background image
вторник
k
87, 7 августа 2012 г.
Выпуск 86
ПОЧТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА КОРОЛВА
После 2030 года предполагается эксплуатация
лунной базы, полты на Марс и астероиды
Геннадий
Райкунов:
В ЦНИИмаше руководил отделом, комплексом,
отделением, Центром прочности. Оставив в 80
летнем возрасте руководящую должность, он про
должает и сегодня трудиться в институте. А.В.
Кармишин выдающийся отечественный уч
ный в области прочности, доктор технических
наук, профессор, заслуженный деятель науки и
техники РСФСР, лауреат двух Государственных
премий СССР и премии Совета Министров СССР,
награждн орденами Ленина, Трудового Красно
го Знамени, Знак Почта и многими медалями,
почтный гражданин города Королва.
Журнал Космонавтика и ракетостроение
2(67) накануне столетнего юбилея А.В. Карми
шина опубликовал ряд посвящнных ему статей.
Одну из них, с согласия автора, мы предлагаем
читателям Города науки.
Первая встреча с Александром Васильевичем
Кармишиным состоялась у меня в 1954 году, ког
да я учился на 4 м курсе механико математичес
кого факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Алек
сандр Васильевич в те годы работал по совмести
тельству доцентом на кафедре теории упругости
и был очень хорошим педагогом. Он читал нам
спецкурс по устойчивости упругих пластин и обо
лочек.
Мне в этом курсе вс было ясно, понятно и
интересно. Поэтому, когда Александр Васильевич
предложил тему курсовой работы Устойчивость
стержней с переменным поперечным сечением,
я сразу согласился выполнять е и принялся изу
чать рекомендованную литературу.
Защита курсовой работы прошла успешно.
Меня удивила нестандартная оценка, данная ра
боте Кармишиным: он назвал е культурной и
Достойный век жизни
достойной отличной оценки. С тех пор мне стала
нравиться наука о прочности и устойчивости
конструкций, которыми занимался Александр
Васильевич, и когда после окончания мною аспи
рантуры он предложил мне распределиться на
работу в НИИ 88 (ныне ЦНИИ машинострое
ния), я, не колеблясь, туда пошл.
С тех пор прошло более 53 лет. До ухода А.В.
Кармишина на пенсию я долгие годы работал под
его руководством, многому научившись у Алек
сандра Васильевича, узнав, что он не только вы
дающийся учный, но и прекрасный человек.
Когда я пришл в НИИ 88, Александр Василье
вич заканчивал подготовку к защите диссертации
на соискание учной степени доктора техничес
ких наук.
Это была первая в нашей отрасли дис
сертационная работа, в рамках которой критиче
ские нагрузки в оболочках находились не анали
тическими, а численными методами, путм заме
ны производных в уравнениях конечными разно
стями значений искомых параметров.
Тогда на нашем предприятии ещ не было
компьютеров, с помощью которых в последую
щие годы удалось сделать огромный шаг вперд
в расчтах не только тонкостенных, но и трх
мерных конструкций. Александр Васильевич
предложил метод, для реализации которого не
требовалось применение сложной вычислитель
ной техники. Он свл задачи расчта устойчиво
сти оболочек к нахождению трх и пятидиаго
нальных определителей, описывающих внешние
сжимающие нагрузки. В этом ему оказала по
мощь Римма Степановна Шолухова старший
инженер отдела 14, которая проводила вычисле
ния, имея в свом распоряжении только элект
рические (а не электронные!) счтные машины
типа Рейнметалл автомат и Мерседес. И это
было показателем того, что даже при такой тех
нике мы могли не уступать лучшим зарубежным
достижениям.
Александр Васильевич был хорошо знаком с
литературой по устойчивости оболочек и стерж
ней, что позволяло ему давать нужные советы
молодым специалистам, приучать их развивать
научный кругозор. Помню, как однажды потребо
валось решить задачу об устойчивости усечнной
подкреплнной конической оболочки, имеющей
три продольных шарнира. Эта задача была связа
на с отработкой изделия Н 1.
Подобные задачи прежде никем не решались.
Александр Васильевич посоветовал прочитать
книгу академика Динника, где описывалась зада
ча об устойчивости трхшарнирного кольца при
действии на него внешнего давления. И хотя в
поставленной задаче речь шла об устойчивости
оболочки не при внешнем давлении, а при осевом
е сжатии, после долгого размышления и анализа
аналогий выход был найден и задача решена. На
выпущенный отчт о работе был получен положи
тельный отзыв заказчика.
