background image
вторник
k
110, 2 октября 2012 г.
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА
ГОРОД ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Ольга Валентиновна, вокруг современной
школы в последнее время ведтся много дискус
сий. Существуют прямо противоположные точки
зрения на то, как учить, чему и сколько. Но пока
идут споры, образовательный процесс продол
жается. Как справляются педагоги Королва с
веяниями времени?
За последние годы мы действительно пере
жили немало перемен. Но, согласитесь, школа
должна соответствовать духу времени, идти в
ногу с веком, а в чм то, может, и опережать его.
Считаю, что педагогам нашего города это под
силу. И это не субъективная оценка. Тому есть
подтверждение объективное.
Распоряжением Президента Российской Феде
рации В.В. Путина 322 от 12 июля 2012 года за
высокие достижения в учебно воспитательном про
цессе, формирование интеллектуальной элиты Под
московья лицею научно инженерного профиля
объявлена Благодарность Президента РФ.
В этом большая заслуга директора лицея Люд
милы Ивановны Ивановой, которая создавала это
образовательное учреждение и на протяжении
многих лет была его бессменным руководителем.
Кстати, Людмила Ивановна была и моим учи
телем. Нисколько не преуменьшая заслуг дирек
тора лицея, думаю, правильно будет сказать, что
эта награда оценка всей образовательной сис
темы наукограда.
По итогам прошлого учебного года наши учи
теля и воспитатели стали победителями профес
сиональных конкурсов не только на муниципаль
ном, но и на региональном уровне.
Победителем муниципального и регионально
го этапов профессионального конкурса стала учи
тель русского языка и литературы гимназии 11
Валентина Александровна Коломиец. Ежегодная
именная премия Губернатора Московской облас
ти за высокие результаты в учебно воспитатель
ном процессе вручена учителю английского язы
ка гимназии 11 Алле Борисовне Фельдман.
За последние три года число школьников, уча
ствующих в олимпиадах, выросло на 6 тысяч че
ловек. А это значит, что уровень знаний учащихся
в целом в городе повышается. У нас есть учителя,
которые подготовили по два призра областного
этапа Всероссийской олимпиады школьников:
Ирина Борисовна Заплахова (гимназия 11),
Ольга Владимировна Уланова (лицей 19), Сер
гей Георгиевич Царв (ЛНИП), Светлана Анатоль
евна Цыганкова (лицей 19).
В общей сложности за высокие результаты,
достигнутые педагогами и их учениками приз
рами регионального этапа Всероссийской олим
пиады школьников, награждено 38 человек.
Пользуясь случаем, я хотела бы назвать хотя бы
некоторых из них. Это Галина Васильевна Зибро
ва (школа 20), Елена Николаевна Исайчева
(ЛНИП), Татьяна Николаевна Пильникова (школа
1), Ольга Владимировна Домашина (ЛНИП).
Выходит, в городе нет никаких проблем в
учительском сообществе?
Проблемы есть всегда. Просто я хотела под
черкнуть, что даже в такое сложное время, в эпоху
глобальных перемен в обществе в целом и в сис
теме образования в частности, наши педагоги
остаются на высоком профессиональном уровне.
Вс таки не будем забывать, что наш город отли
чается определнной спецификой. У нас высока
доля жителей с высшим образованием, истори
чески сложился сильный педагогический коллек
тив. Ну и, конечно, родители вносят свою лепту
ведь многие из них работают на градообразую
щих предприятиях, в учреждениях культуры и
науки федерального уровня.
А теперь вс таки давайте немножко о про
блемах.
Давайте. В Королве 75 образовательных
учреждений. Это если считать детские дошколь
ные.
Мы уже второе десятилетие живм в двадцать
первом веке. Соответственно требования к техни
ческому обеспечению образовательных учрежде
ний растут. А большинство помещений построено
десятилетия назад. И то, что было хорошо всего
10 15 лет назад, сегодня вчерашний день.
Поэтому простых ремонтов явно недостаточно.
Нужно переоборудование в соответствии с требо
5 октября учителя и воспитате
ли всего мира отмечают про
фессиональный праздник. Чем
живт сегодня педагогический
коллектив наукограда? Каки
ми достижениями встречает
День учителя? И что ждт в
перспективе отечественную об
разовательную систему? Об
этом наш разговор с предсе
дателем городского Комитета
образования О.В. Патрикеевой.
