background image
вторник
k
93, 21 августа 2012 г.
МИЛОСЕРДИЕ
Таких детей редко встретишь на ули
це, им нет места в обычном детском
садике или в школе, на них с неодобре
нием косятся в общественном транс
порте И сколько бы ни уверяла нас с
экранов телевизоров бодрая социальная
реклама, что дети не делятся на здоро
вых и инвалидов, однако в семьях, где
растут особенные ребятишки, знают:
в реальной жизни до такой толерантно
сти ещ очень и очень далеко. А потому
родители детей инвалидов особенно
ценят возможность общения с людьми,
преодолевающими аналогичные про
блемы, и со специалистами, способны
ми оказать им профессиональную реа
билитационную помощь. Вс это дос
тупно тем, кто посещает отделение ди
агностики и реабилитации детей с огра
ниченными возможностями социально
реабилитационного центра Забота.
В отделении работают педагоги пси
хологи, дефектологи, логопеды, а так
же психоневролог. Главная задача этих
специалистов социальная реабили
тация детей инвалидов, направленная
на то, чтобы их жизнь была гармонич
нее, чтобы они стали менее зависимы
ми от постоянной опеки родителей,
имели возможность самостоятельно
принимать пищу, одеваться, пользо
ваться туалетом. Чтобы представить,
как сложна и кропотлива эта работа,
насколько маленькими шагами она
порой продвигается вперд, за ней надо
наблюдать воочию.
Вот, например, такой необходимый
и обыденный процесс, как прим пищи.
Представьте себе ребнка, для которо
го большая проблема не только са
мостоятельно поднести ложку ко рту,
но и прожевать еду. Понятно, что роди
тели стараются измельчать для него
все продукты питания так покор
мить инвалида и быстрее, и удобнее. В
результате любую жсткую пищу он
начинает отторгать. Чтобы этого не
произошло, специалисты Заботы
вместе с родителями разрабатывают
целую программу, как правильно, по
степенно добавлять в рацион ребнка
те или иные продукты. Порой для того,
чтобы преодолеть эту проблему, тре
буются месяцы, а иногда годы. Вот и
получается, что даже самостоятельно
прожванное печенье для маленького
инвалида становится не менее важным
и ярким событием в жизни, чем первая
самостоятельно прочитанная книжка
его здоровым сверстником
Учреждений, которые оказывают
помощь детям со сложными наруше
В горе и в радости
Нас не видят, нас не слышат, о нас не говорят Думают,
нас нет эти горькие слова первое, что могут прочесть
интернет пользователи, заглянувшие на сайт с символичным
названием neprekasaemie.ru. Его открыла москвичка Вера
Лисицына мать 10 летнего Тмы, который страдает
тяжлым заболеванием, вызывающим нарушения интеллек
та и развития. С мнением Веры согласны многие люди,
которым выпала нелгкая доля воспитывать ребнка
инвалида. Кто протянет им руку помощи?
ниями физического и психического
здоровья, сейчас крайне мало. В За
боту возят ребятишек не только из
Королва, но и из Пушкино, Ивантеев
ки, Монина, Щлкова. В течение каж
дого месяца занятия в отделении ди
агностики и реабилитации детей с ог
раниченными возможностями центра
Забота посещают 36 38 человек
от 3 до 18 лет. В основном это дети с
очень тяжлыми интеллектуальными
нарушениями и различными сопутству
ющими заболеваниями. Отделение,
расположенное на живописной дачной
окраине Королва, рядом с платфор
мой Валентиновка, работает круглый
год, однако летом здесь, среди ярких
цветов и старых сосен, облюбованных
семейством белок и разноголосыми
птицами, особенно красиво и уютно.
Пользуясь этим, сотрудники центра
стараются проводить больше группо
вых занятий на улице, устраивают со
своими подопечными интерактивные
игры и тематические праздники.
Один из таких праздников под на
званием В поисках пиратских сокро
вищ прошл в конце июля. В нм уча
ствовали дети инвалиды со своими
родителями и воспитанники отделения
социальной реабилитации, которые
находятся в Заботе из за трудной
жизненной ситуации, сложившейся в
их семьях.
Все пираты внесли свой вклад в
добычу сокровища огромной корзи
ны с мороженым, предоставленной
специально для этого праздника спон
сором благотворительным фондом
Новый Иордан. Выполняя разные
задания, ребята добывали ключи, что
бы получить доступ к карте, на которой
указан путь к кладу. Каждой команде
достался свой фрагмент карты, и толь
ко сложив их вместе, дети смогли ус
пешно завершить поиски. Такой сцена
рий был задуман неслучайно, ведь глав
ной целью педагогов было научить ре
бят взаимодействию, взаимопомощи,
толерантному отношению к особенно
стям друг друга.
