background image
суббота
k
100, 8 сентября 2012 г.
C
M
Y
K
10
Ведущий
Валерий
СОКОЛОВ
98
Чтобы добраться до мексиканского
курортного города Канкуна (аналог
российского Сочи), нашей семье пред
стояло пережить длительный беспоса
дочный перелт, в том числе через
Атлантический океан, 13 часов в
воздухе! Уже само определение
трансатлантический рейс одно
временно и пугало, и завораживало.
Мексика страна в Северной Амери
ке, то есть на другом конце земли. Раз
ница с Москвой во времени 9 часов!
Несмотря на предстоящие трудности в
пути, мы утешали себя мыслью, что
увидим Карибское море, где орудовал
легендарный пират Джек Воробей,
древние индейские пирамиды, позна
комимся с культурой племени майя и
процессом изготовления национально
го мексиканского напитка текилы...
Многочасовой перелт, на удивле
ние, не стал столь утомительным, как я
ожидала. Кормили на борту вкусно,
пледов и подушек хватило на всех, у
каждого кресла был персональный те
левизор с фильмотекой на любой вкус.
Очень интересно наблюдать через ил
люминатор за пейзажами планеты
разумеется, когда под нами не было
облаков. Впечатлил полт над Ислан
дией: огромный остров на севере Ат
лантики был виден с высоты десяти
тысяч метров очень отчтливо. Конеч
но, с такого расстояния невозможно
было рассмотреть гейзеры и водопа
ды, зато можно было угадать очерта
ния вулканов, озр и причудливые из
ломы скал.
В Канкуне мы приземлились, ког
да в Мексике было утро, а в России
глубокая ночь. Паспортный контроль в
аэропорту очень жсткий: несколько
семей с нашего рейса попросили прой
ти в отдельное помещение таможни.
Среди счастливчиков оказались и
мы. Дело в том, что первая буква нашей
фамилии Ф, в английской транс
крипции можно написать и F, и PH. И
вот ведь незадача: в паспорте указана
буква F, а в выданной за несколько
часов до вылета визе другая, PH.
Вроде бы пустяк, но мексиканским та
моженникам так не показалось. На уре
гулирование ситуации понадобилось
больше часа, а мы уже опаздывали на
другой рейс в столицу страны Мехи
ко. К счастью, успели. Из 250 пассажи
ров нашего российского рейса, при
бывшего в Мексику, в Мехико вместе с
нами полетела лишь одна семья. Ос
тальные отправились прямо из аэро
порта Канкуна в прибрежные отели
к морю и солнцу. А мы к знаниям,
вздохнула я про себя, но ведь и к
новым впечатлениям тоже!
Ещ два часа в полте и мы дела
ем круг над городом перед приземле
нием в столице Мексики.
Такое ощуще
ние, что мегаполис находится в гиган
тской тарелке, которую окаймляют зуб
цы гор. Мехико считается одним из
самых больших городов мира в нм
проживает более 20 миллионов чело
век. Основное население метисы, то
есть потомки от браков индейцев и за
воевателей испанцев. Чистокровных
индейцев осталось не так много, в ос
новном в горных деревнях. Зато их
частенько, по словам нашего гида, мож
но увидеть в центре столицы в нацио
нальных одеждах в составе шествий
так они борются за свои права. Госу
дарственный язык страны испан
ский, религия католичество.
Мехико был основан в XIV веке ин
дейским племенем ацтеков. По леген
де, бог Солнца велел им поселиться в
том месте, где они увидят орла, сидя
На родине индейских племн, кактусов и текилы
щего на высоком кактусе и удержива
ющего в клюве змею. Индейцам уда
лось обнаружить такую местность, но
вот незадача она находилась на ги
гантском озере. Пришлось ацтекам,
чтобы поселиться здесь, придумать
очень сложную систему рукотворных
каналов и дамб. Когда Мексику коло
низировали испанцы (экспансия про
изошла в XVI веке), они засыпали эти
каналы. Отголоски тех времн явствен
но ощущаются сейчас: практически все
исторические здания Мехико имеют
видимый перекос из за того, что здесь
очень зыбкие почвы и фундамент со
временем уходит под землю.
В Интернете я начиталась страши
лок про мексиканскую столицу: мол, в
метро могут ножом пырнуть, не на ту
улицу сверншь ограбят и т. д. Забе
гая вперд, замечу: в действительнос
ти же в Мехико не намного опаснее,
чем, к примеру, в Москве. Ясное дело,
что в темноте по окраинам лучше не
ходить, так это, наверное, как в любом
городе мира. И в российской столице
немало ловушек для наивных приез
жих.
На окраинах Мехико много тру
щоб, картина для глаз малорадостная.
Этажность застройки, даже в центре
города, низкая это связано и с наци
ональными предпочтениями мексикан
цев (1, 2, максимум 3 этажа), и с часты
ми землетрясениями. В центральной
части мегаполиса есть небоскрбы
говорят, их проектировали уже с уч
том хронических подземных толчков.
Городской пейзаж украшают много
численные кактусы всех мастей и рас
цветок. На центральных аллеях мекси
канской столицы можно увидеть мно
жество интересных скульптур как
исторических, так и современных, вы
полненных в стиле авангарда. Во вре
мя остановок на светофорах и в проб
ках замечаю, что своих детей папы и
мамы водят на поводках (к рюкзачку
ребнка прицеплен ремешок), причм
мне встретились родители с малыша
ми двухлетками и с семи , девятилет
ними детьми. Сопровождающая нас по
дороге из аэропорта девушка гид
объяснила, что в латиноамериканских
странах, к коим принадлежит Мексика,
нередки случаи кражи детей. А с по
водком спокойны и родители, и дети.
