background image
четверг
k
83, 26 июля 2012 г.
ФЕСТИВАЛЬ
C
M
Y
K
Московские зрители очень чутко от
носятся в новым веяниям в кино, неда
ром на самых загадочных и недоступ
ных просмотрах публика буквально
кипела у входа в зрительные залы. В
итоге 382 фильма посмотрели 60 000
зрителей, в том числе журналисты, го
сти и участники этого важного в жизни
столицы культурного события.
Конечно, результат конкурса был для
многих неожиданным и даже шоко
вым, ведь он зависел не только от тен
денций развития мирового кино, поли
тических пристрастий и событий, даже
не только от таланта создателей филь
мов, но и от жюри.
* * *
В жюри Основного конкурса вошли
люди с фантастическими поворотами
судеб. Председатель жюри
Эктор
Бабенко бразильский режисср,
потомок русских и польских эмигран
тов, битник, объехавший мир, стал из
вестен в мировом кино после выхода
его фильма Пишоте, основанного на
жизненном материале о детях беспри
зорниках.
Режисср
Сергей Лобан москвич,
по образованию математик, основатель
андеграундного клуба на заброшенном
дебаркадере у Москвы реки, ставшего
центром неформальной культуры. Он
участвовал в конкультурном объеди
нении зАиБи За анонимное и
бесплатное искусство, которое стало
творческим объединением Свои.
Известность Сергей Лобан получил
благодаря ультрамалобюджетной фан
тастической драме Пыль и фильму
Шапито шоу, ставшему сенсацией на
ММКФ прошлого года и получившему
специальный приз жюри.
Известный режисср документалист
Марина Разбежкина автор сорока
документальных фильмов, игрового
фильма Время жатвы, организатор
школы документального кино в Рос
сии, председатель жюри конкурса
Перспективы.
Павел Павликовский председа
тель жюри конкурса документального
кино, Великобритания обладатель
престижной награды Эмми за фильм
Москва Петушки, автор фильма
Путешествия Достоевского, снявший
фильм о нашем популярном политике
Владимире Жириновском, поляк по
рождению, работающий сейчас в Па
риже.
В жюри документального конкурса
работал и
Джон Альперт американ
ский журналист и режисср докумен
тального кино, снявший и кадры войны
в Персидском заливе, и работу спаса
телей в ночь после теракта в Нью Йор
ке 11 сентября 2001 года, и послед
ствия землетрясения в Китае в 2008
году.
Поэтому не удивляет ни сам подбор
фильмов, ни подход многих авторов,
ищущих красоту там, где она, казалось
бы, давно потеряна, по принципу анти
эстетики. Например, в ужасном и уни
женном образе древней старухи при
слуги и уборщицы в собственном доме
в фильме Иштвана Сабо Дверь. Акт
Человеческое лицо поле сражений
В этом году 34 й Московский международный кинофестиваль
вызвал у публики, киноманов и знатоков кино неожиданный
ажиотаж и волнение лица необщим выраженьем, свежим
нестандартным подбором фильмов, неожиданностью выбора
призров и победителя, да и самой атмосферой, волнами
переходившей от равнодушия до восторга и бурного интере
са, буквально борьбы за место в зрительном зале.
риса, играющая главную роль, удиви
тельно жизненна и реальна в своей
игре. Этот фильм не был отмечен
премиями жюри, которое отдало пред
почтение новым веяниям и наградило
главным призом Золотым Святым
Георгием
фильм Отбросы ре
жиссра Тиндж Кришнан, для которой
он стал дебютом в игровом кино. За
лучшую мужскую роль в этом фильме
награждн актр Эдди Марсан, сыг
равший отставного солдата Фрэнка
одинокого, травмированного войной
и жизнью человека, которого в фина
ле добивает его доброта и участие в
судьбе бездомной девушки Линнет,
связанной с бандой молодых нарко
дельцов и растлителей. Он теряет сво
жилище, захваченное преступниками,
и погибает на улице. Жестокость без
башенной орды шокирует, а лицо ак
тра передат все его чувства, как поле
сражения картину поражений и
побед. Да, именно для этого живт
искусство кино, и на встрече со зрите
лями режиссры признавались в пер
вейшей власти эмоций человеческого
лица.