Другим примером существенного вклада А.В. Кар
мишина в теорию оболочек является принцип мини
мальных жсткостей.
Его суть состоит в том, что в
ходе расчта устойчивости многослойных пластин и
оболочек, имеющих несимметричную структуру, вво
дится так называемая поверхность приведения, ко
торая рассматривается как аналог нейтральной по
верхности, применяемой при симметричной струк
туре многослойных пластин и оболочек.
Указанный принцип обеспечивает расчт кон
струкций, составленных из многослойных плас
тин и оболочек, с запасом прочности. Физический
смысл полученного результата очевиден: исполь
зуя принцип А.В. Кармишина, можно рассматри
вать не только многослойные линейно упругие, но
и многослойные физически нелинейные пласти
ны и оболочки. Указанные выводы получили ши
рокое распространение на практике.
В заключение этой статьи необходимо отме
тить большой вклад Александра Васильевича в
развитие экспериментальной базы отрасли и, в
частности, экспериментальной базы ЦНИИ маши
ностроения. Под руководством Кармишина был
создан отраслевой Координационный совет, ко
торый он возглавлял многие годы. Совет за
нимался оптимальной загрузкой лабораторной
базы, что способствовало ускоренному проведе
нию испытаний, экономии средств и полезному
знакомству специалистов экспериментаторов в
ходе обмена опытом.
За годы модернизации экспериментальной базы
в комплексе, а затем и в Центре прочности
ЦНИИ машиностроения были усовершенствова
ны лаборатории статической, вибрационной, тер
мостатической и ударной прочности изделий от
расли, а позднее к ним добавились лаборатории
отдела динамики и управления полтом.
Особое место в современном Центре прочности
занимает отдел нагрузок и нормирования прочнос
ти изделий отрасли. Этот отдел является головным
при выпуске норм прочности, определении коэф
фициентов безопасности, описании расчтных слу
чаев нагружения и анализе нештатных ситуаций.
Уже после ухода с руководящей должности
Александр Васильевич не терял и не теряет связи
с коллективом, которым руководил с самого его
основания. Он часто дат советы, делясь своим
опытом, накопленным в течение более 60 лет,
участвует в выпуске монографий по тематике
Центра прочности.
Все ученики и коллеги по работе желают
Александру Васильевичу доброго здоровья и
благодарят его за вс, что он сделал для
защиты нашей Родины во время Великой Оте
чественной войны, в послевоенные годы, за
его труд, являющийся примером для всех нас!
Александр Васильевич Кармишин
cын крестьянина бедняка, по
знавший нужду и голод, жизнь в
людях, труд рабочего. Рабфако
вец, студент мехмата МГУ, добро
волец Великой Отечественной вой
ны, закончивший е капитаном ар
тиллерии, кавалер орденов Крас
ной Звезды и Отечественной вой
ны I степени, боевых медалей.
Руководитель и коллега
(Окончание. Начало на с.7)
Роскосмос ориентируется на при
оритет практического использования
космических технологий. Означает ли
это, что пилотируемые программы бу
дут сокращаться?
Космическую деятельность
можно условно разделить на три пос
ледовательных этапа. Это исследо
вание, то есть фундаментальная и
прикладная наука, планетология, ас
трофизика. Следующий этап это
освоение, когда человек пытается
адаптироваться к новым условиям
существования и обеспечить буду
щее использование осваиваемых об
ластей. И наконец, использование
стадия непосредственного полу
чения благ в результате космичес
кой деятельности. Это и телекомму
никация, и дистанционное зондиро
вание Земли, и навигация, и многое
другое. Конечный потребитель ощу
щает результаты лишь последней
стадии, но все они составляют не
разрывное целое в процессе косми
ческой экспансии, о которой гово
рили многие философы, начиная с
К.Э. Циолковского. Эффективность
деятельности на стадии использова
ния во многом определяется успеш
ными работами на двух предыдущих
этапах. Роскосмос обеспечивает
лишь рациональный баланс между
этими этапами. На каких то времен
ных промежутках большая роль от
водится освоению, то есть пилоти
руемым программам, как это было,
например, на этапе строительства
российского сегмента МКС. Но не
обходимо и помнить, ради чего мы
инвестируем огромные средства в
космическую деятельность. И если
пилотируемые программы на около
земной орбите будут приносить прак
тическую пользу, адекватную затра
чиваемым средствам, они будут
только развиваться.
