background image
C
M
Y
K
вторник
k
107, 25 сентября 2012 г.
НЕИЗВЕСТНЫЙ КОРОЛВ
шарашка
шарашка
Итак, первые опорные пункты наше
го исследования: в Болшеве был спец
объект, который в 1953 году демонти
руется и который был окружн высо
ким дощатым забором; был большой
сад; имелось несколько зданий.
Вот из воспоминаний Владимира
Померанцева По царским и сталинс
ким тюрьмам, когда его в 1950 году
перевозят из Ленинграда (знаменитые
Кресты) в Болшево:
Утром в Москве на Ленинградском
вокзале пришлось посидеть часа два,
пока не пришла легковая машина из
Болшева. Я с интересом рассматривал
через окно автомобиля окрестности
Москвы. Ехать пришлось километров
тридцать. Вот показались вышки по
углам забора, обнеснного сверху ко
лючей проволокой. Значит, приехали.
Спецтюрьма занимала большой учас
ток, частично заросший редкими строй
ными корабельными соснами. На учас
тке три одноэтажных здания: одно за
нято общежитием спецконтингента,
другое ОКБ и третье кухней, столо
вой и подсобными помещениями. ОКБ
значительно меньше, чем в Крестах.
Общежитие представляет собой одну
огромную комнату, заполненную кро
ватями и тумбочками, к спальне при
мыкал коридор с несколькими кабине
тами тюремного начальства, малень
кой кухней и уборной. В этой спецтюрь
ме совсем недавно сидел знаменитый
авиаконструктор А.Н. Туполев. Профиль
ОКБ был весьма разнообразным: от
авиаконструкций до лесотехники
Здесь тоже опорные пункты: три
одноэтажных здания; строевые кора
бельные сосны.
Открываем книгу воспоминаний
Трудкоммуна ОГПУ в Болшево:
Территория Болшево занимала
достаточно большой лесной массив,
огороженный глухим забором с колю
чей проволокой. В зоне имелось три
барака. В первом, спальном бараке
ночевали заключнные и находилась
охрана. Второй занимала кухня столо
вая. Большой третий барак был обору
дован столами и чертжными досками.
В конце 1938 начале 1939 года в
Болшево начали прибывать транспор
ты со специалистами. Вс смешалось
в доме Облонских авиаторы, судо
строители, артиллеристы, танкисты,
ракетчики, связисты.
Другая книга воспоминаний Бол
шевский рай:
Так что более или менее повезло
немногим. И то в основном тем, кто до
ареста трудился в оборонных отрас
лях. Вот их то по наводке Кравченко и
свезли в небольшую, обнеснную глу
хим забором с охранниками вертухая
ми территорию в Болшеве. Конечно,
назвать этот возникший в небольшом
тогда подмосковном дачном послке
изолятор шарагой в чистом виде ещ
было нельзя. Не был он также ни тюрь
мой, ни пересылкой. Скорей всего, пра
вильней было бы его считать неким
особым, ещ не виданным в мире гиб
ридом, выведенным неподражаемыми
лубянскими селекционерами и при
званным сыграть роль некоего интел
лектуального отстойника. А отстойни
чек, нужно признать, получился на
славу: ведь сюда свозили специалис
тов, многие из которых в своей облас
ти по праву считались лидерами миро
вого уровня.
Вот что пишет С.К. Бондаревский в
главе V своих воспоминаний Болше
во:
Я в болшевской спецтюрьме под
Москвой. Тюрьма одноэтажный ба
рак в обширном дворе, огороженном
высоким дощатым забором и колючей
проволокой. Над забором вышки с
часовыми. В тюрьме заключнные,
надзиратели, начальники. Вс как
положено! Во дворе другое простор
ное здание. В нм Особое техничес
кое бюро при Наркомате внутренних дел
СССР. В нм работаем мы, сотрудники
заключнные. Бюро делится на несколь
ко групп, в каждой по 20 30 человек.
Авиационная группа А.Н. Туполева,
подводного судостроения А. Касса
циора, надводного судостроения Бже
зинского, артиллерийская и т. д.
* * *
Таким образом, вырисовывается не
которая часть истории болшевской
шарашки Особого технического
бюро при НКВД СССР. Сентябрь 1938
года организация Отдела особых
конструкторских бюро НКВД СССР; ок
тябрь 1938 го организован 4 й от
дел НКВД СССР; январь 1939 го орга
низовано Особое техническое бюро
НКВД СССР; июль 1941 го органи
зован 4 й отдел НКВД МВД СССР;
март 1953 года расформирование.