Разрушители как масса и как но
вые герои, которых рождает наш мир,
населяющие историю и современные
города, откуда они, что движет ими
и почему они оказываются вначале
победителями, а затем побеждн
ными? Эта проблема волнует многих
художников, и бездушие
ДухLess
Романа Прыгунова (фильм открытие),
где действие происходит в современ
ной Москве, доводит героя до положе
ния отброса на гигантской помойке,
несмотря на обилие развлечений и чи
стую работу в современных интерье
рах какого то офиса. Адская музыка и
бесчувственные связи, как на службе,
так и вне е, приводят к предательству,
подмене, подвохам, разнообразному
кидалову. Да и как иначе, если суть
жизни в выживании сильнейшего,
наглейшего и хитрейшего?
* * *
Английский режисср Диктинна Худ
за
фильм Разрушители получила на
граду фестиваля в конкурсе Перспек
тивы. Это режиссрский дебют, в ос
нове сюжета история жизни и люб
ви двух братьев. Один из них пережил
душевную травму во время службы в
армии и перестал владеть собой, за
был о контроле над своими эмоциями.
Даже в глухой деревне, куда он приез
жает в гости к семье своего брата, он
не может успокоиться, и разрушение,
постигшее его душу, как проказа, рас
пространяется вокруг, создат некое
отрицательное поле, засасывающее
людей.
Актр Шон Эванс рассказал о своей
работе над ролью, общении с людьми,
на которых разрушительно подейство
вала война: Я знаю их повадки, жес
ты, смех они выбиты из жизни, чу
жие всем, и выйти из роли такого чело
века мне было нелегко с нею сраста
ешься, перетекаешь, и только новая
роль в кино ли, в театре поможет
вернуться к себе.
* * *
В фильме Орда режиссра Андрея
Прошкина (Россия), безусловно, бо
рются две сильные личности митро
полит Московский, чудотворец Алек
сий, и мать хана Джанибека Тайдула,
ослепшая от зрелища казни.
Посланцы хана приехали в Москву
не с просьбой об излечении матери
хана, а по существу властительницы
Золотой Орды, а с угрозой при неис
полнении приказа сжечь непокорный
город. На карту поставлена судьба це
лой страны, и митрополит отправляет
ся в Орду для совершения чуда исцеле
ния. Но божественная благодать при
ходит только после мучительных и очи
щающих подвигов митрополита, пере
нсшего всю муку глумления и страда
ний от варварских обычаев Орды.
Духовный подвиг митрополита не
только вернул зрение ханше, но разру
шил Золотую Орду в самом е сердце,
в самом зачатке. После его отъезда
новый хан не получил кровавое назна
чение от своей ханши. Она не полосну
ла его острим ножа по шее, что озна
чало бы признание нового вождя, по
тому что двое е сыновей на е глазах
были убиты своими братьями конку
рентами. Прозрение не только физи
ческое, но и духовное наступило от
мучительного сознания ужаса и непред
сказуемости судьбы, которое подари
ла Тайдуле временная слепота.
Роза Хайруллина за исполнение роли
Тайдулы получила Серебряного Свя
того Георгия как лучшая исполнитель
ница женской роли. Фильм Орда выз
вал большой интерес у публики и сюже
том, в котором ожила история государ
ства Российского XIII века, и фантастич
ностью быта ордынцев, и, конечно, са
мобытной игрой актров, в поиске кото
рых ассистенты режиссра объехали всю
Евразию. Особенно запомнился Инно
кентий Дакаяров в роли Джанибека,
наивного и жестокого деспота.
На роль митрополита Алексия иска
ли артиста с мощной внутренней энер
гетикой, подстать его герою. Чтобы
побороть всех ордынцев духовно, прой
ти через степной ад, уготованный рус
ским колодникам, принести себя в жер
тву во имя спасения Руси, духовно пре
ображать варварский мир и совершить
чудо во имя Бога, нужна была личность
неординарная, и Максим Суханов спра
вился с ролью достойно.
Фильм снимался летом 2010 года в
степях Поволжья, в страшное время
небывалой жары и смога, на раскопках
того самого Сарая, столицы Орды, в
стихиях воды и огня. Древняя Азия
предстала во всей своей чудовищной
красоте, облитая кровью мучеников,
умытая слезами невольниц, бесшабаш
ная и дикая Жизнь и смерть пере
плетались, как влюблнные змеи в сте
пи, они казались случайностью, зане
снной в мир космическим ветром:
ханы умирали на пирах, и никто не
оплакивал их смерть. Змеиные свадь
бы затевались в степи весной, не обо
шлось и без жертв от укуса паука кара
курта. Но, как считают сами создатели
этого фильма феерии, красоту без
риска воспроизвести невозможно.
