background image
C
M
Y
K
суббота
k
100, 8 сентября 2012 г.
например: казаки поворачивают на
зад, казаки рассыпаются и отступают
за реку, французские солдаты отсту
пают к Березине в маскарадных костю
мах, то есть в ризах, рогожах, попонах,
у некоторых из отступающих францу
зов на головах кивера, у других ками
лавки.
Намк желающим запечатлеть
на плнке события войны с Наполеоном
более чем прозрачный: прямо говори
лось, что наши казаки не отступают ни
при каких обстоятельствах, а неприя
тельская армия, какая бы ни была,
это вс таки не балаганное войско.
Но вот все согласования позади, АО
Ханжонков и К
О
и Братья Пате (Мос
ковское отделение) приступили к
съмкам.
Вездесущие газетчики отмечали:
На
днях в окрестностях Москвы, на 5 й
версте Ярославской железной дороги,
одна из московских кинематографи
ческих фирм производила снимки кар
тин из эпохи Отечественной войны. В 9
м часу утра был отправлен из Москвы
специальный поезд из нескольких ва
гонов. В поезде были, кроме кинема
тографистов французов, артисты, ста
тисты, несколько приглашнных, всего
около 150 человек.
Через час вс было готово: были
доставлены нужные для картины бу
тафорские трупы лошадей, замрзших
солдат и т. п. Стали размещать участ
ников картин по покрытой ещ снегом
поляне и мелкому кустарнику. Для изоб
ражения обоза были приглашены кре
стьяне из соседнего села Алексеевс
кого
(сейчас это район Москвы, непо
далеку от ВВЦ/ВДНХ на проспекте Мира/
Ярославском шоссе
И.П.).
Шумно выступает армия в синих
мундирах студенты, реалисты, гим
назисты. Кое кто из них уже в Москве
успел согреться. И режисср ворчит:
Экие мерзавцы, ещ до отступления
нарезались!..
Премьера Юбилейной историче
ской картины Отечественной войны в 4
частях состоялась июльским днм
1912 года в переполненном Художе
ственном электротеатре на Арбат
ской площади Москвы под звуки увер
тюры Чайковского 1812 год (ныне
фильм так и идт в Интернете), Мар
сельезы, военных маршей.
По сообщениям тогдашней прессы,
картина захватывала
вс большие и
большие районы распространения, ка
жется, нет ни одного, даже захудалого
местечка, где бы не демонстрирова
лась эта грандиозная фильма, выдер
живающая небывалое количество се
ансов. Сеансы эти проходили или на
народных гуляниях, или в народных
домах, или в театрах бесплатно или за
самую маленькую плату!
И вот кинематограф служит делу
даже и такой важности, как франко
русское единение.
Две крупные кинематографические
фирмы французская и русская в
лице своих промышленных армий, во
оружнные всеми новостями современ
ной техники, вновь сошлись на почве
соревнования под той же Москвой, но
уже не как враждующие стороны, а
союзницами в общекультурном деле
в деле создания своего рода памят
ника юбилею Отечественной войны в
виде грандиозной кинематографичес
кой фильмы, воспроизводящей с исто
рической точностью характернейшие
эпизоды войны Двенадцатого года.
Совместная работа вышеупомянутых
фирм, в силу экономических законов
обречнная было на беспощадную кон
куренцию, на деле осуществила худо
жественно промышленный союз, как
бы залог единства в достижении куль
турно просветительских целей.
Наверняка зная, что на Ярослав
ской дороге до Мытищ и далее, в 1812
году успешно действовали донцы мо
лодцы, потомственный казак Ханжон
ков (подъесаул отбывал службу в Дон
ском 1 м казачьем полку, раскварти
рованном Москве) одну из частей кар
тины посвятил казакам разведчикам.
И вот они в кадре, с опушки леса
наблюдают за неприятелем. А на гори
зонте церковь. И, хотя очень уж она
напоминает храм Благовещения в селе
Тайнинском, учитывая обстоятельства
съмки, это, скорее всего, случайно
или умышленно попавший в кадр храм
Тихвинской иконы Божией Матери в
московском селе Алексеевском на
Ярославской дороге. Правда, надо за
метить, что обе церкви, в Алексеев
ском и Тайнинском, с архитектурной
точки зрения имеют много общего. Они
были выстроены в одном стиле (узо
рочье, огненные храмы) и освяща
ли путевые дворцы царя Алексея Ми
хайловича практически в одно время, в
конце XVII столетия. А вл царский путь
напрямую к святыне русской земли
Троице, Троице Сергиевой лавре.