Дату начала функционирования такого
спецобъекта, как шарашки, подтверж
дает и Я. Голованов в своей книге Ко
ролв: факты и мифы:
Решение воп
роса приближалось (вопрос о судьбе
А.Н. Туполева, который в это время
находился в Бутырской тюрьме, каме
ра 58.
В.М.). К этому времени
относится как раз организация шараги
в Болшеве подмосковном дачном
послке
.
В апреле 1939 года авиаци
онную группу Туполева перевели в сто
лицу (создано ЦКБ 29 НКВД на улице
Радио), однако спецобъект в Болшеве
продолжал свою деятельность. Есть
упоминание в одном документе за 1949
год, что специальное конструкторс
кое бюро перебазировалось из Каза
ни под Москву в Болшево. Но даже
этот краткий период его существова
ния (1938 1941 годы) имеет важное
историческое значение, потому что за
это время через него прошли многие
замечательные специалисты. Вот как
пишет Ярослав Голованов в той же кни
ге:
В просторном спальном бараке с
чистым полом и массивными голланд
скими печами, словно в огромной шка
тулке, накапливались невероятные на
циональные сокровища: смелые идеи,
дерзкие проекты, конструкторские оза
рения, немыслимые изобретения. В
бараке сидели люди, большинство из
которых в своей области были лидера
ми мирового масштаба: теоретики и
конструкторы пушек, танков, самол
тов, боевых кораблей.
Кроме хорошо известного авиаци
онного конструктора А.Н. Туполева обя
зательно следует упомянуть и других,
например артиллериста Е.А. Беркало
ва создателя русской тяжлой ар
тиллерии для морских кораблей. Фор
мула живучести орудий Беркалова и
сейчас присутствует в учебниках и ис
пользуется для расчта орудий. Авиа
конструктор Роберт Бартини крас
ный барон, член Итальянской комму
нистической партии. О нм я услышал
первый раз на лекции, когда учился в
Московском авиационном институте.
Нам читали курс История авиацион
ной техники. Это был отличный курс,
вспоминаю его с большим удоволь
ствием, хотя не понимаю, почему мы на
него плохо ходили. Может быть пото
му, что нам хотелось знать, что делает
ся сейчас, а нам рассказывали, как
дьяк Крякутный надул фурвин дымом
поганым. Но вс равно судьба Барти
ни произвела на меня большое впечат
ление, и мне хотелось бы вернуться к
ней отдельно, потому что его жизнь
это приключенческий роман, достой
ный отдельного повествования.
Приведу ещ несколько фамилий,
связанных с болшевской шарагой: ме
ханик, бывший заместитель начальника
ЦАГИ, член корреспондент АН СССР А.И.
Некрасов; лучший кораблестроитель
того времени П.Г. Гоинкис; конструктор
подводных лодок А. Кассациер; специа
лист по авиационному вооружению А.В.
Надашкевич, по книгам которого мы
учились в МАИ; изобретатель ныряю
щего катера В.Л. Бжезинский; конст
руктор самолтов БОК 15, которые пред
назначались для рекордных полтов вок
руг земного шара, В.А. Чижевский; один
из крупнейших технологов авиацион
ной промышленности того времени
А.С. Иванов; главный конструктор Харь
ковского авиационного КБ И.Г. Неман,
который первый создал убирающиеся
шасси; группа специалистов судостро
ителей, в которую входил В.Л. Бродс
кий, строитель крейсера Киров, впос
ледствии налаживала производство
подводных лодок в Северодвинске; ме
таллург А.С. Точинский, автор брони для
танков; строитель и испытатель под
водных лодок на Тихоокеанском флоте
С.К. Бондаревский. Вот далеко не пол
ный список блистательных людей, ко
торые прошли через болшевскую ша
рашку. К моменту перевода Туполева в
Болшево там уже было около 200 чело
век, из них шесть будущих академиков и
членов корреспондентов, 12 профессо
ров и докторов наук!
Интересны воспоминания начальни
ка производственного отдела судостро
ительного завода Дальзавод (Влади
восток) В. Померанцева из книги По
царским и сталинским тюрьмам, отно
сящиеся к 1950 году:
Профиль ОКБ
был весьма разнообразным: от авиа
конструкций до лесотехники. Мне было
объявлено, что я нахожусь в отпуске и
ничем меня загружать в ОКБ не будут. Я
гулял по территории спецтюрьмы, чи
тал беллетристику и научно техничес
кие книги, пополнял свои записки по
Красноярскому краю и горным наукам.
В спецтюрьме встретились любопыт
ные люди: бывшие военные защитни
ки Ленинграда, учные по лесному хо
зяйству, радиотехники, художники. Си
дел там и один из последних в роде
князей Голицыных. Он хорошо знал
семью Льва Николаевича Толстого.