В Мехико нам предстояло пробыть
два с половиной дня. Назавтра ожида
ла большая поездка: в комплекс бази
лики Святой девы Гваделупской вто
рое по посещаемости католиками мес
то в мире после Ватикана и на пира
миды Теотиукана, которые были пост
роены древними индейскими племена
ми, жившими ещ до прихода ацтеков.
К своему стыду, до поездки в Мекси
ку я не знала, кто такая Пресвятая
Дева Гваделупская.
Как оказалось, для
жителей этой страны она наше вс:
национальная гордость и символ этни
ческой идентичности. Деву называют
матерью всех мексиканцев. Е образ
можно видеть всюду: в частных домах,
музеях, общественном транспорте, ма
газинах Известный писатель Окта
вио Пас писал с иронией о своих сооте
чественниках: Даже если мир рухнет,
мексиканцы вс равно будут свято ве
рить в две вещи: в национальную лоте
рею и Пресвятую Деву Гваделупскую.
Поэтому, хотя бы вкрадце, я должна
рассказать е историю.
По преданию, в декабре 1531 года
17 летний крестьянин индеец Хуан
Диего шл из Теночтитлана (Мехи
ко) и на вершине холма Тепейяк
неожиданно встретил прекрасную
женщину, окружнную облаком све
та. Она обратилась к индейцу на его
родном языке:
Перелт через Атлантику
и особенности английской
орфографии
Город в тарелке
Что я знала о Мексике до поездки в не? Очень немногое. При упоминании об
этой стране на память приходили словосочетания мексиканский сериал,
мексиканские страсти и мексиканский соус вот, собственно, и вс, хотя
нет когда то давным давно я смотрела мыльную оперу Санта Барбара и
помнила, что единственно симпатичный мне герой, неподкупный полицейский
Круз Кастильо, по национальности был мексиканцем.
Дева Гваделупская:
современное чудо
Мой дорогой сын, Я люблю
тебя и твоих братьев. Я Дева
Мария, Мать истинного Бога. Я хочу,
чтобы вы построили церковь на этом
месте, где ты и твои братья смогут
почувствовать Мо сострадание к
вам. Все те, кто искренне попросят
Моей помощи в работе и в преодо
лении мук, получат е здесь, на этом
месте. А теперь иди в Теночтитлан и
расскажи епископу вс, что ты ви
дел и слышал.
История длинная, поэтому позволю
себе очень краткий пересказ: епископ
и общественность не поверили бедно
му индейцу ни с первого раза, ни со
второго, попросили доказательств того,
что ему действительно являлась Дева.
Во время очередной встречи с юношей
Пресвятая Дева попросила его взять из
е рук алые розы, завернуть их в плащ
и отнести епископу в качестве доказа
тельства. Когда Хуан Диего предстал
перед священником и его советниками
и развернул свой плащ, то все упали на
колени: на плаще чудесным образом
оказался запечатлнным нерукотвор
ный лик Пресвятой Девы точно та
кой, каким его видел юный индеец...
С тех пор прошло почти пять веков.
Тот самый плащ с изображением Девы
Гваделупской считается самой боль
шой святыней Мексики. Сначала он
хранился в храме, построенном на ме
сте, где Дева явилась юноше. Затем, в
связи с огромным количеством палом
ников, реликвию перенесли в новое
здание, которое может вмещать в себя
до 10 тысяч верующих. Поклониться
образу Девы, попросить е защиты,
помощи люди едут круглый год. А 12
декабря, когда отмечается день Свя
той Девы Гваделупской, здесь настоя
щее столпотворение: в район базили
ки съезжаются одновременно до
5 миллионов (!) жителей Мексики.
За прошедшие столетия образ Пре
святой Девы Гваделупской осматри
вался и изучался множеством учных и
мастеров живописи. Систематические
научные исследования нерукотворно
го образа начались в середине XX века.
Плащ был подвергнут самым тщатель
ным лабораторным анализам. После
многолетних исследований мексикан
ские учные пришли к заключению:
полотно, на котором запечатлн образ
Девы Марии, соткано из кактусовых
волокон очень недолговечного ма
териала (может храниться максимум
20 30 лет). Тот факт, что полотно с
образом Девы Марии сохраняется на
протяжении уже 480 лет и никаких при
знаков гниения или распада на нм нет,
с научной точки зрения необъясним.
В 1977 году образ Пресвятой Девы
Гваделупской был тщательно исследо
ван американскими и немецкими уч
ными. В их числе был и нобелевский
лауреат, профессор химии Рихард Кун.
Работа велась с помощью новейших на
то время методов, включавших в себя
фотографирование в инфракрасных
лучах. Полученные результаты заста
вили задуматься даже закоренелых
скептиков: они показали, что образ не
мог быть создан человеческой рукой,
так как на полотне отсутствуют какие
либо следы грунтовки, разметки, пред
варительных набросков и т. д., и вооб
ще сам метод, каким этот образ со
здан, современной науке неизвестен.
Учных поразило и отсутствие каких
бы то ни было пигментов естественно
го (минерального, животного, расти
тельного) или синтетического проис
хождения. Вывод исследователей од
нозначен: вс, связанное с образом
Пресвятой Девы Гваделупской, не под
датся объяснению с точки зрения со
временной науки. А значит, это самое
что ни на есть ЧУДО.
Елена ФИЛИППОВА
Фото автора
Продолжение следует
Мексика страна кактусов.
Поводки для безопасности детей.
По мысли автора скульптуры, Деве Гваделупской
поклоняются люди разного социального статуса
и положения.
Мексиканцы не забывают о своих индейских корнях.
Один из ракурсов
кафедрального
собора Мехико.