background image
А.И. ГЕРЦЕН
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого,
раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперд.
суббота
k
98, 1 сентября 2012 г.
138
СУДЬБЫ
В книге Полвека, ставшие эпо
хой, посвящнной подмосковному Ка
лининграду (ныне Королв), есть гла
ва По следам болшевских испан
цев, в которой, в частности, пишется,
что с 1944 по 1951 год в Старых Гор
ках располагался детский дом, пред
назначенный для размещения испанс
ких детей. Меня заинтересовало, в
какие годы в этом доме находился
Анхель Гутьеррес, приходилось ли ему
бывать в Болшеве после окончания
школы. Эти и ряд других вопросов я
задал самому Анхелю Георгиевичу,
адресовав их на сайт Кинотеатр.ru,
где размещены сведения о нм.
Шло время, а ответа не поступа
ло. Честно говоря, я уже и не наде
ялся получить его. Но, как говорит
ся, не было бы счастья, да несчас
тье помогло. Наша соотечествен
ница, ученица Гутьерреса, певица
и актриса Елена Никонорова Пет
рова обратилась в Интернете ко
всем с просьбой поддержать театр
Чехова в Мадриде. Его основал и
более трх десятилетий руководит
им Анхель Гутьеррес. Е крик души
был связан с тем, что театр ока
зался в сложном экономическом
положении и находился под угро
зой закрытия. Я написал Елене, она
передала мо письмо Анхелю Ге
оргиевичу, а позже сообщила, что
он вместе с театром будет уча
ствовать в театральном фестива
ле Мелиховская весна. Я отпра
вился в чеховское Мелихово, где
мне довелось присутствовать на
пресс конференции с участием
Анхеля Гутьересса, беседовать с
ним в его номере, а затем ещ два
часа по дороге в Москву, куда ре
жисср отправился со своими ар
тистами, чтобы повидаться со ста
рыми друзьями и посмотреть спектакль
по пьесе Чехова в одном из театров.
Так сложился этот рассказ, который
предлагаю вниманию читателей. И нач
ну с истоков мастера.
У нас его с полным основанием называют русский
испанец или наш испанец, потому что его имя, к которо
му традиционно добавляют отчество Георгиевич, тесно
связано с культурой и России, и Испании. Это замечатель
ный актр и режисср Анхель Гутьеррес, удивительная
судьба которого могла бы стать основой для захватываю
щего фильма и/или книги. Во время гражданской войны в
Испании он ребнком был вывезен на пароходе в Совет
ский Союз. Воспитывался в детских домах, в том числе в
Болшеве, где окончил среднюю школу и поступил в ГИТИС.
По словам Анхеля Гутьерреса, у него
довольно странная биография. Он ро
дился 28 августа 1932 года в Гаване.
Его мать кубинка, отец испанец,
приехавший с товарищами из Испании
работать на Кубу. В документах Анхеля
напутали день его рождения (21 авгус
та), и эту ошибку он исправил только
после возвращения в Испанию из Со
ветского Союза. С трх лет мальчик
жил на родине отца в маленькой дере
вушке в астурийских горах. В пять лет
он уже помогал пастуху пасти скот.
Когда в Испании разгорелась граж
данская война, Анхеля вместе с други
ми испанскими детьми отправили в Со
ветский Союз, предложивший свою по
мощь. Пароход приплыл в Ленинград,
где испанских детей встретили с оркес
тром, цветами и подарками.
Там я по
нял, признавался годы спустя Гуть
еррес,
что такое любовь: нас окружи
ли нежностью, какой я не получил от
родной матери Для нас создали спе
циальные учебники по всем школьным
дисциплинам на испанском языке.
И
вс же после испытанного шока ма
ленький Анхель в ленинградском
детдоме долгое время ни с кем не
разговаривал, только много рисо
вал, а потом стал играть одним
пальцем на фортепиано, и его от
вели в музыкальную школу.
* * *
В годы войны детский дом эва
куировали из Ленинграда сначала
в Вологодскую область, а затем
в город Миасс Челябинской облас
ти. После войны воспитанников
привезли в Москву. Анхель Гутьер
рес сначала попал в Черкизово у
станции Тарасовской, потом в
Болшево. Детдом располагался в
двух больших двухэтажных дере
вянных зданиях по улице Сталина в
Горках (ныне улица Кирова, дома
87 и 91).
Здесь читаем в
книге Полвека, ставшие эпохой
испанский детдом и находился
до 1951 года к этому времени
почти все дети выросли и уже были
способны найти сво место в жиз
ни. Учились они в Сталинской
школе ныне это первомайская
школа 2. Программа была насы
щенной и разнообразной: помимо
общеобразовательных предметов
юные испанцы усиленно изучали рус
ский язык, овладевали различными ре
мслами, ездили на экскурсии, прини
мали участие в подготовке к междуна
родным и советским праздникам, хо
дили на демонстрации.
