background image
четверг
k
108, 27 сентября 2012 г.
КАЛЕЙДОСКОП
C
M
Y
K
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
В невероятно короткие сроки за четыре года
и восемь месяцев был построен Сталинский
зеркальный мост протяжнностью 128 км. Но
какой ценой нам далось данное грандиозное со
оружение XX века?
Об этом говорится в книге
известного краеведа почтного гражданина Мы
тищинского района Валентина Маслова Канал
имени Москвы. Стройка века. Судьбы людей. К
75 летию открытия канала
, презентация кото
рой прошла в Центре краеведения, редких книг и
литературы по искусству Московской областной
государственной научной библиотеки (МОГНБ)
имени Н.К. Крупской.
Какова реальная цена стройки века?
Выпущено довольно много книг, в которых о
канале, соединяющем Москву реку с Волгой, го
ворится как о крупном гидротехническом соору
жении или памятнике архитектуры, отметила
на встрече автора с читателями
заведующая цен
тром Любовь Арсенина. А вот о людях, строив
ших его, известно мало. Поэтому знаменательно,
что в Год российской истории к 75 летию откры
тия канала вышло именно это изумительно офор
мленное, интересное и написанное доступным
языком издание, за что спасибо автору и админи
страции Мытищинского района. Ведь человечес
кие судьбы главное в летописи любой страны.
При подготовке книги, над которой Валентин
Маслов работал десять лет, он использовал не
только государственные архивы и фонды музеев,
но и воспоминания старожилов и бывших зэков
ДМИТЛАГа. Мне нужно было глубоко изучить
инженерную часть и экономическую составляю
щую стройки, чтобы понять, что мы получили и
что потеряли в результате преобразований, про
которые раньше говорили: Мы исправили ошиб
ку природы, рассказал Валентин Иванович.
А ещ было важно увидеть канал своими глазами,
поговорить с живыми свидетелями его строи
тельства, поэтому за первые пять лет я исходил
пешком его территорию от Дубны до Перервин
ского шлюза у села Коломенское.
Итогом этой кропотливой работы стала книга,
объединившая в себе описания архитектурных и
инженерных решений, в том числе так и не состо
явшихся; экономического и исторического аспек
тов, а также быта заключнных ГУЛАГа, чей труд
использовался при строительстве канала. Поми
мо рецидивистов, там сидели нормальные люди,
не совершавшие преступлений. Они просто были
ошельмованы, пояснил Валентин Маслов.
Среди таких врагов народа были не только
рабочие и колхозники, но и цвет нации учные,
архитекторы, художники, композиторы, литера
торы Только это не принималось в расчт. Бес
ценная жизнь человеческая приравнивалась к
куску арматуры или кирпичу. До сих пор точно
неизвестно, сколько людей захоронено вдоль ка
нала в безымянных могилах.
В погоне за дешвой электроэнергией не счита
лись и с простыми жителями сл и городов, чьи
территории были затоплены, в результате чего
страна лишилась высококачественных натураль
ных продуктов. К примеру, Рыбинское водохра
нилище полностью поглотило город Мологу, где
были лучшие производители сыров. А ведь мы
получали от масло и сыроделия в год больше,
чем от добычи золота. Но тогда пренебрегали
всем духовным и культурным наследием, пло
дородными землями, человеческими жизнями.
Сегодня немногие осмелятся посмотреть на
свою эпоху не так, как их учили в школе, отметил
священник Симеон Банков, настоятель храма ново
мучеников и исповедников российских послка
Поведники, расположенного на берегу Клязьмин
ского водохранилища, где покоятся десятки тысяч
строителей канала имени Москвы. Это требует
гражданского мужества, потому что наше государ
ство до сих пор не раскрыло часть архивных сведе
ний и не хочет показывать населению всю правду.
Тем и дорог мне автор, решившийся обрисовать
доподлинную картину тех лет.
Ознакомиться с новой книгой Валентина Мас
лова Канал имени Москвы. Стройка века. Судь
бы людей. К 75 летию открытия канала можно в
отделе краеведения МОГНБ им. Н.К. Крупской на
улице Школьной, дом 19.
