background image
вторник
k
93, 21 августа 2012 г.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Очень радует меня тот факт, что есть
ещ на Руси энтузиасты, любящие род
ную природу, историю и культуру и го
товые донести красоту родного слова
до юного поколения.
Как сказала мне
экскурсовод этого уникального част
ного музея, мы хотим показать де
тишкам, что, кроме покемонов и сме
шариков, есть и другие интересные
сказочные персонажи. Несколько че
ловек в Переславском районе Ярос
лавской области объединили усилия и
буквально за полгода сотворили на
стоящее чудо построили терема,
резные ворота с башенками, мельни
цу, колодец журавель и населили свой
маленький мир всем известными ска
зочными персонажами и теперь прово
дят здесь экскурсии для детей и взрос
лых, устраивают русские забавы, воз
рождают русские игры и обряды. Но
больше всего, конечно, поражают в
музее фигуры всем нам знакомые
герои русских сказок, причм, я увере
на, некоторых вы даже не знаете, а
информация о других станет для вас
откровением.
Домовой покровитель дома, дво
ра и скотины, глава дома, вещун, кото
рый предсказывает тем, кто с ним об
щается, добро и худо. Домового
побаивались его угощали, приноси
ли ему жертвы. Домовой дух добрый,
он рачительный хозяин, помогающий
дружной семье. Иногда вредничает,
шалит, если ему что то не по нраву.
Леший, в мифологии славян дух
леса, хозяин всех лесных зверей и рас
тений. Очень любит ветер, по лесу хо
дит тихо, а ветер заметает его следы.
Умеет оборачиваться в различных жи
вотных. Любит морочить голову путни
кам и сбивает их с тропинки, путая
тропы и начиная водить кругами.
Водяной дух воды, хозяин водо
мов. Опасное и недружелюбно настро
енное к человеку божество, может ута
щить кого нибудь на дно. Любимая же
его рыба сом, она то и доставляет к
водяному утопленников.
Полудница (или полуденица) бе
региня поля или земли. Рождается и
умирает вместе с полем, к которому
относится. Оставленного в поле без
присмотра ребнка похищает или же
может заменить своим собственным.
Если встретить полудницу в полдень,
то она может начать загадывать загад
ки, если не разгадать может защеко
тать до полусмерти.
Кощей (или Кащей) с эпитетом бес
смертный скупой хранитель сокро
вищ. Смерть его, как вы помните, в
яйце. В православии заменн злым свя
тым Касьяном, чей день отмечается 29
февраля. Кощей злое божество сла
вянского пантеона, бог холода, унич
Алексееевский район в Москве,
расположенный в Северо Восточном
округе.
На живописном холме, справа
от проспекта Мира, стоит красивейшая
церковь XVIII века Тихвинской иконы
Богоматери свидетель ушедшей эпо
хи.
Интересен герб этого района. Голу
бое поле щита символизирует Мыти
щинский водопровод первое водо
проводное сооружение Москвы, про
ходящее по территории района. Золо
тое колесо символизирует историчес
ки важную дорогу, которая проходила
через село Алексеевское (старая Вла
димирская Троицкая Ярославс
кое шоссе проспект Мира) и царс
кий путевой дворец в селе Алексеевс
ком. Серебряный голубь, как символ
мира, обозначает проспект Мира. Уз
кие извилистые серебряные пояса сим
волизируют речку Копытовку.
С середины XVII века село Алексеев
ское было во владении царя Алексея
Михайловича. Здесь были построены
царский путевой дворец, церковь Алек
сия Человека Божия, давшая назва
ние селу, и церковь Тихвинской Бого
матери (1682) на Церковной горке.
Алексеевский путевой дворец был при
станищем царской семьи на Троицком
пути, по которому богомольный царь
ездил в лавру, а само село стало новой
охотничьей резиденцией.
Тихвинский храм имеет внушитель
ные размеры и вмещает три тысячи
человек. В нм потрясающая акустика.
По преданию, юго западная молельня
была царя Алексея Михайловича, а се
веро западная принадлежала царице.
В храме находится иконостас середи
ны XVIII века, настенная живопись вы
полнена в 1836 году. С запада к храму
примыкает трапезная, которая пару
столетий назад была соединена с Путе
вым царским деревянным дворцом (до
наших дней не сохранился). В 1673
году царь Алексей Михайлович пове
лел заложить в селе новую церковь во
имя чтимой на Руси чудотворной Тих
винской иконы Божией Матери. Тих
винская церковь была выстроена ря
дом с Алексеевской и поначалу церкви
были соединены папертью, а в 1824
году старую Алексеевскую церковь ра
зобрали и выстроили из е кирпича
колокольню Тихвинского храма, кото
рой мы любуемся и сейчас.