При встрече я
подарил Анхелю Георгиевичу ксероко
пию главы По следам болшевских
испанцев из упомянутой книги, и он
неподдельно интересовался судьбой
Сталинской (т. е. имени Сталина)
школы, в которой учился. К сожале
нию, авторы главы допустили неточ
ность. Сталинская школа вовсе не
нынешняя первомайская школа 2
была разрушена в результате пожара.
От не в послке остались только сте
ны, густо поросшие кустарниками и
деревьями. Узнал я об этом уже после
встречи с Анхелем Гутьерресом, что,
может, и к лучшему
* * *
Школьные годы незабываемые, и
Гутьеррес с теплотой вспоминает вс
лучшее, чем они были наполнены: уч
бой, занятиями музыкой и живописью,
участием в спектаклях, дружбой и, ко
нечно, первой сильной влюблннос
тью в
красавицу Ракэль, о которой он и
спустя десятилетия говорил с волнени
ем В архиве Анхеля Гутьерреса со
хранились несколько фотографий, от
носящихся к болшевскому периоду его
жизни, которые он нам любезно пре
доставил. Сканировала и переслала их
вместе с комментариями мастера Еле
на Никонорова Петрова, за что выра
жаем ей искреннюю благодарность.
На всех снимках изображены от
дельно и в группах болшевские дру
зья детдомовцы. На одном, относя
щемся примерно к 1946 году (слева
направо),
парни Анхель Гутьеррес и
Орасио Аргуэйес и девушки Хулия Па
стор
(слева) и Эстер Мунаррис. Эту груп
пу друзей называли джазовым кварте
том, так как им очень нравился джаз. У
каждого были американские имена.
Анхеля называли Джеком, Орасио
Джоном, Хулию Бетти, Эстер Нел
ли. Джек, никогда не забывай наш
джаз! написали друзья Анхелю на
обороте снимка. Анхель и Орасио игра
ли в четыре руки на фортепиано, вме
сте выступали в оркестре. Когда езди
ли в Москву (это фото сделано там), в
электричке пели в четыре голоса лю
бимую песню Рябинушка, и пасса
жиры плакали. Любили исполнять
Землянку и модную тогда дурац
кую песню про любовь Студенточ
ка, которая им очень нравилась, так
как они сами были влюблены.
Мы
ничего не знали про трагические дела
России, были комсомольцами с горя
чими сердцами,
отмечает Гутьер
рес.
Потом наши пути разошлись
Хулия раньше всех вернулась в Испа
нию, Эстер вышла замуж за Рафаэля,
болшевского детдомовца, и уехала, по
моему, на Кубу. Орасио выучился в
Москве на инженера биолога и вер
нулся в Испанию.
На снимке вверху болшевский
оркестр, 1948 год. Анхель с баритоном
второй слева в верхнем ряду (первый
слева Флорентино). Справа руко
водитель Арсений Иванович (фамилия
не указана). Между Анхелем и Арсени
ем Ивановичем (слева направо)
Флореаль, Хуан Мари, Йорка, Мендио
ла, Сианка, Хайме, Амос, Медина, Пепе
Луис, Орбат. Позже руководителем
оркестра был Николай Феофанов
трубач, который очень любил джаз и
по этой причине не мог поступить в
классический оркестр. Он брал Анхеля
и Орасио играть на параде. Разве забу
дешь такого наставника? Среди педа
гогов воспитателей Гутьеррес запом
нил и Татьяну Филипповну Меркулову,
которую испанские ребята называли
камарада Таня.
* * *
Анхель Гутьеррес был увлечн музы
кой и живописью. Двоюродный брат
директора детского дома (тогда им была
Лариса Иосифовна, фамилию которой
память Анхеля не сохранила), профес
сиональный дирижр, приезжал по вы
ходным дням в Болшево, давал юноше
уроки гармонии и говорил, что с его
абсолютным слухом надо серьзно за
ниматься музыкой. А известный худож
ник Птр Кончаловский, учивший дет
домовцев рисованию, хвалил Анхеля за
Сделать выбор помогло то обстоя
тельство, что рядом с испанским дет
ским домом находился дом творче
ства кинематографистов, которые взя
ли шефство над воспитанниками.
Наш человек в Мадриде
Наш человек в Мадриде
Анхель в Болшеве,
1949 год.
Болшевский оркестр.
В этих домах размещался испанский
детский дом. Сейчас дом 87 по улице
Кирова обычный жилой, а в доме 91
Дом ветеранов.