background image
суббота
k
92, 18 августа 2012 г.
ВРЕМЯ И МЫ
Август 2012 го. Муниципалитеты
замерли в ожидании очередной рефор
мы. А ведь кажется ещ совсем недав
но преобразования в системе муници
пальной власти были проведены. Прав
да, коснулись они не всех.
В 2003 году новым законом о мест
ном самоуправлении (ФЗ 131 Об
общих принципах организации мест
ного самоуправления в Российской
Федерации) в России вводился ин
ститут сити менеджеров. Напомним:
сити менеджер это намный глава
администрации, который выполняет
хозяйственные функции. Он работает
на контрактной основе и отчитывается
перед представительным органом му
ниципального образования (Советом
депутатов).
Уже в 2006 году на новую систему
перешли 4 тысячи муниципальных об
разований. К 2009 году их число вы
росло до 9 тысяч.
В июне прошлого года
губернатор
Ивановской области Михаил Мень зая
вил о том, что в регионе не осталось
больше выбранных мэров:
Абсолютно не нужны нам мэры
городов, которые имеют какие то по
литические взгляды. Нам нужны хо
зяйственники.
Введение института сити менедже
ров сопровождается отменой прямых
выборов глав городов и избранием их
из числа депутатов местного предста
вительного органа.
Впрочем, нововведение затронуло и
областные центры. 10 октября 2010
года в Ижевске, Казани, Калуге, Ниж
нем Новгороде, Оренбурге, Тамбове и
Чебоксарах главы регионов были из
браны из числа депутатов, а затем на
значены сити менеджеры.
Для введения такой схемы управле
ния на региональном уровне были свои
резоны. Имеющий большой полити
ческий вес в субъекте Федерации гу
бернатор мог реально влиять на выбор
фигуры сити менеджера. Часто на эту
должность попадал человек из коман
ды губернатора, что позволяло с боль
шой эффективностью осуществлять
единую социально экономическую по
литику в регионе.
Вместе с тем рано или поздно не
могло не возникнуть конфликта между
назначаемыми губернаторами и изби
раемыми мэрами. Получалось, что мэр,
избранный населением, был облечн
б
ольшим доверием, чем губернатор
назначенец. Согласитесь, что логики в
такой системе было мало.
Введение института сити менедже
ров позволяло унифицировать систе
му управления.
Ещ два года назад эксперты пред
рекали повсеместное внедрение инсти
тута сити менеджеров. Так,
президент
фонда Петербургская политика Ми
Власть ради людей, а не ради реформы
В последнее время губернатор Московской области Сергей
Шойгу очень серьзно взялся за реформирование системы
управления на муниципальном уровне. По крайней мере
заявления, которые выходят из уст чиновников подмосковного
правительства, позволяют предполагать, что в скором времени
нас с вами ждут большие перемены. Слухи ходят самые
разные. Одни говорят, что будут досрочные выборы депутатов
и главы города. Другие и вовсе поговаривают о возможной
отставке действующей власти. Третьи утверждают, что для
новых выборов надо поменять Устав города, а это дело не
одного дня.
Мы постарались разобраться о чм, собственно, идт речь, а
главное что сулит нам очередная реформа муниципального
управления.
хаил Виноградов говорил:
Это попытка достроить вертикаль
власти до муниципалитетов.
С другой стороны,
профессор фа
культета политологии МГУ Ростислав
Туровский
отмечал:
Президент (Дмитрий Медведев.
Ред.) взял курс на либерализацию и
на усиление конкуренции во всех сфе
рах жизни. Но до местного самоуправ
ления руки пока не дошли, и мы видим,
что по этой части регионы действуют
согласно политике бывшего Президен
та Владимира Путина.
После того как Дмитрий Медведев
снова ввл выборность губернаторов,
раньше или позже, но вполне логично
должен был встать вопрос об отмене
такой системы муниципальной власти,
при которой глава города избирается
из числа депутатов. Соответственно под
сомнение попадает и институт сити
менеджеров: либо всеобщие выборы,
либо всеобщее назначение. Такова ло
гика построения вертикали власти. А о
том, что она нужна, спорить, наверное,
никто не будет, ибо другая форма прав
ления называется анархией.