Светлана НОСЕНКОВА
Фото автора
О соединении Москвы реки с Волгой подумывал ещ Алексей Михайлович Романов, за два года до своей кончины
подписавший указ о начале изысканий возможного водного пути. Но Птр I был больше заинтересован в строительстве
каналов вокруг новой столицы, поэтому стратегическая задача отца так и не была реализована. Второй раз к этой идее
обратились при Николае I, однако начавшаяся стройка быстро прекратилась: водные пути сообщения не выдержали
конкуренции с железной дорогой. В третий раз помешала Первая мировая война, но проблема снабжения москвичей питьевой
водой не просто осталась, а становилась вс насущнее, и ею в начале 1930 х годов занялось правительство Страны Советов.
Кого только ни объявляли последним ро
мантиком! А они вс появляются на свет, про
биваются к вершинам, отсеивая наносное, как
шелуху, мешающую тянуться к солнцу. Олегу
Куваеву это гордое и печальное звание при
своила выставка его же книг, подготовленная
сотрудниками библиотеки. Надеюсь, поспе
шили с нерадостным прогнозом, и романтики
ещ дадут о себе знать, сломав стереотипы о
том, что же такое успешная жизнь. Может
быть, уже завтра нас удивит кто то из студен
тов Международного юридического институ
та, пришедших в библиотеку, чтобы из первых
уст узнать: каким же был их земляк Олег
Куваев?
А поделиться своими воспоминаниями го
товы были
самые родные писателю люди
жена Светлана Афанасьевна, сестра Галина
Михайловна, племянник Дмитрий.
Но вот
оно писательское счастье! близкие друзья
появились у Олега Михайловича и после смер
ти. Так, лучшим другом его называют
заслу
женного учителя России Анатолия Акимови
ча Коняева,
считающего Олега Куваева со
временным классиком. Мудрый наставник и
привл своих учеников на заочную встречу с
автором книг, которые необходимо читать в
юном возрасте, потому что они полны любви
и восхищения Человеком, и в обыденной
жизни способным на подвиг, ведь жизнь гео
лога главного героя произведений Кувае
ва требует ежедневного мужества и само
отдачи. А Олег Михайлович оставил в геоло
гии заметный след: его весомая работа до
сих пор пользуется спросом в научных кру
гах.
Ещ будучи студентом Московского геоло
горазведочного института им. Серго Орджо
никидзе, Олег отправляется в экспедиции на
Тянь Шань, в Киргизию и в верховья Амура.
Именно там, на Тянь Шане в 1956 году и был
написан первый рассказ Куваева За козеро
гами, была проложена параллельная дорога
жизни, ставшая со временем главной. Дове
лось Олегу Михайловичу работать и на Чукот
ке, и на острове Врангеля. Неудивительно, что
столь яркие впечатления в той или иной сте
пени отразились позднее в его романах. Луч
шим из них принято считать Территорию,
поскольку судьба этого романа была более
чем успешной. Помимо премии ВЦСПС и Ле
нинского комсомола, он выдержал более трид
цати изданий, в том числе и за рубежом.
Кстати, Олег Куваев единственный литера
тор, кому золотоискатели в благодарность за
то, что воспел в романе Территория их тру
довой подвиг, на собственные средства по
ставили бронзовый памятник.
Интерес к этому произведению пережива
ет воскрешение: в московских павильонах и
на Чукотке полным ходом идут съмки одно
имнного фильма.
Режисср Александр
Мельник признатся, что в юности носил
роман Куваева в рюкзаке. Это внушает на
дежду, что картина будет снята с бережли
вой любовью к оригиналу и послужит от
правной точкой для возрождения россий
ской геологии. И снова, как в 1970 х, начи
тавшись Куваева, отправятся в северные эк
спедиции юные романтики, хотя, по мнению
весьма искушнного читателя, представите
ля Комитета по культуре Ларисы Колиной,
вершиной творчества Олега Куваева следует
считать его последний, к сожалению, неза
конченный роман Правила бегства. С него
мог начаться совершенно новый период в
творчестве писателя, мыслителя, филосо
фа, диссидента. Не сложилось
Но остались книги. Кстати, первый посмер
тный трхтомник помог издать небезызвест
ный Роман Абрамович, бывший тогда Губер
натором Чукотки. Об этом рассказал
дирек
тор, в прошлом, издательства Художествен
ная литература Сергей Колесников.
Почи
тать книги земляка можно, в том числе, и в
юношеской библиотеке, которая уже четверть
века с гордостью носит имя Олега Куваева. По
воспоминаниям
директора королвской ЦБС
Галины Межуевой, добивались они этого пра
ва ни много ни мало десять лет! И это тогда,
когда имя писателя было на слуху.