Не надо забывать, что освоение не
заканчивается на околоземной орби
те. И если мы пойдм, как я надеюсь,
дальше, это придаст ещ один новый,
достаточно сильный импульс разви
тию пилотируемой космонавтики. Так
что в целом у меня довольно оптими
стичный взгляд на е будущее.
Не так давно в США осуществлн
успешный эксперимент с запуском ком
мерческого корабля Dragon. Есть ли
шанс, что в России появятся аналогич
ные коммерческие проекты?
Да, США запустили новый кос
мический корабль Dragon. Корабль
этот разработан коммерческой фир
мой Space X. Пока это грузовой ва
риант корабля, и это был его испыта
тельный полт. Разработчики плани
руют создать и пилотируемый вари
ант корабля, возможно, в 2015 году. С
его появлением в будущем будет сни
жена нагрузка на российскую сторону
по доставке грузов на МКС. Если пос
ле 2015 года будет летать пилотируе
мый вариант Dragon это коснтся
и экипажей. Конечно же, программа
пусков наших пилотируемых кораб
лей будет составляться с учтом этого
факта.
Мы для доставки экипажей и грузов
на станцию используем отработанные,
наджные корабли Союз и Про
гресс. Нас они вполне устраивают.
Корпорация Энергия постоянно ра
ботает над их модернизацией, улучше
нием эксплуатационных качеств, по
вышением наджности и безопаснос
ти. Сегодня это уже не те корабли, ко
торые работали 20 лет назад. Однако с
расширением задач по изучению и ос
воению космического пространства
потребуется новая космическая инф
раструктура. Именно на этом направ
лении мы предполагаем сконцентри
ровать свои усилия.
Для решения целого комплекса но
вых задач по проведению научных
исследований, реализации пилотиру
емых полтов на Луну, задач обслу
живания аппаратов в космическом
пространстве Роскосмос запланиро
вал разработку новой перспективной
пилотируемой транспортной систе
мы. На первом этапе создатся ко
рабль для полта на Луну и для про
ведения исследований на различных
орбитах в околоземном пространстве.
Работа над этим проектом уже нача
лась. В 2015 году должны начаться
испытательные беспилотные пуски
нового корабля. На 2018 год запла
нирован его первый пилотируемый
пуск. Далее должны быть созданы
корабли для посадки и взлта на Луне,
межорбитальные буксиры, корабль
для технического обслуживания и
ремонта космических аппаратов на
орбите.
Вы возглавляли комиссию по рас
следованию причин неудачного за
пуска спутников Глонасс М в декаб
ре 2010 года. Были выявлены недо
статки в подготовке разгонного блока
ДМ 03 корпорации Энергия. Устра
нены ли они и когда возобновятся
пуски с использованием этого раз
гонного блока?
В 2011 и 2012 годах ракетно
космической корпорацией Энергия
была проведена большая работа.
Практически все замечания и пред
ложения, которые были отмечены и
зафиксированы в заключении комис
сии, расследовавшей неудачный за
пуск спутников Глонасс М в декаб
ре 2010 года, устранены. Осталось
провести комплексные испытания
разгонного блока ДМ 03 на космод
роме Байконур в составе ракеты кос
мического назначения. Специалиста
ми корпорации Энергия разраба
тывается решение по проведению
таких испытаний, которые, возмож
но, пройдут в четвртом квартале 2012
года или в первом квартале 2013 года.
Срок будет окончательно определн
после проведения экспертизы подго
товленного решения с привлечением
ФГУП ЦНИИмаш и его утвержде
ния Роскосмосом. По результатам
проведения испытаний будет прини
маться решение о допуске разгонных
блоков ДМ к запускам космических
аппаратов. Планируется первый пуск
разгонного блока реализовать с кос
мическим аппаратом связи Эксп
ресс АМ8 в 2013 году.
Почтный гражданин города А.В. Кармишин.
Д.Л. БЫКОВ,
доктор физико математических наук, профессор
Город Королв, улица Пионерская. Отсюда из Информационного центра будут
управлять всей орбитальной группировкой российских навигационных спутников
системы ГЛОНАСС.
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА