background image
четверг
k
108, 27 сентября 2012 г.
ИСТОРИЯ КОСМОНАВТИКИ
Но Н.С. Хрущв требовал от Сергея
Павловича запуска в космос корабля с
тремя космонавтами. Это было про
блемой с точки зрения обеспечения
безопасности полта, и проектанты во
главе с К.П. Феоктистовым аргументи
рованно отказывались от создания
трхместного корабля на базе Восто
ка. Главная причина отказа не по
мещались три катапультируемых крес
ла и космонавты в скафандрах, да и
врезать в оболочку спускаемого аппа
рата дополнительные люки для ката
пультирования было невозможно. А
следовательно, невозможно было обес
печить спасение экипажа в случае ава
рии ракеты на старте или в начале по
лта. Требовалась новая концепция:
космонавты летят без скафандров и
приземляются в спускаемом аппарате.
Во вторых, требовалось погасить ско
рость спускаемого аппарата у Земли
до безопасной для космонавтов, то есть
ввести систему мягкой посадки, ко
торой Восток не имел.
В то время проблему мягкой посад
ки вооружения десанта решали авиа
ционные инженеры завода Звезда
под руководством Г.И. Северина со
вместно с Научно исследовательским
экспериментальным институтом пара
шютно десантной службы, который
возглавлял Ф.Д. Ткачв. Для трхмест
ного космического корабля, чтобы
уменьшить перегрузки при ударе о зем
лю, приземление спускаемого аппара
та предлагалось проводить на двух па
рашютах, в стренгах которых закреп
лялся пороховой двигатель. Непосред
ственно перед касанием Земли по сиг
налу от штыревого датчика, установ
ленного на корабле, этот двигатель
срабатывал и существенно уменьшал
скорость спускаемого аппарата при
встрече с Землй. Так впервые была
осуществлена мягкая посадка косми
ческого корабля.
Как напишет позднее Феоктистов,
на настойчивое требование Сергея Пав
ловича разработать трхместный ко
рабль проектанты поставили условие,
что в экипаж должен быть включн
инженер испытатель. В частности, Фе
октистов предложил в этом качестве
себя, как руководителя проектирова
ния. Известно, что для Востоков под
бор экипажа производило руководство
Военно воздушных сил (ВВС) и их ме
дики. Здесь главную роль играл по
мощник Главнокомандующего ВВС ге
нерал полковник Н.П. Каманин от
ветственный за подготовку космонав
тов. Каманин считал, что экипаж кос
мического корабля должен состоять
из военных лтчиков, и был против
включения в космонавты гражданских
специалистов. Командование ВВС его
поддерживало. Исключение было сде
лано для Валентины Терешковой. Но
это была большая политика. Феоктис
тов первым выступил за изменения
этого правила, предложив включить в
космический экипаж инженера испы
тателя.
Вначале Королв не поддержал Фе
октистова. Но в феврале 1964 года,
когда руководитель проекта Восхо
да, показывая Сергею Павловичу сде
ланные расчты и эскизы, поставил
условие: Бермся за это дело, если
только наших включат в экипаж, Глав
ный конструктор не вспылил, как бы
вало раньше, на условие упрямого, но
принципиального и талантливого про
ектанта, а с некоторым сомнением под
твердил: В трхместном, конечно, по
крайней мере один инженер полетит.
Королв понимал, что придтся вести
битву с военными, с установленным
порядком. Решения деловых, обосно
ванных требований он обязательно
добивался. И в мае Сергей Павлович
направил группу инженеров, включая
Феоктистова, на медицинское обсле
дование, которое проходили кандида
ты в космонавты. Уже через месяц пос
ле признания годен конструктор
Восхода был отпущен Королвым на
подготовку к полту. Здесь Королву
пришлось преодолеть возражения Н.П.
Каманина и врачей Центра подготовки
космонавтов (ЦПК) о включении Феок
тистова в экипаж Восхода. И с этого
времени, как правило, стали включать
в экипаж космического корабля инже
нера исследователя (бортинженера).
* * *
Было сформировано два экипажа. В
первый, кроме Константина Феоктис
това, входили командир Владимир Ко
маров, Василий Лазарев (лтчик, имев
ший ещ одно образование врач),
Алексей Сорокин (врач ЦПК). Другой
экипаж состоял из командира Бориса
Волынова, военного врача Бориса Его
рова и инженера Георгия Катыса (Ин
ститут автоматики и телемеханики Ака
демии наук). Каманин и ВВС воевали
против Феоктистова и Катыса, отстаи
вая монополию на космические пол
ты представителей ВВС.