Первым о неэффективности инсти
тута сити менеджеров заговорил в 2011
году
бывший тогда в должности главы
Минрегионразвития РФ, а ныне губер
натор Пермского края Виктор Басар
гин
:
Практически не введн механизм
ответственности сити менеджеров за
результаты своей работы, то есть мы
вроде бы разделили власть, а ответ
ственность сняли и с одного (сити ме
неджера), и с другого (главы города).
Первоначально предполагалось, что
введение института сити менеджеров
поможет разделить политическую и
хозяйственную функции в управлении
городом.
Вот как прокомментировал эту ситу
ацию
эксперт фонда Институт эконо
мики города Роман Попов:
В идеале сити менеджер это
человек, не повязанный никакими ин
тересами и свободный от влияния ме
стных элит, вдобавок это человек, ко
торый отвечает за результаты своей
деятельности. От этого зависит про
длевается с ним контракт или нет.
Практически с самого начала вне
дрения новой системы на муниципаль
ном уровне стали проявляться и ее не
достатки. Ну, во первых, заговорили о
том, что выборы главы города из числа
депутатов совсем не то же самое,
что выборы всеми избирателями. В
зависимости от каждой конкретной
ситуации далеко не всегда избранный
депутатами глава становился настоя
щим выразителем интересов жителей
всего муниципального образования. А
во вторых, в некоторых муниципали
тетах стала складываться парадоксаль
ная ситуация, когда ещ не привыкшие
к новому разделению полномочий гла
ва города и сити менеджер начинали
заниматься одними и теми же вопроса
ми, тянуть одеяло на себя. В итоге стра
дали жители, которые не понимали, к
кому по какому вопросу надо обра
щаться.
Профессор Российской экономичес
кой школы Татьяна Михайлова убеж
дена:
В нормальных странах, где этот
институт существует, сити менеджер
это просто исполнительная долж
ность. Чиновник занимается текущими
техническими вопросами и подотчтен
выборным органам города. Он не зани
мается политикой или стратегией раз
вития города, он занимается ремонтом
дорог и вывозом мусора.
В России же большинство сити ме
неджеров стали претендовать на не
кую политическую роль. Возможно, это
происходит от недопонимания самой
сути сити менеджера и его функций.
К слову, многие эксперты в сво вре
мя, когда реформа местного самоуп
равления только замышлялась, скеп
тически относились к реализации е на
широких просторах нашей Родины.
В последнее время очень серьзно
за реформирование системы управле
ния на муниципальном уровне взялся
губернатор Московской области Сер
гей Шойгу. СМИ запестрели цитатами,
а по большей части вольным пере
сказом заявлений областных чиновни
ков.
Наибольший резонанс получило ин
тервью руководителя главного управ
ления внутренней политики Москов
ской области Андрея Ильницкого газе
те Известия. На наш взгляд, данный
чиновник сделал несколько не вполне
обдуманных заявлений, чем и вызвал
большой переполох среди глав муни
ципалитетов, а также всех неравнодуш
ных жителей региона.
Аргументы, которые приводит г н
Ильницкий в пользу отмены института
сити менджеров, весьма шатки. Так,
он заявляет, что при этой системе гла
вы города и района конфликтуют меж
ду собой. Но разве это следствие 131 го
Закона? Главы разных поселений могут
конфликтовать между собой независи
мо от конфигурации власти, а могут
жить душа в душу. Чтобы конфликтов
между ними не случалось, надо, чтобы
они выдвигались парами тандемом,
иначе говоря.
Нам не нужна вертикаль, гово
рит областной чиновник. Нужны
конкурентная среда и доверие людей.
Позволю себе заметить, что доверие
людей (если иметь в виду, конечно,
реальное доверие, а не бодрые рапор
ты для отчтности) может быть заво
вано только одним способом и ни в
коей мере не зависит от системы влас
ти. Так вот, этот путь таков: быть посто
янно среди людей, знать их нужды и
трудиться в поте лица, чтобы эти нуж
ды удовлетворить. Вот, собственно, и
вс.
Конкурентная же среда существует и
без указаний сверху. В любом муници
палитете есть лидеры с разными пред
ставлениями о путях развития этого
самого муниципалитета. И очень часто
между ними идт ожесточенная борь
ба.
Заведующий кафедрой общей по
литологии Высшей школы экономики
Леонид Поляков
считает:
При нынешней системе (глава из
числа депутатов плюс сити менеджер.
Ред.) ответственность за положение
дел в каждом маленьком послке прак
тически напрямую перекладывается на
губернатора. А как только заработает
система выборов, удастся разгрузить
эту региональную управленческую вер
тикаль от излишних перегрузок.