Автор сценария Юрий Арабов считает
картину совершенно современной.
Ведь борьба за власть, предательство,
главенство экономических интересов
вс это было и тогда, остатся и
сейчас. Орда проявляется везде и по
сей день. Нынешнее обеднение культу
ры это, по сути, такое же иго, и
разрушает оно Россию не меньше, чем
орда.
Фильм получил приз 34 го Мос
ковского международного кинофести
валя Серебряный Святой Георгий за
лучшую режиссуру.
* * *
Специальным призом жюри Сереб
ряный Святой Георгий награждена
мексиканская
картина Срок годности
режиссра Кении Маркес это е де
бютная картина. История исчезнове
ния человека в пьяной разборке, его
поиск и отдельная жизнь его головы
напоминает пародийные формы детек
тива: старушка и недоумок находят го
лову, преступника и совершают право
судие без участия полиции. В главной
роли опять женщина постбальзаков
ского возраста, и бедность е быта, со
средоточенность е любви на погибшем
никчмном сыне единственное, что
привлекает и вызывает сочувствие. Е
горе искренне, а жизнь такая, что не
знаешь смеяться или плакать. Ботин
ки с покойников из морга, в которых
щеголяют пожилые мексиканцы, свал
ки автомобилей, которыми они зараба
тывают на пропитание, старые продав
ленные диваны, на которых спят герои,
пропавшие головы, живущие сами по
себе, вся эта история была бы смеш
на, когда не была бы столь печальна.
Потусторонний мир, являющийся нам
в виде гостьи или медсестры, доктора
или служанки преследует фантазии ки
нохудожников, и
в фильме Последняя
сказка Риты, снятого по сценарию Ре
наты Литвиновой (Россия), эта тема яв
ляется главной. Сама актриса играет
Смерть, которая представляется привле
кательной леди в медицинском халате,
вежливой и говорливой, на вс готовой,
только бы скорее спровадить молодень
кую героиню к себе на свалку. В то время
как е подруга врач последнего при
бежища корпуса, откуда нет выхода,
занята своими любовными и бытовы
ми драмами, пьт горькую и курит на
крыльце больницы, женщина под опе
кой услужливой Смерти проходит после
днюю процедуру прощания, где ей ни в
чм не отказывают. Уже вс можно и
свидание с женихом в больничном ко
ридоре с текущей крышей, и девичник в
воображаемом кафе, и съмки в витри
не. В воображении героини е железная
кровать проваливается в землю, а спин
ки е становятся оградой могилы.
Родная мать уговаривает е уйти
потому что так надо, пора Жених
примеривает ей подвенечный наряд,
как бы не замечая всего убожества и
безысходности, которой окружена его
любовь. И героиня соглашается, раз
самые близкие люди уговаривают уйти.
Съмки оператора Анастасии Жуко
вой очень изобретательны и красивы,
в них много новых образов, находок,
необычности.
* * *
Среди фильмов конкурса Гала пре
мьеры выделялся
Байконур немец
кого режиссра Файта Хельмера. Ре
жисср рассказал, что о Гагарине и о
приоритете русских в завоевании кос
моса он узнал, будучи уже взрослым,
в школе Западной Германии расска
зывали исключительно об американ
ских астронавтах, покоривших Луну.
Поэтому тема Байконура осталась для
него непознанной. В образе главного
героя Искандера, казаха по прозвищу
Гагарин, который бредит космосом и
находит в степи космическую туристку
Джулию, которую он видел на экране
своего старенького телевизора, режис
ср осуществил вместе со сценарис
том Сергеем Ашкенази свою мечту
провести съмки и собрать материал о
реальном Байконуре!
Сюжет о драгоценной находке в сте
пи вполне мог произойти и в жизни,
детали же быта взяты из реальности.
Магический реализм вот как оп
ределил жанр фильма сам режисср.
Ольга КОМАРОВА,
член Союза кинематографистов,
режисср документального кино
Фильм Орда
режиссра Андрея
Прошкина (Россия).
Фильм Отбросы
режиссра Тиндж
Кришнан.
ДухLess Романа
Прыгунова (фильм
открытие).