Следует предположить весьма веро
ятным желание Главного конструктора
самому слетать в космос. Ранее он был
лтчиком по призванию, работал в авиа
ции, создавал хорошие планры. По
своему образованию, опыту и таланту
мог бы стать генеральным конструкто
ром авиационной техники. Однако изу
чение трудов К.Э. Циолковского приве
ло Сергея Павловича к мысли, что ве
ликие идеи калужского мечтателя осу
ществимы. И не в таком уж далком
будущем. Они нашли в сердце Корол
ва горячий отзвук, ибо отвечали его
страстной, деятельной, увлекающейся
всем новым натуре. Полт в космос
стал его мечтой. И Королв сделал са
мую совершенную космическую раке
ту и космический корабль. Почему же
не слетать, самому почувствовать не
весомость и возможность жить и рабо
тать в этом необычном состоянии, уви
деть те недостатки его кораблей, о ко
торых боялись сказать рядовые кос
монавты? Но, конечно, Главный конст
руктор понимал, что ему никогда не
разрешат. Поэтому он добился вклю
чения в экипаж талантливых инжене
ров, которые помогали создавать кос
мическую технику! И эта заслуга Коро
лва неоценима для космонавтики.
Долгое время не было деления на
основной и дублирующий экипаж. ВВС
продолжали воевать за монополию. Но
и здесь сыграл авторитет Сергея Пав
ловича! Примерно за месяц до старта
был назван первый экипаж в составе:
Комаров, Феоктистов, Егоров.
* * *
Корабль Восход делался путм
доработки корпуса Востока для ис
пользования новой парашютной сис
темы, установки трх кресел с индиви
дуальными ложементами для космо
навтов и оригинального штыревого
датчика снаружи корабля. Доработки
привели к увеличению массы корабля
на 1000 кг по сравнению с массой Во
стока. Потребовалось поднять тягу
третьей ступени ракеты носителя (се
мрки 8К74). В результате появилась
новая третья ступень блок И. Но
вому носителю на базе королвской
семерки и блока И присвоили ин
декс 11А57.
Параллельно с тренировками экипа
жа производилось изготовление экс
периментальных кораблей для стати
ческих и динамических испытаний,
включая самолтные, сбросы с са
молта беспилотного корабля для от
работки системы приземления и мяг
кой посадки.
6 октября 1964 года был произведн
запуск первого беспилотного Восхо
да с тремя манекенами. Корабль вы
шел на расчтную орбиту. Суточный
полт прошл без замечаний, спускае
мый аппарат приземлился в намечен
ном районе. Система мягкой посадки
сработала отлично. Манекены были
целы и невредимы.
Теперь предстояло назначить пуск
пилотируемого Восхода. Как напи
шет академик Черток в своей четырх
томной книге воспоминаний Ракеты и
люди,
пуск Восхода, по сравне
нию с предыдущими шестью пилоти
руемыми пусками, был большим рис
ком. Во первых, космонавты летели без
скафандров. Случайная потеря герме
тичности и гибель неминуема. Во
вторых, ограничения по объму и мас
се не позволили снабдить корабль за
пасом средств жизнеобеспечения бо
лее чем на двое суток. Медлить с воз
вращением на Землю нельзя. В треть
их, новая система приземления прове
рена только один раз.
Конечно, Королв вс это знал, но не
выполнить указания свыше он не мог.
Старт Восхода с экипажем был дек
ларирован на 12 октября.
* * *
12 октября 1964 года в 10 часов 30
минут по московскому времени с кос
модрома Байконур состоялся пуск кос
мического корабля Восход. Корабль
массой 5320 кг был выведен на косми
ческую орбиту с перигеем 177,5 км,
апогеем 408 км. Планируемая длитель
ность полта одни сутки. Это седь
мой пилотируемый полт советского
корабля. Восход впервые в мире был
трхместным. Командир корабля
Владимир Комаров, члены экипажа
конструктор, кандидат технических
наук Константин Феоктистов и врач
Борис Егоров. Все космонавты без ска
фандров, одеты в плотные шерстяные
спортивного вида костюмы. Каждый
космонавт сидит в амортизационном,
индивидуально смоделированном
кресле ложементе, обеспечивающем
переносимость человеком длительно
действующих ускорений при взлте и
спуске космического корабля, а также
нагрузок соударения спускаемого ап
парата с Землй при посадке в штат
ном и аварийном режимах (скорость
соударения до 8 метров в секунду).
Итак, космонавтов было трое. Ко
мандир корабля Комаров был не про
сто лтчиком, но также и инженером.
После лтного училища и службы во
енным лтчиком Владимир поступил в
академию имени Н.Е.Жуков
ского. После отличного
окончания академии лтчи
ка, а теперь ещ и капитана
инженера, направили в ис
пытательный институт. От
сюда Владимир Комаров
поступил в отряд подготов
ки космонавтов. Феоктистов
родился в 1926 году в Воро
неже. 15 летним мальчиш
кой уже участвовал в Вели
кой Отечественной войне
был разведчиком в воинс
кой части. В 1942 году его
ранило. После ранения Кон
стантин закончил десятилет
ку и поступил в Московское
высшее техническое учили
ще имени Н.Э. Баумана.
МВТУ окончил в 1949 году.
Работал в различных науч
но исследовательских и кон
структорских учреждениях.
Появилось желание перей
ти в созданное Королвым в
1956 году ОКБ 1. В 1957 году
стал работать в проектном отделе, под
чинявшемся Сергею Павловичу. Зани
мался проектированием космических
кораблей Восток и Восход.