И ещ такая ремарка. Казаки в истори
ческом фильме действуют в условиях
явно зимней погоды. Вот тут, скорее все
го, погрешность постановщиков. Дело в
том, что в 1812 году на нашем направле
нии части русской армии работали
против захватчиков примерно с середи
ны сентября до двадцатых чисел октяб
ря, в период оккупации французами
Москвы. А ведь это были прекрасные
осенние дни с плюсовыми температура
ми и, конечно, не было никакого снега.
Но о русских погодах и генерале Мо
розе об этом в сво время
Теперь ещ одно. Кутузов в фильме
Ханжонкова здорово напоминает
фельдмаршала, которого сыграл зна
менитый Игорь Ильинский в популяр
ной Гусарской балладе, вышедшей
на экраны уже к полуторавековому юби
лею Отечественной войны, в 1962 году.
А история этого фильма такова.
В суровом 1941 году 7 ноября в бло
кадном Ленинграде состоялась премье
ра героической комедии молодого дра
матурга Александра Гладкова, которую
он назвал словами Дениса Давыдова
Питомцы славы. Успех пьесы про
русскую дворянку, отправившуюся бить
Наполеона, был потрясающим, да так,
что в 1943 году автор получил Сталин
скую премию. В силу своей актуально
сти и значимости патриотический спек
такль уже под названием Давным дав
но был поставлен в городе герое и в
День Победы, 9 мая 1945 года.
* * *
Тут ещ любопытная завязка. Вско
ре после войны Гладкова, как это води
лось, упекли в лагерь за хранение ан
Малая война на пути к Троице
тисоветчины, но, слава Богу, вс обо
шлось. И вот в 1960 году бывший си
делец посещает в Тарусе коллегу
по ГУЛАГу Ариадну Эфрон, дочь Мари
ны Цветаевой. Гладков преподносит ей
только что изданную книжку Давным
давно (пьеса в стихах в четырх актах)
с дарственной надписью: Ариадне
Сергеевне Эфрон почтительно. Та
руса. Сентябрь. 1960. А сегодня эта
книга с автографом поэта и драматур
га хранится в Музее М. Цветаевой в
Болшеве.
* * *
Но ещ за два года до Победы, на
московской премьере спектакля
И.А. Пырьев сказал Гладкову, что по
его пьесе нужно делать фильм. Знаме
нитый режисср и стал художествен
ным руководителем кинематографис
тов, снимавших Гусарскую балладу.
Постановщик фильма Э. Рязанов на
роль Кутузова утвердил народного лю
бимца И.В. Ильинского. (Не забудем,
что великий русский актр, народный
артист, Герой Социалистического Тру
да и т. д. и т. п., появился на свет в 1901
году не где нибудь, а в расположенном
неподалку от нас Пирогове, где его
отец работал зубным врачом.)
Выбор оказался удачным, а Ильинс
кий Кутузов стал классикой советско
го кино. Позже писали: в Гусарской
балладе Кутузов выглядит обаятель
ным, хитрым, мудрым, добрым и очень
значительным.
Это русский человек,
любящий вс русское. Его юмор, на
родный, лукавый от простоты, от
душевного здоровья В том, как Куту
зов Ильинский досадливо и непреклон
но отстраняет хлеб соль, поднеснный
штабными угодниками, и иронически
советует убрать подальше эти бул
ки вся его строгость и простота.
И что интересно, схожий эпизод есть
в ханжонковском фильме, где фельд
маршалу хлеб соль подносят крестья
не, Кутузов вежливо принимает его и
передат адъютанту. В обоих фильмах
характерные жесты, артикуляция и
это в пользу того, что Ильинский на
верняка внимательно изучал опыт сво
их замечательных предшественников,
в том числе и по картине 1812 год.
Так давайте же в дни двухсотлет
него юбилея войны 1812 года посмот
рим удивительный фильм подъесаула
Ханжонкова, ещ и ещ раз вспомним
про день Бородина и про то, как
наши деды воевали, в том числе и на
Ярославке
Игорь ПРОКУРОНОВ
Продолжение следует
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
Под такой заставкой анонсируется фильм в Интернете.
Площадь перед дворцом им. Калинина: фото 1970 года из архива Калининградской
правды и современные, Вячеслава Сергунова, сентября 2012 года.