ваниями времени. Нужно приобретать современ
ное оборудование классов и кабинетов. На вс это
требуются немалые средства. Пока финансиро
вания явно не хватает.
Сегодня школы выживают в том числе и за счт
муниципально частного партнрства: поддержки
родителей, создания попечительских советов.
Глава и Администрация города, Совет депутатов
оказывают поддержку всей системе образования,
развивая е в рамках имеющихся экономических
возможностей города. По возможности оказыва
ется поддержка лучшим педагогам и молодым
специалистам. При этом хочу напомнить, что об
разование (как и здравоохранение) в части содер
жания входит в компетенцию субъекта Федера
ции, а не муниципального образования.
Зарплата учителей соответствует требова
ниям времени?
Вы знаете, конечно, в идеале хотелось бы,
чтобы труд педагога оплачивался гораздо выше.
Но вместе с тем, если сравнивать с 90 ми годами,
статус учителя существенно вырос. В образова
тельных учреждениях работает система стимули
рования результатов труда педагога. Нам важно
удержать опытных педагогов и привлекать моло
джь.
Это удатся?
В этом году к нам пришли 12 молодых
специалистов. Правительство Московской облас
ти в 2012 году выделило более 20 миллионов
рублей для единовременных выплат педагогам,
которые сразу после окончания вуза пришли ра
ботать в школы и детские сады.
Дополнительно к единовременной выплате от
областного Правительства ко Дню учителя моло
дые педагоги получат денежное поощрение в раз
мере 10 тысяч рублей. Но, к сожалению, удержать
чем то особым школа пока не может. Хотя зарп
латы педагогам систематически повышаются.
С 1 сентября они поднялись на 6%. А с 1 декабря
будет повышена зарплата педагогам дошкольных
учреждений на 50%.
Ольга Валентиновна, согласитесь, что сегод
ня социальный статус учителя в обществе недо
статочно высок. Если раньше учитель был авто
ритетом не только в сфере образования, но и в
сфере нравственности, то теперь зачастую мож
но встретить снисходительное отношение к педа
гогам со стороны определнной части общества.
Понятно, что это идт от невысокой культуры, и
тем не менее: как повысить статус учителя?
Здесь свою роль сыграли 90 е годы, когда
степень образованности, культуры, нравственно
сти отошла на задний план. Героями дня стали
люди, которые умели зарабатывать деньги. Высо
кий статус в обществе начал определяться не
уровнем культуры, а уровнем доходов. В услови
ях, когда размер кошелька стал определяющим,
учитель оказался в невыигрышной ситуации.
В последнее время многое делается для повы
шения статуса педагога и образования вообще.
Но это задача не одного дня. Одновременно с
уровнем оплаты труда педагогов должен повы
шаться уровень культуры всего общества. Когда
станет стыдно быть необразованным, бескуль
турным, тогда и роль учителя в обществе возрас
тт.
Вместе с тем я считаю, что в нашем наукограде
педагоги играют заметную не только воспита
тельную, но и социальную роль. Возьмм, к при
меру, школу 2 в микрорайоне Первомайском.
Ведь она по инициативе директора Валентины
Николаевны Уродливченко стала центром микро
района, куда можно прийти практически в любое
время. Ей удалось организовать взаимодействие
со всеми структурами, которые находятся в мик
рорайоне. И такие центры притяжения есть во
всех районах города, ими стали очень многие
образовательные учреждения.
К слову, о центрах притяжения. Куда исчез
ли из наших школ кружки? Почему не стало про
длнки? Ведь внешкольные формы работы с деть
ми всегда считались одним из эффективных ме
тодов воспитания, организации занятости
Да, это вс ушло около двух лет назад по
причине введения в Московской области метода
нормативно подушевого финансирования. Ведь
все штатные единицы в школе финансируются за
счт областного бюджета.
В результате внедрения новой схемы финанси
рования только в Королве пришлось сократить
700 специалистов. В первую очередь это косну
лось педагогов дополнительного образования и
групп продлнного дня.