Егоров родился в 1937 году в Москве
в семье учных медиков. В 1961 году
окончил Московский медицинский ин
ститут имени И.М. Сеченова. Ещ в сту
денческие годы увлкся научной рабо
той по авиационной и космической
медицине. Перед полтом работал в
Институте медико биологических про
блем Минздрава СССР.
* * *
Вернмся к космическому полту. В
бортжурнале командира корабля по
явилась первая запись:
Ракета носи
тель работала безукоризненно. Все
ступени отсекались с точностью до
долей секунды. После того как мы выш
ли на орбиту, возникло состояние не
весомости.
А научный сотрудник Фе
октистов радовался, что теперь его с
корабля вернуть никто не сможет! Все
занялись своей работой.
В обязанности Феоктистова входило
фотографирование, наблюдение Зем
ли, работа с секстантом, проведение
экспериментов по исследованию пове
дения жидкости в условиях невесомо
сти, снятие характеристик ионных дат
чиков ориентации корабля относитель
но вектора скорости. Но конструктор,
который знал вс о Восходе, не мог
не интересоваться поведением и функ
ционированием приборов, устройств и
удобством работы с ними в условиях
невесомости и ограниченности объма
корабля. Но к тесноте космонавты при
выкли. В награду, по выражению Фе
октистова, увидели уникальную карти
ну полярного сияния, что бывает ред
Конструктор корабля летит в космос
ко. По его словам, можно было беско
нечно смотреть на проплывающую
цветную картину Земли, похожую на
физическую карту мира, но одновре
менно совершенно другую, живую. В
экипаже родилось единогласное пред
ложение: Комарову официально про
сить начальство продлить полт. В
просьбе командиру корабля было от
казано.
Врач Борис Егоров занимался меди
цинскими вопросами: брал анализы
крови, мерил пульс и давление. Врач
исследователь наблюдал за реакция
ми человеческого организма, особен
но в такие моменты, как переход от
состояния повышенных перегрузок к
невесомости, полт в невесомости и т. д.
В 1979 году космонавт Егоров защитит
докторскую диссертацию на тему: Те
оретические основы и система управ
ления состоянием человека в условиях
невесомости.
Командир корабля Владимир Кома
ров, помимо руководства экипажем,
контролировал показания приборов,
управлял кораблм вручную, ориенти
ровал его по ионным датчикам, опре
делял время ориентации и расход ра
бочего тела. В обязанности командира
входило также ведение радиосвязи с
Землй, контроль за работой бортовых
систем, записи в бортовом журнале,
наблюдение за поверхностью нашей
планеты при различной освещнности
и многое другое.
Время пролетело быстро, уже закан
чивались сутки полта. По словам Фе
октистова, все системы корабля рабо
тали штатно. Космонавтам предстояло
приземлиться в спускаемом аппарате
корабля без катапультирования. Дви
гатели мягкой посадки должны были
включиться по сигналу штыревого дат
чика. Полутораметровый штырь обра
зовывался из плоской пружинной лен
ты с памятью. При освобождении
катушки с лентой последняя по памя
ти сворачивалась в жсткую трубку
штырь, который и служил механичес
ким высотомером корабля. При каса
нии торца штыря тврдой поверхности
датчик выдавал сигнал в пороховой
двигатель мягкой посадки, закреплн
ный в стренгах парашютов, и двига
тель срабатывал. Импульс тяги поро
хового двигателя в идеальном случае
должен быть направлен против векто
ра скорости приземления спускаемого
аппарата, и тем самым резко снижа
лась скорость приземления, в идеаль
ном случае до нуля, то есть получалась
мягкая посадка.
Вот как напишет в своих воспомина
ниях Феоктистов:
Посадка была
мягкой, искры посыпались из глаз,
удар, шар перевернулся, и мы повисли
на привязных ремнях вверх ногами.
Ближе к люку был Володя, он вылез
первым, затем Борис и последним я.
Приземлились мы на пашне неподал
ку от Целинограда
(сегодня столица
Казахстана Астана)
. Длительность
полта составила 24 часа 17 минут.
Больше таких трхместных кораблей
не было. На стапелях сборочного цеха
ЗЭМа собирался Восход 2, двухмест
ный корабль, обеспечивающий выход
одному из космонавтов в открытый кос
мос. Как известно, это совершил лт
чик космонавт Алексей Леонов.
Рудольф ТЮКАВИН,
ветеран РКК Энергия
имени С.П. Королва,
кандидат технических наук
После первых шести полтов в космос кораблей Восток Советский Союз
прочно занял место первой космической державы. Мир ждал чего то нового, и
Королв решил на базе Востока создать корабль, из которого космонавт смог
бы шагнуть в открытый космос. Одновременно военные требовали корабль
разведчик, который бы оперативно передавал снимки из горячих точек нашей
планеты. Так, в ОКБ 1 к концу 1961 года был создан беспилотный корабль
Зенит, первенец нового направления в создании национальных средств конт
роля за действиями Пентагона и его союзников.
С.П. Королв с экипажем Восхода 1.
Спускаемые аппараты космических кораблей Восход. Цех 44 ЗЭМа.