Сейчас всем воспитанникам у нас
от трх до десяти лет, рассказывает
заведующая отделением диагностики и
реабилитации детей с ограниченными
возможностями Татьяна Молчанова.
По уровню развития они дошкольни
ки, так что веслый пиратский праздник
воспринимается ими на ура.
Мальчик дельфин, мальчик Мауг
ли, говорит мама Света, глядя на
своего пятилетнего сына Сашу, с выра
жением безграничного счастья на лице
барахтающегося в надувном бассейне.
Больше никто из ребят не сутся в воду,
а Саша нырнул прямо в футболке и
сандалиях У этого ребнка аутизм,
отставание в развитии и другие нару
шения здоровья. Когда два года назад
Саша впервые пришл на занятия, пер
вое, что он сделал, полностью раз
делся, не потому, что решил поозорни
чать: просто ему так было удобнее, и
никакие доводы взрослых не имели на
него ни малейшего воздействия. Сна
чала мы вообще думали, что он глухой,
рассказывает Светлана. Он не
разговаривал и никак на нас не реаги
ровал. Но потом выяснилось, что со
слухом у мальчика вс хорошо, просто
так проявляется его заболевание. Ко
нечно, после рождения Саши я больше
не смогла вернуться на работу: он тре
бует постоянного внимания. Но зани
маясь в Заботе, сын добился боль
шого прогресса, надеемся даже, что
хотя бы на полдня он сможет пойти в
детский сад. Вчера, когда педагоги го
товили инвентарь к пиратскому празд
нику, надували и наполняли водой бас
сейн, Саша чтко сказал: Хочу купать
ся! Пусть это всего два слова, но вс
таки целое предложение. А сегодня
он вместе со всеми участвовал в праз
днике, и это ещ одна наша малень
кая победа!
Надо отметить, что аутизм не явля
ется генетическим нарушением, при
рождении ребнок не проявляет ника
ких признаков того, что в последую
щем он будет страдать им. Но уже на
первых месяцах жизни наблюдается
отсутствие эмоционального контакта с
родителями: малыш не следит за выра
жением лица матери, не откликается
улыбкой на улыбку, не делает движе
ний, свидетельствующих о желании
общения. В последующем пропасть
между аутистом и окружающими рас
ширяется: такие дети почти не разгова
ривают, трудно подпускают к себе но
вых людей, мало общаются со сверст
никами в общем, сами себя погру
жают в изоляцию, в которой им ком
фортно. Как следствие возникают
сопутствующие интеллектуальные на
рушения, ведь большая часть обучаю
щей среды для ребнка младшего воз
раста связана с тактильными ощуще
ниями. Дети недаром норовят вс по
пробовать на зуб, потрогать руками:
благодаря этому накапливается их ба
гаж знаний. А аутисты всего этого ли
шены, так как в силу своих эмоцио
нальных особенностей они воздвига
ют невидимый барьер между собой и
окружающим их миром.
Конечно, аутизм может проявляться
в разной степени. Кто то из таких ребя
тишек более удачно вписывается в со
циальную среду и даже получает обра
зование. Но в Заботу обычно на
правляют детей, чьи проблемы гораз
до серьзнее. Их не берут в детский
сад, им закрыты двери в школу, потому
что они социально не адаптированы.
Процесс социализации для аутис
тов очень сложен, говорит Т.В. Мол
чанова. Например, у нас есть девоч
ка, которой сейчас 12 лет, а она только
начала пользоваться вилкой. Долгое
время малышка вообще ни с кем не
вступала в контакт, и каждое малень
кое изменение к лучшему это огром
ная победа и для не, и для е родите
лей, и, конечно же, для педагогов. За
прошлый год она, наконец, научилась
сидеть за столом, накалывать на вилку
жсткую пищу и подносить е ко рту
Поспешай медленно вот, пожа
луй, основной принцип, которым дол
жны руководствоваться взрослые в
процессе социальной реабилитации
ребнка инвалида. Только бесконечное
терпение и постоянный труд родите
лей в содружестве с педагогами и вра
чами могут принести положительный
результат.
Татьяна Валентиновна, какие
ошибки чаще всего допускают родите
ли в воспитании детей инвалидов?
спрашиваю я у Т.В. Молчановой.
Одна из наиболее распространн
ных ошибок чрезмерная опека ре
бнка, говорит она. Да, конечно,
больной меленький человечек вызы
вает огромную жалость, желание во
всм ему помочь. Но делать за него
какие то бытовые вещи, с которыми он
мог бы справиться, это плохая по
мощь. И пусть нелегко бывает научить
ребнка самому элементарному, зато в
будущем это поможет ему стать более
самостоятельным. Например, дети с
синдромом Дауна самый благодар
ный объект для социальной реабили
тации: легко идут на контакт, доверчи
вы и приветливы, с удовольствием под
ражают действиям взрослых. Если на
чать с ними заниматься как можно рань
ше, то добиться можно многого. Кста
ти, такие ребята со временем почти все
посещают школу.