При всм уважении к эксперту нельзя
не отметить полное незнание им ре
альной обстановки на местах, хотя же
лание разгрузить от обыденных забот
губернатора вполне похвально. Одна
ко уже по первым шагам нового губер
натора Подмосковья совершенно по
нятно, что Сергей Кужугетович стре
мится как можно более детально вник
нуть в проблемы вверенного ему реги
она. И вовсе не стремление отмахнуть
ся от насущных муниципальных забот,
как от назойливой мухи, движет им.
Скорее, наоборот, для него характерно
стремление дойти до самой сути.
Смею уверить г на Полякова:
ника
кая система управления в нашей стра
не не избавит от критики и недоволь
ства граждан не то что губернатора, но
и самого Президента.
На прим к представителям местной
власти жители идут, не особенно вни
кая в перечень их полномочий. К главе
города, выбранному всеми избирате
лями, идут с теми же проблемами, что
и к главе, избранному Советом депута
тов. Точно с теми же вопросами осаж
дают кабинет сити менеджера, если
таковой имеется. Да и к другим чинов
никам ходят столь же систематически.
А насколько убедительным может
выглядеть такой аргумент А. Ильниц
кого, что главы многих поселений ча
сто избираются депутатами, а не людь
ми?
Конечно, лучше было бы, если все
мэры и губернаторы избирались людь
ми. И очень жаль, что в некоторых
местных советах заседают не люди, а
какие то депутаты.
Теперь на выборах у власти только
один приоритет честные выборы,
продолжает г н Ильницкий. На наш
взгляд, честные выборы должны быть
приоритетом власти не только те
перь, а всегда, независимо от полити
ческой системы. Вот только уровень
честности определяется отнюдь не схе
мой голосования. История России зна
ет примеры, когда на прямых муници
пальных выборах использовались
грязные технологии. В этом смысле
избрание главы города из числа депу
татов ничем не отличается от прямых
выборов. Скорее, в последнем вариан
те существует гораздо меньше возмож
ностей применить нечестные методы
политической борьбы.
За полемикой вокруг судьбы сити
менеджеров, на мой взгляд, упускает
ся два отнюдь немаловажных момен
та.
Первый. Структура власти, при кото
рой глава муниципалитета избирается
из числа депутатов местного предста
вительного органа, а сити менеджер
утверждается депутатами, прописана в
федеральном законе. Просто так отме
нить е прав никто не имеет. Даже гу
бернатор не может снять главу му
ниципального образования или сити
менеджера, поскольку и тот, и другой
проходили процедуру избрания.
Как пояснил
эксперт информацион
но аналитического агентства PR Интел
лект (Известия) профессор Сергей
Устименко,
есть дополнение к 131 му
Федеральному Закону об отставке глав
муниципальных образований. В нм
чтко определены критерии, по кото
рым глава муниципального образова
ния может быть отправлен в отставку.
Поясню: губернатор может отправить в
отставку главу муниципального обра
зования лишь по согласованию с Сове
том депутатов или же по решению Со
вета депутатов, которое согласовыва
ется с губернатором.
Ему вторит и
председатель Избира
тельной комиссии Московской облас
ти Ирек Вильданов:
Губернатор не может заставить, а
может только предлагать С точки
зрения проведения самой процедуры
выборов никакой разницы между
различными схемами формирования
местной власти нет. Любая схема, при
меняемая в муниципалитете, никак не
влияет на сложность или простоту оп
ределения руководителя района или
города.
Второй момент. В ту пору, когда раз
рабатывался и принимался 131 й ФЗ,
ни вас, ни меня никто не спрашивал: а
что мы, обычные избиратели, думаем о
том, какая система власти будет эф
фективнее для нашего города или по
слка, для нас самих?
Сегодня нас тоже никто об этом не
спрашивает. Остатся только гадать:
отчего несколько лет назад с таким
упорством насаждалась новая система
власти и отчего теперь е с таким же
упорством стремятся отменить? Мо
жет, прежде надо было бы всесторон
не проанализировать е, а уж потом
внедрять?
А вдруг сейчас мы откажемся от ин
ститута сити менеджеров, а лет эдак
через пять схватимся за голову и снова
начнм вс переделывать?
К слову, в Подмосковье из 72 муни
ципальных образований в 40 принята
схема глава города из числа депута
тов плюс сити менеджер.
