сказано, только не гово
рите этого Савве Ивановичу,
на него нехорошо повлияла
поездка во Владимир с Коро
виным... Они, видно, так на
электризовали друг друга
описанием своих нервных
ощущений и пониманием друг
друга, что просто беда
Как пишет Н. Молева,
Ко
ровин тяжело заболевает на
почве нервного истощения и
переутомления болезнью, ко
торая рецидивами тянется до
конца его жизни, сказываясь
на общей работоспособнос
ти, обрекая художника на по
стоянную бессонницу.
Летом и осенью 1888 года
Константин Коровин снова
жил в семье Поленовых в
Жуковке
, где одновременно с
ним работали В.А. Серов, М.В.
Якунчикова, Е.Д. Поленова,
И.С. Остроухов, М.В. Несте
ров. Живописец Елена Дмит
риевна Поленова, сестра Ва
силия Дмитриевича, писала
друзьям из Жуковки в июне
1888 года:
Теперь, в Жу
ковке, я попала в компанию на ред
кость художественную; нас на этюд
ходит шесть человек. Из всех живущих
здесь только один не занимается жи
вописью, и тот музыкант... Я подымусь
из Жуковки, когда уж исчерпаю то, что
представляет художественной пище
жуковская природа и собравшееся в
Жуковке общество. Здесь живт К. Ко
ровин, приезжает часто Остроухов,
Увидимся, может быть,
опять на этой речке
живт М.В. Якунчикова (Мария Василь
евна Якунчикова Вебер (1870 1902),
живописец пейзажист и офортист.
Л.Г.), брат много работает; словом, есть
у кого поучиться и нужно пользовать
ся этим
Об увлечении творческой атмосфе
рой Жуковки Поленова писала и в кон
це лета того же года:
вот и август
начинает кончаться, а я вс ещ захл
бываюсь работою в Жуковке. Погода
стоит чудная, компания продолжает
быть ужасно вдохновительной, на днях
к ней ещ прибавился Нестеров. Все
продолжают работать с удивительным
воодушевлением и энергией. О резуль
татах, разумеется, говорить надо пос
ле, но, во всяком случае, самое ощуще
ние ужасно хорошее, когда работается
оживлнно и с верой
В Жуковке Коровин написал такие
известные произведения, как Настур
ции (1888), За чайным столом
(1888) (обе музей заповедник В.Д.
Поленова), В лодке (1888, Государ
ственная Третьяковская галерея). Кар
тину Настурции, по мнению Нины
Молевой,
трудно определить в отно
шении жанра. Коровин пишет срезан
ный угол террасы, увитый огненными
всплесками настурций, посыпанную
белесоватым песком площадку перед
ней, чуть в глубине деревья, сплош
ной зеленью закрывающие задний
план, и две фигуры женщина в свет
лом платье на площадке и мужчина на
террасе. Вс залито лучами солнца;
воздух насыщен почти физически ощу
тимым светом. При этом воздушная
среда служит художнику своего рода
основой, позволяющей выявлять ос
вещнные предметы. Такой подход к
пленэру особенно ясно проявляет себя
в другой картине того же цикла За
чайным столом. По меткому опреде
лению Остроухова, это жанр с интере
сом натюрмортиста. Живописец с ув
лечением подходит и к людям, и к при
роде, и к предметам, передавая общее
настроение сидящих за столом людей
и свежесть раннего летнего утра, кото
рая начинает растворяться в потоке
солнечных лучей. Состояние людей и
природы воссоздатся колоритом и
трактовкой композиции.
На картине За чайным столом
изображены Е.Д. Поленова, В.А. Зи
беров, Н.В. Поленова, М.В. Якунчи
кова. На своей не менее известной
картине В лодке Коровин изобра
зил себя и М.В. Якунчикову. К этой
работе тематически примыкает Пей
заж с лодкой, находящийся ныне в
Минске.
Жуковские работы стано
вятся отправной точкой в
новых поисках Коровина
,
отмечает Нина Молева. Уже
в этих работах он интуитивно
использовал импрессионис
тические примы. Импресси
онистический характер жу
ковских работ несомненен.
Но это не этюды с натуры (а
именно в подмене картины
этюдами обвиняли Корови
на художники старшего по
коления и критики), а произ
ведения, воплощающие но
вую для русской живописи
концепцию. Ведь Коровин
писал их долго, по эскизам.
Надо особенно подчеркнуть,
что, чувствуя близость свое
го искусства к живописи
французских импрессионис
тов, Коровин не повторял их
примов. Так, в жуковских
работах отсутствует мимо
лтность образа, свет и воз
дух не растворяют в себе
материальности и пластики
предметов. Вс объмно, ма
териально, весомо в карти
нах За чайным столом, В
лодке, Настурции. По своей живо
писной манере к жуковским произве
дениям примыкают произведения, вы
полненные Коровиным во время путе
шествия с Саввой Мамонтовым по стра
нам Европы во второй половине 1888
года.