Перед арестом работал в Ясной Поля
не в толстовском музее у Софьи Анд
реевны Толстой.
Разве не интересно,
кто же это был и почему он попал в
Болшево?
* * *
Вернмся к вопросу, а где же была
эта шарашка? На всех просмотренных
мною картах это место обозначено бе
лым пятном рядом с деревней Куракино
(те, кому приходилось встречаться с
такими белыми пятнами на картах,
знают, что под ними подразумевались
различные закрытые, режимные объек
ты). Старожилы называли это место
козьим полем, на старых картах оно
обозначалось как земля крестьян де
ревни Куракино. Но, видимо, потом она
стала землй совхоза НКВД. В действи
тельности спецобъект располагался в
лесу за деревней Куракино. Этого леса
сейчас нет. Да и сама деревня исчезла,
когда на е месте начали строить про
спект Королва и улицу 50 летия ВЛКСМ.
После того как заведующая архивом
Королвского исторического музея Зи
наида Васильевна Игнатова любезно
согласилась показать, где они в детстве
собирали землянику около забора
(усадьба Костино), а охранник с выш
ки отгонял их, я ещ несколько раз хо
дил по этому участку между железной
дорогой, каналом и началом проспекта
Королва (дома 3, 5). Сейчас там жи
лые дома старой постройки и новые
дома, школа 16, детские сады. Да, там
есть отдельно стоящие деревья, подхо
дящие по возрасту. Но сложно утверж
дать, что это остатки того самого леса.
Возможно, это фото болшевской шарашки.
Этот тополь помнит времена шарашки (улица Сакко и Ванцетти).
А вот несколько очень старых фрукто
вых деревьев я вс же нашл, видимо,
это вс, что осталось от того самого
шарашкиного сада.
Во всех воспоминаниях говорится о
трх бараках, стоящих в виде каре. Есть
одно фото тех времн, где запечатлены
здания, похожие на описания в воспо
минаниях. Но эта фотография публику
ется в документах, относящихся к труд
коммуне, то есть эти три барака должны
находиться на территории поместья
Крафта. Однако в описи строений поме
стья, на схеме и в оценочной описи
строений поместья подобные здания
(бараки) не упоминаются. Поэтому с
большой вероятностью можно предпо
ложить, что на этом фото изображены
именно те самые три барака шарашки, а
снимок сделан с угловой вышки.
Посмотрите на этот снимок, как вс
совпадает с приведнными выше опи
саниями! Три барака расположены
каре, большой двор достаточный,
чтобы собрать макет самолта, забор
на переднем плане. Не является ли это
ещ одним аргументом в пользу моей
версии?
Многие читатели задают вопрос: как
же так люди сидели в тюрьме, в
заключении, а у них был такой энтузи
азм? Почему они так много сделали
для страны, которая безжалостно к ним
относилась? Лучше всего об этом ска
зал Ярослав Голованов:
Вырвавшись из рудников и с лесо
повалов, голодные, избитые, больные
люди попали пусть и в тюрьму, но тюрь
му, где досыта кормили, где спали на
простынях
(Вспомним, кстати, как в
Болшево в первый раз привезли Тупо
лева. В руках у него был мешок
сидор, в котором хранилась пайка
чрного хлеба, несколько кусочков са
хара и маргарин)
Ошеломление, ко
торое испытывали вновь прибывшие в
Болшево, быстро сменилось бурным
взрывом эйфории и энтузиазма. Не
меньше, чем от голода физического,
настрадались эти люди от голода ин
теллектуального.
По житейски можно сказать, что,
вкусив нормальной жизни в шарашке,
эти люди смертельно боялись вернуть
ся к тачке, лопате, голоду и тюремной
баланде. Да и к тому же у них была
перспектива освобождение! Ведь
недаром в качестве чрного юмора в
некоторых воспоминаниях приводится
диалог между Берия и Туполевым:
Берия:
Давайте договоримся, Андрей Ни
колаевич: самолт в воздух, а вы все
по домам!
Туполев:
А не думаете ли вы, что, и нахо
дясь дома, можно делать самолты?
Сегодня на бывшей территории
болшевской шарашки нет никако
го памятного знака, даже местные
жители вряд ли знают о том, что
здесь были бараки спецтюрьмы.
Бараки снесли, сосны спилили, за
бор с вышками разобрали. Вся тер
ритория застроена. Наверно, было
бы хорошо отметить это место ка
ким либо памятным знаком и выг
равировать фамилии хотя бы тех,
кто прошл болшевскую шарагу в
1938 1953 годах! Да и в город
ском историческом музее непло
хо было бы воссоздать экспози
цию, посвящнную болшевской
шарашке.
Владимир МАЛЫХ,
историк и краевед
Современные фото автора