Нина Полу
Под крылом
розовой чайки
розовой чайки
Юбилей присвоения имени такой необычный ли
тературный праздник прошл 18 сентября в город
ской юноше ской библиотеке им. О.М. Куваева.
Этот фестиваль существует третий год, но за это время
оброс крепкой репутацией серьзной стартовой площадки
для театральных коллективов домов культуры, самодеятель
ных студий при школах, ДОУ, интернатах, библиотеках. Так
что у талантов Королва есть все шансы удесятерить сво
участие в Давыдовском и завоевать в предстоящем сезоне
все призы и дипломы!
Для студий нашего города участие в Давыдовском стало
триумфальным: в прошлом сезоне фестиваля большая часть
призов отправилась к театралам Королва: в
номинации
Лучший сценический костюм выиграла
режисср Н.В. Кузь
мина (лицей 19 за постановку Как царь дочку замуж
выдавал). Диплом I степени в номинации Кукольный театр.
Старшая возрастная категория получила режисср
О.К. Сычва (молоджный экспериментальный театр
спектакль ростовых кукол Нью Мадагаскар).
А с 1 октября начинаются заочные отборочные туры тре
тьего сезона Давыдовского. О новшествах фестиваля луч
ше всех расскажет его бессменный
президент писатель и
драматург Ирина Агапова.
Ирина Анатольевна, есть желающие поучаствовать в
третьем Давыдовском?
Уже получены работы от некоторых коллективов Мос
квы. Планируется, что будет много участников из Подмоско
вья, Украины и Белоруссии. Фестивалем заинтересовался
русскоязычный театральный коллектив из Канн (Франция).
Ну и персонально приглашаем коллективы из Королва, к
которым лично я прониклась особой любовью и очень жду от
них много много разноплановых спектаклей!
Есть ли отличия третьего Давыдовского от предыду
щего?
Появились новые номинации. С прошлого сезона пере
кочевала потрясающая номинация Балет. Осталось много
традиционных номинаций Лучшая режиссура, Откры
тие года, Лучшая пьеса фестиваля, Современная дра
ма, Комедийная постановка, Миниатюра и прочее.
Ежегодно в числе вашего экспертного жюри оказыва
ются известные актры. Кто станет изюминкой нового
сезона?
Наш организатор и руководитель профессор Маргари
та Давыдова считает, что каждый последующий театраль
ный сезон должен быть лучше предыдущего. Сейчас обсуж
дается кандидатура нового лица фестиваля. Подумываем
пригласить Волочкову, раз появилась номинация Балет.
До какого срока можно подавать заявки и сдавать
материалы? И какого возраста должны быть участники
театральных коллективов?
Их возраст участников не ограничивается. В критериях
оценок имеются разные возрастные категории для конкур
сантов. Сроки отправки заявки и материала по 25 февраля
2013 года. Итоги фестиваля будут подведены в марте.
Отмечу, что участие заочное. В ТФД могут участвовать кол
лективы школ, детских садов, домов культуры, художественно
эстетических центров, а также отдельные исполнители. У нас
есть сайт www.tfd.ucoz.com. Там имеются и приглашение, и
условия участия, и бланк заявки, которую надо заполнить.
Адреса оргкомитета прежние:
agape7575@mail.ru,
ia200938@narod.ru
Не забудьте указать свои координаты: почтовый и электрон
ный адреса, телефон, название спектакля, ФИО руководителя.
В. БОБРОВ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
1 октября стартует III Московский меж
дународный театральный фестиваль
Давыдовский.
Артисты, на сцену!
карова, в те годы курировавшая городскую
культуру, подчеркнула, что из четырнадцати
библиотек ЦБС всего две стали именными
дурылинская и юношеская им. О.М. Куваева.
Ждт гостей и музей писателя на Болшев
ском шоссе, 31 (десять минут пешком от
станции Подлипки). На доме по улице Дзер
жинского, где Олег Куваев занимал всего
одну комнату в коммунальной квартире, есть
мемориальная доска. И вс же память о лю
бимом многим человеке нематериальна.
Она похожа на полумифическую розовую
чайку, стихи о которой прочл замечатель
ный поэт и тоже северный человек Вале
рий Кравец. Согласно древним чукотским по
верьям, розовая чайка приносит счастье тому,
кто е увидел. В случае с писателем не
увидел, а прочитал и проникся его честнос
тью, храбростью, любовью к людям. Ведь
любовь, не требующая даже взаимности, это
и есть счастье.
Юлия ЛАВРЯШИНА
Валентин Маслов со своей книгой.