В картинах жуковского цикла, как
отмечает искусствовед А.П. Гусарова,
получает дальнейшее развитие пленэ
ризм Коровина. Краски становятся
светлее и чище. Композиция приобре
тает вс более свободный и асиммет
ричный характер. Художник прибегает
к острым ракурсам (В лодке), фраг
ментарности изображения, вс более
последовательно он идт к импрессио
низму. Эти работы Коровина отмечены
новыми для русской живописи тенден
циями. Им свойственна особая, лири
ческая интерпретация натуры, отража
ющая мироощущение иного поколе
ния, иной положительный идеал, иной
художественный строй. Большее зна
чение, в сравнении с сюжетом, в них
обретали передача воздуха и света,
многоцветие мира, выявление в натуре
состояний, близких переживаниям
людей. Произведениям жуковского
цикла свойственны полнота воплоще
ния красоты натуры, стремление к мак
симальной правде видения. Однако
на центральной картине цикла За
чайным столом не портреты лю
дей, не их характеристики интересуют
художника. Главное в ней передача
общего настроения, которое непредв
зято и непреднамеренно фиксируется
глазом. Концепция картины в какой то
мере перекликается с групповыми ком
позициями Огюста Ренуара, наполнен
ными светом и воздухом. Коровин тоже
превосходно почувствовал дыхание
летнего утра, те ощущения, которые
испытывает человек в эти ранние часы,
когда дышится легко, полной грудью.
Палитра мастера необыкновенно чис
та, краски сверкают, серебристые реф
лексы сообщают всему светоносность
и воздушность. С их помощью вс при
водится в единую цветовую гармонию.
Принципы импрессионистического по
строения композиции выступают и в
работе В лодке. Срезанная рамами
лодка поставлена по диагонали. Фигу
ры на ней посажены асимметрично.
Благодаря этому передано ощущение
неустойчивости, медленного покачи
вания лодки на воде. Пленэрная живо
пись этого произведения помогает
живописцу создать обобщнный образ
лета.
Неслучайно учившийся в мастер
ской Коровина народный художник
СССР Б. Иогансон назвал его Моцар
том живописи.
Написанные в Жуковке этюды и
картины Коровина получили одобре
ние высоко ценимого им Поленова и
близких друзей. Участвуя в 8 й выс
тавке Московского общества люби
телей художеств, Константин Коро
вин за картину За чайным столом
получил вторую премию за жанр и
третью премию за пейзаж Осень.
Аллея в Жуковке.
В 1923 году художник вместе с
семьй уехал в Германию, а затем во
Францию, где прошли последние годы
его жизни. Находясь в эмиграции в
Париже, Константин Коровин получил
письмо от жены Василия Дмитриевича
Поленова Натальи Васильевны с сооб
щением о его смерти (умер 18 июля
Государственная Третьяковская галерея знакомит зрителей с масштабной ретроспективной
выставкой выдающегося живописца Константина Алексеевича КОРОВИНА (18611939), заслу
жившего славу первого русского импрессиониста. На ней представлены около 240 лучших
произведений художника из Третьяковской галереи, 22 музеев России, из Казахстана и Белорус
сии, а также из частных коллекций. Ретроспектива проводится в залах галереи спустя девяносто
лет после первой выставки, организованной в 1922 году при жизни художника. Приурочена она
к 150 летию со дня его рождения.
1927 года). Она трогательно написала
мне, вспоминал Коровин, что
Василий Дмитриевич, умирая от старо
сти, был в полном сознании. За два
дня до смерти он сказал мне, писала
жена. Достань мне этюд Константи
на, речку в Жуковке. И повесь здесь,
передо мной на стене. Я буду смотреть.
А если умру, напиши ему в Париж по
клон, скажи, что увидимся, может быть,
опять на этой речке
Константин Алексеевич Коровин
скончался в Париже 11 сентября 1939
года.
Творчество художника многогранно.
Им оформлены более 80 балетов, опер
и драматических спектаклей, созданы
сценические образы героев для певцов
Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В.
Неждановой, балетных танцоров С.В.
Фдоровой, Е.В. Гельцер, драматичес
ких актров А.П. Ленского, М.Н. Ермо
ловой. Для выставки из разных музеев
отобраны лучшие эскизы декораций и
костюмов к балетам и операм. Настоя
щим открытием для публики станет
показ двух уникальных, чудом сохра
нившихся декораций и костюмов к опе
ре Н.А. Римского Корсакова Золотой
петушок (постановка 1934 года, театр
г. Виши, Франция).
Константин Коровин известен не
только как живописец, но и как архи
тектор и декоратор. В разделе мону
ментального искусства представлены
четыре из десяти панно, исполненных
художником для павильона Крайний
Север Нижегородской художествен
но промышленной выставки 1896 года,
специально отреставрированные к вы
ставке. Они были заказаны меценатом
и промышленником С.И. Мамонтовым,
который, мечтая об освоении и популя
ризации далкого и богатого края, спо
собствовал путешествию К. Коровина
и В. Серова на Север в 1894 году. Через
несколько лет после Нижегородской
выставки по предложению С.И. Мамон
това панно украсили стены главного
вестибюля Ярославского вокзала в
Москве, а в 1961 году были переданы
Третьяковской галерее. Одно из откры
тий выставки декоративное панно
Старый монастырь (1906. ГТГ). По
ступив в собрание Третьяковской гале
реи в 1946 году, оно долгое время хра
нилось в запасниках на Крымском Валу.
Константин Алексеевич обладал и
незаурядным литературным талантом.
Когда утрата зрения вынудила полнос
тью отказаться от изобразительного
искусства, художник продолжал писать
рассказы.
К выставке издан альбом каталог,
превосходящий по количеству произ
ведений состав экспозиции. В него во
шли работы из сорока семи музейных
собраний России и музеев ближнего
зарубежья.
Выставка Константин Коровин.
Живопись, театр в Государственной
Третьяковской галерее на Крымском
Валу, 10, продлится до 12 августа.
Леонид ГОРОВОЙ
* * *
На своей известной картине В лодке
Коровин изобразил себя и М.В. Якунчикову.
На картине За чайным столом изображены Е.Д. Поленова,
В.А. Зиберов, Н.В. Поленова, М.В. Якунчикова.
Осень. Аллея в Жуковке.