Впрочем, судя по всему, ликвидиро
вать институт сити менеджеров уже
решено, причм вовсе не на уровне
регионов. Скорее всего, в ближайшие
несколько лет нас ждт постепенный
возврат к старой схеме муниципально
го управления, когда глава города из
бирался населением и представлял
исполнительную власть.
Выскажу крамольную мысль. Наро
ду (или электорату, если хотите) совер
шенно вс равно, какая система власти
существует в данный момент в стране.
Главное чтобы власть работала ради
людей, а не ради собственного удо
вольствия. И, быть может, стоило бы
заняться разъяснительной работой,
чтобы сити менеджер чтко понимал
свои хозяйственные обязанности, а
глава города сосредоточился бы на
стратегических вопросах развития го
рода (или района)?
В подтверждение всего сказанного
позволю себе привести ещ одну ци
тату.
Политолог Александр Кынев (Мос
ковский комсомолец):
Нельзя кидаться в крайности,
когда у нас один чиновник настойчиво
рекомендует ввести институт сити ме
неджеров, другой отменить. Мос
ковская область очень неоднородна,
так что одним районам больше подхо
дят прямые выборы, другим кос
венные, и лучше всего предоставить
муниципалитетам право самим ре
шать, по какой системе им удобнее
работать.
Валерия СОБОЛЕВА
Состоялись матчи 10 го и 11 го туров
V чемпионата города по футболу.
ФК
Элмонт проиграл команде РКК Энергия
со счтом 1:2, Теплосеть неожиданно усту
пила Интеру 1:14, Темп ЦНИИмаш проиг
рал лидеру ФК Каскад 1:3, Санако в труд
ной борьбе обыграла команду КТРВ Ракета
4:3, Мечта тренера со счтом 3:2 одолела
Теплосеть, Калибр 2001 в напряжнной
борьбе уступил Санако со счтом 2:3.
Турнирная таблица выглядит следующим
образом:
1. Каскад 24 очка (после 10 игр).
2. Мечта тренера 22 (9).
3. Темп ЦНИИмаш 19 (10).
4. КТРВ Ракета 12 (9).
5. Калибр 2001 12 (9).
Мы с огромным удовольствием поздравляем с днм рождения
Валентину Фдоровну Иванову человека прекрасных душев
ных качеств, в большом сердце которого нашлось место для
каждого из нас. Мы Ваши друзья и коллеги в эти чудесные
праздничные минуты хотим пожелать Вам долгой и счастливой
жизни, полной радостных мгновений и приятных впечатлений.
Поздравить рады с днм рожденья,
Здоровья, счастья пожелать,
С улыбкой, добрым настроеньем
Свой путь по жизни продолжать.
Пусть каждый твой обычный день
В прекрасный праздник превратится
И никогда печали тень
В твоих глазах не отразится.
Правление Королвской организации Всероссийского
общества инвалидов
6. Интер 10 (9).
7. Санако 10 (9).
8. Элмонт 8 (9).
9. Теплосеть 7 (10).
10. РКК Энергия 7очков после 8 игр.
В списке бомбардиров лидирует Птр Ба
курский (Мечта тренера) 23 гола, на
втором месте Александр Булгаков (Кас
кад) с 10 голами, на третьем месте Али
Силла (КТРВ Ракета) 9 голов.
Стартовал первый этап соревнований по фут
болу среди детских дворовых команд. Турнир
проводится в двух возрастных группах: 10 12
лет и 13 15 лет. Отборочный этап пройдт в
четырх зональных центрах. Финал состоится
25 и 26 августа на стадионе Металлист.
Начались игры первенства России по
футболу в III дивизионе, зона Подмоско
вье, группа Б. В первом туре ФК Метал
лист Королв уступил команде Чайка
из города Юбилейного со счтом 0:1.
В первенстве Московской области по
пляжному футболу состоялись игры 4 го
тура. ФК Элмонт (Королв) со счтом 4:1
победил команду из Мытищ, а ФК Эл
монт 2 обыграл команду из Щлкова со
счтом 5:2. Тройка лидеров первенства
выглядит так: ФК Элмонт 27 очков,
Зоркий (г. Красногорск) 21 очко и
Щлково 18 очков.
Анатолий БУЛАХОВ
НОВОСТИ ФУТБОЛА
Первенство Королва
Кубок ПИФ
Первенство России
Пляжный футбол