В начале XIX века деревянный путе
вой дворец был разобран, так как был
весьма запущен и разрушен. В 1812
году французы сожгли его остатки.
В храме находятся чудотворная Тих
винская икона как главная святыня и
ещ одна чтимая икона Пресвятой Бо
городицы, известная в России как При
бавление ума.
Черниговская часовня в
Переславле Залесском
имеет древнюю историю.
Нынешнее здание было
построено в 1702 году, но
само место было известно
с XII века. По преданию, там,
где сейчас стоит часовня,
чудесным образом исце
лился черниговский князь
Михаил Всеволодович, ко
торый с детских лет стра
дал тяжлым недугом и
ходил с большим трудом.
Услышав о чудесах, кото
рые творит преподобный
Никита в Переяславском
Никитском монастыре, он
решил поехать к нему за
помощью. Подъехав к Пе
реяславлю, князь велел
разбить шатр недалеко от
монастыря и выслал впе
рд боярина, чтобы тот из
вестил Никиту о его прибы
тии. Преподобный Никита
Тихвинская церковь
в Алексеевском (Москва).
Свидетель ушедшей эпохи
Свидетель ушедшей эпохи
Часовня в знак чудесного исцеления
вручил посланцу князя посох. Как толь
ко он оказался у князя в руках, тот по
чувствовал себя настолько лучше, что
смог сам дойти до монастыря.
После такого чудесного исцеления
Михаил Всеволодович повелел поста
вить на том месте, где ему вручили по
сох, памятный крест, на котором была
указана дата события: 6694 (1186) 16
мая. В начале XVIII века на месте креста
возвели кирпичную часовню неболь
шое здание в стиле московского барок
ко. Оно имеет ярусную композицию: на
нижний широкий восьмерик поставлен
второй восьмерик, а венчает их неболь
шой барабан с главкой. Стены часовни
украшены полуколонками и скромны
ми резными фризами, цоколь также
украшен резьбой. Внутреннее убранство
практически не сохранилось, штукатур
ка висит клочьями, живопись давно не
обновлялась.
Сама часовня закрыта на замок, но,
к счастью, маленькие фотоаппараты
компактно умещаются между прутьев
окна и дают возможность прочитать
надписи. Напротив входа в часовню на
стене написано: Сия часовня воздвиг
нута благов. князем Михаилом Черниг.
в память на см месте егда получа от
преп. Никиты столпника посох и исце
ление от недуга.
В 1970 х годах в часовне проводи
лись реставрационные работы: отрес
таврирована кровля, восстановлены
резьба и плиты пола. Сейчас памятник
с трхсолетней историей находится в
заброшенном состоянии. Хочется на
деяться, что его не постигнет участь
разрушенных святынь.
Черниговская часовня небольшое здание в стиле
московского барокко.
тожения, смерти, зла, безумия и воп
лощения всего плохого и чрного.
Баба яга первоначально положи
тельный персонаж древней русской
мифологии, прародительница рода, хра
нительница его жизненного простран
ства, обычаев и традиций, жизненного
уклада, присматривающая при этом и
за подрастающим поколением. Одна из
наиболее значимых берегинь. По мере
распространения христианства на Руси
Бабе яге, как и другим богам языческо
го мировоззрения, вс в большей мере
стали приписывать отрицательные чер
ты и намерения. Из берегини рода Баба
яга трансформировалась в гнусную,
зловредную старуху высокого роста на
костяной ноге, с деревянной клюкой, с
изогнутым в виде клюва носом и торча
щими изо рта зубами, с растрпанными
косматыми волосами. Это старая, злая
и мощная колдунья, представляющая
собой недобрый потусторонний мир.
Адрес музея Рождение сказки: Яро
славская область, Переславский район,
д. Василево, добраться можно, никуда не
сворачивая, по трассе Холмогоры.
При
езжайте сюда вместе с детьми полу
чите огромную радость от посещения
этой сказочной деревушки!
Анна НИКОЛАЕВА
Фото автора
Домовой дух добрый, он
рачительный хозяин, помогаю
щий дружной семье.
Баба яга первоначально
положительный персонаж
древней русской мифологии.
Музей населн сказочными
персонажами.
В Тридевятом царстве
В Тридевятом царстве