Нормативно подушевое финансирование на
правлено на осуществление образовательных
стандартов, или, говоря проще, на выполнение
учебного плана. Вс, что остатся за его рамками,
может обеспечиваться при условии наличия фи
нансовых средств и зависит от того, насколько
сбалансировано штатное расписание школы, вы
полняются ли нормативные требования по напол
няемости классов и др.
То есть за школой остаются знания. Где в
таком случае учиться гармонии, которой принято
поверять алгебру?
В учреждениях дополнительного образова
ния. У нас в городе их 10. Это Центр развития
творчества детей и юношества, Дом юных техни
ков, центр Гармония, Школа искусств Адреса
хорошо известны (вся информация представлена
на сайте городского Комитета образования
korolevedu.ru). В общей сложности в таких учреж
дениях дело по душе может найти любой. Важно,
чтобы родители проявили инициативу и желание
развивать ребнка.
Более того, сейчас складывается союз учреж
дений дополнительного образования и школ. На
базе многих школ силами педагогов дополни
тельного образования организованы кружки.
Ольга Валентиновна, не могу не спросить о
новых образовательных стандартах, которые ут
верждены для средней школы. Что ожидает уче
ников и, конечно, родителей?
7 мая вышел Указ Президента РФ О мерах
по реализации государственной политики в обла
сти образования и науки. В июле 2012 года были
утверждены федеральные государственные стан
дарты полного среднего образования. С этими
документами можно ознакомиться на сайтах го
родского Комитета образования и Министерства
образования и науки РФ.
Сейчас в школе учащиеся старших классов изу
чают 14 обязательных предметов, и набор их не
менялся многие годы. В 80 е годы была введена
информатика, а с 1 сентября 2012 года в 4 х
классах введн новый предмет Основы религи
озных культур и светской этики.
Согласно новым стандартам вводится профиль
ное обучение. Школьники старших классов смо
гут выбрать, по какому из профилей им обучать
ся: естественно научному, гуманитарному, соци
ально экономическому, технологическому или
универсальному.
В рамках каждого из профилей изучается 9
10 дисциплин. При этом шесть предметов явля
ются обязательными: Русский язык и литерату
ра, Иностранный язык, Математика: алгебра
и начало математического анализа, геометрия,
История, Физическая культура, Основы бе
зопасности жизнедеятельности. Остальные 3
4 предмета учащиеся смогут выбрать.
Также вводится двухуровневая система изуче
ния предметов: на базовом или углублнном уров
не. При этом 3 4 профильные дисциплины
осваиваются учащимся углублнно.
Ещ одним новшеством является индивиду
альный проект, который каждый школьник дол
жен выполнить под руководством тьютора. Срок
его исполнения 1 2 года. Проект готовится по
одному или нескольким предметам в познава
тельной, практической, художественно творчес
кой или иной области деятельности. В результате
должны получиться завершнное исследование
или разработанный проект (инженерный, конст
рукторский, социальный и др.).
Кроме того, все одиннадцатиклассники кроме
математики, русского языка и литературы долж
ны будут сдавать ЕГЭ по иностранному языку.
Стандарт, прежде всего, ориентирован на под
готовку к последующему профессиональному
образованию. Ведь к этому времени дети, как
правило, уже определяются с выбором профес
сии.
И когда начнт действовать новый стан
дарт?
Повсеместно стандарт будет введн с 1 сен
тября 2020 года. То есть те дети, которые в этом
году пошли в первый класс, в 10 м классе будут
учиться по новому.
Ольга Валентиновна, 5 октября педагоги от
мечают профессиональный праздник Всемир
ный день учителя. Что бы вы, как руководитель
образовательного ведомства, как педагог, поже
лали своим коллегам накануне праздника?
Прежде всего, конечно, профессионального
мастерства и заинтересованных учеников. А кро
ме того, здоровья и семейного благополучия.
Потому что когда у человека в семье вс в поряд
ке, он и на работу идт с хорошим настроением.
Беседовала Юлия ОБУХОВА
Ольга
Патрикеева:
Мы готовы работать в школе XXI века
Мы готовы работать в школе XXI века
Мы готовы работать в школе XXI века
Фото Валерия ТРОСЬКО
Фото Валерия ТРОСЬКО
Дома на улице Подлесной их строительство
в конце 1990 х годов и сегодняшний день.