Ещ одна ошибка когда родители
стараются как можно дольше не заме
чать, что ребнок развивается с осо
бенностями. Чаще всего этим грешат
мамы и папы детей аутистов. Они ви
дят, что малыш милый, никаких при
знаков генетических отклонений у него
нет, и закрывают глаза на очевидные
проблемы с недоразвитием речи, ус
покаивая себя тем, что в этом нет ниче
го страшного и ребнок заговорит поз
же. А ведь своевременное обращение к
специалисту и, возможно, медикамен
тозное лечение могли
бы реально изменить
качество жизни таких
детей к лучшему
Или вот вспоминаю
одну девочку, страда
ющую тяжлой фор
мой детского цереб
рального паралича
(ДЦП). К сожалению, к
нам она попала только
в 16 летнем возрасте.
За два года, которые
мы с ней работали, вы
яснилось, что е интел
лект сохранн, она мо
жет читать и хоть мед
ленно, но печатать на
компьютере. Однако
чтобы это понять, по
требовалась помощь
специалиста, а за нею
родители девочки об
ратились очень поздно,
в е интеллектуальном
развитии накопилось
множество пробелов, и
время для их восста
новления было упуще
но.
Вообще, с нежела
нием родителей под
держивать медика
ментозно детей инва
лидов мы сталкиваем
ся довольно часто. И
это очень неправильная позиция. На са
мом деле для ребнка с отклонениями
медикаментозная поддержка необходи
ма. Витамины, специальные препараты
этим нельзя пренебрегать. У нас были
случаи, когда удавалось уговорить ро
дителей прибегнуть к медикаментозно
му лечению, и все они потом подтверж
дали, что состояние детей улучшилось,
реабилитация пошла успешнее.
По словам Т.В. Молчановой, синд
ром Дауна и ДЦП наиболее распро
страннные заболевания среди детей
инвалидов. Кроме того, в последнее
время заметно растт число аутистов.
Возможно, учные способны найти это
му какое нибудь правдоподобное
объяснение, однако Татьяна Васильев
на и е коллеги говорят только о том,
что видят своими глазами: никто не
застрахован от беды, и ребятишки с
такими отклонениями очень часто рож
даются во вполне благополучных се
мьях, у здоровых добропорядочных
Праздник начинается.
Пиратские сокровища найдены.
Рисуют все!
родителей. Столкнувшись с фактом
детской инвалидности, они вынужде
ны ломать привычный уклад жизни,
зачастую их существование становит
ся настолько тревожным и безрадост
ным, что они и сами нуждаются в реа
билитации. Но отступать некуда, ведь
ребнок с особыми потребностями ос
татся ребнком.
У всех ребятишек с ограниченными
возможностями есть общие пробле
мы. И далеко не в последнюю очередь
они связаны с изоляцией инвалидов
из за неприятия их обществом.
Сколько бы ни говорили о толе
рантности к инвалидам, на самом деле с
этим у нас вс обстоит очень печально,
считает Т.В. Молчанова. Даже
люди, которые сталкиваются с негатив
ным отношением к своим собственным
больным детям, порой бывают не гото
вы проявить терпимость по отношению
к их товарищам по несчастью. У нас
работает группа раннего сопровожде
ния для детей с синдромом Дауна в
возрасте от полутора до трх лет. Они
приходят один раз в неделю на группо
вые занятия, где мы приучаем их к об
щению в коллективе, показываем язык
жестов, потому что речью они смогут
овладеть значительно позже, консуль
тируем родителей, чем и как в первую
очередь они должны помогать ребнку.
Так вот, недавно одна мама, чей малыш
ходит в эту группу, у меня спрашивает:
А когда нам исполнится три года, нам
придтся проходить реабилитацию не
только с теми, у кого такое же заболева
ние, но и с детьми, у которых есть дру
гие интеллектуальные нарушения? Я тут
на них посмотрела и думаю, что вместе
с ними мы ходить не будем
Что уж тут требовать от родителей
здоровых детей? Как правило, они не
хотят, чтобы их ребнок находился ря
дом с больным. В чм то их можно
понять, ведь когда маленький человек
не совсем адекватен, трудно предпо
ложить, что от него ожидать. С другой
стороны, если не воспитывать терпи
мость в отношении особенностей дру
гих людей с раннего детства, то откуда
тогда появятся толерантные взрослые?
Нина ИВАНОВА
Фото Татьяны МОЛЧАНОВОЙ
Забота
не слово, а дело
Награда
для пиратов
Невидимый барьер
и мальчик дельфин
Главное
не упустить время
Чужая беда